Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
804
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА / БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова Наталия Александровна, Меликов Эльдар Русланович

В статье рассматриваются проблемы предприятий малого и среднего бизнеса, как в период самоизоляции, связанной с пандемией коронавируса, так и после снятия введенных ограничений, а так же намечены пути выхода из кризисной ситуации, в которой оказались руководители этих предприятий. Актуальность данной темы обусловлена ситуацией, в которой оказались малые и средние предприниматели в условиях пандемии коронавируса. Ограничительные меры, введенные для нераспространения инфекции, нанесли существенный урон малым и средним предприятиям. Их владельцы понесли убытки, многие не выдержали длительного периода изоляции и закрылись. Государство активно поддерживает предпринимательство, предоставляя льготы, субсидии и оказывая поддержку разного рода. Несмотря на все это, в малом и среднем бизнесе накопилось достаточно проблем, которые необходимо решать. Предприниматели условно делят свои проблемы на организационные, материальные и финансовые. Все эти проблемы довольно сильно переплетены между собой. Цель написания статьи состоит в выявлении факторов, активизация которых поможет преодолеть негативные тенденции снижения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса. В статье прослеживается мысль, разделяемая российскими экономическими экспертами, о том, что российский малый и средний бизнес может успешно адаптироваться к существующим реалиям, за счет успешного проектирования новых бизнес-моделей и оптимизации расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN A PANDEMIC

The article examines the problems of small and medium-sized businesses, both during the period of self-isolation associated with the coronavirus pandemic, and after the restrictions were lifted, as well as outlined ways out of the crisis situation in which the leaders of these enterprises find themselves. The relevance of this topic is due to the situation in which small and medium entrepreneurs find themselves in the context the pandemic of coronavirus. The restrictive measures introduced to prevent the spread of infection have caused significant damage to small and medium-sized enterprises. Their owners suffered losses, many could not stand the long period of isolation and closed. The state actively supports entrepreneurship by providing benefits, subsidies and various kinds of support. Despite all this, small and medium-sized businesses have accumulated enough problems that need to be addressed. Entrepreneurs conditionally divide their problems into organizational, material and financial. All of these problems are quite intertwined. The purpose of this article is to identify the factors, the activation of which will help overcome the negative trends in the decrease in the competitiveness of small and medium-sized businesses. The article traces the idea, shared by Russian economic experts, that Russian small and medium-sized businesses can successfully adapt to existing realities through the successful design of new business models and cost optimization.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Б01: 10.47581/2020/Р887/1Б/8/50.003 Гончарова Наталия Александровна, к.э.н., доцент goncharova_natali 71@mail.ru Меликов Эльдар Русланович, студент Кубанский государственный аграрный университет им.И.Т. Трубилина,

г.Краснодар, Россия

В статье рассматриваются проблемы предприятий малого и среднего бизнеса, как в период самоизоляции, связанной с пандемией коронавируса, так и после снятия введенных ограничений, а так же намечены пути выхода из кризисной ситуации, в которой оказались руководители этих предприятий. Актуальность данной темы обусловлена ситуацией, в которой оказались малые и средние предприниматели в условиях пандемии коронавируса. Ограничительные меры, введенные для нераспространения инфекции, нанесли существенный урон малым и средним предприятиям. Их владельцы понесли убытки, многие не выдержали длительного периода изоляции и закрылись. Государство активно поддерживает предпринимательство, предоставляя льготы, субсидии и оказывая поддержку разного рода. Несмотря на все это, в малом и среднем бизнесе накопилось достаточно проблем, которые необходимо решать. Предприниматели условно делят свои проблемы на организационные, материальные и финансовые. Все эти проблемы довольно сильно переплетены между собой. Цель написания статьи состоит в выявлении факторов, активизация которых поможет преодолеть негативные тенденции снижения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса. В статье прослеживается мысль, разделяемая российскими экономическими экспертами, о том, что российский малый и средний бизнес может успешно адаптироваться к существующим реалиям, за счет успешного проектирования новых бизнес-моделей и оптимизации расходов.

Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, бизнес-модель, ограничительные меры распространения коронавируса, бизнес-стратегии выхода из кризиса.

