Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ «ГРУПП СМЕРТИ»'

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ «ГРУПП СМЕРТИ» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
184
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоубийство / суицид / суицидальное поведение / девиация / профилактика / несовершеннолетние / подросток / противодействие / вовлечение / информационная безопасность / suicide / suicidal behavior / deviation / prevention / adolescents / minors / teenagers / counteraction / involvement / information security

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Виолетта Владиславовна Чернухина

Введение. Актуальность работы выражается в существовании проблемы, связанной с низкой эффективностью профилактической работы в школе в сфере противодействия суицидальному поведению и правонарушениям, побуждающим подростков к самоубийству, что подтверждается статистическими данными. Целью исследования является определить основные проблемные направления, препятствующие формированию эффективной системы по профилактике суицидов среди подростков и обозначить пути их решения. Новизна работы определена скудностью криминологических исследований в данной области, а также с выработкой актуальных для настоящего времени предложений по улучшению качества проводимой профилактической работы. Материалы и методы. При подготовке работы автор прибегал к использованию сравнительного, логического, статистического и формально-юридического методов, метода анализа, обобщения и социологического опроса, а также других. При написании статьи использовались труды отечественных исследователей, нормативная база, информационно-аналитические материалы, публикации СМИ, а также личный опыт профессиональной деятельности. Анализ. Основный проблемой профилактики подростковых суицидов и правонарушений суицидальной направленности по-прежнему являются низкий уровень профессиональной компетентности школьных психологов и отсутствие у них навыков работы с детьми в критических ситуациях, дефицит кадров в образовательных организациях, неосведомленность педагогов о существующих угрозах в информационном пространстве. Достижение положительного профилактического эффекта, способного влиять на сиуцидальную ситуацию в России и регионе, возможно путем реализация комплекса правовых, технических и содержательных (контентных) мероприятий. Результаты. В целях улучшения суицидальной ситуации и совершенствования профилактической работы в данном направлении автором предлагаются мероприятия, связанные с упрочением взаимодействия между институтами семьи и школы; повышением уровня координации между субъектами профилактики подростковых суицидов и обмен результатами аналитической работы; внедрением адресных профилактических практик, ориентированных на современную молодежь; а также совершенствованием системы психологической помощи и реабилитации в постсуициде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Виолетта Владиславовна Чернухина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PREVENTING SUICIDAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND COUNTERING RIGHT VIOLATION (CRIMES) RELATED TO THE ACTIVITIES OF «DEATH GROUPS»

Introduction. The relevance of the work is expressed in the existence of a problem associated with the low effectiveness of preventive work at school in the field of countering suicidal behavior and offenses that encourage adolescents to commit suicide, which is confirmed by statistical data. The aim of the study is to identify the main problem areas that hinder the formation of an effective system for the prevention of suicide among adolescents and to identify ways to solve them. The novelty of the work is determined by the scarcity of criminological research in this area, as well as with the development of relevant proposals for improving the quality of preventive work carried out. Materials and methods. In preparing the work, the author resorted to the use of comparative, logical, statistical and formal legal methods, the method of analysis, generalization and sociological survey, as well as others. The works of domestic researchers, the regulatory framework, information and analytical materials, media publications, as well as personal professional experience were used. Analysis. The main problem of preventing teenage suicides and suicidal offenses is still the low level of professional competence of school psychologists and their lack of skills to work with children in critical situations, a shortage of personnel in educational organizations, lack of awareness of teachers about existing threats in the information space. Achieving a positive preventive effect that can influence the suicide situation in Russia and the region is possible through the implementation of a set of legal, technical and substantive (content) measures. Results. In order to improve the suicidal situation and preventive work in this direction the author suggests measures related to strengthening interaction between family and school institutions; increasing the level of coordination between the subjects of adolescent suicide prevention and the exchange of analytical results; the introduction of targeted preventive practices aimed at modern youth; as well as the improvement of the system of psychological assistance and rehabilitation in post-suicide.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ «ГРУПП СМЕРТИ»»

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.3.18

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ «ГРУПП СМЕРТИ»

Виолетта Владиславовна Чернухина 1

1 Северо-Кавказский федеральный университет (д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация) Аспирант

ORCID: https://orcid.org/0009-0006-4740-8515 E-mail: violetta2204@yandex.ru

Аннотация. Введение. Актуальность работы выражается в существовании проблемы, связанной с низкой эффективностью профилактической работы в школе в сфере противодействия суицидальному поведению и правонарушениям, побуждающим подростков к самоубийству, что подтверждается статистическими данными. Целью исследования является определить основные проблемные направления, препятствующие формированию эффективной системы по профилактике суицидов среди подростков и обозначить пути их решения. Новизна работы определена скудностью криминологических исследований в данной области, а также с выработкой актуальных для настоящего времени предложений по улучшению качества проводимой профилактической работы. Материалы и методы. При подготовке работы автор прибегал к использованию сравнительного, логического, статистического и формально-юридического методов, метода анализа, обобщения и социологического опроса, а также других. При написании статьи использовались труды отечественных исследователей, нормативная база, информационно-аналитические материалы, публикации СМИ, а также личный опыт профессиональной деятельности. Анализ. Основный проблемой профилактики подростковых суицидов и правонарушений суицидальной направленности по-прежнему являются низкий уровень профессиональной компетентности школьных психологов и отсутствие у них навыков работы с детьми в критических ситуациях, дефицит кадров в образовательных организациях, неосведомленность педагогов о существующих угрозах в информационном пространстве.

Research article

Достижение положительного профилактического эффекта, способного влиять на сиуцидальную ситуацию в России и регионе, возможно путем реализация комплекса правовых, технических и содержательных (контентных) мероприятий. Результаты. В целях улучшения суицидальной ситуации и совершенствования профилактической работы в данном направлении автором предлагаются мероприятия, связанные с упрочением взаимодействия между институтами семьи и школы; повышением уровня координации между субъектами профилактики подростковых суицидов и обмен результатами аналитической работы; внедрением адресных профилактических практик, ориентированных на современную молодежь; а также совершенствованием системы психологической помощи и реабилитации в постсуициде.

