Людмила Сергеевна Макарова, Иван Вячеславович Макаров
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье раскрывается специфика функционирования и положительная роль православной прессы в процессе формирования духовных ценностей современного российского общества. Особо подчеркивается значение православной журналистики в деле воспитания подрастающего поколения. Авторы отмечают положительный опыт деятельности православных СМИ Нижегородской области в процессе формирования традиционных нравственных ценностей.
Ключевые слова: православная пресса, Русская православная церковь, Нижегородская епархия, духовность, нравственные ценности, воспитание молодежи.
Региональная православная пресса современной России переживает новый этап общественно-политического развития. Избрание патриарха Кирилла стало вехой в развитии духовной коммуникации церкви и общества, продолжающим его великую пастырскую деятельность.
Русская православная церковь является единственной нерасчлененной структурой на постсоветском пространстве, тем каркасом, на основе которого должно произойти воссоединение разделённой страны и русского народа -самого большого разделённого народа в мире.
Следует отметить, что, согласно последним данным опроса, проводившегося в Интернете, 63 % россиян идентифицируют себя с православной культурой, 13 % считают себя воцер-ковленными. Вместе с тем, согласно заключительному решению состоявшегося в рамках форума «Россия единая» Конгресса народов России (12-16 сентября 2007 г.), взаимодействие государства и церкви в России также будет способствовать усилению позиций нашей страны на международной арене. Здесь в качестве примера следует отметить тот резонанс, который вызвали в мире объединение Русской Православной церкви Московского патриархата и Русской Православной церкви за рубежом, а также выступление ныне покойного патриарха Алексия II в Брюсселе на заседании Совета Европы 3 октября 2007 г.
Кроме того, вызвали огромный общественный резонанс факт присутствия покойного патриарха Алексия II на богослужениях в Киеве в июне 2008 года, посвящённых 1020-летию Крещения Руси, и пастырская поездка патриарха Кирилла по Украине в сентябре 2009 года. Следует отметить, что поездки патриарха Ки-
рилла (Украину Его Святейшество регулярно посещал и в 2010, в 2011 годах) всегда привлекают внимание СМИ. Не стало исключением и участие патриарха в праздновании «Александровских дней» в Нижегородской области, его пребывание в Дивееве, Сарове, Городце, Нижнем Новгороде, ставшее заметным событием для СМИ Нижнего Новгорода и прежде всего для православной журналистики.
На современном этапе перед государством стоит важная задача реализации информационной политики, направленной на формирование в сознании русского общества понимания себя не в качестве электората - заложника манипу-ляционных технологий, а народа с осознанной идентичностью. Тем самым, Россия сможет не только восстановиться как цивилизация, но и показать пример западному обществу, погружающемуся в пучину «ценностей» глобализации. В данном процессе на «передовую» выходят отечественные СМИ и, прежде всего, те профессионалы, которые занимаются православной тематикой.
В связи с этим необходимо отметить значение региональной православной журналистики. Именно эти издания наиболее ответственны перед российским обществом, в первую очередь, с точки зрения реализации воспитательной и идеологической функции. Православная журналистика, функционирующая под патронатом Нижегородской епархии, представляет целый перечень изданий. Это газеты, которые имеют распространение на территории всей епархии: «Нижегородские епархиальные ведомости» (официальное издание Нижегородской епархии, выходит с 2001 г. 2 раза в месяц, тиражом в 21500 экз.); «Православное слово в Нижнем Новгороде»; журнал «Нижегородская
старина»; газеты «Православный собеседник», «Православные беседы».
Далее необходимо указать на издания, имеющие распространение в конкретном районе Нижегородской области: газеты «Иверский листок» (Иверский монастырь), «Балахнинский уездъ» (г. Балахна), «Православный Саров», «Странник» (г. Бор), «Православный Арзамас», «Благое слово» (г. Первомайск), «Семёновский благовест», «Воскресные вести» (г. Дзержинск), «Городецкий благовест», «Вестник православия» (г. Кулебаки), «Павловский листок» (г. Павлово), «Православная жизнь» (г. Красные Баки), «Благое слово» (г. Шатки).
Помимо печатных СМИ, следует отметить радио «Образ», ежедневную передачу «Источник жизни» (ННТВ), программу «Свете Тихий» на канале «Культура» (по пятницам в 18.00) и т.д. Нижегородская епархия имеет и свой официальный сайт в Интернете (http://www.nne. ги), тем самым в реализации просветительских и воспитательных задач православной прессы задействованы все современные информационные технологии.