Проблема развития бизнеса условиях нарастающей пандемии коронавируса, в Российской Федерации, актуальна. Потому, что длительный период изоляции нанес решительный урон всем отраслям экономики, но самый большой удар обрушился на предприятия среднего и малого бизнеса. В настоящее время появляются работы, которые рассматривают проблемы функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в условиях пандемии, например, научная работа М.А.Егоровой, А. Дюфло,

Ю.Г.Шпаковского1, Смыслова О.Ю., Осипова И.В., Филоненко Н.Ю. Иванова Н.В.

В Гражданском Кодексе Российской Федерации под предпринимательством понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»3. Предприниматели — новаторы, люди инициативные и действующие. Предприятия малого и среднего бизнеса испытывают значительные трудности функционирования, связанные с рядом проблем, достаточно проблем, которые необходимо решать, их условно, можно разделить на три группы: организационные - связаны с юридическим оформлением и регистрацией; материальные - связаны с ростом и расширением предприятия в рамках «пережившего» его здания; недостаточный профессионализм персонала, кадровые проблемы; финансовые проблемы, которые заключаются в поиске источников финансирования, легализации капитала, поиске клиентуры.

Цель данного исследования - состоит в выявлении факторов, активизация которых поможет преодолеть негативные тенденции снижения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, как последствие пандемии короновируса СОУГО-19.

Методикой исследования послужил базовый системный метод. Изучение экономических закономерностей происходит на основе системного метода, как всеобъемлющего, позволяющего рассмотреть многочисленные причинно-следственные связи между отдельными проявлениями экономического события.

В России в ноябре 2019 года был принят национальный проект «Малое и среднее предпринимательство». В рамках этого проекта была поставлена цель обеспечение и расширение возможностей предоставления финансовых услуг предприятиям малого и среднего бизнеса, для того, чтобы численность малых и средних предприятий, включенных в экономику России, стала выше, техническое обеспечение лучше, система контроля и отчетности, включая систему налоговой отчетности и закупок - проще. Проект имеет бюджет 481, 5 млрд. рублей. Пандемия внесла свои коррективы в реализацию проекта. В настоящее время, когда многие владельцы малого

1 Современные проблемы правового регулирования смягчение угроз для населения и бизнеса и последствий пандемии короновируса COVID -19 / Егорова М. А., Дюфло А.,.Шпаковский Ю.Г //Юрист. 2020.№ 11. - С.69-74.

2 Перспективы развития предприятий реального сектора экономики в новых реалиях постпандемии / Смыслов О.Ю., Осипова И.В., Филоненко Н.Ю. Иванов Н.В .//Региональные проблемы преобразования экономики. - 2020. - № 5 (115). - С.107-115.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020). Ст. 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством // http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_5142/8d8cd335130f04a7036c1eb50fff606c93fc643a/ - (дата обращения 1.11.2020)

бизнеса испытывают жестокий кризис, из-за отсутствия клиентов, материальных ресурсов, денежных средств, этой помощи недостаточно - предпринимателям требуется дополнительная поддержка. Предприятия малого бизнеса более гибки, по сравнению с большими предприятиями, они быстрее реагируют на изменения рынка и адаптируются в нем, создавая новый проект управления бизнесом и оптимизируя расходы. В период кризисов экономика не стабильна, но малые и средние предприятия обязаны, чтобы выжить, применять гибкость основанную не только на антикризисном управлении, но и на новых проектных решениях бизнеса, новых подходах к получению прибыли, использованию новых технологических приемов работы, оптимизации и модернизации. Все это требует финансирования. И, конечно, вливания дополнительных денежных ресурсов. По оценкам экспертов лишь малая часть, около 30%, имеющейся потребности в кредитах для малого бизнеса сегодня удовлетворена; в части микрокредитов (т.е. сумм до 300тыс. р.) - 10%4. В условиях изменившихся правил получения кредита, начинающим предпринимателям довольно сложно воспользоваться льготными кредитными программами, а достаточного обеспечения бизнеса у них зачастую нет. Пока проблема кредитования малого бизнеса только начинает решаться. Существует высокий риск, связанный с выделением денежных средств кредитов небольших предприятий, а расходы банков по их оформлению, почти одинаковы для разных по размерам выделяемых ссуд. Прогресс в этой сфере налицо - кредитование малого и среднего бизнеса упрощается, условия получения кредита становятся более приемлемыми.

В настоящее время государство активно поддерживает предпринимательство, предоставляя льготы, облегчая кредиты, выделяя субсидии и оказывая всестороннюю поддержку.

