Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ С МАССОВЫМ СОСРЕДОТОЧЕНИЕМ ЛЮДЕЙ'

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ С МАССОВЫМ СОСРЕДОТОЧЕНИЕМ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
пожарно-спасательные подразделения / мероприятия с массовым сосредоточением людей / обеспечение пожарной безопасности / fire rescue units / events with concentration of people / ensuring fire safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золотоус А.А.

Проанализированы статистические данные по происшествиям на объектах с массовым сосредоточением людей, определены основные проблемы привлечения пожарно-спасательных подразделений для обеспечения безопасности мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ATTRACTING FIRE AND RESCUE UNITS TO ENSURE THE SAFETY OF FEDERAL-LEVEL EVENTSWITH A MASS CONCENTRATION OF PEOPLE

Statistical data on incidents at facilities with a mass concentration of people are analyzed, the main problems of attracting fire and rescue units to ensure the safety of federal-level events with a mass concentration of people are identified.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ С МАССОВЫМ СОСРЕДОТОЧЕНИЕМ ЛЮДЕЙ»

УДК 6

Золотоус А.А.

магистрант,

Академия государственной противопожарной службы МЧС России

(г. Москва, Россия)

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ С МАССОВЫМ СОСРЕДОТОЧЕНИЕМ ЛЮДЕЙ

Аннотация: проанализированы статистические данные по происшествиям на объектах с массовым сосредоточением людей, определены основные проблемы привлечения пожарно-спасательных подразделений для обеспечения безопасности мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Ключевые слова: пожарно-спасательные подразделения, мероприятия с массовым сосредоточением людей, обеспечение пожарной безопасности.

В последние годы, в целях регионального развития, а также повышения положительного имиджа и политического влияние страны на мировой арене, на территории различных городов Российской Федерации создаются площадки проведения особо значимых мероприятий международного и федерального уровня.

Массовое мероприятие — это общественно-политическое, спортивное, культурное и иное мероприятие, привлекающее большое количество участников, туристов, гостей и местного населения, которое обычно проводится в населенных пунктах, но может охватывать и прилегающие к нему территории.

Место массового скопления людей - это территория, на которой, в результате какого-либо мероприятия, сосредоточенно большое количество людей.

Факторами активизации являются и растущая популярность в Российской Федерации культурно-развлекательных мероприятий, и введение новых праздников, и бурная общественно-политическая жизнь с растущим стремлением населения выражать свое мнение, и рост религиозных празднеств, и оживление спортивной жизни.

По содержанию и направленности массовые мероприятия можно подразделить на общественно-политические, культурно-зрелищные, спортивно-массовые, религиозные и другие.

К общественно-политическим мероприятиям относятся митинги, шествия и демонстрации, массовые собрания граждан и т.д. Для этого вида мероприятий характерны, как правило, высокий уровень организации, общность мотивов и стереотипов поведения, определенность состава их участников. Основными целями таких акций являются выражение поддержки, солидарности или, наоборот, осуждения, несогласия либо оказание прямого противодействия со стороны отдельных групп граждан тем или иным социально-политическим решениям органов власти и управления.

Культурно-массовые мероприятия включают в себя фестивали, народные гулянья, театрализованные представления, карнавалы, танцевальные вечера, дискотеки, концерты и т. п. В этих мероприятиях также участвует, как правило, большое количество людей, в массе своей представляющих экспрессивную веселящуюся толпу. На их поведение влияют и анонимность присутствия, и нередко — употребление спиртных напитков. Это приводит к снижению чувства ответственности за свои действия, проявлению психологической возбужденности участников мероприятий.

К наиболее распространённым религиозным мероприятиям следует отнести такие культовые праздники, как православная, либо еврейская Пасха, Рождество, мусульманская ураза и т.д. Основные места их проведения — церкви, синагоги, мечети, костёлы, различные молитвенные дома, кладбища. Общее количество указанных культовых мест за последние пять лет увеличилось в 1,2 раза.

На территории проведения таких празднеств, наряду с верующими, нередко собираются и лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, страдающие психическими заболеваниями, хулиганствующие и другие антиобщественные элементы.

