Научная статья на тему 'Проблемы применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в отношении больных осужденных в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения'

Проблемы применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в отношении больных осужденных в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЯ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / БОЛЬНЫЕ ОСУЖДЕННЫЕ / PUNISHMENT WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY / NATURAL DISASTER / EMERGENCY / SICK CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скиба Андрей Петрович, Харитонович Екатерина Дмитриевна

Cтатья посвящена выявлению и анализу проблем регулирования в Уголовном кодексе РФ, Уголовно-исполнительном кодексе РФ и других нормативных правовых актах (на основе анализа режима особых условий в исправительных учреждениях), а также применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в условиях стихийного бедствия, при введении чрезвычайного или военного положений. Особое внимание уделяется трудностям в деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний в виде обязательных и исправительных работ в отношении больных осужденных (на отбывание наказания которых помимо внешних факторов влияет и наличие самого заболевания), а также сложностям в ограничении прав осужденных и возложении на них дополнительных обязанностей. Делается вывод, что актуальна дальнейшая разработка в отношении осужденных, в том числе имеющих заболевания, института приостановления отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в случае невозможности их исполнения, мер по стимулированию таких осужденных путем досрочного освобождения от отбывания наказания через привлечение к работам по ликвидации последствий экстремальных ситуаций, а также в целом уголовно-исполнительного законодательства в указанных случаях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скиба Андрей Петрович, Харитонович Екатерина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION PROBLEMS OF PUNISHMENTS NOT CONNECTED WITH ISOLATION OF CONVICTED PERSONS FROM SOCIETY, OF CONVICTS IN THE FACE OF A DISASTER, THE IMPOSITION OF EMERGENCY OR MARTIAL LAW

The article is devoted to the identification and analysis of the problems of regulation in the Criminal code, the Criminal Executive code and other normative legal acts (based on the analysis of the regime of special conditions in correctional institutions), as well as the use of penalties not related to the isolation of convicts from society, in a natural disaster, the introduction of emergency or martial law («extreme conditions»). Especially focuses on the difficulties in activities of employees of penal inspections on execution of punishments in the form of compulsory or corrective work in respect of sick prisoners (serving sentences of which, in addition to external factors, influences and the presence of the disease), as well as challenges in limiting the rights of convicted persons and to impose on them additional responsibilities. It is concluded that further development of the institution of suspension of serving sentences not related to isolation from society, in case of impossibility of their execution, measures to stimulate such convicts by early release from serving sentences through involvement in work to eliminate the consequences of extreme situations, as well as in General the criminal Executive legislation in these cases, is relevant for convicts, including those with diseases.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в отношении больных осужденных в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения»

или тяжелая болезнь, в том числе психическая (ст. 81 УК РФ), наступление беременности женщины, осужденной к исправительным работам (ч. 5 ст. 42 УИК РФ), и т. п.

Еще больше вопросов возникает при эвакуации осужденных в безопасную местность в случае стихийных бедствий. Если осужденного, например, к обязательным или исправительным работам, эвакуируют в другую область, то каким образом будет исполняться наказание?

Думается, что теоретически здесь возможны два варианта решения:

- исполнение наказания приостанавливается до момента ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайного или военного положения, а также изменения состояния здоровья осужденного;

- личное дело и другие документы осужденного могут быть переданы в соответствующий регион, где и будет продолжено отбывание наказания.

Первый вариант нам представляется более уместным и удобным в условиях экстремальных ситуаций. Однако при приостановлении исполнения наказаний до момента устранения последствий стихийного бедствия эвакуируемый осужденный фактически остается без контроля сотрудников уголовно-исполнительной инспекции, что может спровоцировать противоправное поведение и совершение повторных преступлений с его стороны, поскольку именно контроль за поведением осужденного при помощи технических средств, применение иных профилактических мер сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции являются одними из главных составляющих эффективности индивидуального исправительного воздействия.

