Научная статья на тему 'Проблемы профессиональной подготовки специалистов рыбопромыслового флота'

Проблемы профессиональной подготовки специалистов рыбопромыслового флота Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
FISHERIES / VOCATIONAL EDUCATION / CREW / DIPLOMA / CONVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурханов Сергей Борисович, Кучеренко Лилия Владимировна

В работе рассмотрены проблемы подготовки специалистов для рыбопромыслового флота. Отмечена необходимость выработки нормативно правового регулирования в сфере рыбной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the problems of training specialists for the fishing fleet. The necessity of developing regulatory and legal regulation in the field of the fishing industry is noted.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессиональной подготовки специалистов рыбопромыслового флота»

УДК 378.14

Педагогические науки

Бурханов Сергей Борисович, кандидат экономических наук, доцент, директор,

Мореходный институт Кучеренко Лилия Владимировна, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Электроэнергетика и автоматика» Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет,

Россия, г. Владивосток

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

Аннотация: В работе рассмотрены проблемы подготовки специалистов для рыбопромыслового флота. Отмечена необходимость выработки нормативно - правового регулирования в сфере рыбной отрасли.

Ключевые слова: рыбное хозяйство, профессиональное образование, экипаж, диплом, конвенция.

Abstract: The paper considers the problems of training specialists for the fishing fleet. The necessity of developing regulatory and legal regulation in the field of the fishing industry is noted.

Key words: fisheries, vocational education, crew, diploma, convention.

Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, определила основные направления формирования единой государственной политики в области развития отрасли. Одной из целей и задач развития рыбного хозяйства является создание эффективной системы управления и решения задач системы образовательных учреждений рыбохозяйственного комплекса [1].

В перечне долгосрочных задач: создание условий для привлечения квалифицированных кадров в плавсостав и управление морской деятельностью; развитие структуры образования со специализацией на все виды морской деятельности; формирование кадрового потенциала рыбопромыслового флота, береговых предприятий и организаций отрасли; развитие системы непрерывного профессионального рыбохозяйственного образования; совершенствование системы подготовки управленческих и руководящих кадров органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области морской деятельности [2].

В соответствии с Указом [3] правительством установлено, что Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов).

В соответствии с п.1 ст. 54 Кодекса [4], Минтранс России утвердил «Положение о дипломировании членов экипажей морских судов» на основании Международной Конвенции ПДМНВ 1978 [5].

Согласно п. 2 ст. 54 [4], дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются капитанами морских портов при соответствии членов экипажей судов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке.

Таким образом, дипломирование персонала судов рыбопромыслового флота РФ находится в ведении капитанов морских портов.

Перечень морских портов, в которых осуществляется выдача членам экипажей судов дипломов и квалификационных свидетельств, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Федеральным законом[6] и другими нормативными правовыми актами РФ в области торгового мореплавания, транспортной безопасности, охраны окружающей среды, капитанами морских портов осуществляется

государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ. Государственный портовый контроль осуществляется за судами, находящимися в морском порту и за судами, выходящими в море.

Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдается капитаном морского порта в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с соответствующими общероссийскими профессиональными союзами.

Статьей 52 [4] установлен состав экипажа судна. Командный состав судна должен обладать соответствующим уровнем профессиональной подготовки, который необходимо иметь для надлежащего выполнения функций на судне в соответствии с международными согласованными критериями, указанными в них, и включающий предписанные стандарты или уровни знаний, понимания и продемонстрированных навыков по уровням ответственности.

Международные договоры является основополагающими документами обязательными для применения на территории РФ и обязывает обеспечить подготовку и оценку моряков в учебных заведениях для дипломирования согласно Конвенции.

В систему профессионального образования РФ входит сеть профессиональных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и реализующих соответствующие образовательные программы. Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности), устанавливается Федеральным государственным образовательным стандартом.

Вместе с тем, вступившие в силу поправки в Трудовой кодекс обязывают работодателей применять профессиональные стандарты, если законами или нормативно-правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой сотрудникам для выполнения определенной трудовой функции. Любой профессиональный стандарт содержит описание трудовых функций по

определенному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции.

Уместно отметить, что профессиональный стандарт капитана судна рыбопромыслового флота, описывает характеристику обобщённых трудовых функций, основанных на требованиях Конвенции ПДМНВ, к стажу, опыту практической работы и специальной подготовке. Требования к образованию и обучению, предъявляемые вышеупомянутым профессиональным стандартом капитану судна рыбопромыслового флота валовой вместимостью менее 500 т, занятого в прибрежном плавании это наличие среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена, подготовка по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки. Требования к образованию и обучению, предъявляемые капитану судна рыбопромыслового флота валовой вместимостью 500 т и более наличие высшего образования, подготовка по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки.