Иные массовые мероприятия включают в себя ярмарки, многолюдные траурные процессии и др. Их проведение направлено на решение каких-либо специфических задач отдельными группами граждан, должностными лицами, коллективами, государственными органами или общественностью. Применительно к объектам транспорта в качестве специальных следует в первую очередь рассматривать литерные мероприятия, связанные с перемещением высших должностных лиц, обеспечение безопасности маршрутов движения лиц государственной охраны (спецпроезды).

Острота проблемы обусловлена несколькими причинами, возникшими в последние годы. Во-первых, это рост числа массовых беспорядков в период проводимых мероприятий во-вторых, наличие угрозы террористических актов в-третьих, возрастание вероятности возникновения различного рода аварий. Следовательно, массовые мероприятия с большим сосредоточением людей на ограниченной площади представляют собой реальную угрозу возникновения различных чрезвычайных ситуаций с возможными многочисленными человеческими жертвами. Проведение мероприятий с массовым сосредоточением людей выдвигает на приоритетное место проблему обеспечения общественной безопасности, решение которой может быть достигнуто только при условии эффективной работы всех специальных служб, в сферу деятельности которых входят меры по соблюдению общественного порядка и защите жизни и здоровья населения. Подразделения пожарно-спасательного гарнизона составляют основное звено сил и средств, которые привлекаются к обеспечению безопасности массовых мероприятий, справедливо отнесенных к «событиям риска».

Массовые мероприятия - это в первую очередь большое скопление людей, которые объединены общими духовными, политическими или иными

взглядами и целями. Примечательно, что опасность потенциально заложена в каждом участнике мероприятия. Как минимум, в ходе проведения массовых мероприятий возможны конфликты между участниками мероприятий, давка, истерика и паника.

Во время проведения массовых мероприятий ежегодно отмечается от полутора до двух тысяч обращений в медицинские учреждения по поводу общесоматической патологии. Медицинская помощь в 75-80% случаев оказывается на месте происшествия амбулаторно. Направления на госпитализацию в связи с необходимостью оказания квалифицированной или специализированной медицинской помощи составляют 20-25% вне зависимости от типа мероприятий.

Наибольшая вероятность возникновения рисков на мероприятиях с массовым сосредоточением людей следующего характера:

1. Техногенные пожары, задымление в следствии нештатной работы специального оборудования

2. Разрушение элементов конструкций зданий, сооружений

3. Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, ураганы и т.п.)

4. Террористические акты.

5. Антисоциальные действия.

Массовые мероприятия также подразделяются на общедоступные и с ограниченным количеством участников. По характеру действий они могут быть динамичными, статичными или смешанными.

Их можно также разделить на прогнозируемые и непрогнозируемые.

Обычно организаторы, по инициативе которых проводится подобное мероприятие, заблаговременно представляют в органы местного самоуправления сведения о его программе и другие необходимые данные, а те, в свою очередь, доводят их до руководства Главного управления МЧС России по субъекту РФ других заинтересованных органов и организаций.

Непрогнозируемые массовые мероприятия связаны, как правило, с несанкционированными действиями неформальных объединений, со стихийно возникающими выступлениями граждан.

Таким образом, масштаб массового мероприятия, а следовательно и организация деятельности по контролю за обеспечением пожарной безопасности и оперативному реагированию на возможные пожары и ЧС, определяются территорией, видом, значением, количеством участников и задействованных в обеспечении безопасности сил и средств, приданных сил, другими факторами.

Организация и осуществление тушения пожаров при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, подразумевает совокупность организационных мероприятий, проводимых Главным управлением МЧС России по субъекту РФ и территориальными подразделения федеральной противопожарной службы с целью спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов характерных для пожаров, чрезвычайных ситуаций.

К федеральному (общегосударственному) уровню мероприятий с массовым сосредоточением людей можно отнести общественно-политические, спортивные, праздничные и иные мероприятия:

- с участием лиц, подлежащих государственной охране

- организуемые и проводимые Правительством Российской Федерации или иными Федеральными органами государственной власти

- организуемые и проводимые по поручению Правительства Российской Федерации или иных Федеральных органов государственной власти в соответствии с распорядительными документами

- организуемые на объектах, критически важных для национальной безопасности и объектах культурного наследия Российской Федерации.

