Научная статья на тему 'Проблемы применения амортизационной премии на практике'

Проблемы применения амортизационной премии на практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаева З. Ш.

В статье рассматриваются меры регулирования инвестиций в виде амортизационной премии в России и за рубежом. Также исследуются особенности и сложности практического применения амортизационной льготы и предлагаются пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения амортизационной премии на практике»

Амортизационная политика

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ АМОРТИЗАЦИОННОЙ

ПРЕМИИ НА ПРАКТИКЕ

з.ш. бабаева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет»

Дагестанский государственный университет

В условиях рыночной самостоятельности хозяйствующих субъектов важным источником воспроизводства основных фондов выступает амортизация. Однако роль амортизации в воспроизводстве основных фондов в период реформ снизилась в результате отсутствия должного контроля за формированием и использованием амортизационных накоплений.

Главными направлениями повышения эффективности формирования и использования амортизационных воспроизводственных ресурсов являются: правильное начисление амортизации; денежное обеспечение; сохранение и страхование; резервирование и целевое инвестиционное использование на воспроизводственные цели.

Однако реализация указанных направлений совершенствования амортизационного фонда возможна лишь в условиях более эффективной политики финансовой стабилизации и активной стимулирующей амортизационной политики со стороны государства.

Повышение значения амортизационной политики, прежде всего, связано с общей активизацией инвестиционной деятельности государства и предприятий, защитой амортизационных накоплений от инфляционных явлений, а также в связи с преодолением спада производства, позитивными тенденциями в российской экономике.

Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2006 г. налогоплательщикам предоставлено право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода для целей налогообложения прибыли расходы на капитальные вложения. Право включения расхо-

дов на капитальные вложения в состав расходов отчетного (налогового) периода породило новую для российского налогового законодательства статью расходов, которая получила неофициальное название «амортизационная премия», или «инвестиционная премия».

До 2006 г. амортизационной премии как статьи расходов для целей налогообложения в российском налоговом праве ранее не встречалось и, соответственно, практики применения такого расхода российские налогоплательщики не имели.

Данная норма введена как одна из мер государственного регулирования экономики в целях увеличения инвестиционного потенциала, прежде всего российской промышленности, и стимулирования отечественных промышленников в целевом использовании инвестиционных ресурсов на техническое перевооружение производства.

Подобная мера регулирования, например во Франции, действует с конца 1950-х гг. Для стимулирования технического переоснащения производства из доходов предприятий законодательство Франции разрешает исключать сумму, равную 10 % исходной стоимости основных средств дополнительно к обычным амортизационным отчислениям. Аналогичные стимулы при приобретении нового оборудования или строительстве производственных объектов предусмотрены законодательством Великобритании: отдельные предприятия имеют право вычитать из суммы доходов помимо амортизации суммы, равные 15 — 30 % стоимости строительства объектов или приобретенного нового оборудования. Российский вариант применения амортизационной премии схож, по мнению автора, с французским вариантом.

Мера регулирования накопления инвестиционных ресурсов в Российской Федерации в виде

амортизационной премии начала действовать только с начала 2006 г. В соответствии с п. 1.1 ст. 259 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости вновь введенных основных средств (ОС), за исключением ОС, полученных безвозмездно, и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации ОС, суммы которых определяются по правилам ст. 257 НК РФ.

Заметим, что, с одной стороны, в п. 1.1 ст. 259 НК РФ сказано о «капитальных вложениях», определение которых отсутствует в актах налогового законодательства, а с другой — имеется ссылка на суммы, которые определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Первоначальная стоимость ОС в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ. Аналогичным образом определяется первоначальная стоимость имущества, являющегося предметом лизинга (абз. 3 п. 1 ст. 257).

Таким образом, на взгляд автора, под расходами на капитальные вложения следует понимать расходы на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов.

Расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные в п. 1.1 ст. 259 НК РФ, признаются в качестве расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с гл. 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) ОС, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения (п. 3 ст. 272 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 259 при расчете суммы амортизации налогоплательщиком не учитываются расходы на капитальные вложения, предусмотренные п. 1.1 ст. 259.

Законом № 58-ФЗ, внесшим новый расход в гл. 25 НК РФ, не изменены и не дополнены методы и порядок начисления амортизации.

Порядок начисления амортизации после увеличения первоначальной стоимости объектов основных средств в случаях реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта ОС после 1 января 2006 г. также не изменился.

Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию, в случае если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. Причем увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств не произошло увеличения срока его полезного использования, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ). Особенность начисления амортизации с учетом оставшегося срока полезного использования после реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств заключается в том, что норма амортизации не пересчитывается, а остается прежней. При этом списывать увеличенную первоначальную стоимость объекта приходится дольше срока его полезного использования.

Несмотря на предоставленную законодательством возможность, на многих предприятиях не используют амортизационную премию из-за наличия определенных проблем в практике ее применения. Такая осторожность налогоплательщиков приводит к отказу от возможной экономии по налогу на прибыль.

Опасаться применять амортизационную премию на самом деле стоит только в двух ситуациях: при реконструкции основных средств (и то только до 2007 г.) и когда организация получает основное средство в виде вклада в уставный капитал.

