Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ БОЕВОГО ОПЫТА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НКВД СССР В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ БОЕВОГО ОПЫТА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НКВД СССР В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЙСКА НКВД / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибгатуллин Ф. С., Бутов С. В.

В статье рассматриваются современные проблемы нравственного воспитания в войсках национальной гвардии Российской Федерации, которые благодаря умелому военно-политическому руководству страны и истинному патриотизму советского народа были успешно преодолены в годы Великой Отечественной войны в войсках НКВД СССР.Раскрывая особенности и направления нравственного воспитания, авторы обращают внимание на необходимость преемственности положительного опыта нравственного воспитания войск, а также на тесную взаимосвязь нравственного воспитания и правовой культуры. Проблемы нравственного воспитания в войсках национальной гвардии Российской Федерации, как считают авторы, можно разрешить, используя положительный опыт прошлых лет, примером которого является нравственное воспитание в военные годы военнослужащих войск НКВД СССР как предшественников современной Росгвардии.Авторы статьи отмечают, что благодаря нравственному воспитанию происходит формирование морально-психологического климата в коллективе, что в свою очередь создает условия для более эффективного выполнения задач, стоящих перед правоохранительными ведомствами. Также в статье указано на тесную взаимосвязь нравственного воспитания и правовой культуры, поскольку право в своей основе содержит моральные (нравственные) категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сибгатуллин Ф. С., Бутов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE CONTINUITY OF THE COMBAT EXPERIENCE OF THE MORAL EDUCATION OF THE MILITARY SERVICE TROOPS OF THE NKVD OF THE USSR IN THE TROOPSOF THE NATIONAL GUARD RUSSIAN FEDERATION

The article examines the modern problems of moral education in the troops of the National Guard of the Russian Federation, which, thanks to the skillful military and political leadership of the country and the true patriotism of the Soviet people, were successfully overcome during the Great Patriotic War in the troops of the NKVD of the USSR.Revealing the features and directions of moral education, the authors draw attention to the need for continuity of positive experience of moral education of troops, as well as the close relationship of moral education and legal culture. The problems of moral education in the troops of the National Guard of the Russian Federation, according to the authors, can be solved using the positive experience of the past years, an example of which is the moral education in the war years of the servicemen of the NKVD of the USSR as the predecessors of the modern Regardie.The authors of the article note that thanks to moral education, a moral and psychological climate is formed in the team, which in turn creates conditions for more effective fulfillment of the tasks facing law enforcement agencies. The article also points to the close relationship between moral education and legal culture, since law basically contains moral (moral) categories.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ БОЕВОГО ОПЫТА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НКВД СССР В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИСТОРИЯ И ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА

Научная статья 8-14

УДК 340

DOI: 10.47475/2311-696Х-2023-10201

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ БОЕВОГО ОПЫТА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НКВД СССР В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фархад Саетгалиевич Сибгатуллин1, Сергей Валерьевич Бутов2

12Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия 1farkhad.sibgatullin@mail.ru ф https://orcid.org/0000-0002-5507-677X 2Бсогр1оБвгд@И51.ги

ф https://orcid.org/0000-0002-5775-0713

Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы нравственного воспитания в войсках национальной гвардии Российской Федерации, которые благодаря умелому военно-политическому руководству страны и истинному патриотизму советского народа были успешно преодолены в годы Великой Отечественной войны в войсках НКВД СССР.

Раскрывая особенности и направления нравственного воспитания, авторы обращают внимание на необходимость преемственности положительного опыта нравственного воспитания войск, а также на тесную взаимосвязь нравственного воспитания и правовой культуры. Проблемы нравственного воспитания в войсках национальной гвардии Российской Федерации, как считают авторы, можно разрешить, используя положительный опыт прошлых лет, примером которого является нравственное воспитание в военные годы военнослужащих войск НКВД СССР как предшественников современной Росгвардии.

Авторы статьи отмечают, что благодаря нравственному воспитанию происходит формирование морально-психологического климата в коллективе, что в свою очередь создает условия для более эффективного выполнения задач, стоящих перед правоохранительными ведомствами. Также в статье указано на тесную взаимосвязь нравственного воспитания и правовой культуры, поскольку право в своей основе содержит моральные (нравственные) категории.

