Научная статья на тему 'Фактор адресата в проектировании региональной модели виртуальных музеев научных школ'

Фактор адресата в проектировании региональной модели виртуальных музеев научных школ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
199
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ / VIRTUAL MUSEUM / TARGET AUDIENCE OF A VIRTUAL MUSEUM / SCIENTIFIC SCHOOL / REQUIREMENTS FOR THE PROJECTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белкина Юлия Алексеевна

В данной статье описывается фактор адресата как ведущее требование к проектированию региональной модели виртуальных музеев научных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR OF THE ADDRESSEE IN THE DESIGNING THE REGIONAL MODEL OF VIRTUAL MUSEUMS OF SCIENTIFIC SCHOOLS

The article focuses upon the factor of the addressee as the main requirement for the designing the regional model of virtual museums of scientific schools.

Текст научной работы на тему «Фактор адресата в проектировании региональной модели виртуальных музеев научных школ»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №2(3), 2013

УДК 81-11+004.738.5

ФАКТОР АДРЕСАТА В ПРОЕКТИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ НАУЧНЫХ ШКОЛ

© 2013 Ю.А.Белкина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 22.07.2013

В данной статье описывается фактор адресата как ведущее требование к проектированию региональной модели виртуальных музеев научных школ. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России» 2013 - Самарская область «Проектирование региональной модели виртуальных музеев научных школ (на материале Самарской лингвистической школы)» проект № 35/2013 - РГНФ. Ключевые слова: виртуальный музей, целевая аудитория виртуального музея, научная школа, требования к проектированию.

- Кстати, наш музей планирует интерактив!

- А в какой форме интерактив?

- В форме детей. Из долгородской школы-

интерната.

Они тут будут всякое разыгрывать.

(А.Архангельский. Музей революции)

В ходе проектирования региональной модели виртуальных музеев (ВМ) научных школ (НШ) на материале Самарской лингвистической школы (СЛШ) научный коллектив выявил ведущее требование, актуальное для осуществления названного проекта, - это так называемый фактор адресата (ФА) как необходимость систематического учета целевой аудитории ВМ, посетителей ВМ.

По типу описываемый в настоящем исследовании проект представляет собой проект проведения научных исследований, выполняемый научным коллективом (региональный конкурс, сведения о котором приводятся в начале настоящей статьи). Научный коллектив состоит из руководителя (доктора наук) и исполнителей (кандидата наук и студента). Выбор такого состава закономерен, поскольку в ходе исполнения позволяет спроектировать оптимальную региональную модель ВМ НШ, учитывающую разные возрастные и социальные предпочтения.

Актуальность проблемы внедрения достижений региональной науки в современное виртуальное пространство заключается в том, что, с одной стороны, региональная вузовская наука являет собой сокровищницу современной научной мысли, с другой стороны, слабо освещена в электронных коллекциях, в современных интернет-источниках, СМИ. Следовательно, по-

Белкина Юлия Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания. E-mail: ulanova@samaradom. ru

пуляризация истории НШ (на материале СЛШ), привлечение внимания общественности (СМИ, школьных и вузовских образовательных организаций, культурных учреждений), предоставление широкого доступа к материалам и документам по истории СЛШ, демонстрация её достижений такой современной формой, как сайт, выполненный по законам музейного проектирования, являются актуальными.

Научный ВМ является эффективнейшим способом презентации современных достижений научной мысли, популяризации науки. Различают ВМ - представительство реально существующего музея и собственно ВМ. Первый является виртуальным только на уровне обыденного сознания1.

Виртуализация музеев в мире началась с 80-х гг. ХХ в. Сначала в музеях совершился переход от компьютеризации музейной работы к «виртуализации» музейных коллекций и новым формам музейного документирования, хранения, образования и воспитания. В настоящее время, как отмечает Т.С.Федорова, «количество веб-сайтов измеряется миллиардами, включая миллионы сайтов, создаваемых отдельными людьми. На этих сайтах в огромных количествах производится культурный контент»2. На этом основании музеологи даже предлагают считать сеть Интернет «дезорганизованным музеем человечества»3.