Проблема отсутствия контроля со стороны уголовно-исполнительной инспекции возникает и в случае приостановления исполнения рассматриваемых наказаний без эвакуации осужденных в другие местности из-за стихийных бедствий, чрезвычайных и военных положений. Возможно, чтобы данная проблема не появлялась, необходимо установить какую-либо периодичность осуществления проверок осужденного по месту жительства, профилактических бесед и т. д. сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций в случае, если исполнение наказания приостановлено, чтобы осужденный на психологическом уровне чувствовал, что он находится под контролем, тем самым не допуская противоправного поведения; в этом случае сотрудники инспекции будут по-прежнему осведомлены о жизни и поведении подконтрольного.

Рассматривая второй вариант, следует отметить, что в случае стихийного бедствия, чрезвычайного или военного положения передача личных дел осужденных из одной уголовно-исполнительной инспекции в другую может повлечь за собой ряд проблем, например:

- резкое увеличение количества состоящих на учете инспекции осужденных и большую нагрузку на сотрудников определенной уголовно-исполнительной инспекции за счет передачи личных дел из эвакуируемых районов (что объективно может повлечь формальный подход к контролю за осужденными);

- проблемы с трудоустройством осужденных к исправительным работам и вообще с определением объекта отбывания наказания осужденных к обязательным работам (особенно, если эвакуация осуществлялась в небольшие районы, в которых и до этого имела место проблема с организацией исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества, связанных с привлечением к труду); и др.

После того как срок приостановления исполнения наказания истечет, осужденный должен будет дальше продолжать отбывать наказание. Как правило, стихийные бедствия и другие экстренные ситуации наносят серьезный ущерб отдельным регионам и стране в целом. Поэтому в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения основные силы государства и общества должны быть направлены на сохранение государственного строя и самого государства, а также на устранение последствий произошедших трагедий.

Полагаем, что необходимо привлекать осужденных с их согласия к различным работам по ликвидации последствий экстремальных ситуаций (помогать в эвакуации людей, разбирать завалы и т. п.); при этом срок привлечения к таким работам будет идти в зачет срока отбывания наказания.

Однако возникает проблема по привлечению к таким работам осужденных к исправительным работам. Возможно, осужденные к исправительным работам могут быть привлечены к работам по ликвидации последствий стихийного бедствия лишь в том случае, если их официальное место работы в связи с возникновением экстремальных ситуаций по объективным причинам не функционирует. Второй проблемой является то, что заработная плата при привлечении осужденного к работам по ликвидации последствий экстремальных ситуаций не начисляется, удержания не производятся, и соответственно в доход государства ничего не перечисляется. Однако при этом

одновременно происходит ликвидация последствий экстремальных ситуаций, а удержания из доходов этого осужденного государство, возможно, все равно бы потратило на работы по ликвидации таких негативных последствий.

Относительно других видов наказаний, не связанных с привлечением к труду и изоляцией осужденных от общества, например, ограничению свободы, считаем целесообразным разработать меры по стимулированию поведения таких осужденных. По нашему мнению, возможно закрепить в законодательстве право осужденных на условно-досрочное освобождение от отбывания наказаний без изоляции от общества (что предлагается в юридической литературе [4, с. 105-110; 5, с. 51-59]), при его участии в мероприятиях по ликвидации последствий экстремальных ситуаций, тем самым процесс его исправления будет действеннее, нежели если он будет «просто» находиться дома.

В период действия военного положения или чрезвычайного положения, введенного при массовых беспорядках или групповых неповиновениях осужденных, происходит ограничение прав и свобод осужденных, а также возложение на них дополнительных обязанностей, в том числе путем направления в другую местность, например, для обеспечения обороноспособности государства. В данном случае следует учитывать возможность появления проблемы в виде остановки ка-кого-либо производства; соответственно заработная плата осужденному не будет начисляться, что будет затруднять исполнение штрафа или производство удержаний при применении исправительных работ. Поэтому вряд ли будет целесообразным приостановление отбывания наказания, следует говорить о возможности досрочного освобождения осужденного к штрафу или исправительным работам от отбывания наказания. Защищая государство на военном фронте, находясь в тылу или на других объектах военного предназначения и добросовестно выполняя поставленные задачи, не допуская противоправного поведения, осужденный докажет, что он исправляется и имеет право на досрочное освобождение от отбывания наказания.