Важнейшей проблемой малого и среднего бизнеса является высокий уровень налогообложения. Ситуация улучшилась с введением упрощенной системы налогообложения, упрощенной системы уплаты единого налога на вмененный доход. Одна из категорий лиц, в малом и средеим предпринимательстве, которые смогли воспользоваться этими преимуществами, -индивидуальные предприниматели. Одним из значительных послаблений для лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством, было бы повышение уровня предельных значений доходов в упрощенной системе налогообложения, но пока такой возможности не предусмотрено.

Для предпринимателей рассматриваемой нами ниши есть еще одна проблема - на их предприятиях, в основном, заняты лица не высокой квалификации, потому, что работники заинтересованы в получении высоких зарплат, а их предлагают на крупных предприятиях, у которых большой капитал. На крупных предприятиях своим работникам могут предложить

4 Обух А. Д. Проблемы малого и среднего бизнеса в Российской Федерации //Современная экономика: международная научная конференция 11 июня 2016 г., г.Кемерово. - С.33-43.

социальные льготы, выплаты по больничным листам, предоставить оплачиваемый отпуск, выплатить более высокую зарплату. Руководитель предприятия заинтересован в привлечении высокопрофессиональных работников, это обязывает его к самостоятельному постоянному повышению квалификации, отслеживать нововведения и изменения в сфере своей деятельности. В настоящее время для повышения уровня информированности существуют разнообразные инструменты - это и электронные журналы, которые публикуют изменения в данной сфере, например, издательский дом «Генеральный директор», и сайты с новостями законодательства, и бесплатные обучающие вебинары. Заинтересованный руководитель и сам в состоянии организовать и провести обучение своих сотрудников или подсказать им как это лучше сделать.

На макроуровне предприятие малого и среднего бизнеса испытывает более значительные проблемы. К ним относятся, в первую очередь, проблемы, связанные с несовершенством законодательной базы, регулирующей деятельность предприятий. Эти несовершенства проявляются в виде двух тенденций: несовершенства законодательной базы и пробелов в законодательстве.

Несовершенство законодательной сферы проявляется в постоянном изменении правил, выдвигаемых в качестве организационной основы деятельности предприятий. Руководителю, специалистам приходится постоянно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей редакции законов и изменениях в них.

Пробелы в законодательства - это спорная тема. Тема противоречий между реальной сферой предпринимательства и ее законодательным оформлением. К подобным пробелам отнесем: дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности; не полную обработанность процесса купли-продажи, процесса лежащего в основе предпринимательства; отсутствие должной проработанности законодательства о земле; коллизии, заложенные в содержание закона изначально, внутренняя противоречивость законов. Ситуацию осложняет несоблюдение существующих законов. Пример: «предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных зако-ном»5.

К другим проблемам можно отнести неудобство для использования предпринимателями рассматриваемой ниши продуктов банков в виде выделения ссуд и предоставления кредитов.

5 Тулембетова А. С., Болатова А. А. Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан и Южно-Казахстанской области // Актуальные вопросы современной науки и олбразования: материалы международной науч.-практ. конференции (18-21 апреля 2017 г., г. Москва). - М.: Старая Вятка, 2017. -С.939-944.

Становление рынка проходит в условиях разнообразных угроз реальных и мнимых для нового предприятия. Уровень компетентности руководителя предприятия и структура его служб не могут правильно оценить и противодействовать некоторым из реальных угроз в поле действия законов.

Для успешного развития предприятия на рынке надо, чтобы при составлении договоров и соглашений предусматривалась ответственность сторон в случае не выполнении ими своих обязательств, то есть необходимо следить за грамотностью и компетентностью составления внутренних документов предприятия, от которых так много зависит! В конечном итоге именно от юридической силы внутренних документов предприятия зависит возможность их представления в качестве основания для обращения в суд.

Малое предприятие беззащитно в случае угроз со стороны объединенных преступных группировок, давления со стороны недобросовестных чиновников, утечки информации. К этим большим проблемам добавились те, что возникли в связи с ограничительными мерами по распространению СОУГО- 19: повышение стоимости аренды, ограничение объемов вывозимого сырья и оборудования, в связи с этим сокращение производства, невыполнение договорных обязательств, сокращение заработной платы, уменьшение количества работников, сокращение потребительского спроса.

