Список литературы
1. Белозеров О.И. Анализ проблем профессионального образования // Academy, 2017. № 11. С. 83-86.
2. Белозеров О.И. Сокращение количества образовательных организаций // Аккредитация в образовании, 2014. № 76. С. 34-35.
ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ Прищеп Ю.В.
Прищеп Юлия Васильевна - студент, психолого-социальный факультет, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
Минздрава Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в работе рассматриваются актуальные проблемы профориентации молодежи. При проведении исследования были определен масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников; выявлены факторы, влияющие на выбор будущей профессии; выявлены основные проблемы профориентации. Ключевые слова: профессия, профориентация, рынок труда, безработица, самоопределение.
Сегодня, когда окружающий нас мир как никогда изменчив и динамичен, мир профессий отражает все его экономические, социальные и даже политические изменения, а диктуемые им требования к личности постоянно изменяются, естественно, что ещё более остро встают проблемы профориентации [1, с. 135].
В идеальной ситуации подросток должен быть активным, деятельным, уметь быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и примерно определять, насколько его личностные качества подходят под выбранную специальность. По факту же старшеклассники могут полагаться только на самого себя и непрофессиональную помощь родителей и друзей [2, с. 46].
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена: важностью выбора профессии в жизни каждого человека, негативным влиянием неосознанного выбора профессии, как на самого человека, так и на общество, динамичностью рынка труда.
Цель исследования - выявление актуальных проблем системы профессиональной ориентации молодежи.
Задачи исследования
1. определить масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников,
2. определить актуальность информации о рынке труда, предоставляемой в процессе профориентации,
3. определить факторы, влияющие на выбор будущей профессии,
4. выявить основные проблемы профориентации.
Методы исследования: метод теоретического анализа научной литературы; метод анкетирования; метод интервью; метод количественной обработки данных.
Научная новизна: данные исследования могут быть применены при разработке программ профессиональной ориентации школьников.
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 113 респондентов в возрасте от 14 до 30 лет.
Результаты исследования: по данным исследования участниками профориентационных мероприятий в школе были только 64% респондентов.
67% респондентов отметили, что профориентация не оказала никакого влияния на выбор их будущей профессии. При этом выявлено, что основными факторами, влияющими на выбор будущей профессии респондентов данной группы, являются мнение родителей и советы знакомых (37% и 28% соответственно). Самостоятельно выбрали профессию только 18% респондентов.
Для выявления проблем современной системы профориентации школьников респондентам был задан вопрос о предоставлении информации о рынке труда, о настоящем и планируемом спросе, будущей профессии.
По результатам исследования выявлено, что больше половины респондентов (59%) на момент выбора профессии не обладали никакой информацией о рынке труда. Данный фактор, по нашему мнению, является одной из основных проблем современной российской системы профориентации, что может привести к возникновению и усугублению проблем профессиональной реализации и безработицы, оказать негативное влияющие на доверительность отношения к профориентационным мероприятиям в целом.
При ответе на вопрос об альтернативных источниках информации о рынке труда респонденты в большинстве случаев указали советы родственников и знакомых, т.е. мнения, вероятно, основанные на личном опыте и собственных предположениях, а не на анализе рынка труда.
Таким образом, анализ результатов исследования показал, что масштаб проводимых профориентационных мероприятий не в полной мере отвечает требованиям современного рынка труда; информация о рынке труда, предоставляемая в ходе профориентационных мероприятий, не является актуальной и не оказывает влияния на выбор профессии; при выборе профессии школьники в большей степени склонны полагаться на мнение семьи, а не на личные предпочтения или информацию о рынке труда, что может негативно сказываться на их дальнейшей профессиональной реализации; к основным проблемам профориентации можно отнести недостаточный охват мероприятий, что может привести к отсутствию достоверной информации на рынке труда и неактуальность информации на рынке труда, последствиями которой являются: недоверительное отношение к профориентации, проблемы с профессиональной реализацией молодежи и безработица. Существующая система профориентации не отвечает современным требованиям рынка труда и требует актуализации.
Список литературы
1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации.
Издательство: Спб.: Речь, 2006. 240 с.
2. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов. М.:
Академический проект, 2007. 331 с.