Научная статья на тему 'Проблемы проектирования региональной модели виртуальных музеев научных школ'

Проблемы проектирования региональной модели виртуальных музеев научных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / PROJECTION OF MODEL / SCIENTIFIC SCHOOL / POPULARIZATION OF SCIENCE / VIRTUAL MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванян Елена Павловна

В данной статье рассмотрены проблемы проектирования региональной модели виртуальных музеев научных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE DESIGNING THE REGIONAL MODEL OF VIRTUAL MUSEUMS OF SCIENTIFIC SCHOOLS

The article deals with the problems of the designing the regional model of virtual museums of scientific schools.

Текст научной работы на тему «Проблемы проектирования региональной модели виртуальных музеев научных школ»

УДК 81-11+004.738.5

ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ НАУЧНЫХ ШКОЛ

© 2013 Е.П.Иванян

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 22.07.2013

В данной статье рассмотрены проблемы проектирования региональной модели виртуальных музеев научных школ. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России» 2013 - Самарская область «Проектирование региональной модели виртуальных музеев научных школ (на материале Самарской лингвистической школы)» проект № 35/2013 - РГНФ.

Ключевые слова: проектирование модели, научная школа, популяризация науки, виртуальный музей.

Предметом настоящей статьи является характеристика проблем и трудностей проектирования региональной модели виртуальных музеев (ВМ) научных школ (НШ) на материале Самарской лингвистической школы (СЛШ). Исследование осуществлялось в рамках проведения научных исследований регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России», указанного выше. Несколько упрощая задачу характеристики проблем и трудностей проектирования модели ВМ НШ в рамках научной статьи, назовем следующие проблемы: 1) междисциплинарный характер осуществляемого исследования; 2) значительная новизна выбранного для исследования объекта (региональной модели ВМ НШ на материале СЛШ); 3) специфика типа модели; 4) объективные трудности, возникающие при выполнении разных этапов работы, различных видов работ.

I. Проектирование региональной модели ВМ НШ как особый вид исследовательской деятельности носит междисциплинарный характер. Исследование включает в себя а) науковедение, его раздел популяризацию / демонстрацию науки, его подраздел популяризацию лингвистики как особой отрасли науки. б) Необходимой составной частью исследования является музееведение как наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания и изучающая закономерности генезиса и функционирования музея, его взаимодействия с наследием и обществом. В ходе осуществленного исследования понадобились такие понятия музеологии, как миссия музея, музеефикация как процесс преобразования ис-

Иванян Елена Павловна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания. E-mail: elogos@rambler. ru

торико-культурных объектов в музейные объекты; научно-исследовательская деятельность как основа функционирования музея; свойства музейного предмета (характеристики последнего, определяющие его значимость как первоисточника знаний и эмоций); теоретическое музееведение; цифровое наследие как форма культурного наследия; экспозиция музейная как форма презентации музеем историко-культурного наследия, включающая архитектуру, музейные предметы и их коллекции; интерактивность музейная; коммуникация музейная как процесс передачи и осмысления информации, происходящей между музеем и обществом; виртуальный музей1. в) К исследовательской базе модели относятся и технические науки; изыскания общих проблем широкого внедрения новейших информационных технологий в сферу науки, их использования в российских образовательных учреждениях. г) Т.Е.Максимова в диссертации «Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика» отмечает, что феномен виртуальных музеев как самостоятельный объект научных исследований в настоящее время ещё не получил освещения, и указывает на необходимость междисциплинарного подхода к исследованию феномена ВМ путем изучение широкого диапазона посвя-щённых сети «Интернет» работ из различных областей научного знания: педагогики, юридических наук, социологии, политических наук, философии, экономических наук и др.2.

1 Российская музейная энциклопедия // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.museum.ru (Дата обращения 21.07.2013).

