Иван Вячеславович Макаров, Людмила Сергеевна Макарова
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫПРАВОСЛАВНОЙКУЛЬТУРЫ»
В ОСВЕЩЕНИИРОССИЙСКИХ СМИ
В статье рассматриваются актуальные вопросы общественной дискуссии, связанной с введением в общеобразовательную программу курса «Основы православной культуры». Авторы отмечают положительное отношение православных СМИ к данному вопросу, указывая при этом, что и мнения сторонников преподавания этой дисциплины не всегда совпадают. Светские СМИ в целом достаточно настороженно относятся к данной идее, а в Интернете идут острые дискуссии по проблеме диалога между церковью и обществом.
Ключевые слова: Русская православная церковь, «Основы православной культуры», православные СМИ, нравственные ценности, дискуссии в Интернете.
На современном этапе развития российского общества вопрос о включении конфессионального компонента в структуру образовательного процесса остается дискуссионным, несмотря на то, что с 1 сентября 2012 года преподавание курса «Основы православной культуры» начинается в общеобразовательных школах на всей территории России. Приблизительная программа курса ОПК была утверждена в 2009 году, в период с 2009 по 2011 гг. данная дисциплина преподавалась в качестве «пилотного» проекта в 19 регионах Российской Федерации. При этом постоянно подчеркивается, что в основу курса легли принципы незыблемости светского характера преподавания в школе и уважение к межконфессиональному диалогу.
Именно с данного момента указанная тема является предметом дискуссии в современных российских СМИ. Интерес к обсуждению теоретических и практических аспектов преподавания курса «Основы православной культуры» проявляют как православная пресса, так и светские СМИ на федеральном и региональном уровнях. К примеру, в газете «Нижегородские епархиальные ведомости» и на сайте Нижегородской митрополии (www.nne.ru) представлены материалы, посвященные подготовке к введению данного курса непосредственно в школах Нижегородской области.
С 2009 года к работе над пособием по курсу «Основы православной культуры» приступил авторский коллектив во главе с профессором Московской духовной академии протодиаконом Андреем Кураевым. Это событие стало предметом обсуждения на страницах журна-
ла «Фома» (№ 2, 2009 г.). В рамках дискуссии прозвучали мнения как самого о. А. Кураева («Как будут говорить о православии в школе»), так и тех, кто в тот момент настороженно отнесся к самой идее преподавания ОПК в школе. Например, телеведущий А. Архангельский в материале «Не ОПК, а Закон Божий» и обозреватель «Известий» Б. Клин в статье «У меня возникли сомнения» высказывают опасения, связанные с практическими аспектами преподавания ОПК в современной российской школе, с неподготовленностью кадров, с не до конца озвученной идеей и конечной предполагаемой целью введения этого курса в школе. А. Кураев, автор учебного пособия, известный публицист и общественный деятель, отвечая на указанные выше замечания, подчеркивает гуманистический, просветительский характер данной дисциплины, призванной прежде всего заполнить образовательный и нравственный вакуум в процессе воспитания современного подростка: «Задача нашего учебника состоит не в том, чтобы принудить ребенка к запоминанию имен двенадцати апостолов. Важнее всего оставить в нем доброе послевкусие: ты любим и призван к любви».
Обсуждение итогов работы представлено на страницах журнала «Фома»: А. Кураев «Борьба с прошедшим временем» и В. Посо-шко «ОПК: как в светской школе рассказывают о Боге?» (№ 2, 2010 г.), В. Головин «Уча — учусь. Монолог преподавателя ОПК» (№ 4, 2010 г.). Суммируя аргументы сторонников введения курса «Основы православной культуры», представленные на страницах журнала
«Фома», можно отметить следующее. Задачи данной дисциплины и ее безусловно положительное значение они видят в профилактике экстремизма в молодежной среде, подчеркивают, что преподавание ОПК не нацелено на конфронтацию с наукой (один из аргументов противников ОПК - Л.М., И.М.), указывают, что учитель имеет свободу выбора подходов к реализации образовательных и воспитательных задач дисциплины, а церковь призвана лишь помогать в этом; в рамках преподавания ОПК не допускается критика традиционных для России конфессий.
Обсуждение проблемы введения в школьную практику курса «Основы православной культуры» в СМИ, не имеющих отношения к Русской православной церкви, стало свидетельством неоднозначного отношения и к данной идее, и к деятельности РПЦ в целом. Дискуссию и в СМИ, и прежде всего в Интернете, вызвала публикация в журнале «Сноб» (№ 9, 2011 г.) статьи Д. Быкова с достаточно провокационным названием «Толоконные лбы». Автор в самом начале публикации, указывая причины ее появления, говорит о «взрыве антицерковных настроений в обществе», резко высказывается о социальной политике РПЦ, ее миссионерской деятельности, неумении вести диалог с интеллигенцией. Вместе с тем, Д. Быков не отрицает роли церкви в обществе, не высказывается против курса ОПК (лишь говорит о том, что «публичные лекции умеет читать один Андрей Кураев, с катехизацией дело обстоит из рук вон, статус школьного курса "Основы православной культуры" по-прежнему не определился, достойного учебника нет»). При этом автор подчеркивает: «У русской церкви есть сегодня уникальный шанс резко повысить свою роль в жизни общества: она может сыграть роль того духовного ориентира, нехватка которого так остро ощущается по всей России». Кстати, круглый стол «По следам "Толоконных лбов", посвященный реакции на выступление Д. Быкова, который прошел 26.09.2011 г. в редакции Интернет-портала "Православный мир", продемонстрировал возможности аргументированного и взвешенного диалога по тем вопросам, которые были обозначены в статье.