Однако, на законодательном уровне определение понятия «федеральный уровень» отсутствует. Соответственно территориальные подразделения федеральной противопожарной службы в рамках пожарно-спасательного гарнизона осуществляют реагирование ни только на все пожары, аварии,

чрезвычайные ситуации, но и события с массовым сосредоточением людей не зависимо от их уровня.

В последние годы, в целях регионального развития, а также повышения положительного имиджа и политического влияние страны на мировой арене, на территории различных городов Российской Федерации создаются площадки проведения особо значимых мероприятий международного и федерального уровня.

Одним из неотъемлемых свойств массовых мероприятий является деятельность организаторов мероприятия по их согласованию и обеспечению контроля за ходом проведения, с соответствующими службами жизнеобеспечения. На это свойство внешней организованности массовых мероприятий обращали внимание еще в 1987 году А.М. Алоян и В.И. Эглит, характеризуя их как «организованные или санкционированные компетентными государственными органами или общественными организациями, а также осуществляемые на основании обычаев действия значительных групп (масс) людей, протекающие в общественных местах» [7].

Главное управление МЧС России обеспечивают прогноз и оценку факторов возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в период проведения мероприятий, с дальнейшим информированием организаторов мероприятия и заинтересованных служб о возникших чрезвычайных ситуациях, последствия которых могут повлиять на безопасность жизни и здоровья участников и зрителей проводимых мероприятий.

Разработку мероприятий, направленных на управление безопасностью в местах массового отдыха и при проведении мероприятий с массовым сосредоточением людей, необходимо проводить в рамках концепции «приемлемого» риска, при помощи методов системного анализа и вероятностной оценки рисков.

Стратегия управления уровнем безопасности должна строится на выборе уровня риска в пределах от минимального (пренебрежительно малого для

конкретного объекта) до максимального. При этом должна решаться задача минимизации ущерба и поиска достижимого компромисса между необходимостью делать затраты на повышение уровня безопасности и ожидаемой выгодой для каждого объекта. При этом принцип приоритета безопасности жизни и здоровья людей является главенствующим.

При планировании дислокации постов (дозоров) пожарно-спасательных подразделений по контролю обеспечения пожарной безопасности и оперативному реагированию на возможные пожары и ЧС в местах массового отдыха на открытых площадках и в период проведения мероприятий с массовым сосредоточением людей необходимо учитывать специфику задействованной территории, вид и масштаб мероприятия.

Количество участников и задействованных служб в обеспечении безопасности, сил и средств, численность приданных сил, необходимость осуществления полномочий в области обеспечения безопасности правоохранительными структурами и других факторов. Организовывать взаимодействие между пожарно-спасательными подразделениями и службами жизнеобеспечения города. Способ и вид планирования избираются, исходя из реальной обстановки и поставленных целей, с учетом значимости и полноты исходной информации, сложности решаемых задач и других факторов.

Если во время подготовки или проведения мероприятия возникнут предпосылки к совершению террористических актов, экстремистских проявлений, беспорядков и иных опасных противоправных действий, организатор мероприятия или администрация обязана незамедлительно сообщить об этом руководителям правоохранительных органов, ответственных за обеспечение безопасности граждан на мероприятии.

Таким образом, мы понимаем, что культурно-массовые мероприятия являются сложным действием, которое необходимо тщательно подготавливать заблаговременно. Чтобы то или иное массовое мероприятие состоялось без происшествий, необходимо задействовать органы внутренних дел, сотрудников здравоохранения и силы гражданской обороны. Относится к организации

культурно-массовых мероприятий необходимо максимально серьезно, так как от их организации зависят жизнь и здоровье граждан, присутствующих на мероприятии. Именно совершенствование и улучшение отношения к организации массовых мероприятий в парках, на площадях, и других местах необходимо совершенствовать, в связи с тем, что к этому вопросу часто подходят не серьезно.

Первый же опыт работы Главных управлений МЧС России по участию в обеспечении масштабных мероприятий федерального уровня с участием лиц государственной охраны таких как Саммита «АТЭС-2012» в г. Владивосток, XXII Олимпийских зимних игр и Саммит «Россия-Африка Сочи-2019» в г. Сочи, Универсиады в г. Красноярск показал необходимость серьезной комплексной предварительной подготовки сил и средств местных пожарно-спасательных гарнизонов, но и приданных сил в том числе и иных субъектов Российской Федерации.

