Научная статья на тему 'Проблемы профилактики наркомании среди молодежи'

Проблемы профилактики наркомании среди молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1144
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЗМ / НАРКОМАНИЯ / НАРКОПРЕСТУПНИК / МОЛОДЕЖНЫЙ НАРКОТИЗМ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / DRUG ADDICTION / DRUG CRIMINAL / DRUG ADDICTION AMONG THE YOUTH / PREVENTION / CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочарникова Л. Н.

В статье представлен анализ особенностей криминологической характеристики личности наркопреступника, уделяется внимание профилактике наркотизма с учетом возрастных характеристик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of drug prevention among the youth

The article presents the analysis of the characteristics of the criminological characteristics of a drug addicted criminal, and focuses on drug prevention in view of age specifics.

Текст научной работы на тему «Проблемы профилактики наркомании среди молодежи»

to demolition or reconstruction» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2006. № 6. Article 702.

3. Kirichenko O.V Subject structure of the contract of commercial hiring of premises // Modern law 2012. № 5. Pages 99-104.

4. Tolstoy Y.K Housing law. M., 2011. Page 80.

5. MaksimenkoA.V. Premises granting under the social hiring // The bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs. 2011. № 2. P. 15-19.

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ

МОЛОДЕЖИ

problems of drug prevention among the youth

УДК 343.575:343.851.5

Л.Н. БОЧАРНИКОВА,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

Анн0тaция: в статье представлен анализ oсoбеннoстей криминoлoгическoй характеристики личнoсти наршпреступника, уделяется внимание прoфилaктике нарготизма с учётом вoзрaстных характеристик.

Ключевые О^ва: нарштизм, наршмания, наргапреступник, мoлoдёжный нарготизм, прoфилaктикa, криминoлoгическaя характеристика, личнoсть.

L.N. Bocharnikova, the candidate of jurisprudence, associate Professor the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia.

Abstract: the article presents the analysis of the characteristics of the criminological characteristics of a drug addicted criminal, and focuses on drug prevention in view of age specifics.

Keywords: drug addiction, drug criminal, drug addiction among the youth, prevention, criminological characteristics.

Состояние и негативные тенденции преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, во многом определяются особенностями личности наркопреступника.

С одной стороны, это потребители наркотиков с присущей психологической и физической зависимостью от них. Удовлетворение потребности в наркотиках - определяющая черта их личности, влияющая на последующее противоправное и даже преступное поведение. Мотивы такого поведения связаны не столько с их образовательным, культурным, профессиональным уровнем, сколько с деформацией под влиянием наркотиков нравственно-психологических качеств.

С другой стороны, выделяется группа лиц,

непосредственно участвующих в незаконном обороте наркотиков и не обязательно являющихся наркоманами. Характеристики личности этих лиц мало чем отличаются от характеристик корыстного, насильственного преступника [1, с. 185].

В группе потребителей наркотиков можно выделить ряд относительно самостоятельных, хотя и тесно связанных, подгрупп:

• «относительного риска» (лица, проявляющие нездоровый интерес к наркотикам);

• «повышенного риска» (лица, приступившие к употреблению наркотиков без осознания вредных для своего здоровья последствий);

• употребляющих наркотики или злоупотребляющих ими (лица, эпизодически упот-

бо

ПРАКТИКА.

ребляющие наркотики, но еще не ставшие наркоманами);

• больных наркоманией.

Потребители наркотиков составляют определенный резерв для пополнения числа наркопреступников, а зачастую и сами участвуют в незаконном приобретении, хранении, перевозке и даже в сбыте наркотических средств.

Более сложную систему образуют лица, непосредственно участвующие в незаконном обороте наркотиков. Среди них выделяются организаторы наркобизнеса - лица, обладающие крупными материальными ресурсами, связями в преступном мире, являющиеся, как правило, ранее судимыми. В эту группу входят также распространители (оптовики, перекупщики, розничные сбытчики); изготовители, перевозчики; расхитители наркотиков; содержатели наркопритонов; лица, склоняющие к потреблению наркотиков иных граждан.

Указанные криминологические характеристики наркопреступности подчеркивают не только социальную значимость проблем борьбы с незаконным распространением наркотиков, но и необходимость поиска оптимальных средств противодействия их незаконному обороту, выявления и устранения причин и условий, способствующих наркопреступности [2, с. 528] .

