Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ЖКХ'

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / СФЕРА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нури Оглы Э. Р.

В статье анализируются особенности профилактики преступлений коррупционной направленности, определены критерии преступлений коррупционной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PREVENTION OF CRIMES OF CORRUPTION IN THE HOUSING SECTOR

The article analyzes the peculiarities of corruption crimes prevention, defines the criteria of corruption crimes prevention

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ЖКХ»

УДК - 343 Э.Р. Нури оглы,

ББК - 67.52 аспирант ИМПЭ им. А.С. Грибоедова

12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ЖКХ

Аннотация. В статье анализируются особенности профилактики преступлений коррупционной направленности, определены критерии преступлений коррупционной направленности. Ключевые слова: коррупция, профилактика, сфера жилищно-коммунального хозяйства.

E.R. Nuri ogly,

graduate student, EMPA them. A.S. Griboyedov

PROBLEMS OF PREVENTION OF CRIMES OF CORRUPTION

IN THE HOUSING SECTOR

Annotation. The article analyzes the peculiarities of corruption crimes prevention, defines the criteria of corruption crimes prevention.

Key words: corruption, prevention, the sphere of housing and communal services.

В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс является одним из определяющих развитие экономики России. Отраслевой анализ показывает, что сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является наиболее коррумпированной отраслью экономики страны. Совершенствование управления жилищно-коммунальной сферой - одна из важнейших проблем. Однако внедрение новых форм и методов управления осложняется.

Преступление коррупционной направленности в сфере ЖКХ - это преступление, совершенное любым должностным лицом, осуществляющим свою деятельность в системе ЖКХ. Наиболее распространенными видами преступлений являются: мошенничества, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, легализация денежных средств, добытых преступным путем, совершенное любым должностным лицом, как в коммерческой, так и в некоммерческой организации.

Коррупция в сфере ЖКХ многогранна, следовательно, не все формы коррупционного поведения подпадают под понятие преступления. Коррупция в уголовно-правовой сфере проявляется в совершении преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.).

Кроме того, имеют место административные и дисциплинарные правонарушения (т.е. использование своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание).

В ряде случаев выявляются гражданско-правовые сделки, имеющие коррупционный фактор (принятие в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

дар или дарение подарков, оказание услуг в связи с должностным положением).

Таким образом, под коррупцией понимается получение или дача взятки, подкуп, иные коррупционные преступления, незаконное использование лицом своего статуса, посредством которого ему или аффилированным лицам (родственникам и др.) предоставляются выгоды материального характера (либо услуги, льготы), выгоды нематериального характера.

Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо сферы ЖКХ, обладающее дискреционной властью, то есть полномочиями на распределение не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению. При этом указанные ресурсы используются с нарушением законных интересов общества и государства, в сугубо личных целях коррупционера или интересов других лиц. Кроме того, полномочия должностного лица могут быть как постоянными, так и временными.

В целом необходимость привлечения коррупционеров к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений определена повышенной общественной опасностью таких преступлений. В результате преступлений коррупционной направленности денежные средства, имущество, выгоды имущественного характера приобретаются должностными лицами вопреки установленному порядку распределения материальных благ, что подрывает авторитет органов власти.

Коррупционные преступления в сфере ЖКХ, нарушая уголовный закон, нарушают одновременно правовые нормы иных отраслей права. Так, при злоупотреблении должностными полномочиями должностные лица принимают решения в пользу определенных юри-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

дических и физических лиц и при этом нарушают антимонопольное законодательство, закон о лицензировании, гражданско-правовые нормы.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, затрагивает интересы всего населения страны и в связи с этим занимает особое положение среди иных отраслей экономики Российской Федерации.

Между тем сфера ЖКХ является криминализированной отраслью экономики, что обусловливается рядом причин: несовершенством законодательного регулирования, практически полным отсутствием контроля над деятельностью организаций в отрасли экономики, сложной системой учета расходования денежных средств, выделяемых государством на ее модернизацию и пр.

В последнее время государство стало уделять пристальное внимание сфере ЖКХ (Указ Президента РФ от 01.04.2016 N° 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы»), ужесточен контроль над деятельностью организаций в этой отрасли экономики, проводится комплекс профилактических мероприятий.

В связи с этим в настоящее время правоохранительные органы особое внимание уделяют пресечению противоправной деятельности чиновников, выявлению коррумпированных связей между должностными лицами органов власти и представителями коммерческих организаций, осуществляющих деятельность в ЖКХ.