2 Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как социокуль-

турный феномен: Типология и функциональная специфика: Автореф. дис..... канд. культурол. - М.:

2012.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №№2(3), 2013

II. Проблемы проектирования региональной модели ВМ НШ обусловлены и значительной новизной объекта проектируемой модели. Не всякая электронная коллекция (электронный альбом, справочник, база данных) имеет право называться ВМ. ВМ - это сайт, сделанный по законам музейного проектирования, что предполагает особую технологию создания экспозиции: наличие научной концепции, архитектурно-художественной, т.е. концепции дизайна, и связывающего их экспозиционного сценария. Главной отличительной особенностью ВМ является специфика «продукта на выходе» - разговор на особом музейном языке. Контент музейного сайта наполняется музейными тек-стами3. В начале второго десятилетия XXI в. в России широко представлены ВМ. Называя ВМ высшей формой электронно-компьютерных средств в музеях, в которых преимущества названных средств реализуются наиболее эффективно, ученые выявляют преимущества электронных музеев: 1) возможность создания и хранения в ограниченном физическом объеме огромного массива информации обо всех, в том числе находящихся в запасниках, экспонатах не только данного, но и других музеев; 2) возможность произвольного и быстрого доступа к информации об экспонатах и вывода ее для демонстрации в любой последовательности; 3) возможность глубокой обработки (масштабирование, фрагментирование, трансформирование, комбинирование и т. п.) экспозиционной информации в процессе исследования, конструирования и демонстрации экспонатов; 4) относительная простота и оперативность передачи экспозиционной информации на расстояние, ее сбора от территориально разнесенных источников, размножения, распределения ее по различным потребителям4. Таким образом, в современном виртуальном пространстве России, с одной стороны, ВМ исчисляют тысячами, напр., Т.Я.Валетов осуществляя обзор музейных сайтов по всему миру с исторической и художественной направленностью, выявил, что в настоящее время ВМ в России широко распространены: портал «Музеи России» в базе данных содержит ссылки более, чем на 3000 музеев разных профилей; из них - 1300 исторической направленности, в разделе «Художественные»

3 Научная школа С.А.Лебедева // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.computer-museum.ru (19.07.2013)

4 Бабенко В.С., Иконникова С.Н., Махлина С.Т. Электронные музеи - эффективное средство обучения в ближайшем будущем // [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.conf.cpic.ru (19.07.2013)

представлено почти 6505. ВМ становятся темой в художественной литературе: в романе А.Архангельского «Музей революции», изданном в 2013 г., главный персонаж - один из лучших в России создателей ВМ, по ходу сюжета создает новые ВМ.

Между тем собственно ВМ НШ в российском Интернет-пространстве - единицы. Это оригинальные проекты а) ВМ компьютера -НШ Лебедева6; б) ВМ истории информатики в Сибири, в котором представлена сибирская школа информатики и программирования7; в) Специализированный виртуальный музей-библиотека «Научные школы РТ»8, названный Виртуальный музей-библиотека функционирует при Академии наук Республики Татарстан.

Помимо названных оригинальных проектов деятельность НШ в ВМ освещается на сайтах ведущих вузов, на которых размещается информация об истории вуза, развитии науки и попутно дается характеристика той или иной НШ. Таковы музеи: а) ВМ Казанского государственного медицинского университета История КГМУ, в котором освещается и история казанских медицинских школ, дается краткая история отечественной и зарубежной медицины; б) ВМ истории создания и развития образовательного учреждения Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета -СПб ГИТМО). На настоящий момент это, пожалуй, наиболее удачный, можно сказать, эталонный опыт освещения достижений НШ в вузовском ВМ. Коллектив петербургских ученых работал на протяжении многих лет, в разработку этого виртуального проекта вложено большое количество труда, технических и материальных средств; не случайно проект стал лауреатом Петербургского конкурса.

С одной стороны, освещение НШ в рамках ВМ истории создания и развития вуза обоснован, поскольку наука и произрастает, и сосредоточивается в вузах, с другой стороны, на подобных сайтах информация о НШ представлена попутно с историей развития вуза, и, соответственно, достаточно фрагментарно. В частности, при таком подходе выпадает научная деятельность и её результаты ученого, после-

5 Валетов Т.Я. Музеи в Интернете: Обзор глобальной сети // Информатизация архивов и музеев [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /aik-sng.ru (21.07.2013)

6 Научная школа С.А.Лебедева .... (20.07.2013).

7 Виртуальные музеи// [Электронный ресурс] Режим доступа:http://iis.nsk.su (17.07.2013).