То есть, по мнению исследователей, нелегальное производство и распространение наркотиков постепенно обеспечили функционирование наркотического социопространства. Под ним понимается все многообразие аспектов социального поведения, связанного с производством, распределением, обменом и потреблением наркотических средств [3, с. 130].

Проблема борьбы с распространением наркотиков имеет многогранный характер. Однако прежде чем принимать какие-либо меры, необходимо иметь четкое представление о данном явлении, его масштабах и специфике проявления. Сегодня существует три основных канала получения информации о тех или иных проявлениях существования наркокультуры в нашем обществе. Это медицинская статистика в отношении лиц, поставленных на учет в наркодиспансерах или других медицинских учреждениях. Опросы общественного мнения, групп риска и особенно различных категорий молодежи также могут дать определенного рода информацию, которую сложно получить, скажем, официальным путем. В качестве

одного из источников поступления информации о распространении наркотиков также выступает статистика по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков [4, с. 27].

Обработка и анализ статистических данных позволяют выявить ряд общих тенденций, связанных с незаконным оборотом наркотиков:

- в России прослеживается увеличение количества лиц, привлеченных за преступления, связанные с незаконным производством, распространением и оборотом наркотиков;

- наблюдается рост преступлений, совершенных потребителями наркотиков;

- все активнее в процесс незаконного оборота наркотиков вовлекаются подростки и молодые люди в возрасте 18 - 29 лет;

- потребители наркотиков часто совершают преступления против личности и имущества.

Если обратиться к данным о количестве лиц, совершающих преступления в состоянии наркотического или токсического возбуждения, то можно увидеть, что таких лиц в среднем около 1% от общего числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Однако необходимо отметить, что из лиц, совершивших преступление в состоянии наркотического возбуждения, меньше половины привлекаются за преступления, связанные с наркотическими веществами, остальные привлекаются за совершение других преступлений, а именно - направленных на завладение чужим имуществом: грабежи, разбои, кражи.

Характер преступного поведения человека во многом зависит от его возраста.

Согласно статистическим данным практически половина из всех лиц, привлеченных за преступления, связанные с наркотиками,

- это лица старше 30 лет, однако данное обстоятельство вызвано тем, что в статистических данных отсутствует информация о количестве лиц в возрасте 35, 40, 50 и т.д. лет. Однако, как отмечают исследователи, средний возраст лиц, осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, составляет 28,2 года, в то время как этот показатель для лиц, осужденных за другие преступления, - 32,6 года [5, с. 38].

Также отмечается, что наркоманы в возрасте 40 лет и старше составляют приблизительно 1% от их общего количества [4, с. 53].

Кроме того, изученные нами материалы уголовных дел показывают, что лица старше-

го возраста чаще совершают преступления, связанные с производством и распространением наркотических средств, тогда как молодые люди подвергаются уголовному преследованию за хранение, перевозку наркотиков и т.п. без цели сбыта, т.е. фактически за то, что являются наркоманами. Нужно отметить, что, исходя из статистических данных, около 97% от общего объема преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации и относящихся к обороту наркотических средств, составляет незаконное приобретение, хранение таких средств без цели сбыта.

Если обратиться к возрастным рубежам, то согласно данным статистики за преступления, связанные с наркотическими средствами, впервые молодых людей начинают привлекать к потреблению наркотиков в возрасте 18 лет. Конечно, это не говорит о том, что именно на 18 лет приходится первое знакомство с наркотиками. Но нужно отметить, что на 18 лет как на опасный возраст, связанный с потреблением наркотиков, обращали внимание и другие авторы [6, с. 58].

Проводя же мониторинг употребления психоактивных веществ в молодежной среде, исследователи считают, что наиболее опасным является промежуток от 14 до 17 лет, на который приходится около 78% первых проб каннабиса [7, с. 51]. При этом мотивом употребления наркотических средств чаще всего становятся любопытство, интерес к необычным ощущениям и переживаниям, желание повысить настроение, развлечься.