Старейшая православная газета Нижегородской епархии - «Нижегородские епархиальные ведомости». Она была учреждена в 1864 году по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Нектария (Надеждина) при Нижегородской духовной семинарии. Издание печаталось в типографии Губернского правления Нижнего Новгорода и представляло собой увесистый журнал, объём которого мог достигать 800 и более страниц.
«Нижегородские епархиальные ведомости» выходили два раза в месяц до 1905 г. В дальнейшем до 1918 г. в Нижегородской епархии издавался «Нижегородский церковно-обще-ственный вестник». В августе 1918 г. и он был закрыт. Традиция епархиальных газет в Нижегородской области прервалась. Первый номер возрождённой газеты «Нижегородские епархиальные ведомости» увидел свет в 2001 г. по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). Газета сразу же стала ежемесячной. В 2003-2004 гг. газета издавалась при соборе святого благоверного князя Александра Невского. В 2005 г. газета «Нижегородские епархиальные ведомости» вошла в состав НП Просветительский центр «Глагол». Её главным редактором стал протоиерей Игорь Пчелинцев.
В настоящее время газета является ведущим периодическим изданием Нижегородской
епархии. Её тираж за последние два года вырос в четыре раза, среди подписчиков - читатели не только из Нижнего Новгорода, но и из Сибири и Москвы, Ханты-Мансийска, Тюмени, Нижневартовска, Челябинска. Успешный опыт издательской деятельности Нижегородской епархии отмечает исследователь А. Н. Кашеваров [1. С. 116].
Несомненно, характеризуя успешную деятельность газеты, следует отметить работу главных редакторов современных «Нижегородских епархиальных ведомостей» - протоиерея о. Игоря (Пчелинцева) и священника о. Василия (Спирина), сумевших из рядового провинциального вестника создать значимое конфессиональное издание общероссийского масштаба. Заботясь о необходимости потенциального привлечения в издание молодых журналистов, Нижегородская епархия прилагает усилия для подготовки студентов-журналистов. В частности, на филологическом факультете ННГУ им. Н. И. Лобачевского для студентов, обучающихся по специальностям «Журналистика» и «Связи с общественностью», уже 5 лет читается курс «Конфессиональная журналистика». Аспекты, связанные с освещением в СМИ деятельности Русской православной церкви, преподавал студентам именно отец Игорь Пчелинцев, а сейчас это делает о. Василий (Спирин). Живое общение со служителем церкви, несомненно, является важнейшим фактором просвещения студентов в очень тонкой и деликатной сфере этноконфессиональных отношений. Многие студенты именно после данного курса выбирают в качестве места для прохождения практики пресс-службу Нижегородской епархии или газету «Нижегородские епархиальные ведомости».
В «Нижегородских епархиальных ведомостях» представлены статьи, имеющие следующую тематику: социальные, исторические и патриотические публикации, в первую очередь ориентированные на молодёжь; важнейшие выступления патриарха и иерархов Русской православной церкви (далее РПЦ. - Л. М., И. М); постановления архиерейских соборов; материалы, посвящённые укреплению семьи и брака, прежде всего, в рамках православных традиций; православные празднования, которые рассматриваются как принципиальный компонент национальной культуры.
Газета за последние годы заметно изменилась. Она стала в большей степени актуальной, информативной и приближенной к современ-
ности. В ней также прослеживаются традиции межконфессиональной толерантности, лежащие в основе русской цивилизации.
Необходимо обратить внимание на разделы: 1) православные документы; 2) анонсы публикаций; 3) социологические опросы; 4) религиозные сюжеты; 5) персоналии; 6) отклики и суждения читателей.
Профессионализм и патриотизм нижегородского епархиального издания заметен и в рамках Приволжского федерального округа. Так, например, в г. Волжский Волгоградской области с 11 по 14 сентября 2005 года прошёл Царицынский православный фестиваль прессы, посвящённый личности святого благоверного Великого князя Александра Невского. В рамках данного мероприятия был высоко оценён вклад газеты «Нижегородские епархиальные ведомости» в области религиозного просвещения.
Фестиваль проводится регулярно по инициативе Международного фонда «Александр Невский» и при поддержке администрации Волгоградской области и города Волжского.
В 2005 году в нём участвовали более 150 авторов и творческих коллективов из различных регионов России, Украины и Литвы. Они прислали на конкурс свои публикации, теле- и радиоматериалы, раскрывающие историю и современность православной Руси, личность святого Александра Невского, работы на тему «Народ-победитель», посвящённые 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. За четыре дня фестиваля, кроме просмотра предложенных участниками фестиваля материалов, были проведены творческие семинары, презентации православных журналов и мастер - классы именитых гостей, среди которых ректор МГИМО член-корреспондент РАН Анатолий Торкунов. Отрадно, что на столь представительном форуме газета Нижегородской епархии выглядела весьма достойно.
