Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В РОССИЙСКИХ СУДАХ'

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В РОССИЙСКИХ СУДАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
представительство в судах / иностранцы / правовое положение / национальный режим / консул

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буторина Татьяна Николаевна, Старовойтова Дарья Алексеевна

В статье рассмотрены проблемы правового регулирования в сфере представительства иностранных лиц в судах судебной системы Российской Федерации. На основе анализа законодательства зарубежных стран выявлена необходимость совершенствования института представительства иностранцев в России в целях реализации конституционного принципа национального режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В РОССИЙСКИХ СУДАХ»

Щ SCIENCE TIME Щ

(jj ll< »Li ' tL® Jfl "тН -1 щг 1 - ■Fl ~ JP |Г1 1 r^g) ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В РОССИЙСКИХ СУДАХ Буторина Татьяна Николаевна, Филиал Московского государственного юридического университета им. O.E. Кутафина (МГЮА), г. Киров E-mail: tatyanabutorina@mail. ru Старовойтова Дарья Алексеевна, Филиал Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров E-mail: Stars4@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы правового регулирования в сфере представительства иностранных лиц в судах судебной системы Российской Федерации. На основе анализа законодательства зарубежных стран выявлена необходимость совершенствования института представительства иностранцев в России в целях реализации конституционного принципа национального режима.

Ключевые слова: представительство в судах, иностранцы, правовое положение, национальный режим, консул.

Публичный интерес к правовому положению иностранных граждан в Российской Федерации (далее - РФ) не теряет своей актуальности в связи с различными тенденциями современного развития как внутригосударственных, так и международных отношений, влияние на которые оказывают: и проблемы глобализации в целом, и динамика миграционных потоков, и, сложный период прямого санкционного воздействия на Россию, продолжающийся последние 4 года.

По данным Главного управления по вопросам миграции МВД России (ГУВМ МВД РФ) за 2016 год в РФ прибыло 16 290 031 иностранцев. На 2017 год на территории нашей страны продолжают оставаться 9 747 621 иностранных граждан и лиц без гражданства [1].

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве

I

SCIENCE TIME

I

Российской Федерации», иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. ФЗ "О правовом положении..." конкретизирует это положение, уточняя, что иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2).

Конституция Российской Федерации закрепляет принцип национального режима, определяющего правовое положение иностранных граждан в нашей стране. Так, согласно ч.3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Данный основополагающий принцип лежит в основе всей нормативно-правовой базы гражданско - и административно -правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, состоящего из целого ряда федеральных законов и подзаконных нормативных актов.

В современной жизни ввиду ряда причин граждане и организации зачастую стараются обратиться к помощи представителя для ведения их дел в суде.

Согласно ст. 49 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК РФ), представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ) закрепляет, что представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций в арбитражном суде могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица (ч. 3 ст. 59 АПК РФ).

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» разрешает деятельность иностранных адвокатов на территории России с некоторыми ограничениями.

Во-первых, оказание такой юридической помощи может осуществляться только по вопросам права данного иностранного государства (п. 5 ст. 2).

Во-вторых, адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории РФ по вопросам, связанным с государственной тайной (п. 5 ст. 2).

В-третьих, такие лица должны быть зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Приказом Минюста России от 31.07.2012 N 151 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской

| SCIENCE TIME |

Федерации". Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории РФ запрещается (п. 6 ст. 2).

Далее необходимо отметить, что при сравнении положений Закона N 63-ФЗ, касающихся деятельности иностранных адвокатов в РФ, с соответствующими нормами АПК РФ и ГПК РФ о представительстве, обнаруживается законодательный пробел, выражающийся в существенном неравенстве возможностей участия в качестве представителей иностранных адвокатов и иных оказывающих юридическую помощь лиц — иностранцев в гражданском и арбитражном процессе.