Сходны в своем критическом подходе к деятельности РПЦ и высказывания, представленные в блоге Е. Александровой-Зориной на сайте «Московского комсомольца» (www.mk.ru). Один из постов озаглавлен «Православие,
самодержавие, населенность» (30.03.2012), и автор здесь весьма критически настроен по отношению к идее преподавания курса ОПК в современной российской школе: «Центральным вопросом стало введение Закона Божьего, не ограничиваясь воскресными школами, в учебных заведениях - практика, давно отменённая в цивилизованном мире. В светской стране, где церковь отделена от государства, православные батюшки вновь собираются прибирать к рукам души детей - методы, против которых выступали ещё Вольтер и Шопенгауэр! Чтобы окончательно вытравить здоровое начало, прививая шизофрению, на уроках физики будут рассказывать о Большом Взрыве, а на уроке богословия - о семи днях Сотворения!» Несомненно, что в эмоциональном запале Е. Александрова-Зорина несколько преувеличила: речь о введении Закона Божьего в школе не идет и не шла никогда, но тот факт, что выступление автора вызвало множество комментариев как поддерживающих, так и опровергающих ее точку зрения, свидетельствует о неоднозначном отношении в обществе к проблеме преподавания ОПК.
Если говорить о позиции журналистов «Московского комсомольца» по данному вопросу в целом, то ее можно охарактеризовать как сдержанную, хотя и в содержании публикаций, и в форме подачи материала превалирует скептическое отношение к проблеме. Только в марте 2012 г. на эту тему были опубликованы две достаточно характерные статьи: «Школьники, побоитесь Бога!» (М. Лемуткина, 21.03.2012 г.) и «Заставьученика Богу молиться...» (С. Плешакова, 26.03.2012 г.). И сами заголовки, и «шапка» второй статьи: «Введение основ религиозной культуры в школах может расколоть общество» - свидетельствуют о критической позиции журналистов, прежде всего подчеркивающих недостатки проекта, но не его определенные достоинства. Здесь речь идет о том, что большинство регионов России, особенно те, где не было «пилотного» преподавания ОПК, не готовы к его реализации по причине нехватки методического обеспечения, кадров, многих смущает конфессиональная специфика регионов России (Татарстан, Дагестан). Также дискуссионным остается вопрос о возрасте школьников: многие педагоги, например, Е. Ямбург, считают, что дети в 4 классе еще не готовы к восприятию такого сложного предмета.
Отдельно следует сказать о позиции, высказываемой по данному вопросу известным
журналистом и общественным деятелем А. Невзоровым. На сайте А. Невзорова (www.nevzo-rov.1v), а также на видеохостинге www.youtube. сот размещены видеообращения и посты, объединенные автором в своеобразный цикл под названием «Уроки атеизма» (с начала 2012 г. вышло 12 видеообращений, ссылки на них дает также сайт www.a-theism.com).
В рамках этого авторского проекта А. Невзоров, называющий себя «атеистом», «безбожником», выступает с крайне негативными высказываниями в адрес Русской православной церкви, православия, христианства как религии в целом. При этом аргументация журналиста заставляет вспомнить исторические аналогии: 20-30 гг. XX века, гонения на церковь, «безбожные пятилетки», антирелигиозную пропаганду Е. Ярославского. Кстати, именно по инициативе А. Невзорова была «вызвана из небытия» книга, ставшая своеобразным пособием для борцов с религией при Советской власти, - труд Е. Ф. Грекулова «Нравы русского духовенства» (1928 г.; переиздана в 2011 году в Санкт-Петербурге издательством «Невзоров От Эколь»). Два поста - «Как уберечь детей от изучения ОПК» (18.02.2012) и «Комментарии к нашумевшему молебну» (01.03.2012) -напрямую связаны с обсуждением курса «Основы православной культуры».
В рамках выбранной автором постов позиции преподавание данной дисциплины изначально подается как крайне негативное явление. А. Невзоров называет его «религиозной пропагандой», при этом особо подчеркивается априори конфронтация с наукой, автором безапелляционно заявляется следующее: «Принятие православных догм отрежет человека от практически всех достижений науки». Далее А. Невзоров не менее категорично опровергает тезис о влиянии православия на русскую культуру, прежде всего на литературу. Единственный писатель, который, оказывается, в своем творчестве обращался к религиозным мотивам, - Ф.М. Достоевский, но как «психопат» и «извращенец» он в счет не идет. Вывод: изучение курса ОПК вредно во всех смыслах, преподавать его собираются религиозные фанатики («Комментарии к нашумевшему молебну»), это нарушение Конституции, гарантирующей свободу совести и отделение церкви от государства. Подобного рода аргументация, несомненно, не способствует диалогу церкви и интеллигенции, при том что достойной альтернативы социальной и просветительской миссии
церкви в современной России не озвучивается.