Эта ситуация требует взвешенного подхода со стороны государства, так как малый и средний бизнес - это одна из важных экономических сфер страны, представляющая рабочие места, товары, услуги, капитал. Когда испытывает кризис этот бизнес, страдают связанные с ним сферы. Мнение руководителя Экспертной экономической группы Е.Гурвича состоит в том, что Россию ожидает «пять шоков»6: ухудшение внешнеэкономических отношений, отток капитала, снижение предпринимательской активности, изменение отношений государства и бизнеса в сторону кризиса доверия, изменение спроса на нефтепродукты. Эти тенденции проявлялись и раньше, но не были столь критичны. Пандемия обнажила проблемы и сделала их более глубокими.

Малый и средний бизнес более гибкий, чем другие виды предпринимательства. Для выравнивания экономической ситуации в этой сфере следует применить следующие методы:

- создание проектов он-лайн продаж и он-лайн присутствия.

Конечно, эти проекты не могут быть распространены на все сферы малого бизнеса, но могут найти применение во многих из них. Например, театры, музеи, бары и даже зоопарки. Люди устали без привычных походов в театры, на концерты и в кино. Малый и средний бизнес этих сфер деятельности может перестроить и уже отчасти перестроил свою деятельность на дистанционные методы предоставления услуг. Широкое распространение

6 Пять шоков от коронавируса: что ждет экономику России после пандемии. Режим доступа: https://www.dw.com/ru/%D0%BF%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D1%88%D0% БЕ%00%БЛ %00%БЕ%В0%Б2-%В0%БЕ%01%82 - (дата обращения 11.11.2020)

приобрела доставка продуктов из простого и ресторанного меню. Тренажерные залы и фитнесс-центры также переходят на работу онлайн.

Вторым шагом может стать сокращение расходов и затрат, этот пункт проекта бизнеса каждое предприятие должно рассчитать для себя и под свои нужды, возможно перераспределяя ресурсы и изменяя стратегию продаж. Это, конечно, вызовет необходимость повышения квалификации персонала, или его ротацию, но как раз это в условиях пандемии, многие сотрудники уже сделали, а кто-то понял необходимость этого.

В условиях действия мер, по противодействию распространения короно-вируса, происходило постепенное изменение маркетинговых планов и бизнес-стратегий. Это должно происходить и далее, по мере адаптации предприятий к новым условиям. Предприятия малого и среднего бизнеса - активные пользователи социальных сетей. А по мере перехода на дистанционные технологии бизнес будет увеличивать долю присутствия в интернете.

Нерешенной проблемой сегодняшнего дня остается увеличение стоимости аренды офисных и промышленных помещений. Целый пласт бизнеса был занят в арендуемом помещении. Безусловно, что "уход" из офиса был в значительной степени вызван правительственными приказами о принудительном закрытии, многие владельцы бизнеса признают, что опыт работы «на удаленке» показал им, что это не просто хорошая возможность продолжать работу, а также и более экономически выгодный подход.

Цель предприятий малого и среднего бизнеса в России сегодняшнего дня - сохранение положения на рынке и возобновление производства. Первоочередной задачей владельцев бизнеса является развитие интернет-маркетинга и переход на новые бизнес-планы с учетом развития бизнеса в интернете, с помощью дистанционных технологий. Для этого повышать квалификацию и следить за развитием ситуации пристально и внимательно, стараясь извлечь из сложившейся ситуации максимум выгоды, - ведь именно в этом состоит основная цель бизнеса!

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020). Ст. 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством. // http://www.consultant.ru/ ёосишеП/соп8_ёос_ LAW_5142/ 8ё8сё33 5130ГО4а 7036с 1еЬ5 0ГГГ606с93Л643а/ - (дата обращения 1.11.2020).

2. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.garant.ru/ (дата обращения 11. 11. 2020).

3. Господдержку в условиях пандемии смогли получить 10% компаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru 4. Иванова О.Б. Развитие государственного финансового контроля национальных проектов на региональном уровне / О.Б. Иванова, О.И. Карепина // Социально-экономическое развитие России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / редкол.: Л.П. Кураков [и др.]. - 2019. - С. 11-15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 12.11.2020)

4. Батракова Л. Г. Развитие цифровой экономики в регионах России // Социально-политические исследования. 2019. № 1. С. 51-64. 3. Бизнес и его перспективы в условиях санкций. // vc.ru: сайт. (Дата обращения 09.11. 2020).

5. В «Корпорации МСП» рассказали о главном показателе развития малого бизнеса // RT : сайт. 2019. 30 октября. URL: https://russian.rt.com/business/news/682332-rossiya-msp-biznes. (Дата обращения: 10.11.2019).

