Научная статья на тему 'Характеристика результатов проектирования региональной модели виртуальных музеев научных школ'

Характеристика результатов проектирования региональной модели виртуальных музеев научных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / PROJECTION OF MODEL / SCIENTIFIC SCHOOL / POPULARIZATION OF SCIENCE / VIRTUAL MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванян Елена Павловна, Белкина Юлия Алексеевна

В данной статье описываются результаты проектирования региональной модели виртуальных музеев научных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE RESULTS OF THE DESIGNING THE REGIONAL MODEL OF VIRTUAL MUSEUMS OF SCIENTIFIC SCHOOLS

The authors of this article provides the results of the designing the regional model of virtual museums of scientific schools.

Текст научной работы на тему «Характеристика результатов проектирования региональной модели виртуальных музеев научных школ»

УДК 81-11+004.738.5

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ НАУЧНЫХ ШКОЛ

© 2013 Е.П.Иванян, Ю.А.Белкина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 22.07.2013

В данной статье описываются результаты проектирования региональной модели виртуальных музеев научных школ. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России» 2013 - Самарская область «Проектирование региональной модели виртуальных музеев научных школ (на материале Самарской лингвистической школы)» проект № 35/2013 - РГНФ.

Ключевые слова: проектирование модели, научная школа, популяризация науки, виртуальный музей.

Осуществив планирование этапов работы над составлением региональной модели виртуальных музеев (ВМ) научных школ (НШ) на материале создания сайта, освещающего деятельность Самарской лингвистической школы (СЛШ), техническое обеспечение проекта, выполняя собственно научно-исследовательскую работу над проектом, научный коллектив составил характеристику результатов проектирования названной модели, предметом чего и является настоящая статья. Результаты названного проектирования проявились при выполнении следующих видов работ:

1) была исследована специфика нового времени - времени информационно-коммуникационных технологий, были определены и охарактеризованы сильные и слабые стороны современного положения дел, «информационно-электронной цивилизации» в терминологии О.Тоффлер; 2) осуществлен фронтальный сбор информации по ВМ образовательных учреждений России и последующий анализ публикаций по названной теме и материала функционирующих ВМ образовательных учреждений; 3) исчерпывающим образом была исследована, проанализирована и обобщена проблема типологии сайтов, типологии сайтов ВМ, определено место и назначение ВМ НШ, в частности на материале СЛШ; 4) выявлены и охарактеризованы требования, предъявляемые к проектированию региональной модели ВМ НШ; 5) определены принципы её организации; 6) разработана система подготовки, составле-

Иванян Елена Павловна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания. E-mail: elogos@rambler. ru.

Белкина Юлия Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания. E-mail: ulanova@samaradom. ru

ния, а также осуществлена сама апробация презентаций по материалам названной региональной модели в школах и на экспериментальных площадках педагогического вуза; апробация региональной модели осуществлялась и путем выступлений с докладами на научных конференциях, методологическом семинаре кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания ПГСГА, в музее «100 лет ПГСГА»; 7) были определены задачи ВМ НШ: они оказались разными а) в отношении различных групп посетителей ВМ НШ; б) для разных этапов бытования названной региональной модели; 8) описаны проблемы и трудности проектирования модели; 9) проанализирован вопрос структурирования сайта ВМ в вузовских образовательных учреждениях, разработана структура сайта ВМ НШ для СЛШ1.

В настоящей статье мы остановимся на характеристике результатов 1) - 4) видов работ по проектированию региональной модели ВМ НШ.

I. Бурное развитие науки в ХХ в., научно-техническая революция потребовали изучение науки изнутри, рассмотрение научной деятельности в особой исследовательской парадигме. Так возникло науковедение - специальная исследовательская отрасль, изучающая собственно науку, её структуру, взаимосвязь и взаимо-

1 Белкина Ю.А. Проблема содержательного наполнения залов виртуального музея: содержание и форма

(обзор интернет-ресурсов) // Высшее гуманитарное образование XXI века: Проблемы и перспективы: Материалы 8 междунар. конф. - Самара: 2013. (10 с. в печати); Иванян Е.П. Проблема научной достоверности при формировании виртуального музея // Там же. (7 с., в печати).; Иванян Е.П. Проблемы проектирования региональной модели виртуальных музеев научных школ // Известия Самарского научного центра РАН. - Том 15. - № 2(3). - 2013. - С. 741 -

744.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №№2(3), 2013

действие с социальными институтами, материальной и духовной жизнью общества.

