электронный научно-экономический журнал стр 20
Возможности инновационного развития промышленной политики в пределах российского Северо-Запада
Демерчи Виктория Вадимовна Воробьев Вадим Петрович
Санкт-Петербургский государственный университет
Demerchi Victoria, V. Vorobyev Vadim, V.
St. Petersburg State University of Economics St. Petersburg, Russian Federation
Аннотация. В статье дана оценка характера промышленного развития в пределах Северо-Западного федерального округа России, сформулированы предложению по решения задач модернизации экономики региона.
Ключевые слова: промышленная политика, инновации, развитие, регион
POSSIBILITY OF INNOVATION INDUSTRIAL POLICY WITHIN THE RUSSIAN NORTH-WEST
Abstract. The article assesses the nature of industrial development within the North-West Federal District of Russia, to formulate proposals for solving the problems of modernization of the regional economy.
Keywords: industrial policy, innovation, development, region
Современные условия хозяйствования характеризуются очевидной необходимостью построения новой экономической системы, которая была бы сопоставима с глобальным характером развития мировой экономики.
Что касается российской экономики, то в ней особенность заключается в необходимости качественного изменения ее промышленного сектора [3].
В условиях внешнеэкономических и внешнеполитических ограничений, таких. как западные санкции и ослабление курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам, возникает необходимость формирования нового типа экономики, наличия высокотехнологичного промышленного сектора на основе инновационного производства.
Тем более в условиях внешнеэкономических вызовов промышленный сектор экономики страны сейчас может выйти на новый технологический уровень развития. Это связано с тем, что из-за ограничений на импорт продукции, из-за экономического кризиса Россия имеет все шансы на реидустриализацию, появилась необходимость в модернизации экономики и в создании абсолютно новой промышленной политики [4], которая может помочь стране преодолеть технологический застой и выйти на новый технологический уклад.
Как экономика Северо-Запада переживает кризисный период?
В зоне интенсивного спада производства находятся не только имеющие мощную гражданскую обрабатывающую промышленность Санкт-Петербург и Калининградская область, но и теоретически вроде бы менее уязвимая Архангельская область. По итогам прошлого года Архангельская область показала худшую динамику за последние четыре года - накопленный спад промышленного производства превысил 20% к
электронный научно-экономический журнал стр 21
уровню 2010 года.
В то же время в зоне устойчиво высоких темпов роста Новгородская область уверенно обыгрывает Республику Коми, Вологодскую область и Мурманскую область. Новгородская область - абсолютный лидер в СЗФО по динамике промпроизводства последнего пятилетия. По итогам прошлого года регион нарастил индустриальный выпуск по сравнению с минимальным уровнем предыдущего кризиса (2009 год) почти в полтора раза.
Высокие темпы роста промышленного выпуска в Вологодской области поддерживает металлургическая отрасль.
Казалось бы, козырем регионов добычи, обеспечивающим наращивание промпроизводства, должен являться слабеющий рубль. Однако формируемой в отрасли добавленной стоимости оказывается недостаточно для обеспечения роста реальных доходов населения и развития секторов, ориентированных на потребительский спрос (розничная торговля, услуги, операции с недвижимым имуществом и др.). Если за период с 2009 по 2015 год реальные доходы населения в регионах Южной зоны Северо-Запада (включая Калининградскую область) выросли на 15,7%, то в Северной зоне - лишь на 4,4% (http://www. expertnw.ru/news/2016-02-09/regiony-derzhat-udar).
Таким образом, по нашему мнению, новая промышленная политика, направленная на инновационный путь развития, способна решить проблему технологического отставания страны, а также может стать основой структурной перестройки экономики РФ.
Как констатировал министр промышленности Д. Мантуров на заседании президиума Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России 5 февраля 2016 г., Россия значительно отстает от стран - технологических лидеров по объемам импорта технологий. В частности, в
2014 году Россия потратила на эти цели всего $2,4 млрд, в то время как в 2011 году США закупили иностранных технологий на $35 млрд, Япония - на $19 млрд, а Китай - на $15 млрд.
Промышленность Северо-Западного федерального округа занимает лидирующее место среди отраслей экономики округа. Исключительное географическое месторасположение способствует его внешнеэкономическому развитию.
Велико значение Северо-Запада как крупной перспективной природно-ресурсной базы развития страны. Также округ играет важную роль в освоении арктических территорий, примыкающих к Российской Федерации. Однако продолжающийся обвал нефтяных цен не создает весомых предпосылок для разработки арктических ресурсов страны с приемлемой рентабельностью.
Северо-Запад России, и прежде всего Санкт-Петербург, остается одной из важнейших баз научно-технического прогресса и инновационного развития экономики России, производства высокотехнологичной продукции, средств современного транспорта.
Формирование промышленной политики в пределах Северо-Западного федерального округа достаточно сложная задача для реализации инновационного сценария развития промышленной отрасли национальной экономики. При исследовании вопросов, связанных с разработкой промышленной политики в пределах российского Северо-Запада, следует опираться на нормативно-правовую базу [1].