Ключевые слова: самоубийство, суицид, суицидальное поведение, девиация, профилактика, несовершеннолетние, подросток, противодействие, вовлечение, информационная безопасность

Для цитирования: Чернухина В. В. Проблемы профилактики суицидального поведения подростков в образовательной среде и противодействие преступлениям, связанным с деятельностью «групп смерти»// Гуманитарные и юридические исследования. 2023. Т. 10 (3). С. 493-503. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.3.18

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию: 13.05.2023. Статья одобрена после рецензирования: 17.06.2023. Статья принята к публикации: 26.07.2023.

PROBLEMS OF PREVENTING SUICIDAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND COUNTERING RIGHT VIOLATION (CRIMES) RELATED TO THE ACTIVITIES OF «DEATH GROUPS»

Violetta V. Chernukhina1

1 North-Caucasus Federal University (1, Pushkina St., Stavropol, 355017, Russian Federation) Postgraduate

ORCID: https://orcid.org/0009-0006-4740-8515 E-mail: violetta2204@yandex.ru

Abstract. Introduction. The relevance of the work is expressed in the existence of a problem associated with the low effectiveness of preventive work at school in the field of countering suicidal behavior and offenses that encourage adolescents to commit suicide, which is

confirmed by statistical data. The aim of the study is to identify the main problem areas that hinder the formation of an effective system for the prevention of suicide among adolescents and to identify ways to solve them. The novelty of the work is determined by the scarcity of criminological

© Чернухина В. В., 2023

research in this area, as well as with the development of relevant proposals for improving the quality of preventive work carried out. Materials and methods. In preparing the work, the author resorted to the use of comparative, logical, statistical and formal legal methods, the method of analysis, generalization and sociological survey, as well as others. The works of domestic researchers, the regulatory framework, information and analytical materials, media publications, as well as personal professional experience were used. Analysis. The main problem of preventing teenage suicides and suicidal offenses is still the low level of professional competence of school psychologists and their lack of skills to work with children in critical situations, a shortage of personnel in educational organizations, lack of awareness of teachers about existing threats in the information space. Achieving a positive preventive effect that can influence the suicide situation in Russia and the region is possible through the implementation of a set of legal, technical and substantive (content) measures. Results. In order to improve the suicidal situation and preventive work in this direction the author suggests

Введение. Нормальное развитие подростка возможно только в условиях благоприятных для его психики и физического состояния. Большое значение имеет характер и качество межличностного общения, а также участие и вовлеченность родителей, педагогов, в том числе педагогов-психологов, в создание комфортных условий для развития личности ребенка в образовательной среде. Проявление психологического насилия по отношению к несовершеннолетнему может наложить на его личность существенный отпечаток, оставив глубокие психологические раны, в том числе сформировать в нем суицидальные наклонности, повлиять на выбор профессии и определение своего места в жизни.

В целях предупреждения формирования у подростков суицидального мировоззрения родителям, педагогам и психологам в школе важно своевременно выявлять факты девиантного и (или) иного отклоняющегося поведения, пресекать ситуации, связанные с травлей и публичным унижением достоинства ребенка, проводить с детьми беседы с целью предупреждения буллин-га в образовательном комплексе.

Для достижения полноценного профилактического воздействия немаловажным является участие родителей в общественной жизни ребенка и создание единого воспитательного и профилактического пространства «семья-школа».

Актуальность работы выражается в существовании проблемы, связанной с низкой эффективностью профилактической работы в школе в сфере противодействия суицидальному поведению и правонарушениям, побуждающим подростков к различным формам девиации, в том числе самоубийству.

Кроме того, профилактика самоубийств среди детей является одной из главных задач в сфере сбережения подростков и укрепления семейного

measures related to strengthening interaction between family and school institutions; increasing the level of coordination between the subjects of adolescent suicide prevention and the exchange of analytical results; the introduction of targeted preventive practices aimed at modern youth; as well as the improvement of the system of psychological assistance and rehabilitation in post-suicide.

Keywords: suicide, suicidal behavior, deviation, prevention, adolescents, minors, teenagers, counteraction, involvement, information security

For citation: Chernukhina V. V. Problems of preventing suicidal behavior of adolescents in the educational environment and countering right violation (crimes) related to the activities of «death groups». Humanities and law research. 2023;10(3):493-503. (In Russian). https:// doi.org/10.37493/2409-1030.2023.3.18

Conflict of interest: the author declares no conflicts of interests.

The article was submitted: 13.05.2023.

The article was approved after reviewing: 17.06.2023.

The article was accepted for publication: 26.07.2023.

благополучия, декларированных Стратегией комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 г, утвержденной Указом Президента РФ от 17.05.2023 № 358, что говорит об особом отношении к исследуемой теме со стороны государства.

Целью исследования является определить основные проблемные направления, препятствующие формированию действенной системы по профилактике суицидов среди подростков в образовательном комплексе, и обозначить пути решения.

Новизна работы, в первую очередь, связана со скудностью существующего объема криминологических исследований в данной области, в том числе посвященных проблемам профилактики данного вида правонарушений, а также с выработкой предложений по улучшению качества проводимой профилактической работы с подростками и молодежью, в том числе с возможностью экстраполяции предлагаемых мер на другие категории граждан, испытывающих пагубное психологическое воздействие.

Материалы и методы. Учитывая, что проблема подростковых суицидов носит междисциплинарный характер и затрагивает вопросы, входящие в предмет не только права и криминологии, но также психологии, социологии и педагогики, при подготовке работы автор прибегал к использованию сравнительного, логического, статистического и формально-юридического методов, метода анализа, обобщения и социологического опроса, а также других.

При написании статьи использовались труды отечественных ученых и исследователей, подвергалась анализу российский законодательный массив, регулирующий вопросы организации профилактической работы в указанном направлении.

Кроме того, использовался личный профессиональный опыт работы в сфере профилактики правонарушений, в том числе среди подростков и молодежи, в управлении по общественной безопасности аппарата Правительства Ставропольского края, информационно-аналитические материалы по данной тематики, публикации средств массовой информации.

Анализ. Прежде чем перейти к непосредственному анализу суицидальной ситуации среди несовершеннолетних в Российской Федерации и на Ставрополье, в частности, а также выработке предложений по ее улучшению, следует остановиться на двух важных аспектах.

