Научная статья на тему 'Проблемы проектирования комплексов управляемого вооружения'

Проблемы проектирования комплексов управляемого вооружения Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
233
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ВООРУЖЕНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / КОМПЛЕКСНЫЕ СТЕНДЫ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Подчуфаров Ю. Б., Подчуфаров А. Ю.

Выделены проблемы, решение которых позволит существенно повысить производительность труда создателей комплексов управляемого вооружения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Подчуфаров Ю. Б., Подчуфаров А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF DESIGNING THE CONTROL WEAPON

The important problems for intensification of constructor’s work are presented.

Текст научной работы на тему «Проблемы проектирования комплексов управляемого вооружения»

УДК 623.618

Ю.Б. Подчуфаров, д-р техн. наук, проф., нач. отдела, (4872) 46-98-56 (Россия, Тула, ГУП «КБприборостроения»),

А.Ю. Подчуфаров, канд. техн. наук, зам. директора, (495) 951-07-68 (Россия, Москва, ВЭО «Автопромимпорт»)

ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСОВ УПРАВЛЯЕМОГО ВООРУЖЕНИЯ

Выделены проблемы, решение которых позволит существенно повысить производительность труда создателей комплексовуправляемого вооружения.

Ключевые слова: комплекс вооружения, система управления, методология проектирования, комплексные стенды, подготовка кадров.

Проектирование комплексов управляемого вооружения (КУВ) базируется на последних достижениях теории управления с учетом особенностей создания составных частей комплекса как мехатронных систем.

Опыт проектирования КУВ позволяет выделить следующие важные проблемы создания названных объектов.

1. Совершенствование методологии проектирования КУВ:

а) формирование облика комплекса как многофункционального изделия, реализующего не только основное предназначение, но и подготовительные операции, доставку, перезарядку и т.п. КУВ интегрирует в своем составе средства разведки и вооружения, связи, навигации и др., функционирующие на различных физических и технических способах построения [1]. Только системное рассмотрение указанных особенностей позволяет качественно выполнить совокупность всех требований, предъявляемых к проектируемому комплексу;

б) так как КУВ является существенно нелинейным изделием, для обеспечения устойчивого процесса проектирования КУВ необходима глубокая проработка динамики изделия на всех стадиях проектирования. Привлечение качественной теории дифференциальных уравнений для таких задач всегда связано с определенной спецификой. Одним из инструментов, позволяющих проводить декомпозицию комплексной задачи на ряд частных задач, является принцип «от локального к тотальному» [2];

в) эффективность современного проектирования КУВ в значительной мере связана с использованием средств автоматизированного конструирования A-cad, P-cad, SoHd-Works и др.

2. Развитие теории физико-математического моделирования, позволяющей строить систему моделей и вести отработку КУВ с минимальным объемом полигонных испытаний:

а) совершенной формой системы моделей является комплексный моделирующий стенд, «развивающийся» параллельно с созданием КУВ и

естественным образом обеспечивающий включение предыдущей модели в последующую как составную часть [2];

б) построение моделей, адекватных проектируемым объектам, требует развития соответствующих теорий механических, тепломеханических, гидромеханических, электромеханических, оптико-электронных, радиолокационных и других систем. Объединяющим базисом для обобщенного представления этих моделей является теория автоматического управления;

в) создание комплексного моделирующего стенда требует немалых затрат средств и времени и привлечение высококвалифицированных специалистов. В то же время он позволяет отладить связи систем КУВ, вскрыть закономерности функционирования составных частей в составе КУВ и обеспечить выполнение комплексных показателей функционирования КУВ. Такой стенд становится основным инструментарием главного конструктора КУВ.

3. Разработка программного обеспечения КУВ поглощает, как правило, более половины средств и времени, выделяемых на создание КУВ. Совершенствуя технологию отработки программного обеспечения КУВ, можно существенно сократить сроки или стоимость проектирования КУВ в целом.

4. Подготовка кадров для проектирования КУВ:

а) главным конструктором КУВ должен быть специалист (не экономист, не менеджер), имеющий теоретический и практический опыт создания КУВ, знания соответствующих ГОСТов, объединяющий в одной голове результаты проектирования, полученные головным коллективом, и результаты работы всех соисполнителей составных частей. Главный конструктор должен уметь прогнозировать и тенденции рынка потребителей КУВ, и развитие новых технологий, и возможности правильного выбора соисполнителей составных частей и правильного назначения сроков выполнения стадий проектирования за 3, 5, 7 лет до их реализации;

б) одной из главных черт специалиста-создателя КУВ является способность в считанные часы провести анализ тех или иных испытаний КУВ и выработать рекомендации, технические решения по совершенствованию полученных результатов;

в) молодые специалисты должны приходить в коллектив проектировщиков КУВ, обладая знаниями динамики систем, вычислительной техники, теории управления, теплогидроэлектромеханики, средств автоматизации конструирования и испытаний и, конечно, специальными знаниями об объекте проектирования;

г) для подготовки инженеров, бакалавров, магистров с качественным образованием по проектированию КУВ следует поддерживать важнейшую традицию кафедр САУ, ПАК, робототехники и мехатроники

ТулГУ [3] и др., когда профессорско-преподавательский состав вместе со студентами активно участвует в выполнении НИР и ОКР, проводимых такими организациями, как ГУП «КБП», НИИ «Сплав», ОАО «НИИ «Стрела», ЦКБ А, КБ «Арматура» идр. по созданию КУВ.

Список литературы

1. И щит, и меч России. К 80-летию ГУЛ «КБП». Тула: Изд. дом «Пересвет», 2007. 224 с.

2. Подчуфаров Ю.Б. Физико-математическое моделирование систем управления и комплексов / под ред. А.Г. Шипунова. М.: Изд-во физико-математической литературы, 2002. 168 с.

3. История становления и развития кафедры «Системы автоматического управления» (1956 - 2006 гг.) / автор - составитель Чернова М.Б. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. 568 с.

Y.B. Podchufarov, A.Y. Podchufarov

THE PROBLEMS OF DESIGNING THE CONTROL WEAPON

The important problems for intensification of constructor’s work are presented.

Key words: weapon, control system, theory of designing, simulation, arms constructor.

Получено 03.10.11

УДК 681.532.8:621.391

В.Г. Баунин, канд. техн. наук, доц., нач. отдела, (49232) 9-02-14,

Б.В. Новоселов, д-р техн. наук, проф., нач. научно-производственного комплекса - главный конструктор направления, (49232) 9-03-57, [email protected] (Россия, Ковров, ОАО «ВНИИ «Сигнал»)

ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА УПРАВЛЯЕМЫХ ОПОРНО-ПОВОРОТНЫХ УСТРОЙСТВ АНТЕНН РАДИОСВЯЗИ

Рассматриваются проблемы проектирования и производства управляемых опорно-поворотных устройств антенн комплексов радиосвязи, устанавливаемых на подвижные объекты.

Ключевые слова: опорно-поворотное устройство, система управления, антенна радиосвязи.

Введение

Наведение антенн комплексов радиосвязи, устанавливаемых на подвижные объекты, осуществляется управляемыми опорно-поворотными

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.