Научная статья на тему 'Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Чувашской республики'

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Чувашской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN INVESTMENT / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ADMINISTRATIVE BARRIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьева Светлана Валерьевна, Регуш Елена Николаевна

Рассмотрены вопросы необходимости привлечения иностранных инвестиций в экономику Чувашской Республики, указаны основные причины сдерживания притока иностранного капитала и предложены методы по устранению данных ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ATTRACTING FOREIGN INVESTMENT IN THE ECONOMY OF THE CHUVASH REPUBLIC

This article discusses the issues of attracting foreign investment in the economy of the Chuvash Republic, the main reasons for curbing the inflow of foreign capital are considered and methods of elimination of these limitations are suggested.

Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Чувашской республики»

УДК 341.213.4

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

С.В. Кондратьева, Е.Н. Регуш

Рассмотрены вопросы необходимости привлечения иностранных инвестиций в экономику Чувашской Республики, указаны основные причины сдерживания притока иностранного капитала и предложены методы по устранению данных ограничений.

Ключевые слова: иностранные инвестиции; инвестиционная привлекательность; инвестиционный климат; административные барьеры.

S.V. Kondratyeva, E.N. Regush. ISSUES OF ATTRACTING FOREIGN INVESTMENT IN THE ECONOMY OF THE CHUVASH REPUBLIC

This article discusses the issues of attracting foreign investment in the economy of the Chuvash Republic, the main reasons for curbing the inflow of foreign capital are considered and methods of elimination of these limitations are suggested.

Keywords: foreign investment; investment attractiveness; investment climate; administrative barriers.

В условиях глобальной экономической нестабильности, искусственно создаваемого кризиса международных экономических отношений проблема привлечения иностранного инвестора в регионы Российской Федерации является весьма актуальной.

Возможности привлечения иностранных инвестиций в новых условиях экономического международного взаимодействия во многом зависят от того, какой климат для деятельности иностранных инвесторов создан принимающей стороной, насколько он благоприятен [2]. Прогрессивное развитие экономики в настоящее время невозможно исключительно на основе государственных капиталовложений или частных российских инвестиций. В связи с этим вопрос привлечения иностранного капитала входит в число приоритетных задач государства.

Субъекты Российской Федерации предпринимают ряд мер по созданию более привлекательного инвестиционного климата с целью увеличения объемов инвестиций из-за рубежа. Конкурентные преимущества для привлечения иностранных инвестиций имеет и Чувашская Республика.

Чувашская Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Республика граничит с пятью субъектами: Республикой Татарстан, Республикой Мордовия, Республикой Марий Эл, Нижегородской и Ульяновской областями.

Чувашская Республика имеет рейтинги двух ведущих международных рейтинговых агентств: долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВ+»

международного рейтингового агентства Fitch Ratings и кредитный рейтинг по международной шкале на уровне «Ba2» в иностранной валюте с прогнозом «стабильный» агентства Moody's Investors Service.

По итогам 2013 г. рейтинговым агентством «РИА Рейтинг» Чувашии было присвоено 50-е место в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ. Так, республика поднялась на одну ступень выше по сравнению с предыдущим годом. Валовой региональный продукт в 2013 г. по данным Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике составил 188,354 млрд руб. В пересчете на душу населения объем ВРП составил 151 тыс. руб. в 2013 г. (в 2012 г. он был равен 122 тыс. руб.). В формирование валового регионального продукта основной вклад вносят обрабатывающие производства - 26,5%, оптовая и розничная торговля - 14,1%, строительство - 8,9%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 9,8% [3].

В республике активно проводится работа по стимулированию притока капиталовложений для стабильного роста экономического потенциала республики. В частности, Государственным Советом Чувашской Республики 16 сентября 2014 г. был принят Закон о привлечении иностранных инвестиций в экономику Чувашской Республики, который регулирует систему отношений инвестирования и предоставления льгот, гарантий иностранным инвесторам. И что самое главное, данный Закон уравнял права отечественных и иностранных инвесторов.

58

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №1(19)

Итак, для анализа иностранных инвестиций в экономику Чувашии рассмотрим динамику их привлечения в 2010-2013 гг. согласно данным Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике, представленным в таблице.

В 2013 г на предприятия республики от иностранных инвесторов поступило инвестиций на сумму 4994,9 тыс. долл. США, с учетом рублевого поступления, пересчитанного в доллары. Инвестиции были получены из Германии, Польши и Кипра. Так, по сравнению с 2012 г иностранные инвестиции сократились в 2 раза, а с 2010 г - почти в 18 раз. Необходимо отметить, что 2010 г. был самым благоприятным для вложения иностранных инвестиций. Активность иностранных инвесторов значительно выросла, в целом за год общий объем поступившего иностранного капитала составил 86989,00 тыс. долл. США.

Сама структура иностранного капитала, поступившего в республику, не претерпела существенных изменений. Доля прямых иностранных инвестиций в 2012 г. сократилась по сравнению с 2011 г на 22% и составила 76,1%, тогда как в 2010 г. доля прямых иностранных инвестиций составляла 98,9%. Доля прочих инвестиций увеличилась с 1,12% в 2010 г. до 23,9% в 2013 г Портфельные инвестиции составили незначительную величину в 2010 г. - 2,6 тыс. долл. США, а в 2011-2013 гг. портфельных инвестиций не поступало.