Во-первых, в соответствии с законодательством Российской Федерации самоубийство не является преступлением, несмотря на свою разрушительную, противоестественную и антисоциальную природу. Вопрос формирования внутреннего конфликта, его генезис, причины, условия и факторы совершения суицида беспокоил на протяжении веков умы не только философов и религиозных деятелей, но и представителей медицинской и юридической науки, а с развитием общественных наук - психологов и социологов, оставаясь актуальным и по настоящий день.

Во-вторых, суицид может быть простым или носить криминальный характер. Да, несмотря на всю многоаспектность, сложность и непостижимость явления простого суицида, он находится вне рамок уголовно-правовой регламентации, при этом выступая предметом лишь социального и религиозного осмысления. Но существует он там лишь до тех пор, пока наличествует самостоятельно сформулированное намерение суици-дента на уход из жизни.

В случаях же насильственного ограничения свободы воли либо злонамеренного преступного влияния на психику и поведение человека извне, речь будет идти о собственно криминальном суициде, а порой и об опосредованном убийстве.

Так, М. Ю. Пучинина под криминальным суицидом понимает намеренное лишение себя жизни, вызванное физическим и (или) психологическим воздействием со стороны третьего лица, при котором у потерпевшего сохраняется свобода воли, т. е. объективная возможность руководить своими действиями (жить или погибнуть) [10].

От себя хотим добавить, что свобода распоряжаться своими действиями у жертвы преступлений суицидальной направленности сохраняется все же формально, поскольку как правило человек на протяжении продолжительного времени находится в ситуации, пагубно воздействующей на его психику и целостность личности.

Как бы ни были равнозначно печальны и разрушительны последствия простых самоубийств, их отличает тривиальность причин и отсутствие воздействия со стороны третьих лиц при принятии фатального решений.

Несмотря на юридически значимое отличие обстоятельств совершения простых и криминальных самоубийств, их объединяет наличие психического отклонения или душевной болезни суи-цидента. В частности, Е. А. Суворова отмечает, что в определенной степени основной причиной совершения суицида почти всегда служит психическое состояние (отклонение) самого погибшего. Из этого следует, что для установления причин совершения конкретного самоубийства прежде всего стоит исследовать поведение пострадавшего, а также его состояние здоровья. Во многих случаях связь между самоубийствами и психическими расстройствам была достоверно установлена [15, с. 23]. Простыми словами, психически здоровый человек не выберет путь самоубийства, как избавление от бытовых проблем.

В целом к психологическим факторам преступлений, предусмотренных статьями о доведении, склонении или содействии самоубийству (статьи 110, 110.1 УК РФ), можно отнести повышенное чувство тревожности, расстройства психики, вызванные ухудшением физического состояния организма (болезнью), депрессией на фоне утраты близкого человека; отставание в образовательном процессе, буллинг в кругу сверстников, неразделенную любовь, а также биологически обусловленную и свойственную подросткам психологическую незрелость, излишнюю эмоциональность, повышенную раздражительность, резкие смены настроения, потребность выразить протест, юношеский максимализм и другое.

Как известно, подростковый возраст наиболее восприимчив и подвержен социальным девиациям. Это обусловлено, в первую очередь, биологическими факторами, ведь в подростковый период происходит развитие мозга, его когнитивных функций, а равно способности к рациональному мышлению. Как пишет в своей книге «Биология добра и зла» Роберт Сапольски, американский нейроэндокринолог, профессор биологии, неврологии и нейрохирургии Стэнфордского университета, исследователь, писатель и популяризатор науки: «В мозге самой последней созревает лобная кора - лишь к двадцати-тридцати годам она превращается в полноценный рабочий ресурс. <...> Отсюда вытекают два важных следствия: 1) ни одна часть мозга не формируется в подростковом возрасте так интенсивно, как лобная кора; 2) мы не сможем понять подростковый возраст вне контекста запоздавшего развития лобной коры. У подростка уже имеются в полной боевой готовности и лимбическая, и автономная, и гормональная системы, а лобная кора еще «на подходе», и может посылать только скудный набор инструкций. Именно потому подростки такие ранимые, незрелые, импульсивные, возбудимые, всёразрушающие и саморазрушающие, самоотверженные и самолюбивые. <...> Другими

словами, это время наивысшего риска, поиска новизны и дружбы с равными. И все из-за незрелости лобной коры» [13, с. 214].

Родителю и педагогу стоит понимать, что зацикливание на собственных неудачах и конфликтах с окружающими, в том числе сверстниками, нерешительность, низкая самооценка, пассивно-агрессивное состояние, напряженность, -является признаками нахождения подростка в кризисных и психотравмирующих ситуациях, которые могут привести к суициду.

Нормативную базу по профилактике правонарушений, в том числе суицидальной направленности, в Российской Федерации составляют Федеральные законы от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Согласно статье 6 Закона № 182-ФЗ к основным направлениям профилактики правонарушений относятся защита личности от противоправных посягательств, предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. Из совокупного смысла статей 5 Закона № 182-ФЗ и пункта 15 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» работа по профилактике социально-негативных явления в подростковой среде возложена на органы местного самоуправления в лице образовательных организаций общего и профессионального образования.

Главная проблема профилактики детских и подростковых суицидов заключается в их достаточно высокой латентности. Нередко определить и отличить несчастный случай от попытки суицида не представляется возможным.

Широко известно, что самоубийство, как явление, само по себе гораздо более распространено, чем убийство. К примеру, несмотря на то, что в США исторически всегда был высокий уровень убийств, самоубийств в стране остается в три раза больше и составляет более 40 тыс. в год [16].

Так, по информации Росстата количество детских смертей по причине суицида в России в 2019 и 2020 гг. составило 372 и 311 соответственно. По итогам 2021 г. указано на 375 самоубийств несовершеннолетних, из которых 254 случая среди подростков в возрасте от 15 до 17 лет [1].

Генеральной прокуратурой РФ на основе анализа данных в 30 регионах также отмечается рост количества подростков с суицидальным поведением, имеющих психические заболевания. В 2021 г. их количество составило 882 несовершеннолетних, в 2020 г. - 635 [8].