Стремительный рост в современном мире информационных технологий, тотальное применение их в различных сферах человеческой деятельности изменили информационное пространство и способы отражения реалий материального и научного наследия в виртуальном пространстве. Современным способом модификации отношений реального / ментального и виртуального пространств явились ВМ. Различают два вида ВМ: 1) ВМ - представительства реально существующих музеев; 2) собственно ВМ. Виртуальные музеи создают организации, которые не являются музеями: образовательные учреждения, учреждения культуры и административные единицы (вузы, детские сады, театры, деревни); работает множество ВМ, присутствующих только в сети «Интернет». Ряд ВМ объединяет сразу несколько музейных коллекций, которые невозможно совместить в реальной жизни. Многие ВМ сохраняют «современность»: электронный контент, нематериальное культурное наследие, материалы выставок и т.д. Действуют «бизнес-проекты» -ВМ коммерческих организаций. ВМ открывают частные лица - особенно массово этот процесс идёт в социальных сетях и блог-платформах2.

II. Мы осуществили фронтальный сбор информации по ВМ образовательных учреждений России; после чего выполнили анализ публикаций по названной теме и материала функционирующих ВМ образовательных учреждений. Результаты проделанной работы следующие. Исследование проблем ВМ образовательных учреждений находится на стадии накопления материала; носит преимущественно эмпирический характер. Первые исследования современных ВМ в России осуществляются в различных аспектах: специалисты технических наук характеризуют компьютерное и коммуникационное обеспечение автоматизированных информационных систем в ВМ - представительствах реальных музеев и вузовских музеев, исследуют продвижение в сети Интернет этнографических музеев Западной Сибири; ряд ученых описывает опыт создания ВМ университетов страны3. Проблеме ВМ был посвя-

2 Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика: Автореф. дис. ... канд.культурол. - М.: 2012. -С. 3 - 4.

3 Колесников Ю.Л., Шеламова Т.В., Щербакова И.Ю. Виртуальная образовательная среда и система изучения истории вуза как факторы формирования исторического сознания молодежи // Наука и техника: Вопросы истории и теории: Сб. научн. тр. - Вып. XX. - СПб.: 2004. - С. 177 - 178.

щен ряд конференций, напр.: «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии», «Сохранение электронного контента в России и за рубежом» и др. В рамках проектирования региональной модели ВМ НШ мы выявили сильные и слабые стороны структуры и функционирования ВМ образовательных учреждений России; изучили и обобщили опыт истории возникновения и развития ВМ в России и за рубежом.

III. Для проектирования оптимальной региональной модели ВМ НШ на материале СЛШ нам понадобился сбор фактического и теоретического материала по типологии сайтов ВМ. Сайты классифицируют по разным основаниям: во-первых, с учетом целей и задач его создания. Выделяют следующие виды сайтов: а) интернет-представительства (сайты-визитки, корпоративные сайты, интернет-витрины, про-мо-сайты); б) информационные ресурсы (тематические сайты, к ним относят и интернет-энциклопедии, интернет-порталы, блоги, каталоги сайтов); в) веб-сервисы (поисковые системы, почтовые системы, интернет-форумы, фото-, видео-, аудио- хостинги), доски объявлений, социальные сети. На практике сайты часто являются комбинированными, и могут быть приписаны к разным видам4. Согласно названной классификации, ВМ НШ относится к тематическим сайтам, поскольку содержит информацию по конкретной тематике: достижениям СЛШ.

Во-вторых, сайты классифицируют по технологиям, влияющим на дизайн и функциональность: в основу классификации кладут функционал сайта (поиск, каталог и проч.).

В-третьих, выделяют сайты по их принадлежности (владельцу и создателю). При классификации сайтов по их принадлежности в интересующем нас аспекте называют сайты ВМ -представительства реально существующих музеев (краеведческих, художественных, истории, зоологических и проч.) и ВМ образовательных учреждений (школ, вузов). Для сайтов образовательных учреждений в настоящее время разработана отдельная классификация5.