Анализ следственной и судебной практики свидетельствует, что значительные проблемы при расследовании преступлений, совершаемых в сфере ЖКХ, вызывают взяточничество (ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ) и коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), которые являются предикатными и по криминалистической классификации относятся к одной группе преступлений.

В современных условиях жилищно-коммунальное хозяйство является одной из наиболее криминогенных сфер в экономической деятельности нашего общества. Как и другие отрасли экономики, получающие финансовую помощь из бюджета (в виде субсидий и дотаций), ЖКХ оказалось наиболее подверженным воздействию криминала. Отсутствие надлежащего контроля над расходованием денежных и материальных средств, выделяемых на развитие и модернизацию данной отрасли экономики, обусловило возможность совершения коррупционных преступлений и внедрения в эту сферу организованных преступных групп [ 2].

Подтверждением роста преступных посягательств в сфере ЖКХ является, в частности, высокий уровень расходования в течение календарного года предоставленных бюджетных средств, несмотря на запланированное многолетнее их использование. Ежегодно государством на развитие сферы ЖКХ выделяется (в млрд. руб.): 2009 г. - 142,2; 2010 г. - 223,2;

2011 г. - 216,5; 2012 г. - 136; 2013 г. - 104,2; 2014 г. - 144,5; 2015 г. - 118. Расходы из федерального бюджета на обслуживание ЖКХ в 2010 г. составили -234, 9 млрд. руб., в 2011 г. - 279,6 млрд. руб., в 2012 г. - 475, 7 млрд. руб., в 2013 г. - 177,6 млрд. руб., в 2014 г. - 119,6. Кроме того, привлекаются дополнительные средства органами управления, потребителями и организациями ЖКХ - финансово-кредитных, фондовых, инвестиционных и других ресурсов.

Оборот значительных денежных средств в сфере ЖКХ привлекает преступников и их организованные группы. Это обусловливает совершение преступлений в отношении дотаций из федерального и муниципального бюджетов, которые определяются на основе утвержденных федеральных стандартов на покрытие убытков жилищно-коммунального сектора.

В рамках программы «Жилище» общий объем финансирования в 2011-2015 гг. составил 462,26 млрд. руб., в 2012 г. - 2015 гг. Фонду содействия реформированию ЖКХ предоставляется из федерального бюджета 217 млрд. руб. По данным фонда исследований «ИНДЕМ», риск коррупции в экономических взаимоотношениях в сфере ЖКХ составляет 32 %, то есть почти одна треть обращений граждан в ЖКХ подвергается коррупционному воздействию, при этом объем рынка коррупционных услуг в данной сфере, т.е. количество денег, затрачиваемых гражданами в год на взятки жилищно-коммунальной службе, составляет 22,7 млн. долларов, - двенадцатый показатель из шестнадцати возможных [2]. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что небольшая, в сравнении с другими сферами взаимодействия граждан и власти, сумма взяток в сфере ЖКХ при их повсеместном распространении приводит к значительному распространению взяточничества и подкупа [4, с. 85].

Ученые рассматривают сферу ЖКХ как одну из наиболее криминализированных сфер экономической деятельности, при этом, как отмечает М.А. Новикова [4, с. 86], «объектом криминалистического изучения является коррупционная преступная деятельность в сфере ЖКХ, то есть система действий, отношений и поступков, которая составляет содержание механизма преступления, и деятельность отдельных субъектов, органов и подразделений всей правоохранительной системы по выявлению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений, судебному разбирательству уголовных дел».

В настоящее время определение понятия ЖКХ в российском законодательстве весьма неполное и сводится к тому, что представляет собой базовую отрасль экономики, «обеспечивающую население жизненно важными услугами, а промышленность -необходимой инженерной инфраструктурой».

В специальной литературе авторы предпринимают попытки более точно сформулировать данное понятие. И.И. Зуй определяет ЖКХ РФ как «совокупность отраслей российской экономики, обеспечивающих работу инженерной инфраструктуры зданий населенных пунктов» [3, с. 25].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

М.П. Киреев и В.В. Строкин под ЖКХ понимают взяточничество и коммерческий подкуп в сфере ЖКХ, которые, являясь объектом современной криминалистической науки, приобрели угрожающие масштабы [1, с. 23]. Эта сфера привлекает криминальные группы и должностных лиц высоким уровнем доходности, большими объемами денежной массы, поступающей из бюджетов различных уровней, а также возможностью применения преступных схем для получения взяток или незаконного вознаграждения, в связи с несовершенством законодательства в данной отрасли экономики.