Прослеживается и общая закономерность в употреблении наркотических веществ: «сдвиг» возраста первой пробы на более поздние периоды в зависимости от степени «тяжести» психоактивных веществ. Первые пробы алкоголя и табака происходят в более раннем возрасте, чем пробы наркотиков. Основная масса молодежи впервые пробует алкоголь и табак с 12 - 13 до 14 - 15 лет, а наркотики с 14 - 15 до 16 - 17 лет. Таким образом, дети вначале «экспериментируют» с традиционными аддиктивными веществами

- алкоголем и табаком, а потом с наркотиками. После 20 лет первые пробы аддиктивных веществ практически не предпринимаются. Эту закономерность, по нашему мнению, следует использовать при выработке профилактических мер, направленных на предотвращение наркотизации среди школьников, обращая особое внимание именно на несовершеннолетних.

Среди лиц, совершивших преступления в

сфере незаконного оборота наркотиков, наибольшую долю составляют мужчины - 73% в 2005 г., 76% в 2006 г., 76,5% в 2007 г., женщины соответственно 27% в 2005 г., 24% в 2006 г. и 23,5% в 2007 г.

Если обратиться к данным о местожительстве лиц, совершающих преступления в сфере оборота наркотических веществ, то можно говорить о том, что большинство лиц являются местными жителями (в среднем 70,6%). Заметим, что незначительно, но сокращается доля иностранцев. Как показывает изучение уголовных дел, зачастую потребителями наркотиков (а именно они составляют большинство привлеченных к ответственности) являются граждане Российской Федерации, тогда как распространителями и производителями - выходцы из южных республик СНГ. В сводках фигурируют граждане Таджикистана, Азербайджана, Армении. Эти и другие республики юга СНГ находятся на пути трафика наркотиков, а также расположены вблизи Афганистана, который переживает настоящий бум производства героина, опия, марихуаны и других наркотиков. Распространителями наркотических средств являются иностранные граждане, на долю которых приходится 82% выявленных распространителей. Однако даже легально работающие здесь граждане нередко совершают преступления, связанные с наркотиками [8, с. 26].

Важными показателями характеристики лиц, совершивших преступление в сфере незаконного оборота наркотиков, является наличие у них специальности и трудовая деятельность до осуждения. Подавляющее большинство лиц, привлеченных к ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, не имели постоянного дохода и не занимались регулярной трудовой деятельностью: в 2005 г.

- 82%, в 2006 г. - 80,7%, в 2007 г. - 75%. В то же время растет численность лиц, имеющих постоянную работу и относящихся к категории служащих, совершающих преступления, связанные с наркотиками. Так, если в 2005 г. таких лиц было 15%, то в 2006 г. - 18,5%, а в 2007 г. - 23%.

Анализ практики применения уголовных наказаний к лицам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, показывает, что среди привлеченных к уголовной ответственности доля лиц, которым назначено наказание, составляет: в виде лишения свободы - 33,9%; исправительных работ - 5,8%; штрафа - 1,1%.

HAУKA.ТЕOPИЯ. 2013'2

ПРАКТИКА.

Основная же доля лиц (54%) осуждается к уголовным наказаниям условно. С одной стороны, применение условного наказания должно способствовать переосмыслению своего поведения лицами, привлеченными к ответственности за незаконный оборот наркотиков, однако, как показывает практика, уровень рецидивной преступности очень высок, что говорит о неэффективности применяемого наказания [8, с. 27].

Сегодня борьба с незаконным оборотом наркотиков, исходя из приведенной криминологической характеристики, требует комплексного решения проблемы, на что

указывается и в федеральной целевой программе: 1) профилактика распространения незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков; 2) лечение и реабилитация больных наркоманией; 3) пресечение незаконного оборота наркотиков. Профилактика наркомании подразумевает под собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение наркотизации [9, с. 37]. Причем усилия должны быть во всех направлениях, поскольку сосредоточение усилий исключительно на одном из них не позволит получить устойчивый положительный эффект.

Литература

1. Гилинский Я.И. Криминология: курс лекций. - М., 2002. С. 384.

2. Криминология / под ред. Малкова В.Д.; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2006. С.528.

3. Молодежь и наркотики (социология наркотизма) / под ред. В.А. Соболева, И.П. Рущенко.

- Харьков: Торсинг, 2000. С. 130.

4. ВолковГ.В. Криминологическая характеристика наркотизма в России и уголовно-правовое

противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК РФ): дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2004. С. 27.

5. Крюков АА. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным

оборотом наркотиков // Сибирский юридический вестник. 2005. № 3. С. 38.

6. МельникВ.И. Криминологические и уголовно-правовые аспекты профилактики преступле-

ний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в образовательной среде. На материалах Самарской и Саратовской областей: дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2003. С. 58.