Возможность использовать амортизационную премию появилась и в отношении определенных затрат, связанных с ремонтом основных средств. Это расходы, которые могут изменять первоначальную стоимость основных средств: на достройку, дооборудование, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию основных средств (п. 1.1 ст. 259 НК РФ).

В случае реконструкции основного средства его первоначальная стоимость также меняется. Однако законодатель, вводя новую норму в НК, не упомянул о возможности списывать единовременно 10 % от суммы затрат на реконструкцию объектов. Поэтому организации не могли использовать

амортизационную премию фактически в самой распространенной ситуации изменения стоимости основных средств.

Но последние поправки в Налоговый кодекс РФустранили этот недочет (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 144-ФЗ). Изменения вступили в силу с 1 января 2007 г., но будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января

2006 г. То есть воспользоваться амортизационной премией по расходам 2006 г. будет можно, но реально уменьшить платежи по налогу на прибыль по закону удастся только по итогам года — после того как закон вступит в силу.

В план мероприятий по развитию промышленности и технологий Правительства РФ на 2006 —

2007 гг. включена разработка ряда налоговых законопроектов. В частности, речь идет о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ, которые увеличивают размер амортизационной премии для организаций, приобретающих активную часть основных производственных фондов в виде машин и оборудования. Иными словами, предприятия, покупающие новое оборудование, смогут списывать до 30 % от его стоимости единовременно на расходы и таким образом уменьшить суммы по налогу на прибыль, причитающиеся к уплате в бюджет.

По мнению специалистов Минфина России, шансы на принятие этого закона, который должен быть представлен на рассмотрение в сентябре 2007 г., весьма велики. Ведущие налоговые консультанты группы компаний Energy Consulting также считают, что увеличение до 30 % амортизационной премии, с помощью которой уменьшаются выплаты по налогу на прибыль, может привести к техническому перевооружению на действующих предприятиях.

Это положительный фактор и для вновь создаваемых организаций, поскольку за счет такого размера амортизационной премии снижаются налоговые обязательства по налогу на прибыль в период становления производства.

Безусловно, амортизационная премия позволяет предприятиям существенно экономить на налоговых платежах. Но при этом сумма премии ведет к расхождениям между бухгалтерским и налоговым учетом. Ведь правила бухучета не позволяют единовременно списывать 10 % от стоимости основных средств. Поэтому для оптимизации учета организациям выгодно пользоваться амортизационной премией выборочно, например только по отношению к дорогостоящим объектам. Но есть ли у предприятия такое право?

Минфин России в письме от 13.03.2006 № 03-0304/1/219, никак не обосновывая своего вывода, предложил налогоплательщикам такой выбор — амортизационная премия должна применяться по всем новым основным средствам либо же не применяться вовсе. А списывать 10 % от первоначальной стоимости объектов, относящихся к какой-либо отдельной группе, нельзя. Единственное исключение — это объекты, полученные безвозмездно. На них амортизационная премия не распространяется, на что прямо указано в п. 1.1 ст. 259 Налогового кодекса РФ.

Свое решение о применении амортизационной премии или об отказе от нее организация должна прописать в учетной политике. В случае положительного решения в учетной политике также надо указать долю от первоначальной стоимости основных средств, которая будет списываться единовременно. Ведь 10 % — это максимальный размер премии.

По мнению автора, такая радикальная трактовка нормы, прописанной в п. 1.1 ст. 259 Налогового кодекса РФ, неверна. Более того, позиция, высказанная Минфином России, существенно ущемляет права налогоплательщика. Действительно, организация сама решает, списывать ей 10 % от стоимости основных средств единовременно или амортизировать полную стоимость новых объектов. Но при этом в Налоговом кодексе РФ не указано, что амортизационную премию нужно применять по всем основным средствам, а не по отдельным группам.

Допустим, организация в течение года закупила множество объектов, первоначальная стоимость которых лишь ненамного превышает 10 000 руб. за единицу, а также одно здание. Разумеется, списав 10 % от первоначальной стоимости объекта недвижимости, компания значительно снизит текущие платежи по налогу на прибыль. Экономия же от использования амортизационной премии по недорогим объектам будет мизерной. Зато дополнительной работы у работников бухгалтерской службы организации значительно прибавится. Им придется ежемесячно отслеживать и погашать отложенные налоговые обязательства, которые возникнут из-за расхождений между суммами списанных расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Так что же мешает организации записать в учетной политике, что амортизационная премия будет использоваться только по определенным группам дорогостоящих основных средств? Ничего кроме рекомендаций Минфина России. Но, как уже было сказано, свой вывод они никак не

аргументировали. Аргумент же в защиту нашей 2. точки зрения есть — амортизационная премия — это право, а не обязанность налогоплательщика. И только он решает, по отношению к каким объектам ее применять.

В данной ситуации возможен только один 3. вывод — если государство не обеспечит механизма и условий реализации амортизационной льготы, предприятия по-прежнему будут отказываться от его применения во избежание сложностей по противоречиям с рекомендациями Минфина России Налоговым кодексом РФ и собственными удобствами ведения учета.

4.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ, ч. 2., от 05.08.2000 5. № 117-Ф (действующая редакция с изменениями и дополнениями 2006 г.).

Федеральный закон от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Федеральный закон от 27.07.2006 № 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы». Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2006 № 1695-р «План мероприятий по развитию промышленности и технологий». Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13.03.2006 № 03-03-04/1/219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.