Рост суицидов среди несовершеннолетних в период последних лет связан также с ограничительными мерами, обусловленными распространением

коронавирусной инфекции, а затем с их отменой, что дало повод для всплеска уровня негативной физической активности подростков и молодежи.

Особая роль в работе по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних принадлежит социально-психологическим службам. Анализ эффективности работы школьных психологов с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, показал, что уровень обеспечения школ психологами, их профессиональные навыки требуют серьезной коррекции.

Так, в образовательных организациях Ставропольского края насчитывается 450 психологов. При этом, на одного психолога приходится около 710 детей, в то время как согласно рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации [12], на одного психолога в школе должно приходится не более 500 детей.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» руководство школы наделено правом включать в штаты образовательных организаций необходимое количество психологов. Однако этим правом сегодня могут воспользоваться далеко не все руководители, в связи с отсутствием необходимого финансирования. В этой связи более 20 % школ либо не имеют психолога, либо функцию психолога, как дополнительную нагрузку, выполняют учителя-предметники.

При изучении причин и условий совершения суицидов несовершеннолетними, у детей, как правило, выявляются тревожно-депрессивные состояния, с которыми они сталкиваются в образовательных организациях. Также нередко отмечаются отсутствие эффективной индивидуальной работы с подростками, недостаточный уровень социально-психологического сопровождения детей, имеющих проблемы поведенческого характера, формальная работа с родителями.

Большой проблемой является зажатость подростков и недоверие к школьному психологу. Зачастую школьники убеждены, что обращаться к нему не стоит. Эта идея обычно сильно поощряется в подростковой среде, особенно мальчишеской, где говорить о своих личных проблемах преподавателю или уж тем более психологу -крайне непопулярное решение, которое с большой долей вероятности вызовет волну негатива и насмешек со стороны сверстников.

Комплекс профилактических мероприятий, проводимых субъектами профилактики в образовательной среде, зачастую носит формальный характер и не отвечает современным тенденциям в обществе. Так, с обучающимися проводят беседы и лекции, показывают фильмы и ролики, пропагандирующие здоровый образ жизни, организуют психологические тестирования и так далее. О заскорузлости мероприятий, предлагаемых современным детям, говорит низкая заинтересованность подростков в их участии.

Отдельной проблемой непопулярности профилактических мероприятий в школе является отсутствие специальных знаний у возрастных педагогов о новых течениях деструктивного поведения в подростковой среде («синие киты», «колумбайнеры» и другие), а также об угрозах, существующих в Интернете. Как преподавателю в доступной и интересной форме объяснить ребенку то, в чем он сам не разбирается и что не до конца понимает?

Среди мер по повышению интереса обучающихся к проводимой профилактической работе, а также эффективности профилактического воздействия на детей и подростков в образовательной среде необходимо выделить:

1) административно-распорядительные:

- создание в штатах образовательных организаций должностей педагогов-психологов в соответствии с требованиями Минпросвящения России, в том числе в целях перераспределения части обязанностей с учителей-предметников и классных руководителей по организации профилактической, психолого-педагогической работы с подростками,

- широкая информационная пропаганда и обеспечение доступности оказания экстренной психологической помощи детям через телефон доверия, а также другие каналы связи (мессенджеры, социальные сети), перевод на круглосуточный режим работы;

2) материально-технические:

- увеличение объема финансирования профилактических мероприятий, формирование интереса у школьного сообщества к участию в культурно-массовых и спортивных мероприятиях,

- привлечение в школы квалифицированных специалистов педагогов-психологов, организация прохождения курсов повышения квалификации или дополнительного образования педагогов-психологов, классных руководителей, педагогов-организаторов;

3) организационно-методические:

- внедрение в практику новых форм и методов профилактического воздействия (например, создание тематических групп и сообществ в социальных сетях, проведение конкурса коротких вертикальных видеороликов, организация интерактивных мероприятий, тренинги по стрессоу-стойчивости и умению выходить из конфликтной ситуации, и др.),

- информирование подростков о правовых, медицинских, психологических и религиозных аспектах суицида, последствиях его совершения для себя и близких,

а также участие в деятельности, связанной с созданием «культа смерти» в социальных сетях,

- анализ каждого случая проявления социально-негативного поведения со стороны подростка с выработкой комплекса решений, направленных на организацию индивидуальной профилактической работы и коррекцию поведения,

- систематическое просвещение родителей по вопросам профилактики суицидального и аддиктивного поведения подростков, привлечение их к мероприятиям с участием детей, формирование единого воспитательного пространства «семья-школа».

О цифровой гигиене и информационной безопасности детей. Цифровое просвещение и формирование навыков кибергигиены у молодежи в эру развития информационных технологий является наиболее важным и значимым направлением профилактики девиантного поведения. Несмотря на все очевидные плюсы, сеть «Интернет» несет в себе определенные опасности и угрозы, вследствие чего свободное пользованием ресурсами может негативно сказаться на их развитии подростка как полноценной личности и его психологическом здоровье.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации обеспечение безопасного использования несовершеннолетними и молодежью пространства сети «Интернет» является составной частью информационной безопасности и приоритетным направлением развития государства.

В этой связи Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации поручено субъектам Российской Федерации до конца 2023 г. разработать перечни региональных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции.

Одним их ключевых факторов увеличения пользовательской аудитории сети «Интернет» во всем мире, следовательно, риска стать жертвой киберпреступления, стала пандемия коро-новируса (2020 - 2021 гг.), а также принятие государством ограничительных мер в отношении граждан, в частности подростков и молодежи -обучающихся образовательных организаций системы образования. Согласно статистическим данным доля пользователей Интернета в возрасте от 12 до 24 лет в России приблизилась к 100 % и составила 97,1 % за февраль-ноябрь 2020 г. [3].

Детская аудитория российского Интернета насчитывает 8 - 10 млн. пользователей до 14 лет -это около половины всех детей, проживающих в Российской Федерации [5]. И этот показатель

едва ли можно считать достоверным, поскольку значительная часть детской аудитории указанного возраста в основном пользуется Интернетом через родительские аккаунты на семейных устройствах.