7. Рущенко И.П., Сердюк АА. Социологический мониторинг употребления психоактивных веществ в молодежной среде // Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты: Итоговые материалы международного проекта / сост. И.П. Рущенко.

- Харьков: Финарт, 2002. С. 71.

8. Арутюнян Г. Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств // Российский следователь. 2009. № 1. С. 25-27.

9. Михайлова ИА, Бочарникова Л.Н. Семья как субъект профилактики женской наркомании. // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. №2. С. 37-39.

References

1. Gilinskii Y.I. Criminology. The course of lectures. Moscow, 2002. P. 384

2. Criminology. Ed. Malkov V.D. // 2nd ed., Rev. and add. - Moscow: Yustitsinform 2006. P.528.

3. Youth and Drugs (sociology drug abuse) / Ed. V.A. Sobolev, I.P. Ruschenko. Kharkov: Torsing, 2000. P. 130.

4. Volkov G.V Criminological characteristics of drug abuse in Russia and criminal law against the illicit traffic in narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues (Article 228 of the Criminal Code): dis. ... candidate. jurid. Science. St. Petersburg., 2004. P. 27.

5. Kryukov AA. Criminal legal characterization of crimes related to drug trafficking // Siberian Law Bulletin. 2005. N 3. P. 38.

6. Melnik V. Criminological and penal aspects of prevention of crimes related to illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances in the educational environment. On materials of Samara and Saratov regions: dis. ... Candidate. jurid. Science. Saratov, 2003. P. 58.

7. Ruschenko I.P., Serduk AA. Sociological monitoring of substance use among youth // Drug

prevention: organizational and methodological aspects: Proceedings of an international project / Comp. I.P. Ruschenko. Kharkov: Finart, 2002. P. 71.

8. Harutyunyan G.Criminological characteristics of those who commit crimes in the sphere of drug trafficking. // Russian investigator. 2009. № 1. P. 25-27.

9. Mikhailova IA, Bocharnikova L.N. The family as the subject of the prevention of women’s addiction // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry. 2012. № 2. P. 37-39.

К ВОПРОСУ О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ В УГОЛОВНОМ

ПРОЦЕССЕ

ТО THE QUESTION OF EVIDENCE IN THE CRIMINAL PROCESS

УДК 343.14

И.М. АЛЕКСЕЕВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье исследуются проблемы доказывания, обусловленные введением сокращенной формы дознания. Обосновывается возможность расширения перечня доказательств путем включения в него объяснений заявителей и очевидцев.

Ключевые слова: уголовный процесс, доказывание, перечень доказательств, объяснение, сокращенная форма дознания, следственные действия.

I.M. Alekseev, the candidate of jurisprudence, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia.

Abstract: The article examines the issues of proof, due to the introduction of the reduced form of inquiry. Substantiates the possibility of expanding the list of evidence by including explanations of the Complainants and witnesses.

Keywords: criminal process, probation, a list of evidence, explanation, a shortened form of inquiry, investigative actions.

Дискуссионным в науке уголовного процесса остается вопрос о возможности проведения в стадии возбуждения уголовного дела некоторых следственных действий. От решения обозначенного вопроса зависит длительность срока досудебного производства по уголовному делу.

Позиции по возможности увеличения перечня следственных действий, которые можно проводить до возбуждения уголовного дела, разделились. Например, А.П. Гуляев, Т.В. Томин, И.В. Маслов высказываются за возможность проведения до возбуждения уголовного дела не только осмотра места происшествия, освидетельствования, но и допросов заявителей, очевидцев преступления, то есть проведения тех следственных действий, которые не ограничивают консти-

туционных прав граждан.

Так, И.В. Маслов пишет, что перечень следственных действий, которые УПК РФ допускает до возбуждения уголовного дела, можно расширить, дополнив его производством допросов лиц, заявивших о преступлении, а также очевидцев преступления, что позволит избежать производства допросов дублирующих ранее полученные объяснения, что значительно упростит сам процесс расследования и сократит его сроки [6, с. 60].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Противоположной точки зрения придерживаются, например, Г.П. Химичева и А.Б. Соловьев, они считают, что до возбуждения уголовного дела допустимо проведение только осмотра места происшествия. Однако, по нашему мнению, необходимости расширять перечень следственных дейс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.