Ключевые слова: нравственное воспитание, войска НКВД, правовая культура, проблемы воспитания, войска национальной гвардии, Великая Отечественная война

Для цитирования: Сибгатуллин Ф. С., Бутов С. В. Проблемы преемственности боевого опыта нравственного воспитания военнослужащих войск НКВД СССР в войсках национальной гвардии Российской Федерации // Правопорядок: история, теория, практика. 2023. №2 (37). С. 8-14. DOI: 10.47475/2311-696Х-2023-10201

© Ф. С. Сибгатуллин, С. В. Бутов

Research article

PROBLEMS OF THE CONTINUITY OF THE COMBAT EXPERIENCE OF THE MORAL EDUCATION OF THE MILITARY SERVICE TROOPS

OF THE NKVD OF THE USSR IN THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD RUSSIAN FEDERATION

Farkhad S. Sibgatullin1, Sergey V. Butov2

1,2 St. Petersburg Military Order ofZhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia 1 farkhad.sibgatullin@mail.ru (g https://orcid.org/0000-0002-5507-677X 2scorpioserg@list.ru

(g https://orcid.org/0000-0002-5775-0713

Abstract. The article examines the modern problems of moral education in the troops of the National Guard of the Russian Federation, which, thanks to the skillful military and political leadership of the country and the true patriotism of the Soviet people, were successfully overcome during the Great Patriotic War in the troops of the NKVD of the USSR.

Revealing the features and directions of moral education, the authors draw attention to the need for continuity of positive experience of moral education of troops, as well as the close relationship of moral education and legal culture. The problems of moral education in the troops of the National Guard of the Russian Federation, according to the authors, can be solved using the positive experience of the past years, an example of which is the moral education in the war years of the servicemen of the NKVD of the USSR as the predecessors of the modern Regardie.

The authors of the article note that thanks to moral education, a moral and psychological climate is formed in the team, which in turn creates conditions for more effective fulfillment of the tasks facing law enforcement agencies. The article also points to the close relationship between moral education and legal culture, since law basically contains moral (moral) categories.

Keywords: moral education, NKVD troops, legal culture, education problems, National Guard troops, Great Patriotic War

For citation: Sibgatullin FS, Butov SV. Problems of the continuity of the combat experience of the moral education of the military service troops of the NKVD of the USSR in the troops of the national

guard Russian Federation. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2023;(2):8-14. DOI: 10.47475/2311-696X-2023-10201 (In Russ.)

Введение

Формирование нравственной личности в обществе и государстве в контексте профессиональных взаимоотношений является одной из основных направлений в воспитании. Особое значение в профессиональной деятельности обретают нормы морали, нравственные убеждения и чувство собственного достоинства для представителей государственных органов правоохранительной направленности. Правоохранительная служба является особым видом государственной службы, где на профессиональной основе решаются задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности. «Признание прав человека и гражданина в качестве высшей ценности, а также создание эффективного механизма защиты является одной из основополагающих обязанностей

государства» [1, с. 80]. Нравственное воспитание формирует не только моральный облик работников правоохранительных органов, но и создает благоприятную среду для формирования морально-психологического климата в коллективе, что в свою очередь создает условия для более эффективного выполнения задач, стоящих перед правоохранительными ведомствами, а также стимулирует высоконравственные поступки, регулирует поведение личного состава.

Основной текст статьи

На протяжении XX века воспитательная работа в правоохранительных органах пережила много трансформаций, и связано это в первую очередь с реформированием правоохранительных органов в целом. Наиболее существенные изменения воспитательная

работа пережила в период Великой Отечественной войны и 90-е годы XX века, знаменующего собой современный этап государственного развития. Именно в этот период времени воспитательная работа в правоохранительных органах подвергалась существенным изменениям.

Наряду с правоохранительной службой в систему государственной службы входит военная служба, специальные субъекты которой обладают особым статусом, основным элементом которого является ответственность. По мнению некоторых ученых правовой статус, опосредованный конкретными правоотношениями, представляет собой правовое положение субъекта правоотношений, при этом единый подход к соотношению понятий «правовой статус» и «правовое положение» в теории права до сих пор не выработан [2, с. 6; 3, с. 8]. Включая в статус военнослужащего такой элемент как юридическая ответственность, законодатель подчеркивает особые требования к военнослужащим, связанные с важностью возложенных на эту категорию государственных служащих задач по вооруженной защите российского государства [4, с. 118]. «Не случайно для военнослужащих (в отличие от других категорий государственных служащих) главой 33 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за преступления против военной службы, которая, кроме своего предметно-субъектного состава, отличается более суровыми санкциями» [5, с. 183]. Вместе с тем, для повышения эффективности выполнения служебно-боевых задач военнослужащими недостаточно установления для этой категории госслужащих строгой юридической ответственности. Только хорошо обученные, всесторонне обеспеченные, обладающие необходимыми защитнику Отечества нравственными качествами военнослужащие, способны эффективно выполнить все поставленные задачи по защите своего народа и интересов государства в любом вооруженном конфликте. Не являются исключением и войска национальной гвардии РФ, выполняющие задачи специальной военной операции на Украине.