В США с начала XXI в. исследовали информационную значимость музейных веб-

1 Лебедев А. От домашней странички к виртуальному музею// [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / / adit.ru (Дата обращения 20.07.2013).

2 Фёдорова Т.С. Обзорная статья о мировом опыте создания виртуальных музеев // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /gosbook.ru (20.07.2013)

3 8. Müller K. The culture of globalisatio // Museum news. -2002. - Vol. 82. - № 3. - Р. 39.

сайтов: были изучены потребности виртуальных посетителей; дана оценка интерфейсам музейных веб-сайтов, в связи с чем был выдвинут лозунг ориентации на пользователей, а это и есть ориентация на ФА. В Страсбурге в 2002 г. произошла встреча участников европейских сетей в области цифрового культурного наследия4.

Затем появился собственно новый тип бытования музея - ВМ. В России в последние двадцать лет музейные веб-сайты также стремительно развиваются. Появляются первые диссертации по анализу организации и особенностей бытования ВМ5.

И.И.Макарова отмечает, что новые условия жизни, в частности, глобализация, формируют новые стратегии коммуникации в современном музее. В параграфе «Виртуальный музей»: мультимедиа и интерактивность в XXI веке» исследовательница анализирует проблемы внедрения новых мультимедийных технологий в работу музея и музейной интернетизации, характеризует новое направление деятельности музея - создание «виртуальных музеев». Ученый отмечает, что в современной информационной среде медиа создают новые нормы, влияют на приоритеты социума, формируют групповые и личные идентичности. Культурные коммуникации музея с внешней средой предполагают развитие и усложнение обязательной обратной связи между участниками этой коммуникации. Важную роль в развитии таких социокультурных коммуникаций играет музейный сайт6. Приведенная в начале статьи цитата из романа 2013-го г. А.Архангельского7 также свидетельствует об изменении функций в современном музее.

В современной отечественной музеологии даются характеристики ВМ с точки зрения психологического, эмоционального воздействия на посетителя8. Как отмечается в истории му-зеологии, начиная с середины ХХ в. происходит изменение функций музея, переакцентуация

4 Фёдорова Т.С. Обзорная статья о мировом опыте создания виртуальных музеев ....

5 Макарова И.И. Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации: Автореф. дис.... канд. культур. - М.: 2011; Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: Типология и функциональная специфика: Автореф. дис.....культурол. - М.: 2012.

6 Макарова И. И. Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: ..

7 Архангельский А. Музей революции // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bookmate.com (21.07.2013)

8 Дриккер А. Виртуальный музей: От информационных технологий к новому качеству художественных решений // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.museum.ifmo.ru (21.07.2013).

функций: музей как храм науки и собрание фактов прошлого преобразуется в центр проведения досуга, реализации познавательных, эстетических и духовных потребностей.

Таким образом, требование ФА при проектировании является частью цели создания ВМ: нельзя ответить на вопрос «для чего создается сайт ВМ?», не раскрывая ответа на вопрос «кто посетитель этого ВМ»? Применительно к нашему проекту обобщенным ответом на данный основополагающий вопрос будет перечень следующих групп посетителей / адресатов ВМ СЛШ: а) школьники, интересующиеся вопросами лингвистики; б) студенты-филологи; в) преподаватели-русисты; г) школьные учителя русского языка; д) филологи-ветераны, проживающие как в Самарской области, так и в разных концах страны, за рубежом; е) широкий круг адресата - любознательные посетители, интересующиеся вопросами русского языка.

ФА как важнейшее требование к проектированию региональной модели ВМ НШ входит в состав задач двух уровней проектирования: а) тактического (создание ВМ СЛШ) и б) стратегического - проектирование региональной модели-образца для создания в будущем музеев подобного типа.