В итоге при пересчете на одного жителя Чувашии объем иностранных инвестиций в 2013 г. составил всего 4 долл. США. Так, Чувашская Республика заняла 75-е место из 80 в рейтинге «РИА Рейтинг» по объему иностранных инвестиций на душу населения в 2013 г, в то время как на лидера в данном рейтинге - Ненецкий автономный округ - приходится 28 957 долл. США.

Среди всех видов экономической деятельности наиболее привлекательными для вложения иностранного капитала в 2010-2013 гг. были обрабатывающие производства. В 2012 г. в данную сферу поступило 10653,5 тыс. долл. США, или 100% общего объема иностранных инвестиций, что на 69% меньше, чем в 2011 г. Вложения в другие сферы за рассматриваемый период незначительны.

Рассмотрев основные социально-экономические показатели развития Чувашской Республики и нормативно-правовую базу инвестиционной деятельности, делаем вывод о том, что сегодня существует ряд ограничений, препятствующих привлечению иностранных инвестиций в экономику региона: административные барьеры (бюрократическое оформление всех необходимых документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и отталкивает ряд инвесторов); неблагоприятный деловой климат на муниципальном уровне, создающий проблемы для инвестора при согласовании инвестиционных проектов; кадровый дефицит рабочих профессий и технических специальностей; низкая инновационная активность организаций и недостаточность развития высокотехнологичных производств.

Поэтому для решения данных проблем важно разработать действенный механизм по эффективной реализации инвестиционных проектов на территории республики, который включал бы:

- снижение административных барьеров инвестиционной деятельности;

- создание промышленных зон и инвестиционных площадок, с помощью которых можно минимизировать финансовые затраты при реализации инвестиционных проектов за счет заранее сформированной инфраструктуры;

- создание системы взаимодействия всех государственных структур, ответственных за

Динамика привлечения иностранных инвестиций в экономику Чувашской Республики

в 2011-2013 гг. (тыс. долл. США)

Поступление иностранных инвестиций Годы

2010 2011 2012 2013

тыс. долл. США % к итогу тыс. долл. США % к итогу тыс. долл. США % к итогу тыс. долл. США % к итогу

Всего 86989,0 100 15482,5 100 10653,5 100 4994,9 100

Прямые 86010,2 98,9 15026,0 97,1 8102,4 76,1 * *

Портфельные 2,6 0,0 - - - - - -

Прочие 976,2 1,1 456,5 2,9 2551,1 23,9 * *

* Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 г № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст. 4 п. 5; ст. 9 п. 1).

инвестиционную политику, с определением функциональных зон деятельности;

- разработку эффективной системы государственной поддержки потенциальных и действующих инвесторов;

- строительство и модернизацию инфраструктурных объектов.

В случае, если вышеуказанные проблемы не будут решены в Чувашской Республике, иностранный инвестор будет потерян, а недостаток поступающих инвестиционных ресурсов в экономику республики в дальнейшем приведет к снижению темпов роста экономики и, как следствие, к снижению уровня и качества жизни населения республики.

Список литературы

1. О Республиканской целевой программе привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики на 2011-2015 годы и на период до 2020 года: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.06.2011 г. № 270. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 01.02.2015).

2. Игонина Л.Л. Инвестиции: учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2005. 478 с.

3. Рейтинг социально-экономического положения регионов - итоги 2013 года. URL: http:// riarating.ru (дата обращения: 01.02.2015).

4. URL: http://chuvash.gks.ru.

5. URL: http://investchr.ru.

КОНДРАТЬЕВА Светлана Валерьевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: skondra-tyeva88@mail. ru

РЕГУШ Елена Николаевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: eregush@yandex.ru

KONDRATYEVA, Svetlana Valeryevna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of the Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: skondratyeva88@ mail.ru

REGUSH, Elena Nikolaevna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of the Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: eregush@yandex.ru

УДК 352

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Б.А. Кордон, О.Е. Рассанова

Исследовано состояние управления муниципальным образованием, определены черты муниципального управления, выявлены причины недостаточной эффективности управления муниципальным образованием.

Ключевые слова: муниципальное образование; управление; система местного самоуправления; программа; стратегия.

B.A. Kordon, O.E. Rassanova. MANAGEMENT OF A MUNICIPAL ENTITY

The condition of management of a municipal entity is studied, the characteristics of municipal entity management are defined, the reasons for insufficient effectiveness of municipal entity management are revealed.

Keywords: municipality; management; local government system; program; strategy.

Основой формирования социально-экономической политики в государстве является низовой уровень - местное самоуправление, которое призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В условиях усиления социальной ответственности органов управления перед населением, расширения делегируемых на этот уровень

полномочий, регионализации процессов воспроизводства изменяется их роль в формировании системы управления на муниципальном уровне. Усложнение взаимосвязей социально-экономических процессов, изменение функций органов местного самоуправления требуют разработки новых подходов к управлению муниципальным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.