Возможность беспрепятственно осуществлять поиск, находить и использовать данные, содержащихся в сети «Интернет», может крайне негативно влиять на неокрепшие умы несовершеннолетних. Поскольку подростки в силу биологических и психологических особенностей развития, как правило, неспособны в полной мере осознавать все опасности, подстерегающие их в цифровом пространстве, видится необходимым разрабатывать и принимать всесторонние меры, в том числе профилактического характера, в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних в информационном поле.

С учетом развития цифровых технологий можно выделить: 1) технические киберугрозы (распространение вирусов, вредоносных программ или программных обеспечений); 2) экономические киберу-грозы (взломы электронных кошельков, платежных аккаунтов, хищение кодов доступа к банковским счетам, данных кредитных карт); 3) контентные ки-беругрозы (распространение в сети информации, носящей пронаркотический, асоциальный, незаконный характер, в том числе содержащей призывы к экстремизму, терроризму, употреблению запрещенных веществ или суициду) [5].

В контексте рассматриваемой проблемы контентные угрозы представляют наибольшую опасность, поскольку имеют большое воздействие на сознание именно молодых людей, отличающихся отсутствием жизненного опыта, способностью критически анализировать поступающие извне данные и ставить их под сомнение. Иными словами, именно несовершеннолетние граждане обладают повышенной степенью виктимности, в связи с чем эффективность и качество профилактической работы, направленной на противодействие возникающим киберугрозам и вовлечению подростков в противоправную или асоциальную деятельность, становятся наиболее актуальными.

Важным направлением профилактической деятельности является информирование молодежи о последствиях распространения незнакомцам личных сведений о себе и близких в сети «Интернет», а равно рисках совершения в отношении них преступлений, связанных с угрозами распространения таких сведений в целях вымогательства, вовлечения в противоправную деятельность, доведения до самоубийства и т.д.

Коммуникативная активность несовершеннолетних связана с переносом определяющего влияния с родителей на ровесников. В связи с чем, еще не до конца сформированная сфера ценностей и жизненных ориентиров у подростков может претерпевать отрицательное и даже

губи-тельное влияние под воздействием негативной информации, содержащейся в социальных сетях [14]. В частности, речь идет о публичных призывах к суициду, нивелировании отношения к жизни как к главной ценности.

Не менее важной угрозой является кибербул-линг (травля несовершеннолетних в цифровом пространстве), который не только пагубно влияет на эмоциональную сферу жизнедеятельности подростка и его нормальное развитие, но и создает для последнего психотравмирующую ситуацию, что в некоторых случаях может перерасти в кибербуллецид. Издевательства и насмешки в Интернете могут также подтолкнуть самих ребят на совершение опасных для себя и других поступков, в том числе носящих незаконный характер.

Меры, направленные на цифровую безопасность несовер-шеннолетних в сети «Интернет», можно разделить на три группы:

1) правовые (разработка и принятие нормативно-правовых актов, создание специализированных профильных структур и учреждений);

2) технические (настройка фильтров, оптимизация деятельности по выявлению и блокировке противоправных сайтов, внедрение систем искусственного интеллекта);

3) социальные (совершенствование профилактической работы, внедрение новых форм и методов профилактики суицидального поведения).

Важно учитывать, что положительный результат может иметь только их комплексная разработка и реализация.

Что касается правовой стороны вопроса, Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» декларирован перечень информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка. В частности, выделяют информацию, запрещенную и ограниченную для распространения среди детей.

За нарушение законодательства в области защиты детей от пагубной информации предусмотрена административная ответственность (статья 6.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Техническую сторону вопроса, а именно фильтрацию контента в сети «Интернет», ограничение доступа к ресурсам, содержащим противоправные сведения, в частности о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства (пп. в п. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), обеспечивает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор).

В деятельность по выявлению информационных ресурсов суицидального содержания, наряду с Роскомнадзором, вовлечены сотрудники органов внутренних дел, организаций и учреждений систем образования, здравоохранения, культуры, спорта, молодежной политики, общественные объединения и организации, а также граждане.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно официальным данным Роскомнадзо-ра в 2019 году было заблокировано 30 336 таких Интернет-сайтов (страниц, аккаунтов и чатов в социальных сетях и мессенджерах), в 2020 г. -24 509, 2021 г. - 33 417, 2022 г. - 17 969, из числа которых в среднем 21 % - по обращениям неравнодушных граждан. Только в январе 2023 года удалось ограничить информацию по 2 949 выявленным фактам распространения противоправного контента [7].

Одной из главных проблем обеспечения информационной безопасности подростков является ограниченность применения юридических и технических механизмов борьбы с киберугрозами территорией государства и национальной юрисдикцией. Как известно, Интернет - глобальная сеть, участниками которой являются граждане разных стран, где, к примеру, могут отсутствовать правовые запреты на распространения определенного рода сведений в сети, либо информационная политика в целом может носить более свободный характер.

Не стоит забывать о существовании «теневых» платформ, находящихся в зашифрованном сетевом пространстве, задача которых - обход национальных и транснациональных правовых запретов, а цель - совершение незаконных сделок по продаже похищенных предметов искусства, драгоценностей, оружия, боеприпасов, наркотиков, других запрещенных либо ограниченных в легальном обороте вещей, распространение противоправного контента (порнографии, материалов, содержащих сцены смерти, жестокости и насилия, транслирующих поведенческие девиации и пропагандирующих аморальный образ жизни).

К социальным механизмам, направленным на противодействие киберугрозам, относятся внедрение в образовательный процесс программ по цифровой гигиене, игровым зависимостям и т.д., в том числе для самих учителей. В этой связи стоит сказать, что одной из главных проблем в этом направлении профилактики является информационная безграмотность школьных педагогов, которые в силу возраста или иных причин не в состоянии овладеть навыками пользования современными технологиями (смартфонами, приложениями, Интернетом), следовательно, разъяснить об опасностях в цифровом пространстве, с которыми могут столкнуться подростки.

Указанное требует выработки дополнительных административно-распорядительных мер по повышению осведомленности школьных учителей и преподавателей средних специальных

образовательных организаций о существующих киберугрозах, а также повышению их уровня компетентности в данной области за счет проведения обучающих семинаров для педагогического состава организаций государственной системы образования.