Этой обстановке свойственны следующие особенности:

- изменяется обычный ритм жизнедеятельности населения, вводятся ограничения на движение транспорта и пешеходов

- сосредоточение больших масс людей на ограниченной территории само по себе создает трудности в обеспечении пожарной безопасности и оперативном реагировании на возможные пожары и ЧС

- состояние оперативной обстановки во многом зависит от состава участников массового мероприятия, их отношения к нему, эмоциональной возбужденности, наличия или отсутствия противоречий между группами участников

- большое влияние метеорологических условий, в частности, резкое ухудшение погодных условий в конце мероприятий, проводимых на открытых стадионах, может создать угрозу безопасности

- массовые акции нередко используются различными преступными группами для достижения своих целей, например, разжигания конфликтов на национальной почве

- особая обстановка требует использования дополнительных сил и средств Главных управлений МЧС России иных субъектов

- большой подготовительной работы, организации взаимодействия с другими государственными органами, общественными объединениями.

Количество выдвигаемых на объект пожарно-спасательных сил не может быть ориентировано только на численность участников мероприятия, более важным показателем является доступность эвакуационно-транспортного обеспечения. При масштабных массовых мероприятиях как в закрытых помещениях, так и на улицах и площадях, когда скопления людей рассредоточены на большой площади, пожарно-спасательные расчеты не позволяют в полной мере обеспечить безопасность в этих случаях должны привлекаться сотрудники (дозорные) для дежурства по определенным секторам (трибунам, колоннам).

Особую трудность представляет собой тушение пожаров в период, когда здание заполнено людьми: массовая эвакуация в начальный период не дает возможности пожарным проникнуть в здание. При пожаре в таком здании возможен целый ряд обстоятельств, влияющих на развитие пожара и на боевые действия пожарных подразделений (паника людей, быстрое распространение огня по сгораемой отделке, обрушение подвесных потолков, быстрое и плотное задымление помещений и т. п.).

Обеспечение безопасности заключается в непосредственном контроле выполнения требований правил пожарной безопасности и оперативным реагировании на пожары и ЧС во время проведения массовых мероприятий, и начинается с момента прибытия сил и средств к месту проведения акции.

В соответствии с п. 5 Приказа МЧС России от 15 мая 2020 года N 334 «Об утверждении Положения о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время» [9], при необходимости подразделения МЧС России могут переводиться на усиленный режим работы, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также в

период подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, культурно- и спортивно-массовых.

В дни проведения мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточение людей, пожарно-спасательные подразделения ФПС, вместе с обеспечивающими мероприятиями, продолжают осуществлять тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории соответствующих пожарно-спасательных гарнизонов. В целях выполнения задач, возложенных на федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы пожарно-спасательные подразделения ФПС переводятся на усиленные вариант режим работы, при этом выполняются следующие основные мероприятия:

- организация круглосуточного дежурства руководящего состава и должностных лиц на рабочих местах или вне рабочих мест при возможности прибытия на рабочее место в течении 1 часа

- организация дежурства личного состава и техники МЧС России на объектах с массовым пребыванием людей при проведении значимых мероприятий (при необходимости)

- доукомплектование дежурных караулов личным составом, организация сбора свободного от несения службы личного состава подразделений гарнизона, введение в боевой расчет резервной техники (при необходимости).

Также в соответствии с Положением о пожарно-спасательных гарнизонах [10] усиленный вариант несения службы это режим несения службы при осложнении оперативной пожарной обстановки или возникновении особых условий. При переводе на усиленный вариант несения службы осуществляются в дополнение вышеперечисленным, проводятся следующие мероприятия:

- за особо важными объектами закрепляется начсостав, проводятся обследования (проверки) их противопожарного состояния, а также территории и объектов, на которых возможно проведение мероприятий с массовым сосредоточением людей

- проводится воспитательная работа среди личного состава организуется проведение дневных и ночных проверок несения службы пожарной охраной и состояние пожарной безопасности на объектах накануне и в дни проведения мероприятий

- обеспечивается круглосуточное дежурство руководящего состава органов управления и подразделений пожарной охраны, и своевременный их выезд на пожары

- усиливается пожарная охрана объектов, на которых проводятся мероприятия, силами специальных нарядов пожарной охраны

- организуется круглосуточное профилактическое обслуживание объектов

- проводится передислокация пожарных подразделений гарнизона с учётом складывающейся обстановки обеспечивается быстрое и организованное сосредоточение сил и средств, необходимых для успешной ликвидации пожара

- сосредоточиваются материально-технические и финансовые ресурсы и определяется порядок их использования организовывается взаимодействие с воинскими подразделениями, службами города и формированиями ГО

- уточняются планы привлечения сил и средств усиливается охрана зданий и территории пожарных депо.