8 Штеренберг М.И. Виртуальный музей-библиотека Академии наук Республики Татарстан // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /vml.antat.ru (17.07.2013).

дователя научных традиций данной школы, работающего за пределами вуза, региона. Между тем сам формат ВМ обладает уникальной возможностью сбора информации от территориально разнесенных источников. Следовательно, ВМ собственно НШ позволяет концентрированно собрать и всеохватно демонстрировать научные достижения данного направления.

Иногда вузы располагают системой музеев, и тогда информация о них сосредоточивается в специальном сайте. Так, например, на базе ПГСГА функционируют «Зоологический музей им. Д.Н.Флорова», «Музей археологии Поволжья», музей «100 лет ПГСГА». Удачным опытом создания ВМ является ВМ «Народы Урало-Поволжья (этническая история и культура)» Е.А.Ягафовой. С одной стороны, это ВМ - представительство реально функционирующего при ПГСГА этнографического музея, созданного ведущим этнографом Поволжья Е.А.Ягафовой; с другой стороны, это - замечательная электронная информационно-исследовательская база данных, полезная как ученым-этнографам, культурологам, историкам, религиоведам, профессионально разрабатывающим проблемы в соответствующих областях знаний, так и начинающим исследователям - студентам, аспирантам9.

Однако задачу освещения НШ подобные ВМ не ставят. Так, например, на сайте ВМ, являющегося представительством реального музея «100 лет ПГСГА», дается информация о ведущих ученых ПГСГА в рубрике «Корифеи науки»10. Однако даже поверхностный обзор контента этой рубрики по направлению «лингвистика» показал, что представлены далеко не все ученые; информация об ученых лаконична; НШ, вклад в её развитие ученым не прописаны. Сайт музея «100 лет ПГСГА» в яркой и увлекательной форме освещает деятельность старейшего педагогического вуза Поволжья (Куйбышевского, Самарского педагогического университета), но построен сайт не по законам музейного проектирования, он не относится к собственно ВМ. Таким образом, проектируемая региональная модель ВМ НШ на материале СЛШ обладает значительной новизной.

III. Другой проблемой / трудностью проектирования названной модели является специфика её типа. Сложность любого материального объекта, многообразие его взаимодействий с окружающим миром обусловливают

9 Музеи ПГСГА// [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /museum.pgsga.ru (15.07.2013).

10 Корифеи науки// [Электронный ресурс] Режим

доступа: http: //museum.pgsga.ru (20.07.2013).

необходимость проектирования модели как обязательной составляющей исследования, ведь модель - это по сути упрощенное представление реального устройства и протекающих в нем явлений. Существует большое количество различных типов моделей; выбор модели предопределяется решением конкретной задачи.

В теории проектирования по способу отображения действительности выделяют три вида моделей: 1) эвристические, 2) натурные, 3) математические. Эвристические модели представляют собой образы, рисуемые в воображении человека. Они описываются не формально-логическим языком, а естественным и необходимы на начальном этапе проектирования. Таковой является и модель ВМ НШ. Характеризуемая в нашем исследовании модель ВМ НШ разрабатывается как путем нисходящего, так и путем восходящего проектирования. Сначала ведение разработки модели осуществлялось последовательно от общих черт создания сайта с чертами / структурой, подобной музею, сайта высшего учебного заведения, сайта научной школы с обязательными структурными компонентами к отдельным частям, так называемое нисходящее проектирование: 1) история создания ВМ; 2) основные признаки / черты ВМ (в нашем случае - черты НШ, на материале СЛШ); 3) персоналии с их подструктурой; 4) залы музея (экспозиция) и выставки; 5) фото- и видеогалерея; 6) гостевая книга (книга отзывов, обратная связь с пользователями музея); 7) календарь дат и событий (контент для НШ должен быть обращен как к прошлому, так и к будущему). Результатом нисходящего проектирования региональной модели ВМ НШ явились требования к отдельным частям модели, см.11. На этапе подведения итогов эвристическая модель заменяется более конкретной и точной - натурной. Отличительной чертой натурной модели является её подобие реальным системам, а отличие от самого объекта моделирования заключается в количестве составляющих элементов. С другой стороны, на завершающей части исследовательского этапа производилось восходящее проектирование, осуществлялась разработка от частного к общему, поскольку уже были готовы части модели (разработана концепция ВМ НШ, определены её методология, миссия ВМ). Восходящее проектирование подготовит модель к внедрению её в качестве как региональ-

11 Иванян Е.П., Белкина Ю.А. Характеристика результатов проектирования региональной модели виртуального музея научной школы // Известия Самарского научного центра РАН. - Том 15. - 2013.- № 2(3). - С. 745 - 748.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №2(3), 2013

ного образца, рекомендуемого для практики популяризации достижений НШ региона.