В-четвертых, сайты подразделяют по масштабу возложенных на них функций. Т.Е.Максимова так классифицирует ВМ по «функциональным возможностям»: 1) только информационно-познавательная функция; 2) коммуникативная: наличие форума, обратной связи, Skype; 3) экономическая: наличие магази-

4 Информационные ресурсы, тематический сайт // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.yanajy.com (Дата обращения 21.07.2013)

5 Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как социокуль-

турный феномен: ....

на, предложений от туристических компаний, рекламы и т.д.; 4) образовательная: наличие каких-либо педагогических ресурсов, мастер-классов; 5) консолидирующая: объединение баз данных, хранимых и обрабатываемых в российской или мировой информационных системах (музейные, библиотечные, учебные и т.д. информационные ресурсы; возможность объединения пользователей по интересам, являющаяся следствием использования коммуникативной функции; образование на базе ВМ сетевых сообществ: творческих союзов, сетевых распределённых предприятий и т. д.); 6) доступность для людей с ограниченными воз-можностями6. Что касается региональной модели ВМ НШ, то с точки зрения «функциональных возможностей» характеризуемый ВМ сочетает в себе различные типы сайтов, поскольку, с одной стороны, на первом этапе бытования ВМ НШ в нём преобладает информационно-познавательная функция, а в дальнейшем, на этапе внедрения в виртуальное пространство региона, к названной функции добавятся образовательная; консолидирующая и не названная в классификации Т.Е.Мак-симовой воспитательная.

В-пятых, помимо типологии ВМ по функциональным возможностям к числу особенно актуальных Т.Е.Максимова относит типологии: 1) по уровню инновационного развития; 2) по доступности сервисов.

По уровню инновационного развития ученый так классифицирует ВМ: а) ВМ «традиционного типа», следующие традициям реальных музеев в информационном наполнении своих сайтов и традиционному пониманию функций музеев, а также целей и задач, обычно стоящих перед музеями; б) ВМ переходного типа, использующие (традиционный) музейный продукт в сочетании с новейшими достижениями информационных технологий и / или новые подходы к пониманию функций музеев; в) ВМ инновационного типа, мало напоминающие традиционные музеи и использующие не только передовые достижения в области программного обеспечения, но и активно оперирующие функциями ВМ, в принципе не свойственными реальным музеям7.

Что касается ВМ НШ, то его следует относить к ВМ переходного типа, поскольку проектируемая региональная модель нацелена на использование традиционного музейного продукта (музейных объектов в форме научного цифрового наследия) вкупе с новейшими достижениями информационных технологий, а

6 Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: .... - С. 21.

7 Там же. - С. 20 - 21; 10.

также учитывающая музейную интерактивность. ВМ НШ, согласно классификации музеев в отечественном музееведении, относится к организационному типу, подтипу - научно-просветительскому. На этапе внедрения региональной модели ВМ НШ музейная интерактивность будет преобладать, вовлекая адресатов / пользователей музея в активное участие в музейной коммуникации (школьники получат заряд профориентационной работы; студенты - учебно-воспитательной; учителя - материалы и навыки современной интерактивной музейной коммуникации; преподаватели - технологии работы со студентами по освоению и популяризации достижений НШ; ветераны-филологи - эмоциональный заряд общения в дружественной научной среде).

В-шестых, классификация ВМ - по доступности сервисов: а) открытые (любой пользователь может добавить экспонаты; все сервисы ВМ полностью доступны для любых посетителей и пользователей); б) полуоткрытые (добавлять экспонаты в коллекцию могут другие музеи или только владелец ВМ); для доступа к некоторым сервисам ВМ, например, к форуму, необходимо зарегистрироваться); в) закрытые (доступны для узкого круга пользователей, например, ВМ корпораций или ВМ в социальных сетях)8. Применительно к региональной модели ВМ НШ - сайт является полуоткрытым: будучи образовательным, тематическим, научно-исследовательским сайтом, ВМ строго следит за сохранением высокого уровня требований к пополнению экспонатов. Не отказываясь от обратной связи, поощряя сбор предметов музейного значения, администрация ВМ НШ (администратор и модератор) в ходе музеефикации как процесса преобразования научных, биографических и иных объектов в музейные объекты, неукоснительно руководствуются разработанными для региональной модели ВМ НШ требованиями и принципами организации музейной работы.