Хотелось бы обратить дополнительное внимание на лиц, имеющих различные заболевания. Данной категории осужденных не уделено надлежащее внимание в законодательстве, соответственно отсутствуют и какие-либо положения отбывания наказания этой категорией осужденных в рассматриваемых экстремальных условиях.

В период природных или техногенных катастроф, при введении военного или чрезвычайного положения, все население соответствующих районов должно устранять соответствующие негативные последствия, работать для решения соответствующих задач, претерпевать дополнительные ограничения и т. д.

На наш взгляд, в экстремальных условиях осужденные без изоляции от общества, страдающие различными видами заболеваний, также должны в обязательном порядке привлекаться к работам, но с учетом состояния здоровья - тяжести заболевания, его влияния на работоспособность и т. п.

Досрочно же освобождаться от отбывания наказания такая категория лиц должна лишь тогда, когда по состоянию здоровья они вообще не могут быть привлечены к работе.

Согласно ч. 5 ст. 50 УК РФ исправительные работы могут быть назначены инвалидам II и III групп. В то же время, как показывает практика, предприятий, на которых могут работать осужденные-инвалиды II группы, особенно страдающие социально значимыми заболеваниями, недостаточно, в связи с чем изначально возникает проблема их трудоустройства.

Однако в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения больных осужденных можно было бы привлекать к восстановительным работам для ликвидации последствий экстремальных ситуаций. По нашему мнению, такое возможно без применения института приостановления отбывания наказания, если болезнь осужденного не препятствует его привлечению к соответствующим работам и они засчитываются в срок отбывания наказания.

В случае же ухудшения состояния здоровья в период отбывания наказания инвалидом II группы, включая получение им травмы, с установлением по результатам медико-социальной экспертизы I группы инвалидности, он освобождается от отбывания наказания в рассматриваемых экстремальных условиях; должны также освобождаться и лица с явными физическими недостатками или тяжелейшими заболеваниями (отсутствием конечностей, а также их деформацией, отсутствием возможности дышать без аппарата искусственного дыхания и т. д.).

Авторским коллективом, проведшим соответствующее исследование (А. А. Крымов, Ф. В. Грушин, Ю. А. Кашуба, Н. В. Кийко, В.Н.Орлов, А. В. Петрянин, А.В.Родионов, В. Е. Южанин и др.) [6; 7, с. 201-203], также установлено, что законодательство стран СНГ, закрепляющее общественные отношения в условиях экстремальных ситуаций, принципиальным образом не отличается (этот раздел изданной монографии подготовлен кандидатом юридических

наук, доцентом А. Н. Снряковым). Как правило, в конституциях государств определяются различные виды экстремальных ситуаций в контексте приостановления прав и свобод личности в этот период, устанавливаются полномочия высших государственных органов. В отдельных случаях основания введения режима особых условий определяются конституционными нормами (Азербайджан), или же соответствующее законодательство не разработано (Узбекистан). Однако чаще всего данные основания вместе с условиями функционирования государственных органов и жизнедеятельности населения при возникновении экстремальных ситуаций фиксируются в специально принятых законах (конституционных законах) и детализируются подзаконными актами.

Законодательству стран СНГ известны следующие виды экстремальных ситуаций: чрезвычайная ситуация, чрезвычайное, осадное, особое, военное положение.

1. Чрезвычайная ситуация, основаниями введения которой являются: авария (Казахстан, Молдова, Таджикистан), крупная авария (Армения), промышленная авария (Беларусь); опасное природное явление (Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова); катастрофа (Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан), техногенная, стихийная, экологическая катастрофа (Армения); стихийное или иное бедствие (Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан); эпидемия, эпизоотия (Армения, Таджикистан), эпифитотия (Армения); пожар (Казахстан); вредное воздействие опасных производственных факторов (Казахстан); применение видов оружия (Армения).