6. В ВЭФ оценили изменения в мировой экономике из-за пандемии. // РБК: сайт. 2020. 4 апреля. URL: https://www.rbc.ru/economics/04/04/2020/5e882ef 59a7947689874324e. (Дата обращения: 06.04.2020).

7. Гольдман, И.Ю. Налогообложение малого и среднего бизнеса: от «Налогового бремени» к «Инструменту государственной поддержки» [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. - 2014. - №19 (265). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ nalogooblozhenie-malogo-i-srednego-biznesa-ot-nalogovogo-bremeni-k-instrumentugosudarstvennoy- podderzhki (дата обращения: 20.08.2020_.

8. Зотиков, Н.З. Налогообложение малого бизнеса, его роль в доходах бюджетов [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. - 2018. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru / article/n/nalogooblozhenie-malogo-biznesa-ego-rol-v-dohodah-byudzhetov (дата обращения: 20.08.2020).

9. Кувшинников О. А. Власти Вологодской области помогут бизнесу в условиях пандемии // ТАСС : сайт. 2020. 6 апреля. URL: https://tass.ru/ekonomika/8176485. (Дата обращения: 09.04.2020).

10. Малый и средний бизнес Сахалина получит налоговые послабления на время пандемии // Мой бизнес : сайт. 2020. 8 апреля. URL: https://мойбизнес.рф/smi/malyy-i-sredniy-biznes-sakhalina-poluchit-nalogovyeposlableniya-na-vremya-pandemii/. (Дата обращения: 09.04.2020).

11. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии // Верное решение.т: сайт. 2020. 6 апреля. URL: https://решениеверное.рф/msp-covid-april-2020. (Дата обращения: 09.04.2020).

12. Мовчан А. Экономика военного времени. Как пандемия 2020 года изменит мир. // Forbes Contributor : сайт. 2020. 25 марта. URL: Социально-политические исследования - 2020 - № 2 (7) Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России 63 https://www.forbes.ru/biznes/395899-ekonomika-voennogo-vremeni-kak-pandemiya2020-goda-izmenit-mir. (Дата обращения: 06.04.2020).

13. Названы сферы малого бизнеса с наибольшими убытками из-за коронавируса // REGNUM : сайт. 2020. 6 апреля. URL: https://regnum.ru/news/ 2907209.html? utm_source= yxnews&utm_medium=desktop&ut m_referrer= https% 3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews. (Дата обращения: 09.04.2020).

14. Обух А.Д. Проблемы малого и среднего бизнеса в Российской Федерации //Современная экономика: международная научная конференция 11 июня 2016 г., г.Кемерово. - С.33-43.

15. Пандемия коронавируса нового типа // ТАСС : сайт. 2020. 25 марта. URL: https://tass.ru/ekonomika/8078931. (Дата обращения: 26.03.2020).

16. Перспективы развития предприятий реального сектора экономики в новых реалиях постпандемии / Смыслов О.Ю., Осипова И.В., Филоненко Н.Ю. Иванов Н.В.//Региональные проблемы преобразования экономики. -. - 2020. - № 5 (115). -С.107-115.

17. Правительство определило наиболее пострадавшие от эпидемии отрасли // Деловой квартал : сайт. 2020. 27 марта. URL: https://nn.dk.ru/news/pravitelstvoopredelilo-naibolee-postradavshie-ot-epidemii-otrasli-oni-poluchat-podderzhku237134071. (Дата обращения :03.04.2020).

18. Пять шоков от коронавируса: что ждет экономику России после пандемии. Режим доступа: https://www.dw. com/ru/%D0%BF%D 1 %8F%D 1 %82%D 1 %8C-%D1%88%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BE%D1%82 - (дата обращения 11.11.2020)

19. Современные проблемы правового регулирования смягчение угроз для населения и бизнеса и последствий пандемии короновируса COVID -19 / Егорова М.А., Дюф-ло А.,.Шпаковский Ю.Г //Юрист. 2020.№ 11. - С.69-74.

20. Тулембетова А.С., Болатова А.А. Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан и Южно-Казахстанской области // Актуальные вопросы современной науки и олбразования: материалы международной науч.-практ. конференции (18-21 апреля 2017 г., г. Москва). - М.: Старая Вятка, 2017. - С.939-944.

21. Основные проблемы механизма государственного налогового контроля в Российской федерации и пути их решения/ Гончарова Н.А., Зиниша О.С., Гущин Д.С.// Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 68. С. 11-18.