Кроме адвоката, представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и организаций (как российских, так и иностранных), могут выступать: работники юридических фирм, общественных организаций, частнопрактикующие юристы и любые иные лица, отвечающие требованиям ч. 6 ст. 59, ст. 60 АПК РФ или ст. 49, ст. 51 ГПК РФ. В силу отсутствия в законодательстве запрещающих и ограничивающих норм, иностранцы, апатриды, отвечающие требованиям процессуального законодательства, также вправе выступать в российских судах, представляя интересы граждан и организаций.

При этом следует иметь в виду, что в силу требований ч.1 ст. 1 ГПК РФ, нормы ГПК РФ имеют преимущество перед нормами других нормативно-правовых актов. Аналогичные требования закреплены в п.2 ст. 3 АПК РФ. Поскольку возможность установления иных требований к представителю другими федеральными законами гражданским и арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрена, суды, допуская представителей к участию в деле, должны руководствоваться положениями процессуальных кодексов.

Мы полагаем, такой законодательный подход приводит к ситуации, когда адвокат иностранного государства вправе представлять интересы российских граждан и организаций в качестве представителя только при соблюдении всех установленных федеральным законодательством ограничений, а другие иностранные лица, оказывающие юридическую помощь, - по любым делам, не обязательно затрагивающим вопросы применения иностранного права.

На основе изложенного, проанализируем несколько вариантов урегулирования существующего в законодательстве пробела.

Одним из таких способов может стать уравнивание иностранных адвокатов в правах с иными иностранными представителями — не адвокатами и устранение существующих в отношении них ограничений в сфере оказания услуг представительства.

С другой стороны, необходимо помнить, что целью правового регулирования РФ в сфере закрепления правового положения иностранцев на

| SCIENCE TIME |

территории нашей страны заключается в необходимости обеспечения суверенных прав РФ, защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. С учетом этого, представляется, что установление изъятий из конституционного принципа «национального режима» для иностранцев в РФ нельзя считать нарушением прав и законных интересов рассматриваемых лиц. Таким образом, предоставление иностранным адвокатам неограниченного права представительства в судах на территории нашей страны может существенно нарушить права и интересы самих российских граждан и организаций, когда им будет оказана неквалифицированная юридическая помощь в силу низкой компетенции адвоката-иностранца в области знания российского права.

Другим выходом из рассматриваемой проблемы может стать распространение ограничений в отношении иностранных адвокатов и на других представителей — иностранных лиц, что потребует соответствующего обоснования, как в федеральном законодательстве (в первую очередь, в процессуальном), так и в научной доктрине.

По нашему мнению, иностранные адвокаты должны иметь возможность получить статус адвоката в РФ, но только после сдачи квалификационного экзамена на общих основаниях в соответствии со ст. 9 - 12 Закона N 63-Ф3. Это позволило бы им участвовать в судебном процессе на равных условиях с иными представителями.

22 апреля 2004 г. Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации своим решением указал, что «приобретение статуса адвоката Российской Федерации лицом, являющимся одновременно адвокатом иностранного государства, действующим законодательством не предусмотрено. Иностранные граждане и лица без гражданства вправе приобрести статус адвоката в установленном порядке, если при этом они не являются адвокатами других го сударств» [2].

Обращаясь к зарубежному опыту регулирования, необходимо отметить, что законодательство стран СНГ, с теми или иными ограничениями, предусматривает возможность участия адвоката одного государства в суде другого в качестве представителя. Так, например, на территории Республики Армения иностранные адвокаты оказывают юридическую помощь, если иное не предусмотрено международным договором [3].

В республике Беларусь никаких ограничений в отношении участия иностранного представителя не содержится. Представителем иностранного лица в белорусском суде может быть любой адвокат — как отечественный, так и иностранный. В соответствии ст. 551 ГПК Республики Беларусь при ведении дел в судах Республики Беларусь иностранные граждане и юридические лица вправе свободно и беспрепятственно пользоваться услугами как иностранных, так и

| SCIENCE TIME |

белорусских представителей, в том числе и адвокатов.