Законодательством многих стран устанавливаются различные критерии для классификации чрезвычайных ситуаций, например, в зависимости от территории распространения, сферы возникновения и т. д. Наиболее распространенным является подход по выделению следующих видов чрезвычайных ситуаций: природного характера (Беларусь, Казахстан, Молдова), то есть состояние или обстановка, сложившаяся в природе; техногенного характера (Беларусь, Казахстан, Молдова), то есть состояние или обстановка, сложившаяся на производственном объекте; социального характера (Кыргызстан, Казахстан), то есть обстановка, сложившаяся в связи с массовым переходом Государственной границы с территорий сопредельных государств; актами терроризма; массовыми беспорядками, межнациональными и межконфессиональными конфликтами; нарушением территориальной целостности и т. п.; военного и социально-политического характера (Беларусь); биологического характера (Кыргызстан), биолого-социального характера (Молдова).

2. Чрезвычайное положение - еще один вид экстремальной ситуации. Анализ нормативных правовых документов позволяет выделить два основания введения режима чрезвычайного положения. Первое основание представлено чрезвычайными ситуациями, связанными с опасностью для человека, общества и государства в результате природных, биологических или антропогенных факторов. В законодательстве они именуются чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера (Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Молдова). Второе основание составляют ситуации, связанные с опасностью для человека, общества и государства в результате воздействия социальных, социально-политических факторов, которые формулируются в общем виде, как, например, угроза для национальной безопасности или конституционного порядка (Молдова), так и в форме конкретных проявлений (все остальные государства). К ним относят мятеж, переворот, попытки смены конституционного строя, массовые беспорядки, национальные и религиозные конфликты, террористические акты, блокирование различных объектов, нарушение территориальной целостности и др. В законодательстве различных государств указанный перечень не одинаков и может включать в себя также и иные основания. Так, в Армении в качестве основания введения чрезвычайного положения выступает создание и деятельность незаконных вооруженных формирований, в Казахстане - диверсия, на Украине - массовый переход государственной границы с территории сопредельных государств. Кроме того, отличается срок введения, характер ограничений и дополнительных обязанностей, возлагаемых на население и организации.

3. Особое положение - вид экстремальной ситуации, которая предусматривается в законодательстве Республики Казахстан. Режим особого положения предусматривает введение меньших по содержанию и объему ограничений прав физических и юридических лиц, поскольку условием ее введения являются все иные менее интенсивные ситуации, не подходящие под режимы чрезвычайного и военного положения. В этом случае могут вводиться различные ограничительные мероприятия, например отселение, установление карантина, особого режима въезда и выезда и т. д.

4. Осадное положение - еще одна уникальная экстремальная ситуация, закрепленная в законодательстве Молдовы. Она представляет собой режим, вводимый в целях повышения бое-

способности войск, а также готовности населения, экономики и соответствующей территории в случае неизбежности вооруженной агрессии. Он предполагает закрытие государственной границы, ограничение движения транспорта, запрещение резервистам покидать постоянное место жительства без разрешения.

5. Военное положение (все государства) как разновидность экстремальной ситуации рассматривается во многих государствах в качестве временного правового режима, который предполагает наибольший объем ограничений и дополнительных обязанностей в условиях организации жизнедеятельности территории, как правило, органами военного управления. Государственные и местные органы власти при этом функционируют в части полномочий, не переданных вооруженным силам [3, с. 142-176].

Таким образом, представляется актуальной дальнейшая разработка в отношении осужденных, в том числе имеющих заболевания, института приостановления отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества, мер по стимулированию таких осужденных путем досрочного освобождения от отбывания наказания через привлечение к работам по ликвидации последствий экстремальных ситуаций, а также в целом российского уголовно-исполнительного законодательства в указанных случаях.

Библиографический список

1. СкибаА. П. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, чрезвычайного или военного положения: постановка проблемы // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф (г. Рязань, 24-25 нояб. г.): в 2 т. Т. 1: Материалы пленарного заседания. Рязань: Академия ФСИН России, 2016. С. 40-45.