Публикации «Нижегородских епархиальных ведомостей» представляют собою сложный информационный комплекс. Характеристику публикуемого материала, необходимо начать с мероприятий, осуществляемых иерархами РПЦ.
В первую очередь, это пастырское общение патриарха Кирилла с населением России. В частности, относительно нижегородского аспекта его пастырского служения отмечается участие Святейшего в восстановлении храма в г. Лукоянове Нижегородской области.
В январе 2009 г. в просветительском центре «Глагол», архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий рассказал собравшимся о том, что ныне избранный Патриарх Московский и всея Руси Кирилл кровно связан с Нижегородской землёй - его дед и отец проживали в городе Лукоянове. «Их пример имел огромное значение, - заметил архиепископ Георгий. Его Святейшество Патриарх Кирилл не раз делился со мной воспоминаниями о своих предках, не забывает он и о родной ему Нижегородчи-не». Будучи митрополитом Калининградским и Смоленским, владыка Кирилл приезжал в Нижегородскую епархию, участвовал в церковных торжествах города Лукоянова, также помог делу восстановления храмов этого города.
Церковь также ободряет своих чад и советует им не поддаваться тревогам сегодняшнего дня: «Кризис - это не только проклятие, но и благословение», - таково мнение о наступившем кризисе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Выдержки из беседы с Патриархом Кириллом о положении Русской Православной Церкви в условиях экономического кризиса предоставила пресс-служба Московского Патриархата, рубрика «Новости православия»).
Номер 6 (147) газеты «Нижегородские епархиальные ведомости» вышел в свет 26 марта 2009 г. Главной темой номера стал репортаж об архипастырском визите владыки Георгия в г. Городец. Владыка принял участие в заседании оргкомитета по подготовке к проведению масштабного всероссийского праздника «Александровские дни». Вечером архиепископ Георгий провёл рабочее совещание по поводу дальнейшего строительства возрождающегося монастыря и плановое совещание по состоянию православных гимназий Нижегородской епархии. В заседании оргкомитета «Александровских дней» также приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Г. А. Рапота, губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев и мэр Нижнего Новгорода В. Е. Булавинов.
Безусловно, у Нижегородской епархии есть собственные информационные ресурсы, и с их помощью она рассказывает населению о собственной и общероссийской общественной деятельности.
Со станиц своих газет Нижегородская епархия повествует о своем участии в социальных проектах, посвящённых Году семьи в 2008 г. и о проведении Дня народного единства (еже-
годно в день праздника в газете «Нижегородские епархиальные ведомости» присутствуют публикации на данную тему). «Нижегородские епархиальные ведомости» в период с 2010 по 2011 год активно освещают подготовку к празднованию 400-летного юбилея ополчения Минина и Пожарского и освобождения Москвы от польских интервентов.
РПЦ взяла на себя миссию сохранения культурного и исторического наследия двух братских народов - украинского и российского. Это этническое и религиозное единство было подтверждено событиями, посвящёнными 1020-летию Крещения Руси (июль 2008 г). Духовную взаимосвязь двух церквей, Московской (патриарх Алексий II) и Константинопольской (Варфоломей I), осветили центральные СМИ России. Данный аспект нашёл отражение в православной периодике и в связи с юбилеем Н. В. Гоголя (1 апреля 2009 г. исполнилось 200 лет со дня его рождения). Он один из русских писателей - гений литературы и в то же время христианский просветитель. Н. В. Гоголь всегда оставался глубоко верующим русским человеком. «Выбранные места из переписки с друзьями...» - таково было последнее, предсмертное произведение Н. В. Гоголя. Сегодня как никогда мы осознаём духовную ценность этого шедевра. РПЦ с глубоким уважением отнеслась к данной исторической дате. Одно остаётся несомненным: Гоголь - наш любимый писатель, умножающий славянский и христианский фундамент нашей общей православной культуры.
Современные социальные процессы, протекающие в России, не могут не вызывать ответную информационную реакцию РПЦ.