Заметим, что из-за объективной неполноты предварительных знаний о задачах объекта (ВМ НШ) процесс проектирования итерационен. И только с каждым циклом итерации задачи проектирования приобретают логическую определенность, уточняются, открывается необходимость проектирования новых функций модели, соответственно разрабатываются дополнительные части модели. Например, при подготовке контента по персоналиям исполнители пришли к выводу, что поскольку музей -это, прежде всего, наглядность, необходимо наглядно представить награды ученых СЛШ (ордена, медали, нагрудные знаки проч.). Как оказалось, многие из наград к настоящему времени утеряны, но сведения о них, извлеченные в результате работы по интернет-источникам, справочной, мемуарной, архивной работы, бесед с профессорами СЛШ позволяют восстановить этот пробел и наглядно подать эту информацию. Так, решение, казалось бы, второстепенных задач также осуществляется в соответствии с итерационной последовательностью.

IV. Объективно возникающие проблемы и трудности при проектировании региональной модели ВМ НШ следующие: а) сжатые сроки выполнения проекта (от организационно-подготовительного этапа, создания концепции ВМ, его методологии - до подведения итогов всего год; б) многоплановость, многоаспект-ность, разнохарактерность выполняемых исполнителями проекта работ: разработка концепции способа демонстрации достижений СЛШ в ВМ; определение методологической основы создания электронных музейных коллекций; комплектование музейных фондов; определение наличия «белых пятен» в музей-

ных коллекциях; фронтальный сбор способов и путей создания школьных ВМ г. Самары; исследование экспериментальных площадок вузовских ВМ; собственно музейная работа в архивах и библиотеках для сбора недостающих материалов; оцифровка собранных материалов, в том числе найденных источников местных СМИ по теме; подготовка презентаций по темам коллекции; разработка архитектуры информационной системы ВМ СЛШ для функционирования в глобальной сети Internet. Для получения аудио- и видеоматериалов коллекции СЛШ - интервьюирование (записи на диктофоны и видеокамеру) и анкетирование бывших аспирантов ученых СЛШ, ветеранов ПГСГА. Работа в семьях ученых СЛШ. Апробация презентаций коллекции СЛШ в школах г. Самары, на экспериментальных площадках ПГСГА. Создание макета ВМ, его содержательное наполнение (библиографическим указателем, персоналиями, глоссарием, галереей фотографий, музейными экспонатами ВМ, виртуальными коллекциями, фамильными реликвиями; ссылками на полезные сайты, электронные каталоги; помещение картотеки библиографических указателей научных работ ученых Самарской лингвистической школы. в) энтузиазм исполнителей, с одной стороны, и трудность найти создателя сайта ВМ, готового работать в рамках договора на оказание возмездных услуг по соответствующей сумме.

Осуществление проектирования характеризуемой региональной модели создает новый прецедент ВМ - ВМ собственно НШ, при этом концептуально и методологически осмысленное проектирование региональной модели виртуальных музеев, отраженное в цикле статей, опубликованных в журнале списка ВАК, будет способствовать созданию новых музеев подобного типа.

PROBLEMS OF THE DESIGNING THE REGIONAL MODEL OF VIRTUAL MUSEUMS

OF SCIENTIFIC SCHOOLS

© 2013 E.P.Ivanain

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article deals with the problems of the designing the regional model of virtual museums of scientific schools.

Key words: projection of model, scientific school, popularization of science, virtual museum.

Elena Pavlovna Ivanian, Doctor of Philology, Professor of Department of Russian Language, Culture of Speech and Methods of Their Teaching. E-mail: elogos@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.