О состоянии суицидальной ситуации на Ставрополье и об организации межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных проявлений. По данным уполномоченного по правам детей Ставропольского края в 2022 г. в регионе в результате суицидов погибло 11 детей, что на 38,9 % ниже, чем в 2021 г. (18) и на 15,4 %, чем в 2020 г. (13). Среди погибших в 2022 г. - 8 мальчиков и 3 девочки (в 2020 - 2021 гг. в 80 % случаев жертвами стали девочки), возрастом от 11 до 17 лет. Большая часть несовершеннолетних проживала в полных семьях, обучались в школах. Чаще всего подростки совершали попытки самоубийства, находясь дома, путем приема медицинских лекарств, падения с балкона или окна, нанесения себе порезов, а также через повешение [2; 6].

Основными причинами гибели детей от суицидов, как правило, являлись конфликты в семье, неразделенная любовь, психологические проблемы, проблемы, возникающие по месту учебы, а также болезни детей. Важно отметить, что в 70 % случаев подростки имели в анамнезе психические нарушения и состояли на учете у психиатров.

По данным «Ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больницы № 1», в 2022 г. на территории края зарегистрировано 66 попыток суицида, что на 11,9 % больше, чем в 2021 г. (58), и на 61 %, чем в 2020 г. (41 попытка). Как правило, чаще совершают попытки суицида девочки (в 2022 г. - 53 девочки, 80,3 %).

Всего за 3 года в крае было зарегистрировано 166 попыток суицида среди несовершеннолетних [6].

Одним из наиболее эффективных направлений в обеспечении системной работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних является межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам защиты их прав и законных интересов.

По данным правоохранительных органов, а также заинтересованных служб и ведомств, наибольшая часть несовершеннолетних, совершивших попытку суицида, проживала в благополучных семьях, не находящихся в поле зрения субъектов профилактики семейного неблагополучия. Вместе с тем, анализ показал, что у детей в семьях наблюдалось отсутствие доверительных отношений, подростки не могли объяснить причину своего поведения. Практически, никто из пострадавших не обращался до трагедии за помощью в психологические службы.

Комплекс мер, направленных на стабилизацию и поддержание суицидальной ситуации в крае, в организациях образования включает: групповую психолого-педагогическая работу; информационно-просветительскую работу службами, оказывающими помощь семье и детям в кризисной ситуации; методическую и психологическую помощь педагогам; информационно-просветительскую работу с родительской общественностью; индивидуальную психологическую консультацию с родителями; пролонгированную психолого-педагогическую помощь в отношении детей.

В целях профилактики суицидального поведения несовершеннолетних на базе подведомственных министерству образования Ставропольского края организаций действуют 9 государственных центров психолого-педагогической, медицинской и социально-психологической помощи (далее -психологические центры), за которыми закреплены все муниципальные и городские округа Ставропольского края.

В рамках деятельности психологических центров осуществляется соответствующая профилактическая работа с обучающимися образовательных организаций, педагогами и родительской общественностью.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 29.12.2020 № 740-п утверждена государственная программа Ставропольского края «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка» [9] на 2021 - 2026 гг., в рамках которой в 2021 г. комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ставропольского края организовано проведение обучающих мероприятий (семинаров), направленных на повышение квалификации классных руководителей, педагогов-психологов, социальных работников (500 человек), непосредственно работающих с детьми, в том числе по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

Востребованным механизмом профилактики суицидов является телефон доверия с единым общероссийским телефонным номером (8 (800) 200-01-22), на который в Ставропольском крае за последние 2 года поступило более 15 тысяч звонков, из них порядка 150 по проблеме суицида. Вместе с тем, результаты опроса школьников и родителей (законных представителей), констатируют их низкую осведомленность о работе телефона доверия и перечне вопросом, с которыми можно обратиться к специалистам.

В целях предупреждения суицидального поведения среди несовершеннолетних министерством образования Ставропольского края с учетом предложений субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разработан План межведомственных мероприятий по профилактике суицидального

поведения несовершеннолетних в Ставропольском крае на период до 2025 г., утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 28 января 2022 г. № 34-рп (далее - План, Распоряжение) [11].

Заявлено, что реализуемые в рамках Плана мероприятия (всего 41 мероприятие) направлены на построение эффективной системы предупреждения совершения подростками самоубийств и раннего выявления склонных к этому несовершеннолетних.

Вместе с тем, в Распоряжении отсутствуют сведения о количественных и качественных показателях, в соответствии с которыми должна происходить оценка эффективности реализации мероприятий Плана, что свидетельствует о декларованном характере принятого перечня и формальном подходе к организации профилактической работы в субъекте Российской Федерации. Оценить реальную эффективность мер, принимаемых органами государственной власти края, а также степень их профилактического воздействия на суицидальную ситуацию среди подростков в регионе не представляется возможным, что требует корректировки.

Результаты. В первую очередь, анализ действующего законодательства и количество принимаемых нормативных правовых актов в этой области демонстрирует высокую озабоченность государства в вопросах организации профилактической работы с детьми по линии противодействия просуицидальным течениям, в том числе в сети «Интернет», что составляет правовой механизм противодействия существующей угрозе.

Кроме того, на сегодняшний день выработан достаточно эффективный технический механизм фильтрации Интернет-трафика, направленный на противодействие распространению информации, содержащей призывы к суициду. Роскомнадзором на постоянной основе совершенствуется работа автоматизированных информационных систем по поиску противоправного контента, в том числе с использованием возможностей искусственного интеллекта.

Правоохранительными органами совместно с заинтересованными субъектами профилактики подростковых суицидов также организована работа по выявлению «групп смерти», транслирующих идеологию саморазрушения.

Вместе с тем, мониторинг суицидальной ситуации в России и на Ставрополье, а также оценка эффективности деятельности по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях общего среднего и профессионального образования, как меры социального противодействия, показал, что на протяжении длительного времени остается нерешенным вопрос кадрового обеспечения и повышения профессиональной подготовки психологов указанных учреждений.

