Научная статья на тему 'Проблемы применения теории инноваций Йозефа Шумпетера в управлении таможенными органами'

Проблемы применения теории инноваций Йозефа Шумпетера в управлении таможенными органами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ИННОВАЦИЙ ЙОЗЕФА ШУМПЕТЕРА / УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ / ИННОВАЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ / ТАМОЖНЯ / КОЭФФИЦИЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арский А.А.

В статье обосновывается необходимость научного поиска эф-фективных решений из области проблем внедрения инновационных моделей и продуктов в управление таможенными органами. На основе результатов анализа положений теории инноваций Йозефа Шумпетера формируются простейшие коэффициенты оценки эффективности внедрения инноваций в управление таможенными органами, исследуемые с точки зрения затрат времени, ресурсов и рисков. Делается вывод о зависимости признаков ин-новаций в управлении таможенными органами от факторов внешней среды глобальных рынков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арский А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения теории инноваций Йозефа Шумпетера в управлении таможенными органами»

УДК330.8; 351; 339.972

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ИННОВАЦИЙ ЙОЗЕФА ШУМПЕТЕРА В УПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

А.А. Арский

Аннотация. В статье обосновывается необходимость научного поиска эффективных решений из области проблем внедрения инновационных моделей и продуктов в управление таможенными органами. На основе результатов анализа положений теории инноваций Йозефа Шумпетера формируются простейшие коэффициенты оценки эффективности внедрения инноваций в управление таможенными органами, исследуемые с точки зрения затрат времени, ресурсов и рисков. Делается вывод о зависимости признаков инноваций в управлении таможенными органами от факторов внешней среды глобальных рынков.

Ключевые слова: теория инноваций Йозефа Шумпетера, управление таможенными органами, инновации в таможенных органах, таможня, коэффициенты эффективности

PROBLEMS OF APPLICATION OF THE THEORY OF INNOVATION BY JOSEPH SCHUMPETER IN THE MANAGEMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES

A.A. Arsky

Abstract. The article substantiates the need for a scientific search for effective solutions from the area of problems of introducing innovative models and products into the management of customs authorities. Based on the results of an analysis of the provisions of the theory of innovation by Josef Schumpeter, the simplest coefficients for evaluating the effectiveness of introducing innovations in the management of customs authorities are formed, which are studied in terms of time, resources and risks. It is concluded that the signs of innovation in the management of customs authorities are dependent on external factors of global markets.

Key words: Joseph Schumpeter's theory of innovation, customs administration, customs innovation, customs, efficiency factors

Год от года в динамической среде глобального рынка возрастает роль качественного и гармонизированного государственного контроля в области таможенного дела. Необходимость совершенствования управления в части оперативного реагирования на угрозы экономической безопасности страны не теряет своей актуальности. Актуальность научного поиска, при этом, состоит, с одной стороны,

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

в принятии и адаптации под таможенную политику России и функционал Федеральной таможенной службы таких практик, которые бы позволили гарантировано соблюсти интересы государства, а с другой стороны - в возможности создать благоприятные условия для бизнеса и для развития транзитного потенциала России. Все без исключения программы развития территорий и аппаратов государственных органов содержат «инновационный аспект». Инновации в управлении и производстве (ориентированные на внешние рынки), являются фактором успеха в конкурентной борьбе. Цель данного исследования - определить проблемы теории инноваций Йозефа Шумпетера в контексте совершенствования управления таможенными органами России, для формирования базиса исследований по эффективности внедряемых в государственное управление инноваций.

Предпримем краткий экскурс в основные положения теории инноваций Йозефа Шумпетера. Понятие «инновация» имеет латинские корни - слово «поуайо» переводится как «обновление» или «изменение», приставка «т», на латыни означает «в направлении». Следовательно, при переводе этого слова можно получить буквально термин «тпоуайо» - «в направлении изменений». Из чего следует, что «инновация» должна иметь основной признак в своем содержании, заключающийся в том, что это должен быть товар или услуга, которая ранее не была представлена потребителю, или товар или услуга, претерпевшая значительные технологические или экономические изменения своего функционального назначения.