IV. Назовем некоторые выявленные при проектировании региональной модели ВМ НШ требования: а) требование достоверности помещаемой информации9; б) требование научной корректности в сочетании с увлекательностью подачи материала; в) требование учета фактора адресата на всех этапах проектирования10.

8 Там же. - С. 21.

9 Иванян Е.П. Проблема научной достоверности при формировании виртуального музея ... (7 с., в печати).

10 Белкина Ю.А. Фактор адресата в проектировании региональной модели виртуальных музеев научных школ // Известия Самарского научного центра РАН. - Том 15. - 2013. - № 2(3). - С. 720 - 723.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №2(3), 2013

Требование достоверности информации достигается путем многократной проверки каждого факта: научных сведений, точных названий работ, дат, биографий, помещаемых в ВМ текстов. Так, например, при подготовке контента по основателю кафедры русского языка профессору В.А.Малаховскому мы обнаружили, что в различных источниках указываются разных города как место рождения ученого.

Требование научной корректности в сочетании с увлекательностью подачи материала -основа всякой популяризации науки; об это говорят многие ученые, в частности, популяризаторы лингвистики: А.А.Зализняк, В.Плу-нгян, Л.П.Крысин11. В ходе проектирования региональной модели ВМ НШ при осуществлении социолингвистических методов медиа-технологий (методов аудирования, интервьюирования и анкетирования) мы многократно слышали высказывания информантов о необходимости увлекательной подачи информации, напр., беседы с профессором Е.С.Скобликовой, с дочерью профессора Е.М.Кубарева, доцентом Е.Е.Клековкиной.

Требование учета фактора адресата должно соблюдаться на всех этапах проектирования региональной модели ВМ НШ, поскольку является составляющей частью цели проекта. Нельзя ответить на вопрос «для чего создается ВМ?», не зная ответа на вопрос «кому он ад-

ресован?». ВМ НШ будучи составной частью сайта вуза адресован а) школьникам, ориентированным на филологию; б) студентам-филологам; в) преподавателям филологам, а также преподавателям межфакультетских кафедр, использующих в своей работе межпредметные связи; г) выпускникам филологического факультета, то есть школьным учителям-филологам; д) филологам-ветеранам. Подробно о факторе адресата ВМ12.

Таким образом, проектирование модели ВМ НШ даёт в руки современной вузовской науки надёжный инструментарий и способ образования оптимальной формы подачи и продвижения как новой научной информации, так и нетленной коллекции научных достижений региональной науки в РФ.

11 Зализняк А.А. Из заметок о любительской лингвистике. - М.: 2009.; Плунгян В. Очень люблю отвечать на вопросы публики...» // Троицкий вариант. -2013. - № 2(121), 29 января // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /elementy (08.07.2013); Крысин Л.П. Популяризация лингвистических знаний в средствах массовой информации // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.gramota.ru (18.12.2007).

1 12 Белкина Ю.А. Фактор адресата в проектировании региональной модели виртуальных музеев научных школ // Известия Самарского научного центра РАН.. - С. 720 - 723.

CHARACTERISTICS OF THE RESULTS OF THE DESIGNING THE REGIONAL MODEL OF VIRTUAL MUSEUMS OF SCIENTIFIC SCHOOLS

© 2013 E.P.Ivanian, Ju.A.Belkina° Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The authors of this article provides the results of the designing the regional model of virtual museums of scientific schools.

Key words: projection of model, scientific school, popularization of science, virtual museum.

Elena Pavlovna Ivanian, Doctor of Philology, Professor of Department of Russian Language, Culture of Speech and Methods of Their Teaching. E-mail: elogos@rambler. ru Julia Alekseevna Belkina, PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Russian Language, Culture of Speech and Methods of Their Teaching. E-mail: ulanova@samaradom. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.