Вопросы разработки промышленной политики в пределах Северо-Западного федерального округа регулируются следующими основными нормативно-правовыми документами [2]: ФЗ от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.; «Стратегия 2020», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-Р; ФЗ от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», вступивший в силу 30.06.2015 г.; Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 2074-р 18 ноября 2011 года.
Серьезные изменения в стратегическом планировании на всех уровнях (федеральном, окружном, региональном, местном) связаны с принятием Федерального закона от 28.06.2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», определившим новую структуру объектов стратегического управления, систему документов долгосрочного планирования и сроков их действия. В июле
2015 года был объявлен Открытый конкурс Администрации Президента Российской Федерации на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Актуализация Стратегии социально-экономического
электронный научно-экономический журнал стр 22
развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года с учетом достигнутых показателей исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606». 4 августа 2015 года АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» объявлено победителем Открытого конкурса. С целью выполнения контракта Стратегическим партнерством сформирован временный трудовой коллектив из специалистов крупнейших научно-исследовательских организаций. Итоговая версия проекта актуализированной Стратегии представлена на заседании Экспертного совета АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» 22 декабря 2015 года.
Корректировку проекта Стратегии социально-экономического развития макрорегиона «СевероЗападный федеральный округ» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года в соответствии с замечаниями органов исполнительной власти субъектов СЗФО, а также организаций-учредителей Партнерства и иных заинтересованных участников стратегического планирования завершается в марте 2016 года (http://www.n-west.ru/strateg-planirovanie/).
Модернизация экономики Северо-Западного федерального округа зависит от структурных преобразований. Поэтому весьма очевидным представляется наличие эффективной системы управления развитием промышленной политики в пределах федерального округа.
В своей работе [5], авторы выдвинули следующее предложение: в качестве субъекта управления государственной промышленной политики на уровне федерального округа назначить окружные структуры, которые могут осуществлять регулирование экономическим развитием в пределах округа. Мы разделяем мнение авторов и тем самым предполагаем, что в Северо-Западном федеральном округе видится продуктивным создание именно такого органа управления.
В нашем государстве действительно существуют сдвиги, направленные на развитие инноваций в промышленной сфере, как подтверждение приведем в пример статью Д. Рогозина [7]. В статье автор утверждает, что в условиях шестого технологического уклада производство будет осуществляться цифровыми фабриками.
Ядром нового технологического уклада является совокупность NBIC-технологий. Название представляет собой аббревиатуру от начальных букв термина «нано-, био-, информационные и когнитивные технологии» (nano-,bio-,information and cognitive technology). По мнению представителей Национального научного фонда США, регулирующего финансирование научных проектов, именно NBIC-технологии определят развитие цивилизации на ближайшие 50 лет [6].
Подводя итог, отметим, что для решения задач модернизации экономики в пределах СевероЗападного федерального округа необходимо [1]:
- создание новой промышленной политики, направленной на инновационный путь развития;
- создание структуры управления промышленной политикой;
- делать акцент на импортонезависимость;
- создание площадок/кластеров для успешной реализации новой промышленной политики;
- активное государственное вмешательство в процессы технологического развития;
- эффективное использование сырьевого, кадрового, интеллектуального и научного потенциала;
- акцентировать внимание на кадры путем создания программ подготовки квалифицированного персонала для работы с высокими технологиями.
Перечисленные предложения обуславливают переход к новой модели экономического развития, которая связана с опережающим развитием секторов промышленности и услуг. Подготовка квалифицированного персонала может повысить экономическую эффективность промышленности, помочь ей преодолеть технологический застой и сделать рывок вперед, в новую промышленную революцию.
электронный научно-экономический журнал стр 23
Список литературы
1. Демерчи В.В. Новая промышленная политика как фактор инновационного развития экономики Северо-Запада// Вопросы экономики и права. 2015. № 11. С 154-157.
2. Демерчи В.В. Государственное регулирование развития промышленной политики в рамках региона // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 6 (96).
С. 106-109.
3. Комаров А.Г. Государственное регулирование развития высокотехнологичного промышленного комплекса в условиях нестабильной экономической среды. СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2009. 204 с.
4. Кузнецов С.В., Межевич Н.М. Промышленная политика в условиях вызовов 2015 года. Перспективы для России и Санкт-Петербурга // Экспертный союз. Спецвыпуск № 3. 2015.
5. Максимцев И.А., Карлик А.Е., Рохчин В.Е. Государственное регулирование экономического развития в пределах федеральных округов в научных исследованиях СПБГЭУ // Известия СПБГЭУ 2015.
№ 1(91). С.7-17.
6. Мусаев А, Шевчук А. Тихая когнитивная революция // Эксперт. 2016. № 4 (972). С. 44-51.
7. Рогозин Д. О. Танки будем печатать // Российская Газета. 07.03.2015 г. № 6326.