Все вышеуказанные обстоятельства обуславливают актуальность и возрастающий интерес к проблеме нравственного воспитания в войсках национальной гвардии Российской Федерации, разрешить которую необходимо с использованием положительного опыта прошлых лет. Таким примером является нравственное воспитание в военные годы военнослужащих войск НКВД СССР как предшественников современной Росгвардии.

Великая Отечественная война вызвала необходимость перестройки системы воинского обучения и воспитания военнослужащих войск НКВД СССР в целях повышения эффективности выполнения ими служебно-боевых задач по предназначению [6, с. 192]. Изменения затронули подготовку офицерских кадров, в том числе и политруков, как непосредственных организаторов нравственного воспитания военнослужащих. «...Лишь тот офицер способен оправдать свое назначение, — говорилось в директиве командования войск от 3 февраля 1944 г, — кто всей душой отдается великому делу служения Родине, любит свою военную профессию и дорожит ею, честно и самоотверженно выполняет свой воинский долг, ревностно занимается обучением и воспитанием подчиненных, добросовестно хранит честь офицерского мундира» [7].

Вместе с тем значительные усилия были направлены и на подготовку младшего начальствующего состава. С сержантами проводились специальные занятия, направленные на повышение их военно-профессиональных качеств. Осуществлялся постоянной контроль за такой подготовкой.

Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодого пополнения, пропаганде среди него патриотизма, почетной обязанности служить Родине, воинских традиций. Изучение морально-нравственных качеств вновь призванных воинов являлось важной обязанностью командно-политического состава войск НКВД.

В связи с тем, что врагом были задействованы значительные силы провокаторов, распространителей слухов и паникеров основные усилия воспитательной работы были сосредоточены на формировании морально-психологической устойчивости личного состава, воспитании в нем качеств, необходимых для успешного выполнения поставленных служебно-боевых задач. К таким качествам относились патриотизм, честь, смелость, самоотверженность, героизм, товарищество, верность присяге, ответственность, дисциплинированность, ненависть к врагу. Военнослужащим разъяснялась деструктивная античеловеческая идеология нацизма, варварское поведение немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории, антигуманное отношение к мирному населению и военнопленным.

Важное значение для нравственного воспитания военнослужащих имела директива Политического управления войск НКВД СССР от 25 ноября 1941 года, которая требовала воспитывать воина «.верным сыном

Отчизны, хорошо подготовленным к боям, бдительно несущим службу, презирающим смерть, непоколебимо верящим в нашу победу над врагом» [8].

В ходе нравственного воспитания военнослужащих войск НКВД широко использовались агитационно-массовая работа, проведение занятий, лекций, докладов, обращений. Важную роль в формировании нравственных качеств военнослужащих играли армейская печать, пропагандистские листовки, библиотеки, клубы, военные ансамбли, коллективы художественной самодеятельности, показ патриотических фильмов. Значительный вклад в нравственное развитие военнослужащих вносило изучение воинских традиций, патриотического прошлого страны, встречи и беседы с участниками военных действий, разъяснение требований военной присяги, почетные мероприятия по вручению воинских наград, боевых знамен частям и соединениям.

Следует отметить, что в военные годы усиленное нравственное воспитание военнослужащих войск НКВД СССР сочеталось с повышенной юридической ответственностью военнослужащих «по законам военного времени». Вместе с тем приказ НКВД требовал от командиров и военно-политических органов неукоснительного исполнения приказа НКО СССР от 4 октября 1941 г. № 0391, в котором запрещалось подменять воспитательную работу репрессиями [9].

Таким образом, нравственное воспитание военнослужащих войск НКВД СССР в период Великой Отечественной войны являлось важной задачей государственно-политических органов и командно-политического состава этих войск. Анализ военно-исторических материалов позволяет сделать обоснованный вывод о том, что в годы войны в войсках НКВД СССР происходил постоянный процесс совершенствования форм и методов воспитательной работы, что в итоге дало положительный результат — высокую морально-нравственную готовность войск к выполнению служеб-но-боевых задач в боевой обстановке. Следует признать, что в настоящее время возникают объективные проблемы нравственного воспитания военнослужащих войск национальной гвардии РФ, решать которые необходимо основываясь на историческом опыте военных лет.

Перед анализом современных проблем нравственного воспитания в войсках национальной гвардии РФ необходимо сформулировать его понятие.