2. Дергачев А. В., СкибаА. П. Чрезвычайное положение как основание введения режима особых условий в исправительных учреждениях: проблемы регулирования // Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12. № 3. С. 244-248.

3. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, чрезвычайного или военного положения: монография / Д. В. Горбань, Ф. В. Грушин, И. А. Давыдова и др.: под общ. ред. А. А. Крымова, под науч. ред. А. П. Скибы. 2-е изд., исправл. и доп. М.: Криминологическая библиотека, 2018. 296 с.

4. Бабаян С. Л. Стимулирование исправления осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества // Человек: преступление и наказание. 2014. № 3(86). С. 105-110.

5. Ольховик Н. В. Эффективность исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 1. С. 51-59.

6. СкибаА. П. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения (о результатах работы авторского коллектива) // Пролог. 2019. № 3.

7. Детков А. П. Рецензия на монографию «Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения» под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А. А. Крымова и научной редакцией доктора юридических наук, доцента А. П. Скибы // Уголовно-исполнительное право. 2019. № 2. С. 201-203.

References

1. Skiba А. P. Ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo v uslovijah stihijnogo bedstvija, chrezvy-chajnogo ili voennogo polozhenija: postanovka problemy [Criminal Executive legislation in a natural disaster, state of emergency or martial law: problem statement]. Ugolovno-ispolnitel'naja politika i voprosy ispolnenija ugolovnyh nakazanij: sbornik materialov Mezhdunarnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Rjazan', 24-25 nojab. g.): v 2 t. T. 1: materialyplenarnogo zasedanija [Criminal-Executive policy and issues of execution of criminal penalties: collection of materials of the international journal, science.-pract. conference (Tomsk, 24-25 Nov. 1: Proceedings of the plenary session], Ryazan, 2016, pp. 40-45 [in Russian].

2. Dergachev A. V., Skiba A. P. Chrezvychajnoe polozhenie kak osnovanie vvedenija rezhima osobyh uslovij v ispravitel'nyh uchrezhdenijah: problemy regulirovanija [State of emergency as the basis

for the introduction of special conditions in correctional institutions: regulatory problems]. Ugolovno-ispolnitel'noepravo [CriminalExecutive law], 2017, t. 12, no. 3, pp. 244-248 [in Russian],

3. Ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo v uslovijah stihijnogo bedstvija, chrezvychajnogo ili voennogo polozhenija: monografija [Criminal Executive legislation in a natural disaster, state of emergency or martial law]. Moscow, 2018, 296 p. [in Russian],

4. Babajan S. L. Stimulirovanie ispravlenija osuzhdennyh k nakazanijam, ne svjazannym s izoljaciej ot obshhestva [Stimulation of correction of convicts to punishments not connected with isolation from society]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: crime and punishment], 2014, no. 3 (86), pp. 105-110 [in Russian],

5. Ol'hovikN. V. Jeffektivnost' ispolnenija ugolovnyh nakazanij, ne svjazannyh s lisheniem svo-body [The efficiency of execution of criminal punishments not related to deprivation of liberty]. Vse-rossijskij kriminologicheskij zhurnal [Ail-Russian journal of criminology], 2018, no. 1, pp. 51-59 [in Russian].

6. Skiba A. P. Ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo v uslovijah stihijnogo bedstvija, wedeni-ja chrezvychajnogo ili voennogo polozhenija (o rezul'tatah raboty avtorskogo kollektiva) [Criminal-Executive legislation in the conditions of natural disaster, introduction of emergency or martial law (about results of work of author's collective)]. Prolog [Prologue], 2019, no. 3 [in Russian],

7. Detkov A. P. Recenzija na monografiju «Ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo v uslovijah stihijnogo bedstvija, wedenija chrezvychajnogo ili voennogo polozhenija» pod obshhej redakciej doktora juridicheskih nauk, professora A. A. Krymova i nauchnoj redakciej doktora juridicheskih nauk, docenta A. P. Skiby [Review of the monograph «Criminal Executive legislation in a natural disaster, the introduction of a state of emergency or martial law» under the General editorship of doctor of law, professor A. A. Krymov and scientific editorship of doctor of law, associate professor A. P. Skiba]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [CriminalExecutive law], 2019, no. 2, pp. 201-203 [in Russian],

