Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ'

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
ПОЖАР / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов М.В.

Рассматривается влияние инфокоммуникационных технологий на эффективность решения основных задач подразделениями пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества от пожаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попов М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF PROVIDING INFORMATION SUPPORT OF OFFICIALS OF FEDERAL FIRE-FIGHTING SERVICE DIVISIONS DURING FIRE EXTINGUISHING

The influence of infocommunication technologies on the efficiency of solving the main tasks of fire departments in extinguishing fires and conducting emergency rescue operations, saving people and property from fires is considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ»

ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 614.842

Попов М.В. слушатель 3 курса Институт подготовки руководящих кадров Академия государственной противопожарной службы МЧС России

Российская Федерация, г. Оренбург

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ

Аннотация: рассматривается влияние инфокоммуникационных технологий на эффективность решения основных задач подразделениями пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества от пожаров.

Ключевые слова: пожар, пожарная безопасность, пожарная охрана, тушение пожаров, инфокоммуникационные технологии.

Popov M. V.

3rd year student Institute for Leadership Training Academy of the State Fire Service EMERCOM of Russia

Russian Federation, Orenburg

ON THE QUESTION OF PROVIDING INFORMATION SUPPORT OF OFFICIALS OF FEDERAL FIRE-FIGHTING SERVICE DIVISIONS DURING FIRE EXTINGUISHING

Annotation: the influence of infocommunication technologies on the efficiency of solving the main tasks offire departments in extinguishing fires and conducting emergency rescue operations, saving people and property from fires is considered.

Key words: fire, fire safety, fire protection, fire extinguishing, infocommunication technologies.

Система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

Одной из важных функций системы обеспечения пожарной безопасности является тушение пожаров и проведение аварийно -спасательных работ.

Федеральная противопожарная служба является основной составляющей частью одного из пяти видов пожарной охраны -Государственной противопожарной службы.

Одними из важных основных задач пожарной охраны являются:

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Задача же федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, как одного из видов пожарной охраны, по тушению пожаров, несколько более конкретизирована, а именно: осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, на объектах, охраняемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества при пожарах.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что федеральная противопожарная служба несёт основное бремя и основную нагрузку по осуществлению такой важной функции системы обеспечения пожарной безопасности, как тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, а также участие в проведении работ по поиску, обезвреживанию и (или) уничтожению взрывоопасных предметов в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области обороны совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, и другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на организацию проведения

указанных работ, оказании помощи в реализации международных программ, проектов и операций по гуманитарному разминированию, выполнение взрывных работ в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара (далее РТП) - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара определяет зону пожара, устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, порядок и особенности осуществления указанных действий, принимает решение о спасении людей и имущества, привлечении при необходимости к тушению пожара дополнительных сил и средств, в том числе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливает порядок управления действиями подразделений пожарной охраны на месте пожара и привлеченных к тушению пожара сил, производит расстановку прибывающих сил и средств на месте пожара, организовывает связь в зоне пожара с участниками тушения пожара и привлеченными к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ силами, принимает меры по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки на месте пожара для последующего установления причины пожара. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Из вышеописанного видно, что основная ответственность по тушению пожара, спасению людей и имущества лежит именно на РТП и как много различных задач, таких как: анализ складывающейся на пожаре обстановки; определение параметров развития и тушения пожара; организация взаимодействия с администрацией и персоналом организации или объекта, на котором произошёл пожар; определение достаточности сил и средств для тушения пожара; выбор решающего направления по тушению пожара; решение о проведении спасательных работ, определение порядка их проведения и выбор способов спасения людей; выбор применения той или иной пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения и

оборудования, инструмента, и иных технических средств; управление личным составом пожарных подразделений и другими участниками тушения пожара; организация связи на пожаре; обеспечение безопасности участников тушения пожара и других, ему необходимо оперативно и эффективно решать.

И принимать решения по вышеуказанным оперативно-тактическим задачам нужно в условиях неопределенности исходной информации и при жёстком дефиците времени.