Нравственное воспитание в Росгвар-дии представляет собой постоянный целенаправленный процесс по формированию

у военнослужащих, сотрудников, а также гражданского персонала Росгвардии высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации их на успешное выполнение служебных задач, укрепление законности и дисциплинированности. В данном процессе задействованы начальники, воспитательные и кадровые подразделения, общественные объединения и институты.

Следует отметить, что актуальность нравственного воспитания в войсках национальной гвардии в современной действительности обусловлена следующими факторами:

— возросшая активность общественных движений и политических партий, которые стремятся оказать деструктивное влияние на военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии;

— возросшая физическая, моральная и психологическая нагрузка на военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии, в связи с обострением внешне и внутриполитической ситуацией в мире и в стране, а также, в связи с этим резко усиливающимся воздействием на них со стороны враждебных элементов;

— деятельность войск национальной гвардии в условиях ограниченности ресурсов (кадровых, материальных и др.);

— необходимость повышения престижа войск национальной гвардии в обществе, формирование объективного общественного мнения об их деятельности.

Сущность нравственного воспитания военнослужащих, сотрудников, а также гражданского персонала Росгвардии состоит в целенаправленном формировании у них моральных представлений и взглядов, высоких нравственных качеств и благородных чувств, а также в становлении положительных нравственных привычек. Необходимо отметить, что данный процесс должен быть четко организованным, систематизированным и осуществляться на постоянной плановой основе. Это сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований профессиональной морали в личные убеждения военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии и на этой основе развития у них способности к саморегуляции поступков, а также регуляции общественного поведения.

Основную роль в формировании нравственных качеств личности и нравственного сознания играет преподавание этических знаний, содержание которых признано повлиять на ту часть морального сознания молодого военнослужащего войск национальной

гвардии, сотрудника Росгвардии, которая кор-релируется в содержании с профессиональным обучением.

Здесь необходимо отметить, что проводимые лекционные, семинарские и аудиторные занятия даже при благоприятных условиях не способны создать ожидаемую систему моральных принципов и установок личности. Как правило, на службу в войска национальной гвардии поступают граждане, достигшие возраста 18 лет уже с формировавшимся моральным сознанием личности, в связи с чем преподносимое на лекциях и обсуждаемое на семинарах содержание является необходимым, но недостаточным условием для его коррекции. Поскольку обучение этическим знаниям не является воспитанием нравственных качеств личности.

За счет привития военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии положительных норм поведения формируются не только положительные морально-нравственные нормы, но и осуществляется коррекция уже сформированных. В связи с этим, основной упор в нравственном воспитании необходимо делать на формировании в сознании личности желаемого образца, идеала. Процесс нравственного воспитания необходимо наполнять позитивными моральными нормами, примерами и образами, которые в свою очередь будут способствовать формированию четких «правильных» установок.

Как уже отмечалось выше преподавание этических знаний не способствует формированию целостного морального сознания личности военнослужащего и сотрудника войск национальной гвардии как в общем, так и в контексте профессиональной деятельности.

Формирование нравственного сознания личности осуществляется посредством усвоения внешней социальной деятельности, за счет которой происходит становление психических функций и развитие личности в целом. Это означает перевод этических знаний военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии в собственные нормы и убеждения, воплощающиеся в практической деятельности.

Конечной целью воспитательного процесса в войсках национальной гвардии является формирование нужной и полезной обществу и государству личности военнослужащего и сотрудника. Данный процесс четко организованный, управляемый и контролируемый представляет собой взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Содержание воспитательного процесса в Росгвардии носит специфические черты, которые детерминированы целью и задачами

военной организации. Особенность воспитательного процесса в войсках национальной гвардии в том, что он осуществляется в подразделениях и служебных коллективах, имеющих определенные задачи по предназначению, где взаимоотношения регламентируются общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации1, законом о войсках национальной гвардии2, ведомственными нормативными правовыми ак-тами3 и др. В данных документах конкретизируются задачи нравственного воспитания в войсках национальной гвардии.

Реализация целей и задач нравственного воспитания в Росгвардии обеспечивается совместными усилиями всех уполномоченных должностных лиц, выступающих субъектами воспитания. К ним в первую очередь относятся начальники (командиры), кадровые подразделения, военно-политические органы и т. д.

Посредством воспитания в войсках национальной гвардии происходит реализация следующих функций:

— происходит становление, формирование и развитие у военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии личностно-про-фессиональных качеств;

— мобилизуется поведение сотрудника, за счет чего обеспечивается решение текущих задач в оперативно-служебной деятельности в зависимости от складывающихся условий и оперативной обстановки;

— осуществляется профилактическая функция, выраженная в предупреждении, пресечении, предотвращении от неверных действий.