Требование учета ФА актуально на всех этапах проектирования региональной модели ВМ НШ. В 2013 г. запланированы и последовательно осуществляются следующие этапы выполнения проекта, которые с известной долей упрощения соответствуют этапам проектирования названной модели: 1) планирование этапов работы над составлением проектирования региональной модели ВМ НШ (на материале СЛШ), презентация проекта; 2) Техническое обеспечение выполнения проекта; 3) Собственно научно-исследовательская работа над проектом; 4) Подведение итогов исследования.

На организационно-подготовительном этапе была разработана концепция способа подачи коллекций СЛШ в ВМ, определена соответствующая методологическая основа создания электронных музейных коллекций. Для реализации на практике проектирования названной региональной модели ФА следует применять ведущие принципы популяризации науки / демонстрации научных достижений: а) принцип научной корректности и б) принцип занимательности. Следовательно, информация в рубриках и подрубриках структуры ВМ должна быть лаконичной, ёмкой, преимущественно при помощи недлинных предложений, не сильно осложненных распространяющими и уточняющими членами предложения, вставными конструкциями. По возможности информация должна снабжаться иллюстрациями. Только при вы-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №№2(3), 2013

полнении вышеназванных условий организации контента она будет в оптимальной форме освещать основные научные достижения ученых, их важнейшие теоретические и практические разработки. Было определено, что рубрика «персоналии» должна наполняться краткими, информативными и в то же время увлекательно поданными биографиями ученых СЛШ. Для этого на техническом этапе реализации проекта осуществлялось тотальное редактирование предварительно собранных материалов.

На техническом этапе проектирования ВМ НШ с учетом ФА были подготовлены к помещению в качестве экспонатов ВМ некоторые основополагающие научные работы ученых СЛШ (оцифрованные научные публикации получали краткий комментарий, дополнялись иллюстративным материалом). При осуществлении фронтального сбора способов и путей создания ВМ школ г. Самары исследовалось, как реализуется ФА в выявленных ВМ; анализировалась работа в данном направлении на вузовских экспериментальных площадках ВМ.

На техническом этапе началась, а на исследовательском продолжается работа в архивах (ПГСГА, краеведческого музея, Самарского государственного университета), в библиотеках (ПГСГА, областной научной библиотеке, библиотеке Самарского государственного университета) для сбора недостающих материалов коллекции СЛШ. Исполнители проекта при этом стараются выявить и приобщить к музейным экспонатам как можно большее число потрясающих, воспитывающих фактов жизни и научных деяний ученых СЛШ.

Особенно ярко учет ФА проявился при подготовке презентаций по темам коллекций СЛШ. К началу исследовательского этапа в основном разработана архитектура информационной системы ВМ СЛШ для функционирования в глобальной сети Интернет; определены принципы создания интерфейса ВМ СЛШ: с одной стороны, строгость, лаконичность, отсутствие излишеств, с другой стороны, романтика музея, создающая особую «ауру» музея как храма науки. ФА как учет интересов юных и пожилых посетителей музея диктует требования к техническому снабжению сайта: функциональная простота, удобный поиск экспонатов, при необходимости - наличие расширенного поиска при помощи ключевых слов.

На исследовательском этапе проектирования вышеназванной региональной модели научный коллектив характеризуемого проекта осуществил сопоставительный анализ способов структурирования контента ВМ с учетом ФА. Были выявлены разные виды структурирования меню сайта ВМ, которые с учетом ФА «не продвину-

тых» пользователей получили условные рабочие названия: 1) самые неудобные; 2) не очень удобные; 3) приемлемые; 4) самые удобные.

I. Самые неудобные условно можно назвать как а) «лабиринт»: содержит бесконечные отсылки, которые, в свою очередь отсылают далее, но не возвращают назад, потом вдруг появляется предупреждающая надпись «Вы потерялись в лабиринте, советуем вернуться на Главную страницу сайта». При попытке вернуться на главную страницу пользователь неожиданно «вылетает» из сайта; б) «в папках папки»: традиционно желтые макетики папок содержат очередные папки, в которых, в свою очередь, находятся ещё папки. На ум приходит аналогия: в надежде сохранить себе жизнь так прятал своё сердце Кощей Бессмертный. Для всех смертных подобный поиск - неоправданная мука. Связь мира реального с виртуальным миром при всей экспансии последнего и художественно-гротескном осмыслении этого ещё сохраняется: как в жизни удручающе скучно копаться в бесконечных папках, так и виртуальные папки, расположенные матрёшечным способом, становятся преградами на пути к обретению содержания ВМ.