Всё вышеперечисленное в полной мере можно и нужно отнести к тем оперативно-тактическим задачам, которые решают, кто-то в большей степени, а кто-то в меньшей, другие оперативные должностные лица на пожаре и должностные лица пожарно-спасательного гарнизона, такие как: начальник оперативного штаба и его заместители; начальник тыла и его помощники;

начальник контрольно-пропускного пункта газодымозащитной службы;

ответственный за охрану труда; должностные лица оперативной группы; начальник боевого участка, сектора проведения работ; постовой на посту безопасности ГДЗС; командир звена ГДЗС.

Анализ статистических данных показывает, что решения, принимаемые оперативными должностными лицами на пожаре и должностными лицами пожарно-спасательного гарнизона, при тушении реальных пожаров, часто не соответствуют обстановке на месте пожара.

Качество решения вышеперечисленными должностными лицами оперативно-тактических задач связанных с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ зависит от множества параметров, основными из которых являются:

личностные особенности, лица принимающего решение, которые определяются своеобразием его психики, состоянием, умением принимать правильные решения в экстремальных условиях при дефиците времени;

ситуационные факторы - конкретная обстановка на месте пожара, количество и качество привлечённых для тушения пожара сил и средств и т.п.

Наряду с перечисленными факторами, на правильность и эффективность решения оперативно-тактических задач должностными лицами при тушении пожаров, безусловно, влияет такой фактор, как полнота имеющейся информации об объекте пожара, складывающейся оперативной обстановки, о полноте решения поставленных ранее оперативно-тактических задач. От того насколько достаточной, оптимальной или полной, достоверной, точной и своевременной информацией, необходимой для решения тех или иных задач на пожаре,

будут обладать должностные лица, и на сколько оперативно она будет формироваться, обрабатываться и поступать к ним и будет зависеть, в конечном итоге, успех выполнения той или иной оперативно-тактической задачи.

В настоящее время существуют современные системы поддержки принятия решений, упрощающие и ускоряющие процесс принятия решений должностными лицами пожарно-спасательного гарнизона по оперативному управлению силами и средствами гарнизона при тушении пожаров. Использование их повышает эффективность решения оперативно-тактических задач должностными лицами гарнизона.

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ

Интегральная модель развития пожара в зданиии Fire Station (США)

АРМ-Гарнизон Fire Dynamics Simuiator + Smokeviev (США, Финляндия)

АРМ-Диспетчер Fireplan (Германия)

Пожаротушение Firehouse Software (США) и др.

АИГС ГраФиС-Тактик

ЭСУ ППВ, и др.

Из анализа отечественных и зарубежных программных продуктов можно сделать вывод, что все они не лишены недостатков, например:

направленность на решение только частных задач оперативно -тактической деятельности пожарных подразделений;

созданы на основе упрощенных математических моделей для сокращения времени вычислений, что в свою очередь обеспечивает низкую точность вычислений в программных средствах;

большинство программных средств не способны функционировать в условиях неопределенности и при динамических изменениях обстановки на пожаре в реальном времени.

Таким образом, существующие программные средства не в полной мере обеспечивают выполнение требований, предъявляемых к информационной поддержке оперативных должностных лиц на пожаре и

должностных лиц пожарно-спасательного гарнизона при тушении пожаров.

Обобщая вышесказанное можно констатировать, что программные средства, упрощающие и ускоряющие процесс информационной поддержки федеральной противопожарной службы при тушении пожаров, должны быть оценены с точки зрения их эффективности. При этом одной из проблем оценки эффективности и актуальной научной задачей является выбор методик оценки, в которых комплексно можно было бы рассмотреть подходы к оценке эффективности информационной поддержки федеральной противопожарной службы при тушении пожаров.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями).

3. Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" (с изменениями и дополнениями).

4. Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ" (с изменениями и дополнениями).

5. Приказ МЧС России от 25.10.2017 N 467 "Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах" (с изменениями и дополнениями).

6. Абрамов А.П., Олейников В.Т., Топольский Н. Г. Интеллектуальная поддержка управления силами и средствами пожарно-спасательных формирований: монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. 223 с.

7. Денисов А.Н. Методы, модели и алгоритмы поддержки управления пожарно-спасательными подразделениями при тушении пожаров: дис.... канд. техн. наук.- М., 2018.- Режим доступа: https://academygps.ru/nauka-5/dissertatsюnnye-sovety-774/dissertatsюnnyy-sovet-d-205-002-01--816/zashchity-dissertatsiy-1023/denisov-aleksey-nikolaevich-2967/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.