Таким образом, представляется целесообразным с учетом практики стран СНГ, предусмотреть возможность иностранных адвокатов получать доступ к осуществлению адвокатской практики на территории РФ.

Вместе с тем, стоит отметить, что представлять интересы иностранных лиц в гражданском и арбитражном процессе кроме указанных в АПК РФ и ГПК РФ лиц могут и консулы иностранных государств. Одной из главных особенностей участия консула в качестве представителя стороны является юридический факт -основание возникновения представительства. Таким фактом выступает не федеральный закон и не договоренность между лицами, а международный договор (Венская Конвенция о консульских сношениях, 1963 г.). По этой причине, ведение дел в суде консулом осуществляется без какой-либо доверенности со стороны представляемого.

В силу того, что консул выступает в судебном процессе без доверенности, возникает закономерный вопрос об объеме его полномочий как представителя. Вправе ли он выполнять какие-либо специальные полномочия или обязан ограничиваться общим перечнем прав, закреплённых ст. 35 ГПК РФ и ст. 41 ГПК РФ? К сожалению, процессуальное законодательство не даёт ответов на эти вопросы.

В юридической литературе также отсутствует однозначное мнение по рассматриваемое проблеме.

Так, по мнению Г. А. Жилина, консулы действуют без доверенности, совершают от имени иностранного гражданина все действия, включая те, которые требуют специальных полномочий, поскольку иное не предусмотрено международным договором[4]. В противовес данной точке зрения, Л.А. Лунц, Н.И. Марышева полагает, что из принципа lexfori, по общему правилу, деятельность консула должна подчиняться процессуальной форме, установленной ГПК, которая не допускает - без специальной доверенности -совершения распорядительных действий представителем в суде [5].

Стоит отметить, что международные договоры РФ не закрепляют конкретный объем полномочий консула, как судебного представителя. В соответствии с Венской Конвенцией о консульских сношениях (СССР присоединился к ней в 1989 г.), консул осуществляет судебное представительство граждан представляемого государства с соблюдением практики и порядка, принятых в государстве пребывания (п. i ст. 5 Конвенции). В силу этого, на наш взгляд, консул, действуя в качестве представителя, не может распоряжаться специальными, распорядительными правами представляемых лиц без оформленной надлежащим образом доверенности со стороны последних. Иной подход противоречил бы принципу диспозитивности, согласно которому только участвующие в деле лица могут распоряжаться своими материальными и

| SCIENCE TIME |

процессуальными правами, и самому характеру консульского представительства, как временной меры.

Подводя итог изложенного, можно сказать, что законодательство России, регулирующее вопросы положения иностранных граждан на территории нашего государства и представительства граждан и организаций в российских судах в целом соответствует международным требованиям. Однако проблемы развития законодательства, регламентирующего правовое положение иностранных граждан в РФ, свидетельствуют о том, что в юридической науке и практике не проанализированы еще в полной мере необходимые гарантии принципа «национального режима», закрепленного ст. 62 Конституции РФ.

Литература:

1. Я-мигрант. Информационная поддержка мигрантов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yamLgrant.ru/svodka-po-mLgratsionnoj-situatsii-v-rossii-za-2016-god.html

2. Решение Совета Федеральной палаты адвокатов РФ от 22 апреля 2004 г. (протокол N 5) "Разъяснения по вопросам приобретения статуса адвоката иностранными гражданами и адвокатами иностранных государств", п. 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://advokat57.ru/fparf.html?id=77

3. Кольцов А.А. Представительство иностранных лиц в арбитражном процессе / А.А. Кольцов // Право и экономика. - 2006. - № 11 // СПС ГАРАНТ.

4. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.А. Жилина. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: ТК Велби, 2004. С. 145.

5. Лунц Л.А., Марышева Н.И. Курс международного частного права: В 3 т. М.: Спарк, 2002. Т. 3: Международный гражданский процесс. С. 805-807.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.