II. Не очень удобным для «не продвинутых» пользователей является структурирование разделов меню «научным способом»: при помощи нумерации римской, вкупе с арабской; за рубриками идут подрубрики, содержащие всё большее количество цифр после точек.

III. Приемлемое для «не продвинутых» пользователей структурирование: «островки содержания» - контент структурируется по однопорядковым и не очень многочисленным папкам.

IV. Самое удобное для «не продвинутых» пользователей структурирование базируется на трёх китах совершенства: краткость, открытость, структурированность информации, никаких папок; сворачивание подробной информации осуществляется при помощи ссылки «далее» или «подробнее». Конец длинного контента сопровождается ссылкой «назад». Именно так организован сайт ВМ истории создания и развития образовательного учреждения Санкт-петербургского национально-исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики. На настоящий момент это, пожалуй, наиболее удачный, можно сказать, эталонный опыт освещения достижений НШ в вузовском ВМ9. На собственно исследовательском этапе проектирования региональной модели проводится наполнение баз данных изображениями, аудио-, видеоматериалами. Для полу-

9 Архангельский А. Музей революции ....

чения аудио- и видеоматериалов коллекции СЛШ с учетом ФА осуществляются интервьюирование (записи на видеокамеру) и анкетирование бывших аспирантов ученых СЛШ, ветеранов ПГСГА. Заметим, что многие интервьюируемые осознают необходимость яркости, необычности подачи материала, сообщения запоминающихся фактов (принцип занимательности). На этом же этапе осуществляется апробация презентаций коллекций СЛШ в школах г. Самары, на экспериментальных площадках ПГСГА. Именно апробация должна показать удачи и недочеты учета ФА при проектировании региональной модели ВМ НШ.

ФА при завершении исследовательского этапа проектирования названной модели диктует необходимость использовать все преимущества сайта ВМ как оптимальной формы современной демонстрации научных достижений, а именно применять предоставленные учеными-языковедами электронные формы научных изысканий; пополнять контент ВМ СЛШ ссылками на полезные сайты, электронные каталоги; исполь-

зовать расширенные поисковые возможности ВМ коллекции СЛШ.

На этапе подведения итогов эвристическая модель проектирования ВМ НШ заменяется более конкретной и точной - натурной. При этом выявляются новые, сопутствующие основным, проблемы, определяются следующие этапы бытования региональной модели ВМ НШ. В частности, очевидно, что, если на этапе проектирования ВМ СЛШ в функционировании музея главенствующими являются информативная функция (функция сообщения об основных достижениях СЛШ, характеристики основоположника и последователей СЛШ, оригинальной концепции СЛШ) и функция сохранения информации о СЛШ во времени и пространстве, то в дальнейшем, на этапе внедрения в виртуальное пространство региона данной модели, главенствующими станут образовательные и воспитательные функции.

Таким образом, ФА при создании региональной модели ВМ НШ является ведущим требованием проектирования и применяется на всех этапах последнего.

FACTOR OF THE ADDRESSEE IN THE DESIGNING THE REGIONAL MODEL OF VIRTUAL MUSEUMS OF SCIENTIFIC SCHOOLS

© 2013 J.A.Belkina"

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article focuses upon the factor of the addressee as the main requirement for the designing the regional model of virtual museums of scientific schools.

Key words: virtual museum, target audience of a virtual museum, scientific school, requirements for the projection.

Julia Alekseevna Belkina, PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Russian Language, Culture of Speech and Methods of Their Teaching. E-mail: ulanova@samaradom. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.