Недостаточность профессиональной компетентности школьных психологов, отсутствие у них навыков работы с детьми в критических ситуациях, дефицит кадров в образовательных организациях зачастую являются первопричинами совершения несовершеннолетними суицидальных попыток.

Актуальность проблемы суицидального поведения требует от специалистов образовательных организаций наличие навыков по своевременному выявлению существующих рисков социально-негативных проявления среди подростков и организации с ними индивидуальной профилактической работы комплексного характера с определением профилактической стратегии по каждому выявленному случаю.

В этой связи, стоит обратить внимание на разработанные Министерством здравоохранения России методические рекомендации «Суицидальное поведение несовершеннолетних (профилактические аспекты)», (подготовлены в НМИЦ имени В. П. Сербского), в которых приведена схема профилактической стратегии самоубийства, включающая:

1) универсальную (всеобщую) профилактику -программы для подростков, направленные на информирование о суицидальных рисках и выявлении ранних признаков суицидального поведения, а также ресурсах помощи;

2) селективную (избирательную) профилактику в выявленных группах риска;

3) антикризисную поддержку в пресуицидаль-ном и раннем постсуицидальном периодах (приведены подробные разъяснения, в том числе о психотерапевтических методах, психофармакотерапии и электросудорожной терапии, о работе с окружением суици-дента);

4) индикативную профилактику (указующую) в отдаленном постсуициде во избежание рецидива, а также реабилитация лиц из окружения суицидента, хотя «выживших» (окружение жертвы суицида) относят к мишеням селективной профилактики [4].

Пересмотр и внедрение в профилактические программы и индивидуальные планы работы с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением практик, предложенных Минздравом России, с учетом региональных особенностей, на наш взгляд, поспособствуют более углубленному и комплексному подходу в работе с подростками в образовательной сфере.

В заключении по результатам проведенного исследования считаем, что основными мероприятиями по предупреждению правонарушений указанной категории являются:

1. Развитие и взаимодействие образовательно-просветительских институтов и института семьи, что предполагает:

1.1. Своевременное выявление классными руководителями, учителями и педагогами-психологами фактов физического и (или) психологического насилия по отношению к ребенку в семье и зависимого поведения у родителей (опекунов) (алкоголизм, наркомания, игромания). Организация психологами индивидуально-профилактической работы с детьми из неблагополучных семей и их психологическое сопровождение;

1.2. Организация работы с родительской общественностью по вопросам профилактики подросткового суицида с их привлечением к участию в школьных профилактических мероприятиях (например, к заседаниям школьного совета, проведению спортивных соревнований и спартакиад, интерактивных мероприятий и других);

1.3. Просвещение родителей о возможности использования функций родительского контроля на мобильных устройствах и персональных компьютерах подростков с возможностью фильтрации нежелательного контента.

2. Повышение эффективности взаимодействия и координации между субъектами профилактики суицидальных проявлений и правонарушений в подростковой среде:

2.1. Системный мониторинг самоубийств (в том числе криминальных суицидов) надзорными и контролирующими органами, выявление криминогенных факторов, причин и условий, способствующих совершению девиаций. Распространение результатов проведенных анализов и исследований среди образовательных организаций на подведомственной территории;

2.2. Мониторинг сети «Интернет» на предмет выявления информационных ресурсов, содержащих противоправный контент, в том числе о средствах и способах совершения самоубийства («групп смерти»).

3. Внедрение новых форм и методов профилактической работы по линии противодействия суицидам среди несовершеннолетних:

3.1. Использование информационных ресурсов и лучших профилактических практик субъектов Российской Федерации Единого портала профилактики социально-негативных проявлений при организации профилактических мероприятий (ФГАИС «Молодежь России»);

3.2. Внедрение образовательно-просветительского блока (площадки) в программы крупных детских и молодежных форумов

10.

11

12.

13.

14.

15.

и мероприятий (Всероссийская школьная весна, Всероссийские молодежные форумы «Машук», «Территория смыслов» и другие), посвященного проблематике профилактики девиантного поведения среди подростков и молодежи. Стимулирование проектной деятельности и выделение грантов под реализацию проектов в данном направлении;

3.3. Создание Интернет-сообществ, групп и каналов в социальных сетях и мессен-джерах по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе связанных с распространение идеологии «групп смерти»;

3.4. Изучение особенностей целевой аудитории профилактического мероприятия и адресное использование методик и практик, направленных на формирование у подростков живого интереса к участию в событиях (например, проведение конкурса профилактических

видеороликов в формате тик-ток, использование музыки современных исполнителей и другие). Привлечение к мероприятиям лидеров общественного мнения и кумиров нового поколения. Совершенствование психолого-профилактического сопровождения социально-негативных проявлений в образовательной среде:

4.1. Развитие системы психологической помощи, формирование у граждан жизненных навыков, направленных на преодоление стрессовых ситуаций;

4.2. Информирование подростков и родителей о работе телефонов доверия для оказания экстренной психологической помощи, в том числе с возможностью обращения через мессенджеры, популярные у тинэйджеров;

4.3. Повышение эффективности психологической помощи и социальной реабилитации лиц, переживших попытки покончить с жизнью.

Литература

В России выросло число детских суицидов и их попыток // Журнал «РБК». Публикация от 07 июля 2022 г. URL: https://www.rbc.ru/society/07/07/2022/62c594289a7947eece23ead6 (дата обращения: 23.03.2023). В 2022 году на Ставрополье совершили самоубийство 11 детей // Информационное агентство «Победа 26». Публикация от 20 марта 2023 года. URL: https://pobeda26.ru/news/obshhestvo/2023-03-20/v-2022-godu-na-stavropolie-sovershili-samoubiystvo-11-detey-251262 (дата обращения: 24.06.2023).

Доля пользователей интернета в России среди молодежи приблизилась к 100% // Журнал «РБК». Публикация от 12 января 2021 г URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/01/2021/5ffde01e9a79478eb5230426 (дата обращения: 24.06.2023).