22. Холдинг - основа создания агропромышленных финансовых групп в продовольственных подкомплексах АПК/ Гончарова Н.А., Ломанов П.И.// В сборнике: Альтернативы экономического роста в России. материалы Международного семинара. 2003. С. 176-177.

23. Основы страхования предпринимательства/ Молчан А.С., Удовик Е.Э., Гончарова Н.А., Шупило О.М., Павленко В.Н.// Учебное пособие / Краснодар, 2010.

24. Инвестиции в технико-технологическую модернизацию предприятия сельскохозяйственной направленности/ Гончарова Н.А., Фешина Е.В., Горбатюк О.С.// Вестник Академии знаний. 2018. № 5 (28). С. 412-419.

25. Идентификация налоговой политики рф и направления ее реформирования/ По-линская М.В., Левшукова О.А., Гончарова Н.А.// Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-4 (89). С. 95-103.

26. Крупнейшие налогоплательщики и их роль в современной отечественной налоговой системе/ Гончарова Н.А., Зиниша О.С., Сацукевич В.А.// Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 69. С. 19-23.

27. Структурно-размерная политика в российской федерации: состояние и направления совершенствования/ Минакова И.В., Шварц Р.С.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 334-341.

28. Управление социально-экономическими подсистемами региона (города)/ Мина-кова И.В., Бычкова Л.В.// Курск, 2015.

29. Анализ развития кластеров с помощью модели четырех линз/ Плохих Е.А., Минакова И.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 4 (46). С. 77-83.

Goncharova N.A., PhD in Economics, docent

goncharova_natali71@mail.ru

Melikov E.R., student

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina, Krasnodar, Russia PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN A PANDEMIC

Abstract: The article examines the problems of small and medium-sized businesses, both during the period of self-isolation associated with the coronavirus pandemic, and after the restrictions were lifted, as well as outlined ways out of the crisis situation in which the leaders of these enterprises find themselves. The relevance of this topic is due to the situation in which small and medium entrepreneurs find themselves in the context the pandemic of coronavirus. The restrictive measures introduced to prevent the spread of infection have caused significant damage to small and medium-sized enterprises. Their owners suffered losses, many could not stand the long period of isolation and closed. The state actively supports en-

trepreneurship by providing benefits, subsidies and various kinds of support. Despite all this, small and medium-sized businesses have accumulated enough problems that need to be addressed. Entrepreneurs conditionally divide their problems into organizational, material and financial. All of these problems are quite intertwined.

The purpose of this article is to identify the factors, the activation of which will help overcome the negative trends in the decrease in the competitiveness of small and medium-sized businesses. The article traces the idea, shared by Russian economic experts, that Russian small and medium-sized businesses can successfully adapt to existing realities through the successful design of new business models and cost optimization.

Key words: small business, medium business, business model, restrictive measures for the spread of coronavirus, business strategies for overcoming the crisis.

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДДЕРЖКЕ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ

DOI: 10.47581/2020/PS87/IE/8/50.004 Зитеева Маргарита Ленуровна, бакалавр Бурковский Петр Васильевич, к.э.н., доцент Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г.Краснодар, Россия (e-mail: burkovsky.p@yandex.ru)

В статье изложены проектные предложения по улучшению механизма муниципального регулирования санаторно-курортного комплекса на примере города-курорта Анапа Краснодарского края.

Ключевые слова: муниципальное регулирование, санаторно-курортный комплекс, муниципально-частное партнерство.

Курортно-туристская сфера, как объект муниципального регулирующего и координирующего воздействия обладает высоким инвестиционным и культурным потенциалом, однако неразвитость рынка и механизмов ценообразования сдерживают туристскую активность и приток отдыхающих. Повышающийся спрос на льготные туристские путевки и краткосрочные курортные отпуска от работодателя не в полной мере используется санаторно-курортными организациями Анапы, так как клиентская база многих субъектов ориентирована на прямые договоры с работодателями по финансированию путевок своим сотрудникам на период отпусков. В результате значительная доля потенциальных клиентов оказывается вне поля зрения санаторно-курортных организаций, что приводит к увеличению самостоятельных форм организации отдыха и туризма. Рост так называемой доли неорганизованного сектора отдыхающих является следствием низкой тесноты взаимодействия хозяйствующих субъектов курортно-туристской сферы с соответствующими регулирующими органами в рамках муниципального уровня управления. [2]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.