Несомненно, что вопросы, связанные с преподаванием курса ОПК еще долго будут предметом дискуссии в СМИ. Однако обсуждение этого вопроса должно носить взаимно уважительный и позитивный характер.
Учитывая тот факт, что уже с 1 сентября 2012 года курс «Основы православной культуры» вводится в российских школах, хоть и на правах факультатива, особенно остро встает проблема подготовки кадров. На сайте Нижегородской митрополии и на страницах газеты «Нижегородские епархиальные ведомости» постоянно отслеживается информация, связанная с участием церкви в процессе подготовки преподавателей ОПК. Например, указывается, что в октябре 2011 г. на базе Арзамасской православной гимназии были открыты епархиальные педагогические курсы для педагогов светских образовательных учреждений. В марте 2012 г. работа в этом направлении была продолжена: учителя Вадского района Нижегородской области могли посещать лекторий для будущих преподавателей ОПК.
На страницах «Нижегородских епархиальных ведомостей» постоянно поднимается вопрос: может ли священнослужитель стать преподавателем ОПК? Большинство представителей православного духовенства считают, что такой вариант возможен при наличии у священнослужителя либо педагогического диплома, либо опыта преподавательской деятельности. Другая точка зрения связана с привлечением к процессу преподавания светских преподавателей, имеющих высшее образование и считающих себя православными, воцер-ковленными.
Несомненно, что обе позиции имеют как достоинства, так и недостатки: первый вариант предполагает более серьезное, «профессиональное» знакомство с предметом преподавания, и в этом его преимущество, но вместе с тем, священнослужитель не всегда может объективно оценивать грань между светским и церковным воспитанием, а ошибки в данной области могут стать аргументом для противников введения курса ОПК. Авторы данной статьи считают, что наиболее приемлемым является преподавание курса ОПК педагогом, имеющим глубокие знания по истории православия и православной культуры.
В целом, опыт преподавания курса «Основы православной культуры» с 2009 года может быть оценен положительно. Например, много-
летний опыт православных гимназий по всей России (их деятельность постоянно отслеживается журналом «Фома»), в том числе и в Нижегородской области - в г. Семенове, где православная гимназия является, прежде всего, по мнению родителей, одним их лучших учебных заведений. Свидетельством тому являются высокие результаты тестов по ЕГЭ в 2011 году, которые продемонстрировали гимназисты (данные с сайта www.nne).
Преподавание курса «Основы православной культуры» может стать перспективным комплексным явлением в рамках современного образовательного процесса в России. Оно может усилить возможности преподавателей гуманитарных дисциплин, прежде всего истории и литературы. Вместе с тем, введение данного курса может позволить сделать более активной роль родителей в воспитательном процессе, поскольку изучение отдельных аспектов данной дисциплины немыслимо без их участия. Также есть надежда, что преподавание данного курса позволит оказать влияние на формирование нравственных установок школьника, даже если в качестве изначальной цели не ставится вопрос о религиозной морали как основе личностных установок подростка.
На взгляд авторов статьи, богословско-те-ологический компонент дисциплины должен быть сведен к разумному минимуму. Курс «Основы православной культуры» может стать важной составляющей духовного и информационного «багажа», который бы позволил подростку сформировать ценностные установки и помочь ему адаптироваться к окружающей действительности.
Анализ дискуссии в СМИ по проблемам преподавания курса «Основы православной культуры» демонстрирует неоднозначное отношение определенной части общества к внедрению данной дисциплины в образовательный процесс. В целом позиция светских СМИ носит более скептический и сдержанный характер, нежели публикации и выступления в православной прессе. При этом особую роль играют дискуссии в Интернете, комментарии на неоднозначные, подчас провокационные статьи.
Все это свидетельствует о том, что в России есть интерес к обсуждению подобных проблем, а это может сделать СМИ площадкой для плодотворного диалога между Церковью и мыслящей частью общества.
Список литературы
1. Кураев, А. Церковь и молодежь: неизбежен ли конфликт? [Текст] / А. Кураев. - СПб. : Формика, 2003.-256 с.
2. Кураев, А. В. Основы православной культуры [Текст] : учеб. пособие для 4-5 классов / А. В. Кураев. - М. : Просвещение, 2010.
- 150 с.
3. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире [Текст] / А. С. Панарин.
- М. : Алгоритм, 2002. - 493 с.
4. Сборник документов и материалов юбилейного собора архиерейского собора Русской православной церкви (Москва, 13-16 августа 2000 г.) [Текст]. - Н. Новгород : РИЦ «Глагол», 2001.-285 с.