Правоотношения в сфере ЖКХ взаимосвязаны с различными правовыми институтами, обусловливающими особенности его правового регулирования. Законодательство в исследуемой области характеризуется многоуровневой системой устройства, которая зачастую усложняет понимание следователем методики разрешения проблем, возникающих при расследовании уголовных дел о взяточничестве или коммерческом подкупе в сфере ЖКХ.

Уголовное законодательство не содержит отдельной главы, предусматривающей уголовную ответственность за коррупционные преступления. Вместе с тем существуют критерии преступлений коррупционной направленности:

- использование полномочий, предоставленных виновным лицам по службе;

- наличие корыстного мотива (получение им имущественных прав и выгод для себя или третьих лиц);

- совершение преступления только с прямым умыслом.

Имеют место случаи привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших дачу взятки должностному лицу за совершение определенных действий (бездействия) в свою пользу.

В настоящее время за преступления коррупционной направленности, в том числе, в сфере ЖКХ установлена уголовная ответственность, при этом действующее законодательство дифференцирует санкции за данные преступления путем установления различных видов наказания: штрафа, штрафа, кратного сумме взятке, обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, лишения свободы.

Могут быть предложены следующие направления в сфере противодействия коррупции в ЖКХ:

1) проведение постоянного мониторинга тарифов на коммунальные и иные услуги, оказываемые гражданам управляющими компаниями, ТСЖ или жилищными кооперативами;

2) необходимость усилить общественный контроль в данной сфере;

3) проведение для граждан мер, направленных на правовое просвещение с целью информирования о действующем законодательстве, регулирующего правоотношения в сфере ЖКХ;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

4) привлечение СМИ для освещения проблем в сфере ЖКХ, в том числе и освещения коррупционных дел.

Список литературы:

[1] Андреева Л.А. Коррупционные отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Вопросы современной юриспруденции: Сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. № 12(43). Новосибирск: СибАК, 2014.

[2] Выдержки из доклада «Диагностика российской коррупции: социологический анализ», подготовленного фондом ИНДЕМ // [Электронный ресурс] URL: http://www.indem.ru/corrupt/Uc2004/Glava2.pdf (дата обращения 30.03.2018).

[3] Зуй И.И. Об эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению, пресечению и расследованию преступлений, связанных с неправомерным использованием финансовых ресурсов в системе жилищно-коммунального хозяйства // Актуальные вопросы организации деятельности органов внутренних дел по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Сборник статей всероссийской научно-практической конференции. М.: Академия управления МВД России, 29 марта 2013 г.

[4] Новикова М.А. Особенности способа совершения преступления как элемента криминалистической характеристики коррупционных преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 5.

Spisok literatury:

[1] Andreeva L.A. Korrupcionny'e otnosheniya v sfere zhilishhno-kommunal'nogo xozyajstva // Voprosy' sovremennoj yurisprudencii: Sb. st. po mater. XXIV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 12(43). Novosibirsk: SibAK, 2014.

[2] Vy'derzhki iz doklada «Diagnostika rossijskoj korrupcii: sociologicheskij analiz», podgotovlennogo fondom INDEM // [E'lektronny'j resurs] URL: http:// www.indem.ru/corrupt/Uc2004/Glava2.pdf (data obrashheniya 30.03.2018).

[3] Zuj I.I. Ob e'ffektivnosti deyatel'nosti pravooxranitel'ny'x organov po vy'yavleniyu, presecheniyu i rassledovaniyu prestuplenij, svyazanny'x s nepravomerny'm ispol'zovaniem finansovy'x resursov v sisteme zhilishhno-kommunal'nogo xozyajstva // Aktual'ny'e voprosy' organizacii deyatel'nosti organov vnutrennix del po vy'yavleniyu, preduprezhdeniyu, raskry'tiyu i rassledovaniyu prestuplenij v sfere zhilishhno-kommunal'nogo xozyajstva: Sbornik statej vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 29 marta 2013 g.

[4] Novikova M.A. Osobennosti sposoba soversheniya prestupleniya kak e'lementa kriminalisticheskoj xarakteristiki korrupcionny'x prestuplenij v sfere zhilishhno-kommunal'nogo xozyajstva // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. E'konomicheskie i yuridicheskie nauki. 2014. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.