Одним из действий капитана судна рыбопромыслового флота, осуществляющего трудовые функции, обозначенных вышеупомянутым профессиональным стандартом, является комплектование экипажа судна компетентными специалистами согласно требованиям международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты.

Для образовательных организаций профессиональные стандарты необходимы для обновления образовательных стандартов, разработки учебных программ, модулей и учебно-методических материалов. В соответствии с п. 4. Ст.11 Федерального закона [7], Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. Согласно п. 7. Ст. 4 [7], действие законодательства об

образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, Раздел A-I/6 Кодекса ПДМНВ предусматривает подготовку моряков во время работы на судне. Однако положения этого раздела, также обязывает государство обеспечить подготовку моряков на основе структуры в соответствии с письменными программами, включая такие методы и средства передачи знаний, процедуры и учебный материал, которые необходимы для достижения предписанного стандарта компетентности. Руководство относительно подготовки и оценки компетентности содержится в Разделе В-[/6 Кодекса ПДМНВ и допускает подготовку моряков посредством дистанционного и электронного обучения в соответствии со стандартами подготовки и оценки, изложенными в Разделе A-I/6 и приведённым руководством по этим формам обучения.

Необходимо отметить, что подготовка морских специалистов в большинстве морских держав, осуществляется именно на основе разработанных ИМО модельных курсов подготовки членов экипажей морских судов. Применение модельных курсов ИМО в нашей стране также находит своё отражение, однако в полной мере они не могут заменить Федеральные государственные образовательные стандарты. Вместе с тем, считаем, что их применение при разработке других профессиональных стандартов для моряков, работающих на рыболовных судах, может оказать существенное влияние на сокращение сроков подготовки моряков. В отношении моряков, работающих на рыболовных судах , можно было бы основываться Статьёй III Конвенции ПДМНВ, которая исключает рыболовные суда из сферы её применения. Тем не менее Раздел В - III Кодекса ПДМНВ не позволяет пользоваться этим исключением, если эти суда не заняты промысловой деятельностью.

Рыболовство считается самым опасным занятием в мире. Признавая необходимость принятия соответствующих мер в связи с кризисом в области безопасности в рыболовной промышленности, решая эту проблему Международная морская организация (ИМО) в качестве одного из

инструментов, приняла на Международной конференции в Лондоне в 1995 г. «Международную конвенцию о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты».

По сообщению ИМО, Конвенция вступила в силу 29 сентября 2012 года. Формат Конвенции соответствует Конвенции ПДМНВ 1978 г. до внесения в нее поправок, с изменениями, учитывающими специфику рыболовного флота. Конвенция устанавливает сертификацию и минимальные требования для экипажей морских рыболовных судов длиной 24 м и более. Конвенция также устанавливает базовые требования к обучению, сертификации и дипломировании для персонала рыболовецких судов на международном уровне. С Конвенцией тесно связаны два добровольных инструмента, выработанные совместно ИМО, Международной организацией труда (МОТ) и Продовольственной и сельскохозяйственной Организацией Объединенных Наций (ФАО). Необходимо отметить, что все принимаемые меры мировым сообществом по совершенствованию подготовки, сертификации и дипломировании стандартов в отношении персонала рыболовецких судов, пока не находят отражения в законодательной базе РФ.

Россия имеет самые протяженные в мире морские границы и уникальные рыболовные ресурсы, вследствие этого Правительство должно выработать стратегию для принципиально нового этапа развития отрасли, уделив особое внимание разработке правовой базы подготовки членов экипажей морских рыболовных судов и их последующего дипломирования, опираясь на международные правовые нормы.

Библиографический список:

1. Баева Л.С., Паршев Ю.В., Сафронов В.Е. Особенности профессиональной подготовки морских специалистов флота рыбной промышленности: матер. межд. науч. - прак. конф. « Развитие рыбохозяйственного образования».- Мурманск: ФГБОУ ВПО « МГТУ». - 2013. - С. 7-12.

2. Геращенко Л.В. Региональные аспекты подготовки управленческих кадров для рыбохозяйственного комплекса: матер. межд. науч. - прак. конф. « Развитие рыбохозяйственного образования».- Мурманск: ФГБОУ ВПО « МГТУ». - 2013. - С. 18-19.

3. Указ президента Российской Федерации от 9.03.2004 № 314 « О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102085677&mtelsearch=314 (Дата обращения 28.08.2019).

4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (с изменениями на 27 декабря 2018 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа -URL: http://docs.cntd.ru/document/901732423 (Дата обращения 28.08.2019).

5. Позолотин Л.А. Конвенция ПДНВ-78. Кодекс ПДНВ-95. Основные положения и комментарии. - Одесса: Астропринт. - 2009. - 189 с.

6. Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.base.garant.ru/12157006 (Дата обращения 28.08.2019).

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12 2012 с изменениями 2019 года [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.zakon-ob-obrasovanii/ru (Дата обращения 28.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.