УДК 34.343
DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-2-11
Туркаева Лаура Вахитовна,
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова, 364068, Чеченская Республика, г. Грозный, пр. Хусейна Исаева, д. 100, e-mail: [email protected]
Turkaeva, Laura V.,
Grozny State Oil Technical University named after Acad. M.D. Millionschikov, 100 Hussein Isaev Ave., Grozny, Chechen Republic, 364068, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Астамирова Хеда Хамидовна,
старший преподаватель, Чеченский государственный педагогический университет, 364068, Чеченская Республика, г. Грозный, пр. Хусейна Исаева, д. 62, e-mail: [email protected]
Astamirova, Heda H.,
Senior Lecturer,
Chechen State Pedagogical University, 62 Hussein Isaev Ave., Grozny, Chechen Republic, 364068, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Магомадова Эльза Исаевна,
старший преподаватель, Чеченский государственный университет, 364024, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Асланбека Шерипова, д. 32, e-mail: [email protected]
Magomadova, Elsa I.,
Senior Lecturer, Chechen State University, 32 Aslanbek Sheripov St., Grozny, Chechen Republic, 364024, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ
В ВИДЕ ДОМАШНЕГО АРЕСТА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ АТРИБУТ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ТРУДНЫХ
ПОДРОСТКОВ ♦
THE PROBLEMS OF APPLYING PREVENTIVE MEASURES IN THE FORM OF HOUSE ARREST AGAINST MINORS AS AN INTEGRAL ATTRIBUTE OF THE LEGAL EDUCATION OF DIFFICULT TEENAGERS
© Л.В. Туркаева, Х.Х. Астамирова, Э.И. Магомадова, 2020
АННОТАЦИЯ. Подростковая преступность как общественно опасное явление — это очень распространенный нынче феномен в молодежной среде, спровоцированный рядом социальных и правовых детерминантов. Действующее уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусмотрело серию мер с целью воспрепятствования выяснению истины по уголовному делу. Одна из них представлена в виде домашнего ареста подозреваемых несовершеннолетних лиц, что служит причиной эффективного снижения и нарушения прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Такой выбор обусловлен отсутствием аналогов более гуманного наказания. Как бы то ни было, но эстетичное развитие социальной жизни, политическое устройство страны, инновационное совершенствование зависит именно от правового благосостояния государства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подростковая преступность; общественно опасное явление; социально-правовые детерминанты; уголовно-процессуальное законодательство; мера пресечения; домашний арест; несовершеннолетний.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:
Туркаева Л.В., Астамирова Х.Х., Магомадова Э.И. Проблемы применения меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении несовершеннолетних как неотъемлемый атрибут правового воспитания трудных подростков // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2020. Т. 7, № 2. С. 85-88. DOI: 10.23683/2313-6138-2020-72-11
ABSTRACT. Teenage crime as a socially dangerous phenomenon is a very common phenomenon among young people today, provoked by a number of social and legal determinants. The current criminal procedural legislation of the Russian Federation provided for a series of measures to prevent the clarification of the truth in a criminal case. One of them is presented in the form of house arrest of suspected minors, which is the reason for the effective reduction and violation of the rights and freedoms of participants in criminal proceedings. This choice is due to the lack of analogues of a more humane punishment. Be that as it may, but the aesthetic development of social life, the political structure of the country, innovative improvement depends on the legal well-being of the state.
KEYWORDS: juvenile delinquency; socially dangerous phenomenon; socio-legal determinants; criminal procedure legislation; preventive measure; house arrest; minor.
FOR CITATION:
Turkaeva, L.V., Astamirova, H.H., Magomadova, E.I. The problems of applying preventive measures in the form of house arrest against minors as an integral attribute of the legal education of difficult teenagers. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 2020. Vol. 7, No. 2. P. 85-88 (in Russian). DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-2-11
К огромному сожалению, на сегодняшний день актуальна проблема подростковой преступности, которая является причиной тревоги о завтрашнем благосостоянии подрастающего поколения. В социальной ячейке общества несовершеннолетние по своей идеологии расцениваются как некий ранимый класс. Материальное неблагополучие семьи, невыполнение родителями своих обязанностей по осуществлению надлежащего контроля, индивидуальные особенности ребенка и многие другие социальные факторы составляют ключевую основу правонарушений несовершеннолетних. С такой проблемой должны бороться правоохранительные органы наряду с общественными объединениями, чтобы это не переросло в гибель духовно-нравственных ценностей. Информационные технологии в виде компьютеров, гаджетов провоцируют высокий уровень криминогенности в подростковом возрасте посредством психологического воздействия на человеческий мозг. Именно
телевизионные мониторы и интернет-ресурсы просвещают молодежь о самых изощренных вещах, не совместимых с цензурой. С какой ностальгией вспоминается то беспечное детство, когда жизнь кипела на дворовых площадках, учебе уделялось особо пристальное внимание и библиотечные полки не пылились от дефицита интереса.