В связи с освещением социально-общественной деятельности Нижегородской епархии стоит отметить публикации в газете «Нижегородские епархиальные ведомости», посвя-щённые описанию работы, которую проводит церковь с наркоманами, ВИЧ - инфицированными, людьми с онкологическими заболеваниями и др. Статьи написаны живым языком и затрагивают самые злободневные для общества темы. Хорошая литературная обработка материала и актуальность проблемы делает эти статьи интересными и актуальными для православного читателя и того, кто стремится быть в курсе религиозной жизни в Нижегородской области. В качестве примера можно привести отчет о встрече архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия с журналистами (март
2011 г.), во время которой был поднят вопрос о проблемах воспитания бережного отношения к окружающей среде: «Нижегородская епархия, к примеру, сегодня активно занимается вопросами благоустройства. В частности, мы хотим создать рядом с Печерским монастырем православный парк с неагрессивной средой обитания. Ведь на наших набережных, вообще в местах отдыха, пьют пиво, бросают бутылки, они загажены разбитым стеклом, фактически превратились в помойки. И эта проблема касается не только администрации города, но и всех его жителей. Я бы призвал журналистов почаще ставить эти вопросы в своих материалах. Нам всем хочется дать задание губернатору, мэру, главе района, а сами мы пытаемся остаться в стороне. Но в наших подъездах разбиты лампочки, искорежены лифты, и это делаем мы с вами, наши дети, внуки, наши соседи. И в решении этой проблемы духовно-нравственное воспитание имеет наипервейшее значение, не физика и математика, а совесть и любовь».
РПЦ заняла активную позицию в информационном мире, она сама создаёт качественные информационные поводы для публикаций и журналистских исследований. Кроме того, РПЦ организует круглые столы, пресс-конференции, журналистские туры, многие информационные сайты. Благодаря этому общество получает всю необходимую информацию о церкви и её деятельности. Активность и открытость РПЦ делают её привлекательной и для журналистов. А церковь, в свою очередь, учится у журналистов и генерирует современный православный информационный контент (например, журнал «Фома», который, на наш взгляд, следует отнести к новому этапу русской православной журналистики XXI века).
Стоит отметить, что собственные информационные ресурсы РПЦ органично и в максимально сжатые сроки вписываются в современную конъюнктуру российского медиарынка, а также современного геополитического курса России. Неотъемлемой частью этого курса является противодействие духовной глобализации посредством укрепления традиционных ценностей, в том числе на основе православия. А.С. Панарин отмечает: «Чтобы приостановить это ускоряющееся скольжение постиндустриального общества в пропасть нового рабовладения, .требуется настоящее восстание христианского духа. Я абсолютно убежден, что эпицентром этого восстания станет православный регион» [2. С. 487].
Молодёжная политика РПЦ является приоритетным направлением социального курса Московской патриархии: «Нижегородские епархиальные новости» прилагают все возможные усилия для информационной реализации социальной доктрины РПЦ в сфере молодёжной политики, закреплённой ещё на Архиерейском поместном соборе (август 2000 г.) [3].
Следует выделить такие важнейшие направления духовной социализации, отмеченные на страницах нижегородских православных изданий:
1. Организация обучения и общения детей в приходе.
2. Организация религиозного обучения в рамках воскресной школы.
3. Привнесение элементов религиозного обучения в общеобразовательные школы.
4. Организация общения для молодёжи, обучающейся в церковных учебных заведениях.
5. Организация общения детей из православной школы и воскресной школы с детьми из светских школ, а также общения православной и стремящейся к воцерковлению молодёжи.
Взаимоотношения РПЦ и государства теснейшим образом смыкаются в рамках патриотического воспитания молодёжи.
Подобным примером являются деловые отношения, сложившиеся между Нижегородской академией МВД России и Нижегородским епархиальным управлением. Личный состав академии систематически принимает участие в мероприятиях, направленных на формирование нравственных установок и общечеловеческих норм морали у современной молодежи. 11-го сентября 2009 года 150 курсантов и сотрудников Нижегородской академии МВД России приняли участие во встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с молодежью во Дворце спорта профсоюзов г. Нижнего Новгорода. Встреча проходила в рамках реализации проекта «Александровские дни - 2009», посвященного памяти святого благоверного князя Александра Невского. Это событие также нашло отражение на страницах газеты «Нижегородские епархиальные ведомости».