DOI 10.37523/SUI.2020.37.1.015 УДК 343.261.1:343.81

Тепляшин Павел Владимирович

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии,

Сибирский юридический институт МВД России, 660131, Россия, Красноярск, ул. Рокоссовского, 20, e-mail: pavlushat@mail.ru

Pavel V. Teplyashin

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Criminology,

Siberian law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Rokossovsky str., 20, Krasnoyarsk, Russia, 660131, e-mail: pavlushat@mail.ru

ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ЧИСЛЕННОСТЬ «ТЮРЕМНОГО НАСЕЛЕНИЯ»: МИРОВОЙ ОПЫТ

Аннотация. В статье продемонстрированы международно-правовые и научно-теоретические аспекты актуализации выявления и изучения совокупности факторов, обуславливающих численность осужденных, находящихся в исправительных учреждениях. Целью исследования данных факторов выступает объяснение «работоспособности» различных теорий уголовного наказания, принятие концептуальных решений по оптимизации уголовно-исполнительной политики, прогнозирование возможных траекторий развития пенитенциарной действительности.

На основе метода сравнительного правоведения проанализированы четыре основные группы факторов, которые влияют на численность «тюремного населения» в конкретном государстве: 1) экономические (проявляются во взаимосвязи тюремного заключения с экономическими процессами); 2) политические (выражаются в демократических ценностях, присущих пенитенциарной системе, степени их поддержания и качестве управления); 3) правовые (заключаются в отражении особенностей правовой системы государства); 4) исправительные (влияют на уровень постпенитенциарного рецидива и повторного осуждения).

В результате установлено, что одни из самых высоких показателей тюремного заключения наблюдаются в государствах с либеральной рыночной экономикой. Обнаружена роль политических факторов в усилении репрессивных притязаний к лицам, совершившим насильственные и коррупционные преступления, а также наркопреступления и посягательства на общественную безопасность. Выявлена достаточно прочная связь между численностью «тюремного населения» и принадлежностью государства к определенной правовой системе: в государствах общего права уровень тюремного заключения выше, нежели чем в странах романо-германского права. Определено, что отрицательный эффект карцерального обращения с осужденным может быть получен в результате изначально нецелесообразного применения наказания, связанного с изоляцией осужденного от общества.

Анализ рассмотренных факторов позволяет отметить положительные и отрицательные стороны практических проявлений теорий уголовного наказания, в частности, ретрибутивизма и консеквенциа-лизма, а также критически оценить реализуемые и прогнозируемые реформаторские преобразования в сфере исполнения уголовных наказаний.

Ключевые слова: выявленные преступления, индекс экономической свободы мира, карательные притязания, лечение заключенных, позитивный опыт, социальный контроль, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, эластичность преступности.

Summary. The article demonstrates the international legal and scientific-theoretical aspects of the actualization of the identification and study of the totality of factors causing the number of convicts in prisons. The purpose of the study of these factors is the explanation of the «working capacity» of various theories of criminal punishment, the adoption of conceptual decisions on the optimization of criminal-executive policy, and the prediction ofpossible trajectories for the development ofpenitentiary reality.

Based on the comparative law method, four main groups of factors are analyzed that affect the size of the «prison population» in a particular state: 1) economic (manifested in the relationship of imprisonment with economic processes); 2) political (expressed in democratic values inherent in the penitentiary system, the degree of their maintenance and quality of management); 3) legal (consist in reflecting the peculiarities of the legal system of the state); 4) corrective (affect the level ofpost-penitential relapse and re-conviction).

As a result, it has been established that some of the highest rates of imprisonment are observed in states with a liberal market economy. The role ofpolitical factors in reinforcing repressive claims to perpetrators of vio-

© 2020 Тепляшин П. В.