Эксцентричность детской психологии усложняет попытки перевоспитания или же исправления ребенка, тем самым обостряя этап переходного возраста. Не только семья несет ответственность за свое чадо, но также дошкольные и образовательные учреждения должны приложить максимум усилий, чтобы не допустить возможных пагубных проявлений в общественной среде. В целях искоренения и снижения уровня преступности можно начать с ежедневных профилактических мероприятий с обучающимися учениками, проводить открытые уроки, классные часы и многое другое. Обучать правовому искусству, воспитывать в
L.V. TURKAEVA et al. BULLETIN OF THE LAW FACULTY, SFEDU. 2020. Vol. 7, No. 2. P. 85-88
87
духе патриотизма, нравственная этика и прочее должны программироваться в умственную базу ребенка не только в садиках, школах, вузах, но и дома, так как именно родители несут большее бремя ответственности. Кроме того, необходимо модернизировать институт участковых инспекторов по делам несовершеннолетних, уровень активной работы которых оставляет желать лучшего. Крылатые выражения, применяемые в быту — «поставлен на учет», «ведется контроль» или «активно ведется профилактическая работа», еще не означают достижение желаемого результата в воспитании. По сути, сама профилактика должна обладать некой спецификой эффективности и надежности, отличающей ее от иных методов формирования правосознания личности. Нам есть к чему стремиться, учитывая практику прошлых лет, которые запечатлели незабываемый след в памяти людей той эпохи [4, с. 141].
Динамично развивающееся на сегодняшний день наше государство остро нуждается в объективных криминологических показателях посредством проверенных способов, поскольку именно от объективизации контроля над преступностью и зависит качество деятельности по искоренению подростковой преступности [3, с. 97].
Региональный состав великой России отличается индивидуальностью бытия, нравов, обычаев, традиций, следовательно, пристальному вниманию подвергается личность человека как субъект преступления. И профилактическая методика должна выстраиваться в соответствии с этими особенностями, поскольку является неотъемлемой составляющей личностного портрета в лице подрастающего поколения [2, с. 113, 123].
Предложение о включении в серию мер пресечения санкции в виде домашнего ареста было спровоцировано в целях усиления правового статуса уголовного судопроизводства, и эта форма государственного воздействия стала новшеством в действующем законодательстве Российской Федерации. Конечно, не совсем правильно будет говорить «новшество», учитывая исторические факты существования своего рода процессуального законодательства в советской России, например, Свода законов 1832 года, Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1922 года [5, с. 58].
Невольно в сознании здравомыслящего человека возникает вопрос: «Как недееспособный ребенок, лишенный всякого понимания о взрослой жизни, может вообще нести уголовную ответственность?». Оказывается, может, так как в соответствии с ч. 1, ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста [8, с. 8].
Процесс формирования полноценного сознания у здорового человека начинается в подростковом возрасте, поэтому следует применить более мягкий вид наказания — заменить заключение под стражу домашним арестом под присмотром родителей или иных законных представителей. В подобных ситуациях перед судом встает сложный выбор в плане определения меры пресечения в отношении несовершеннолетнего: с одной стороны, не правомерно отпускать под подписку о невыезде, а с другой, как-то неправильно применять жесткие закрытые изоляторы к детям. В России на сегодняшний день имеется практика рациональности помещения несовершеннолетних под домашний арест, тем самым обходя всевозможные стереотипы принуждения [6, с. 262].
В настоящее время институт ювенальной юстиции как универсальный механизм судебно-правовой защиты прав и воспитания несовершеннолетних находится на стадии рассмотрения. Такое оружие воспрепятствования производству по делу уменьшит преступную деятельность, и подозреваемый будет лишен всякой возможности скрыться от правосудия [1, с. 7].
Согласно ст. 311 УПК РФ основаниями освобождения подсудимого из-под стражи в зале суда является вынесение:
- оправдательного приговора;
- обвинительного приговора без назначения наказания;
- обвинительного приговора с назначением наказания и с освобождением от его отбывания;
- обвинительного приговора с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно;
- обвинительного приговора с назначением наказания и с применением отсрочки его отбывания.
По сути это представляет собой отмену меры пресечения в виде отбывания наказания
за отсутствием предусмотренных оснований, а подтверждающим документом является выписка из приговора с указанием об отмене меры пресечения. С субъективной точки зрения, несмотря на систематичность правонарушений со стороны несовершеннолетних, домашний арест как мера пресечения абсолютно неэффективна [7, с. 172].
Дефицит участия психологов и педагогов в судьбе несовершеннолетних служит недостатком уголовно-процессуального законодательства, поскольку это вспомогательное поручительство прав и интересов несовершеннолетних при производстве по уголовным делам. Проблема нормативного совершенствования категории следственных действий, в которых рациональна и необходима психолого-педагогическая причастность, в том числе и при рассмотрении вопроса о применении меры пресечения несовершеннолетнему, заслуживает пристального внимания со стороны законодателя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гулякевич М.С. Актуальные проблемы применения домашнего ареста в Российской Федерации // Российский следователь. 2006. № 11.
2. Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности. М.: Норма, 2000.
3. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М.: Норма, 2002.
4. Лунеев В.В. Преступность XX века, мировые, российские, региональные тенденции. М.: Норма, 1997.
5. Овчинников Ю.Г. Домашний арест как мера пресечения в уголовном процессе. М.: Юрлитинформ, 2006.
6. Смирнова А.В. Уголовный процесс: учебник. М.: Кнорус, 2008.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 06.03.2019).
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019).