Теория инноваций определяет пять признаков инновации в товаре или услуге реализуемой потребителю.

1. Создание нового метода производства товара или услуги. При этом условия рынка требуют, чтобы новая генерация имела низкий уровень операционных издержек.

2. Открытие нового рынка для конкретного производителя товара или услуги, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее или нет.

3. Открытие нового источника факторов производства товара или услуги.

4. Создание новой организации в отрасли.

5. Создание нового товара или услуги или значительное повышение качественных характеристик уже существующего товара [2].

Автором, на основе результатов анализа деятельности Федеральной таможенной службы в 2015-2018 гг., выделяются следую-

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

щие проблемы внедрения инноваций в управление таможенными органами и управлении субъектов внешнеэкономической деятельности, чей функционал строго регламентирован (таможенные перевозчики, владельцы складов СВХ) (таблица 1).

Таблица 1

Проблемы внедрения и использования инноваций в управлении таможенными органами

Направления совершенствования Признак инновации Проблема

Внедрение инновационных технологий в алгоритмы таможенного контроля Создание нового метода производства товара или услуги Отсутствие опытно-конструкторских НИИ специализированного профиля

Генерация новых таможенных операций Открытие нового источника факторов производства Необходимость оптимизации операционных издержек таможенного контроля

Разделение (делегирование) полномочий Создание новой организации в отрасли Оказание таможенной услуги на основе государственной монополии

Сокращение срока таможенного контроля Создание нового метода производства товара или услуги Отсутствие инновационных технологических решений

Представленные в таблице 1 проблемы внедрения инноваций взаимозависимы, что в свою очередь затрудняет поиск адекватных проблеме решений, так как предлагаемые решения могут усугублять прочие проблемы предметной области. Например, проблема п. 4, зависит от реализации направлений совершенствования п. 1, в котором, в свою очередь проблемой является отсутствие опытно-конструкторских НИИ специализированного профиля. В свою очередь, исследования и апробация технологий в решении проблемы п. 1 противоречит направлению на оптимизацию издержек при генерации новых таможенных операций - п. 2. Научной новизной данного исследования является не только определение «отраслевых» проблем инновационного развития таможенных органов и управления ими, но и авторское видение оценки эффективности внедрения инноваций выраженное простейшими коэффициентами эффективности внедрения инноваций

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

с учетом обоюдного комплексного факторного давления проблем описанного выше [6]. Предлагается рассмотреть простейшие модели оценки эффективности внедрения инноваций (таблица 2).

Таблица 2

Простейшие модели оценки эффективности внедрения инноваций в управлении таможенными органами

Расчет показателя Рациональное значение показателя Иррациональное значение показателя Конфликт отсутствует при:

Внедрение инновационных технологий в алгоритмы таможенного контроля при отсутствии опытно-конструкторских НИИ специализированного профиля (проблема 1)

1 К = 7" баз К^0 К>0 Общее решение по единому алгоритму с проблемой 4.

2 С V — КС - ~С~ баз К <1 с К >1 с Перераспределение финансирования материально-технического обеспечения

3 тг _ К К - Кб- баз КК-0 кк>° Отсутствие технологических сбоев (исключая человеческий фактор)

Сокращение срока таможенного контроля при отсутствии инновационных технологических решений (проблема 4)

4 К - -баз К>1 Общее решение по единому алгоритму с проблемой 1.