Методические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации «Суицидальное поведение несовершеннолетних (профилактические аспекты)», подготовленные в НМИЦ им. В.П. Сербского (письмо Министерства здравоохранения РФ от 6 марта 2020 г. № 15-2/И/2-2645) // СПС «КонсультантПлюс». Миронова С. М., Симонова С. С. Защита прав и свобод несовершеннолетних в цифровом пространстве // Всероссийский криминологический журнал. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-i-svobod-nesovershennoletnih-v-tsifrovom-prostranstve (дата обращения: 23.03.2023).

На 38,5 % увеличилось число самоубийств среди детей на Ставрополье // АТВмедиа. Публикация от 06 июня 2022 г. URL: https://atvmedia.ru/amp/news/social/38473 (дата обращения: 24.06.2023).

Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) URL: https://rkn.gov.ru/ (дата обращения: 24.06.2023).

Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 24.06.2023).

Постановление Правительства Ставропольского края от 29.12.2020 № 740-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка» // СПС «КонсультантПлюс».

Пучнина М.Ю. Криминальный суицид: проблемы квалификации и отграничение от смежных составов преступлений // Вестник ВИ МВД России. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriminalnyy-suitsid-problemy-kvalifikatsii-i-otgranichenie-ot-smezhnyh-sostavov-prestupleniy (дата обращения: 24.02.2023).

Распоряжение Губернатора Ставропольского края от 28 января 2022 года № 34-рп «О мерах по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в Ставропольском крае на период до 2025 года» // СПС «Консуль-тантПлюс».

Распоряжение Министерства просвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» // СПС «КонсультантПлюс».

Сапольски, Р. Биология добра и зла: как наука объясняет наши поступки / Роберт Сапольски; пер. с англ. М.: Аль-пина нон-фикшн, 2019. 766 с.

Сашенков С.А. Роль социальных сетей в формировании суицидального поведения у несовершеннолетних // Общество и право. 2017. №1 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialnyh-setey-v-formirovanii-suitsidalnogo-povedeniya-u-nesovershennoletnih (дата обращения: 18.08.2023).

Суворова Е. А. Суицидальное поведение при органических психических расстройствах: дис... канд. мед. наук. Ижевск, 2020. 151 с.

16. Binder G., Chiesa L. The Puzzle of Inciting Suicide. American Criminal Law Review, 2018. Vol. № 56 (1). P 65-133. URL: https://www.law.georgetown.edu/american-criminal-law-review/wp-content/uploads/sites/15/2019/01/56-1-The-Puzzle-of-Inciting-Suicide.pdf (accessed: 16.08.2023)

References

1. The number of child suicides and their attempts has increased in Russia // RBC Magazine. Publication dated July 07, 2022 URL: https://www.rbc.ru/society/07/07/2022/62c594289a7947eece23ead6 (accessed: 23.03.2023). (In Russ.).

2. In 2022, 11 children committed suicide in Stavropol // Pobeda 26 News Agency. Published on March 20, 2023. URL: https:// pobeda26.ru/news/obshhestvo/2023-03-20/v-2022-godu-na-stavropolie-sovershili-samoubiystvo-11-detey-251262 (accessed: 23.06.2023). (In Russ.).

3. The share of Internet users in Russia among young people has approached 100% // RBC Magazine. Publication dated January 12, 2021 URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/01/2021/5ffde01e9a79478eb5230426 (accessed: 23.06.2023). (In Russ.).

4. Methodological recommendations of the Ministry of Health of the Russian Federation «Suicidal behavior of minors (preventive aspects) «, prepared at the V. P. Serbsky NMIC (letter of the Ministry of Health of the Russian Federation dated March 6, 2020 No. 15-2/I/2-2645) Access from the ConsultantPlus legal reference system (In Russ.).

5. Mironova S. M., Simonova S. S. Protection of the rights and freedoms of minors in the digital space URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-i-svobod-nesovershennoletnih-v-tsifrovom-prostranstve (accessed: 23.03.2023). (In Russ.).

6. The number of suicides among children in Stavropol increased by 38.5% // ATVmedia. Publication dated June 06, 2022 URL: https://atvmedia.ru/amp/news/social/38473 [Accessed 24 June 2023]. (In Russ.).

7. Official website of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications (Roskomnadzor) URL: https://rkn.gov.ru / (accessed: 23.06.2023). (In Russ.)(accessed: 06/24/2023).

8. Portal of legal Statistics of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation URL: http://crimestat.ru/analytics (accessed: 23.06.2023). (In Russ.).

9. Resolution of the Government of the Stavropol Territory No. 740 dated 12/29/2020-p «On the approval of the state program of the Stavropol Territory «Prevention of offenses and ensuring public order» Access from the ConsultantPlus legal reference system (In Russ.).

10. Puchnina M. Yu. Criminal suicide: problems of qualification and differentiation from related crimes URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kriminalnyy-suitsid-problemy-kvalifikatsii-i-otgranichenie-ot-smezhnyh-sostavov-prestupleniy (accessed: 23.03.2023). (In Russ.).

11. Order of the Governor of the Stavropol Territory dated January 28, 2022 No. 34-rp «On measures to prevent suicidal behavior of minors in the Stavropol Territory for the period up to 2025». Access from the ConsultantPlus legal reference system (In Russ.).

12. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 12/28/2020 No. R-193 «On approval of methodological recommendations on the system of functioning of psychological services in educational organizations». Access from the ConsultantPlus legal reference system (In Russ.).

13. Sapolsky R. Biology of good and evil: how science explains our actions / Robert Sapolsky; translated from English. Moscow: Alpina non-fiction, 2019. 766 p. (In Russ.).

14. Sashenkov S. A. The role of social networks in the formation of suicidal behavior in minors URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rol-sotsialnyh-setey-v-formirovanii-suitsidalnogo-povedeniya-u-nesovershennoletnih (accessed: 23.08.2023). (In Russ.).

15. Suvorova E. A. Suicidal behavior in organic mental disorders: thesis. Izhevsk, 2020. 151 p. (In Russ.).

16. Binder G, Chiesa L. The Puzzle of Inciting Suicide. URL: https://www.law.georgetown.edu/american-criminal-law-review/ wp-content/uploads/sites/15/2019/01/56-1-The-Puzzle-of-Inciting-Suicide.pdf (accessed: 16.08.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.