FACTORS AFFECTING THE NUMBER OF THE «PRISON POPULATION»: WORLD EXPERIENCE

lent and corruption crimes, as well as drug offenses and encroachment on public security was discovered. A sufficiently strong relationship has been revealed between the number of the «prison population» and the state's belonging to a particular legal system: in the Common Law states, its level of imprisonment is higher than in the countries of Roman-German law. It has been determined that the negative effect of carceral treatment of a convicted person may be obtained as a result of the initially inexpedient use of punishment connected with the isolation of the convicted person from the public.

The conclusion is formulated that the discovery of the factors considered highlights the «pros and cons» of practical manifestations of theories of criminal punishment, in particular retributivism and sequentialism, and also makes it possible to critically evaluate the implemented and forecasted reform reforms in the sphere of execution of criminal penalties.

Keywords: identified crimes, index of economic freedom of the world, punitive claims, treatment ofprisoners, positive experience, social control, the Penal Code, the elasticity of crime.

Правило 89 Минимальных стандартных правил ООН в отношении обращения с заключенными (Правил Манделы) 2015 года содержит рекомендацию о том, «чтобы число содержащихся в закрытых тюремных учреждениях заключенных было не слишком велико для того, чтобы к ним можно было применять индивидуальный подход». Данная рекомендация свидетельствует о значительной важности изучения проблем наполняемости исправительных учреждений, а также о взаимосвязи коэффициента «тюремного населения» с разнообразными факторами. Исследование факторов, обуславливающих численность осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, дает возможность приблизиться к объяснению «работоспособности» различных теорий уголовного наказания, обеспечивает принятие концептуальных решений по оптимизации уголовно-исполнительной политики, позволяет прогнозировать возможные траектории развития пенитенциарной действительности. Не случайно Р. 3. Усеев и С. Е. Илюхин отмечают, что в ближайшее время высока вероятность проведения «ревизии» численности лиц, отбывающих лишение свободы [1, с. 103]. Как представляется, данная «ревизия» должна быть связана с анализом разнообразных факторов, обуславливающих численность осужденных, отбывающих пенальные наказания. Как справедливо указывает В. И. Селиверстов, современная уголовно-исполнительной система России требует продуманной и основанной на обоснованных ресурсных возможностях государства, согласованной с научным сообществом программы ее дальнейшего реформирования [2, с. 237].

Также целесообразно обратить внимание на необходимость анализа мирового опыта, поскольку его понимание позволит избежать определенных ошибок в функционировании и дальнейшем развитии отечественной уголовно-исполнительной системы. Хотя уголовно-исполнительное право и отражает национальные и культурные традиции, но декларируемое стремление России продолжать движение по пути социально-экономических и политических реформ указывает на критическое осмысление чужого позитивного опыта. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации закреплено, что наше государство выступает за укрепление взаимовыгодного сотрудничества и гармонизацию интеграционных процессов с зарубежными государствами, включая Европейский союз. Соответственно, нельзя обходить стороной опыт борьбы с преступностью в зарубежных государствах, закрепление по этой линии взаимовыгодных партнерских отношений. Не случайно среди принципов определения содержания инновационной для отечественной правовой науки Модели Общей части нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации выделяется учет современного и исторического опыта исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера в зарубежных странах [3, с. 29-30].

В современной правовой действительности допустимо выделить четыре основные группы факторов, которые влияют на численность «тюремного населения» в конкретном государстве: экономические (проявляются во взаимосвязи тюремного заключения с экономическими процессами), политические (выражаются в демократических ценностях, присущих пенитенциарной системе, степени их поддержания и качестве управления), правовые (заключаются в отражении особенностей правовой системы государства), исправительные (влияют на уровень постпенитенциарного рецидива и повторного осуждения). Однако рассмотрение данных факторов имеет в известной мере условный характер, поскольку их действие может носить разноплановый характер в том или ином государстве в силу укоренившихся культурно-исторических особенностей. Вместе с тем данные особенности отражают типовые характеристики соответствующей модели построения пенитенциарной системы конкретного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.