Бремя ответственности за организацию воспитательного процесса лежит на руководителях подразделений войск национальной гвардии, в которых выполняются задачи по предназначению и должна осуществляться воспитательная работа. Реализация функций

1 Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») : Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 (ред. от 31.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 47 (часть I). Ст. 5749.

2 О войсках национальной гвардии в Российской Федерации : Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание Законодательства РФ. 2016. № 27 (часть I). Ст. 4159.

3 Об утверждении Наставления по организации в войсках национальной гвардии Российской Федерации военно-политической (политической) работе : приказ Росгвардии от 20 апреля 2021г. № 132.

по воспитанию личного состава требует от руководителей всех уровней таких важнейших для них качеств как авторитет и бескорыстие.

Особое внимание в Росгвардии необходимо уделять формированию у военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии таких качеств как порядочность, совесть, патриотизм, толерантность, честность, ответственность, коллективизм и добросовестность к исполнению служебных обязанностей.

Неотъемлемой частью воспитательного процесса в Росгвардии является усвоение каждым военнослужащим и сотрудником войск национальной гвардии понятий о долге, чести, требований присяги и уставов. У военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии необходимо вырабатывать привычку и потребность качественно выполнять поставленные задачи, поддерживать товарищей, стремиться к самосовершенствованию.

Нравственное воспитание в Росгвардии включает в себя такие направления как развитие правосознания, развитие служебных традиций, патриотическое воспитание, и культурно-эстетическое направление.

В воспитательном процессе Росгвардии имеются определенные особенности, которые выражаются в направленности воспитательного процесса, обусловленного

преобладающей в обществе идеологией, нормативным правовым регулированием, социально-экономическими устоями общества. Существенное влияние на нравственное воспитание оказывает организация службы и управления в войсках национальной гвардии, особенности знаний, умений, навыков, свойств и качеств личности руководящего состава подразделений Росгвардии.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что нравственное воспитание в войсках национальной гвардии, в том числе принимающих участие в специальной военной операции, имеет ряд нерешенных проблем, решать которые необходимо с учетом положительного опыта войск НКВД военных лет. Кроме того, нравственное воспитание неразрывно связано с правовой культурой, поскольку в основе права лежат нравственные (моральные) категории [10]. Признание и соблюдение правовых принципов является показателем высокого уровня правовой культуры в обществе, и в свою очередь ведет к признанию и соблюдению нравственных ценностей. Следовательно, уровень правовой культуры — это своего рода индикатор уровня нравственности общества и государства.

Список источников

1. Дерюгин А. А., Никонов Д. А., Бутов С. В. Теоретико-правовая модель института прав человека и гражданина в России как основы его конституционно-правового статуса // Евразийский юридический журнал. 2022. №9 (172). С. 80-82.

2. Бутов С. В., Лысенков С. Г. О соотношении понятий «правовой статус» и «правовое положение» как самостоятельных юридических категорий // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 4 (35). С. 6-11.

3. Лысенков С. Г., Бутов С. В. Отечественные юристы о содержании понятий «правовой статус» и «правовое положение» // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 3 (20). С. 8-12.

4. Бутов С. В. Правовое положение военнослужащих в системе государственной службы // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2022. № 11. С. 118-121.

5. Бутов С. В., Крижановская Г. Н., Никонов Д. А. Правовое положение государственных служащих: общее и различное (на примере Федеральной службы войск национальной гвардии РФ) // Государственная служба Российской Федерации: поиск эффективной модели, правовые и управленческие аспекты : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, Пушкин, 07 февраля 2022 года). Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. С. 183-190.

6. Военный энциклопедический словарь. В 2 томах. Том 1. Москва : Большая российская энциклопедия ; Рипол классик, 2002. 848 с.

7. О воспитании и обучении офицерского состава в 1944г. : Директива №23/2/001637 от 3 февраля 1944 г. // РГВА. Ф. 38261. Оп. 1. Д. 537. Л. 45-50.

8. РГВА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 534. Л. 117.

9. ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 12. Д. 226. Л. 229.

10. Сибгатуллин Ф. С. Понятие правового регулирования деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, его пределы и принципы // Военное право. 2022. № 5 (75). С. 120-125.

ВКЛАД АВТОРОВ

Вклад авторов равноценный.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов отсутствует.

CONTRIBUTION OF AUTHORS

Contributions by the authors are equal.

CONFLICT OF INTEREST

There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 21.01.2023. Дата рецензирования статьи / Revised: 03.02.2023. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 20.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.