5 С V — КС - баз К-1 с К >1 с Использование высвобождаемых резервов времени

6 К - -К- Кбаз КК>° 100 % пресечение преступлений при пересечении объектов таможенного контроля таможенной границы

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Представленные в таблице 2 коэффициенты оценки качества управленческого решения, рассчитываются на базисе сравнительного анализа прогнозов эффектов внедрения инноваций с базовыми результатами, полученными в «классическом» базовом формате действия таможенного поста, соответственно по:

1 - времени реализации таможенных операций таможенного кон-

троля;

2 - операционным издержкам таможенного контроля при вне-

дрении новых алгоритмов таможенного контроля (допустимо игнорирование данной проблемы, то есть увеличение издержек при повышении качества таможенного контроля выраженного в пресечении преступлений с вероятностью близкой к 100 % случаев);

3 - отсутствию аварий, сбоев, отказа систем;

4 - времени реализаций таможенных операций таможенного контроля;

5 - управления отношением затрат времени к величине операцион-

ных издержек:

6 - неизменно высокого качества таможенного контроля при сокра-

щении времени проведения таможенных операций [3].

На основе результатов анализа данных таблиц 1 и 2 сформированы следующие выводы:

1. Внедрение инноваций в управление таможенными органами по целям и задачам коррелируют с основными целями и задачами коммерческих организаций (декларанты, таможенные перевозчики, таможенные представители и владельцы складов СВХ) в части снижения финансовых и материальных издержек, затрат времени и эффективного использования временных резервов, что упрощает процесс взаимодействия субъектов внешнеэкономической деятельности (даже при разнонаправленных экономических интересах) на основе экономической теории;

2. Управление таможенными органами на основе инновационных моделей должно носить экспериментальный характер на протяжении всего периода их использования в системе управления, так как факторы внешней среды будут «тестировать» систему управления непрерывно, что обусловлено динамической средой глобальных рынков.

<jb

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

3. Использование инноваций в управлении таможенными органами требуют ревизии законодательных актов регулирующих как отраслевое управление - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и общих законодательных актов, таких как Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части регулирования полномочий, обязанностей и ответственности при внедрении инновационных моделей в управление таможенными органами.

4. Внедрение инновационных моделей требует совершенствования существующей модели мотивации сотрудников таможенных органов к научному поиску и формированию рационализаторских предложений [4]. Кроме того, внедрение инновационных моделей в управление таможенными органами создает благоприятный инвестиционный климат, одним из факторов формирования которого является гармонизация таможенного контроля [5].

Сформированная в данном исследовании платформа совершенствования теории и практики генерации, внедрения и функционирования инновационных продуктов и моделей не полна и не учитывает многих факторов, способных кардинально изменить алгоритм процесса таможенного контроля и его результаты, однако до настоящего времени подобные базисы, применительно к отрасли отсутствовали как предмет научного поиска, исключением можно считать труды отечественных ученых В.В. Макрусева и А.Ф. Андреева, посвященных проблемам таможенного менеджмента [1].

Библиографический список

1. Андреев А.Ф., Макрусев В.В. Аналитическое обеспечение принятия управленческих решений в таможенных органах Российской Федерации. М., 2014.

2. Арский А.А. Современные аспекты теории инноваций Йозефа Шумпетера в агропромышленном комплексе России // Повышение квалификации руководителей и специалистов АПК как условие обеспечения стабильного развития отрасли: сборник материалов международной научно-практической конференции. М., 2018.

3. Арский А.А. Оценка эффективности освоения программ дополнительного профессионального образования слушателями по направлению «Таможенное дело» // Маркетинг и логистика. 2018. № 3 (17).

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

4. Арский А.А. Реализация двухфакторной теории мотивации Герцберга в управлении таможенными органами // Маркетинг и логистика. 2016. № 3 (5).

5. ХуджатовМ.Б. Применение таможенных инструментов стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение России // Маркетинг и логистика. 2018. № 1(15).

6. Худжатов М.Б. Основные направления развития таможенной службы Российской Федерации в 2018-2021 гг. // Маркетинг и логистика. 2017. № 6(14).

А.А. Арский

Кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры административно-правовых дисциплин

и таможенного дела,

Московский гуманитарно-экономический университет E-mail: fuars@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.