разование - это процесс формирования гармоничной личности.
список литературы
1. Толстова Е.В. Развитие афористической педагогики в творчестве немецкого просветителя
Мартина Лютера и его последователей: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2012. 128 с.
2. Wittstock Albert. Die Erziehung im Sprichwort oder Die deutsche Volkspädagogik. Leipzig: Naumann, 1889. 281 р. // http://festival.1september. ru/articles/213249/
ТОЛСТОВА Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
СЕРЕБРЯКОВА Надежда Владимировна - старший преподаватель кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
TOLSTOVA, Elena Vladimirovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
SEREBRYAKOVA, Nadegda Vladimirovna - Senior Lecturer of Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
уДк 378.147
проблемы применения технологии сотрудничества в профессионально-деятельностной подготовке студентов
Д.ц. цыденжапова
Изучены исследования по обучению технологии сотрудничества американских педагогов, таких как Р. Славина, Р. Джонсона, Д. Джонсона и Д. Аронсона. На примере Улан-Удэнского торгово-экономического техникума рассмотрена методика проведения занятий по дисциплине «Маркетинговые исследования» с применением технологии сотрудничества. Предложены меры по эффективному выстраиванию целостной системы работы преподавателя и студентов по технологии сотрудничества. Определены преимущества рассматриваемой методики, нацеленной на формирование будущего специалиста, направленного на постоянное творчество и развитие.
Ключевые слова: технология сотрудничества; студенты; профессионально-деятельностная подготовка; творчество; практические задания; маркетинговые исследования; бизнес-проекты.
D.Ts. Tsydenzhapova. PROBLEMS OF TECHNOLOGY COOPERATION IN VOCATIONAL TRAINING STUDENTS-ACTIVITY
Studied research on learning technology cooperation American educators such as Richard Slavin, R. Johnson, D. Johnson and J. Aronson. On the example of the Ulan-Ude Commerce and Economic College of the technique classes on the subject «Marketing research» using collaboration tools. The measures for the effective alignment of an integrated system of teacher and student technology sotrud-nichestva. Opredeleny advantage of the described methods, aimed at shaping the future of the specialist to continually creativity and development.
Keywords: technology cooperation; students; professional-activity training; creativity; practical tasks; marketing research; business projects.
Стремление к творчеству, развитию своих способностей, поиск эффективно работающего нового сегодня становится основной концепцией в бизнесе. Петербургский международный экономический форум (июль 2012 г.) еще
раз подтвердил: меняется бизнес-ситуация, меняются кадры - носители знания, должно меняться и образовательное учреждение. Тогда задачи, стоящие перед системой образования, становятся идентичными задачам современно-
Человек и общество
111
го бизнеса. Мировая тенденция в образовании такова, что учебные заведения должны будут от «длинных» учебных программ подготовки специалиста переходить к профессиональной подготовке и консалтингу, а далее к бизнес-инкубаторам и бизнес-паркам с креативной средой. Тенденциям изменений в бизнес-среде стремятся следовать учебные заведения потребительской кооперации России, в их числе и Улан-Удэнский торгово-экономический техникум. В 2012-2013 учебном году учебные заведения потребкооперации Сибири и Дальнего Востока под руководством начальника Управления образования и инноваций Центросоюза РФ С.С. Гиля, доктора педагогических наук, профессора, разрабатывают профессиональный модуль для всех специальностей «Организация кооперативного дела и предпринимательства», который станет первым этапом изменения концепции работы образовательных учреждений. Идея модуля строится на одной простой идее: каждый студент - это работник бизнеса, менеджер, организатор дела. Исходя из этой идеи, преподавателю нужно пересматривать все содержание обучения и технологии, применяемые на занятиях.
Используя элементы технологий сотрудничества в течение нескольких лет, склоняемся к тому, что в преподавании менеджмента они должны занять центральное место. Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния.
С первых занятий в гр. 332 (3 курс, специальность «Маркетинг») по дисциплине «Маркетинговые исследования» были сформированы команды из 4-5 чел., состоящие из сильного студента, середнячков и слабых студентов. В течение одного семестра технология обучения в сотрудничестве применялась следующим образом (таблица).
Все практические задания студентами выполнялись в команде - подготовка плана исследования, выбор методики исследования, полевое исследование, презентация результатов. На лекционных занятиях работа проходила таким образом: темы разбивались на 4-5 вопросов, каждый студент команды находил материал по своей части. Затем студенты из разных команд, работающие по одному вопросу, встречались и обменивались информацией, после чего возвращались и обучали новому других членов команды. Проведенная контрольная работа определила команду-победителя, набравшую больше всего баллов.
На данный момент опыт использования элементов технологии сотрудничества является положительным. Самыми важными преимуществами считаем, во-первых, студенты учатся принимать решения в команде, во-вторых, командная работа предполагает более активное продуцирование идей, т.е. более результативна по сравнению с индивидуальной, срабатывает положительный эффект синергии, в-третьих, развиваются коммуникативные умения студентов, в-четвертых, командная работа предполагает высокий уровень самоорганизации и самоуправления студентов, в-пятых, технология сотрудничества предполагает самостоятельный активный поиск и переработку нового знания, не известного ранее. Эти особенности технологии сотрудничества в преподавании нацелены на формирование студента - работника новой ценности - нацеленного на постоянное творчество и развитие.
Необходимо работать над тем, чтобы выстроить целостную систему работы преподавателя и студентов по технологии сотрудничества. Для этого нужно:
- подготовить методическое обеспечение занятий к групповой, командной работе, особое внимание - творческим заданиям команд;
- разработать систему оценочных средств работы команд, студентов в команде;
Таблица
Темы Применение модификаций метода обучение в сотрудничестве
Цели, объекты и методы маркетинговых исследований рынка «Пила» - командное изучение методов исследований
Исследование товарных рынков «Student team Learning», обучение в команде - анализ состояния отрасли
Сегментация рынка «Пила-2» - составление «портрета покупателя» для бизнес-проектов
Изучение потребителей «Пила» - исследование привлекательности торговых точек
Организация маркетинговых исследований «Пила» - маркетинговые исследования
- выработать методику формирования учебных команд;
- оценить возможность публичной презентации результатов работы команд (в том числе социальная сеть «В контакте»).
Список литературы
1. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2002.
3. Фёдоров В.Д., Семушина Л.Г., Подвойский В.А. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях. М.: НПЦ «Профессионал-Ф», 2005.
ЦЫДЕНЖАПОВА Дари Цоктоевна - преподаватель. Улан-Удэнский торгово-экономический техникум. Россия. Улан-Удэ. E-mail: [email protected]
TSYDENZHAPOVA, Dari Tsoktoevna - the teacher. Ulan-Ude Trade and Economics College. Russia. Ulan-Ude. E-mail: [email protected]