Молодёжные патриотические объединения в России ориентируются на глубокую историческую основу. Например, организация «Витязи» - серьёзная альтернатива безделью и бездуховности подросткового возраста. Она даёт детям живое религиозное, нравственное
и патриотическое воспитание, объединяет их в дружную семью, связь с которой не теряется в течение жизни. Организация «витязей» находится в лоне Православной Церкви и по существу восполняет тот вакуум, который возникает между воскресной школой и жизнью вне церковной ограды. Одна из задач организации - стать школой «витязей» сначала для отдельных приходов Нижегородской епархии, а затем центром по распространению опыта работы организации «витязей» для всей России. Необходимо добавить, что в Нижегородской области православный лагерь «Витязи» был открыт уже летом 2009 г. Здесь также следует отметить цикл публикаций, посвященных реализации созданного под эгидой архиепископа Георгия проекта «Сормовская слобода». В репортаже с презентации проекта, помещенном в газете «Нижегородские епархиальные ведомости» (05.06.2010 г.), приводятся слова архиепископа Георгия: «Сегодня мы являемся участниками исторического события, когда подготовлена просветительская программа «Сормовская слобода». В то время, как в обществе размываются такие фундаментальные понятия, как Отечество, чистота, святость, этот проект направлен на воспитание будущих поколений истинными гражданами. И в этом отношении мы не в начале пути. В Сормовском районе накоплен большой опыт совместной с администрацией работы по духовно-нравственному воспитанию, поэтому сегодня мы подводим некий итог нашему соработничеству». «Нижегородские епархиальные ведомости» уделяют большое внимание межконфессиональной проблематике: Нижегородская епархия обращает большое внимание на межконфессиональное религиозное взаимодействие.
Так, «Нижегородские епархиальные ведомости» в 2009-2011 гг. регулярно размещали материалы, доказывающие мирный и толерантный характер в отношении к другим религиозным организациям. Обращает внимание и диалог в общении традиционных религиозных организаций на территории Нижегородской области (Пример Поволжского форума, который проходил в Нижнем Новгороде в 2006 г., и проведение которого было направлено на развитие религиозного и межэтнического сотрудничества). Авторы данной статьи уверены, что традиционные конфессии России будут сохранять уважительный и закреплённый исторически диалог.
Современная православная пресса в России проводит плодотворную просветительскую и
историко-политическую работу и, без сомнения, находится на передовой российского социально-гуманитарного знания. На наш взгляд, историко-патриотическая направленность «Журнала Московской Патриархии» (19431945 гг.) сегодня реализуется и в издании журнала «Фома», и в нижегородской православной прессе, и в православных изданиях других регионов. Принципиальная задача современных православных изданий и журналистики в целом - обращение к молодёжи, большая часть которой настроена гражданственно и связывает собственное будущее исключительно с Россией.
Список литературы
1. Кашеваров, А. Н. Печать русской православной церкви в XX веке. Очерки истории [Текст] / А. Н. Кашеваров. - СПб. : Роза мира, 2004.-162 с.
2. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире [Текст] / А. С. Панарин. - М. : Алгоритм, 2002. - 493 с.
3. Сборник документов и материалов юбилейного собора архиерейского собора Русской православной церкви (Москва, 13-16 августа 2000 г.). - Н. Новгород : РИЦ «Глагол», 2001. -285 с.
Ménage ou Fashion ? Une introduction à la lecture de la «presse des femmes»
par Gabriel Mardare
Université «Vasile Alecsandri», Bacau, Roumanie
Troisième partie
Concept américain et caractère(s) latin(s) Les couvertures de « Cosmopolitan »
Note liminaire
Ma démarche ne vise ni le produit de presse en lui-même ni la politique éditoriale du groupe qui en assure la conception et la fabrication à travers le monde.
En effet,je pense que seules les lectrices de la publication ont à se prononcer, chacune dans sa/ ses langues, chacune à son propre compte.
Par ailleurs, mes recherches sur la toile Web m'ont permis de constater que ce phénomène de communication a participé à la création d'une mémoire culturelle assez forte pour que des exemplaires parus entre 1920 et 1930 se vendent en Grande Bretagne à des prix assez importants, à côté des accessoires de mode1.
Ce qui m'intéresse, c'est la création du dispositif qui relie visibilité et lisibilité dans le secteur «glamour» de la presse destinée aux femmes et la comparaison des couvertures parues à travers le monde m'a semblé une voie privilégiée. Dépas-
ser cette limite eût été pour moi un geste indiscret, aussi m'arrêterai-je, au cours de mon article, au seuil de la publication.
3.1. Critique de la raison sémiotique
Ce qui complique l'analyse de ces couvertures, c'est que leur conception repose sur une mise en scène épurée: un corps de femme portant sur la tête le titre de la publication et noyé de lettres qui annoncent ce qu'il y a à l'intérieur du magazine. Cette indigence est trompeuse car les designers des maquettes ont la possibilité de jouer avec la composante chromatique et ses connotations, avec le code vestimentaire et avec les répertoires de la morphopsychologie, qui interfèrent avec la mise en page des titres et des formules aguicheuses2.
Comme l'axe de la construction passe par cette schématisation, il serait opportun de rappeler que