Вместе с тем, опыт работы Главных управлений МЧС России по участию в обеспечении масштабных мероприятий федерального уровня, с учетом имеющейся штатной численности пожарно-спасательных подразделений ФПС, показывает, что если обеспечивающие мероприятия необходимо осуществлять на продолжении более 3-х дней, то подразделения пожарно-спасательных гарнизонов необходимо переводить на 2-х сменный период несения службы.

Одним из главных условий успешного выполнения мероприятий обеспечения безопасности, ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), а также других задач по предназначению сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) является четкое управление.

В целях наиболее эффективного решения задач, стоящих перед Главным управлением МЧС России по субъекту РФ возможно лишь при комплексном подходе к использованию сил и средств силовых органов, негосударственных и общественных организаций.

Комплекс управленческих решений, направленных на обеспечение безопасности людей при проведении мероприятий с массовым сосредоточением людей должен строиться на базе ряда основополагающих принципов:

1. Принцип приоритета безопасности жизни и здоровья людей.

2. Принцип интегральной оценки опасностей.

3. Принцип оправданности практической деятельности.

4. Принцип устойчивости экосистем.

5. Принцип оптимизации затрат на защиту.

Совместные действия, направленные на обеспечение пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий, должны осуществляться на всех этапах их подготовки и проведения.

Расчет сил и средств, для выполнения задач по контролю обеспечения пожарной безопасности и оперативному реагированию на возможные пожары и ЧС должен осуществляться с учетом принципа приоритета безопасности жизни и здоровья людей и соответствовать условиям экономической эффективности.

Содержание управленческой деятельности по организации службы специальных нарядов диктует необходимость разработки комплекса организационных и правовых мер, объединенных в единый цикл этапов, в зависимости от последовательности их осуществления. Итогом проводимой работы является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Это позволяет сделать вывод о том, что условия, в которых осуществляется служба пожарно-спасательными подразделениями и сотрудниками Государственного пожарного надзора при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточение людей, могут

быть охарактеризованы как особые и требующие дополнительного правового регулирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».;

2. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».;

3. Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы".;

4. Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)». ;

5. Денисов И. П. Управление пожарными и спасательными подразделениями при проведении мероприятий с массовым сосредоточением людей/ И. П. Денисов, А. В. Подгрушный, А. Н. Денисов // Пожаровзрывоопасность, 2010. -том 19 - № 10. - с.46-52.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Давка на Ходынском поле (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.rU/biblioteka/b/davka-na-khodynskom-polie);

7. Алоян, А.М. Правовое регулирование охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий / А.М. Алоян, В.И. Эглит // Административно-правовые проблемы охраны общественного порядка. - М., 1987.;

8. Источник: https://fireman. club/inseklodepia/tushenie-pozharov-boevyie-deystviya-po-tusheniyu-pozharov/;

9. Приказа МЧС России от 15 мая 2020 года N 334 «Об утверждении Положения о порядке приведения структурных подразделений центрального

аппарата, территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время». ; 10. Приказ МЧС России от 25.10.2017 N 467 (ред. от 28.02.2020) "Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 N 49998)

Zolotous A.A.

Academy of State Fire Service of Ministry of Emergency Situations of Russia (Moscow, Russia)

PROBLEMS OF ATTRACTING FIRE AND RESCUE UNITS TO ENSURE THE SAFETY OF FEDERAL-LEVEL EVENTS WITH A MASS CONCENTRATION OF PEOPLE

Abstract: statistical data on incidents at facilities with a mass concentration ofpeople are analyzed, the main problems of attracting fire and rescue units to ensure the safety offederal-level events with a mass concentration of people are identified.

Keywords: fire rescue units, events with concentration of people, ensuring fire safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.