Научная статья на тему 'Проблемы предпринимательства в Монголии'

Проблемы предпринимательства в Монголии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИ-НИМАТЕЛЬСТВА / СТРУКТУРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / MONGOLIA / NUMBER OF EMPLOYED AND TYPES OF BUSINESS ACTIVITIES / PROBLEMS OF ENTREPRENEURSHIP / STRUCTURE OF EXISTING ENTERPRISES / NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даваасурэн Авирмед

Рассматриваются виды, формы и отраслевая структура предпринимательства в Монголии. Акцент сделан на проблемы, связанные с ведением предпринимательской деятельности и результаты государственной политики и предпринимаемых мер по развитию малых и средних предприятий. В статье особое место занимают конкрет-ные предложения по решению этих проблем и улучшению условий ведения предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP PROBLEMS IN MONGOLIA

The article discusses the types, forms and sectoral structure of business undertaking in Mongolia. The emphasis is placed on the problems associated with business conducting, the results of national policy and taken measures for the development of small and medium enterprises. The article focuses on specific proposals to solve these problems and improve business environment.

Текст научной работы на тему «Проблемы предпринимательства в Монголии»

чине интегрального показателя инновационного потенциала 2009 г. приведены в табл. 3.

Таким образом, оценка и динамика уровня инновационного потенциала СФО позволила выделить ряд тенденций в период 2000, 2005, 2009 гг.:

• Общая тенденция устойчивого хорошего состояния инновационного потенциала наблюдается в Новосибирской области, Томской области, Омской области.

• Общая тенденция устойчивого удовлетворительного состояния инновационного потенциала проявилась в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Бурятия.

• Общая тенденция неустойчивого повышения инновационного потенциала сформировалась в Кемеровской области, Забайкальском крае и Алтайском крае.

• Тенденция неустойчивого понижения инновационного потенциала наблюдается в Республике Тыва, Республике Хакасия и Республике Алтай.

Каждым субъектом Российской Федерации для разработки собственной стратегии инновационного развития необходимо конкретное определение мер воздействия на элементы и процессы экономики с целью развития инновационного потенциала.

УДК 339.13(517.3)

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОНГОЛИИ

л

А.Даваасурэн'

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Рассматриваются виды, формы и отраслевая структура предпринимательства в Монголии. Акцент сделан на проблемы, связанные с ведением предпринимательской деятельности и результаты государственной политики и предпринимаемых мер по развитию малых и средних предприятий. В статье особое место занимают конкретные предложения по решению этих проблем и улучшению условий ведения предпринимательской деятельности. Ил. 1. Табл. 3. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: Монголия; число занятых и виды деятельности предпринимательства; проблемы предпринимательства; структура действующих предприятий; государственная политика.

ENTREPRENEURSHIP PROBLEMS IN MONGOLIA А.Оауаавигеп

Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003.

The article discusses the types, forms and sectoral structure of business undertaking in Mongolia. The emphasis is placed on the problems associated with business conducting, the results of national policy and taken measures for the development of small and medium enterprises. The article focuses on specific proposals to solve these problems and improve business environment. 1 figure. 3 tables. 7 sources.

Key words: Mongolia; number of employed and types of business activities; problems of entrepreneurship; structure of existing enterprises; national policy.

В Монголии с началом процесса перехода от плановой к рыночной экономике произошли принципиальные изменения, вследствие чего созданы предпосылки для ведения разных видов бизнеса, открытия частных предприятий во всех сферах жизнедеятельности. В результате этого люди получили возможность иметь предпринимательские доходы, накапливать собственный капитал и имущество.

В ежегоднике, выпускаемом национальным статистическим комитетом Монголии, указано, что в 2010 году в стране официально было зарегистрировано 73822 предприятия. Если сравнивать эти данные с данными 1998 года, то число предприятий

увеличилось почти в 4 раза, а по сравнению с данными 2006 года число предприятий увеличилось в 1,5 раза. Это говорит о том, что у населения есть большая заинтересованность и желание вести свой бизнес. Если рассмотреть территориальное размещение этих предприятий, то в столице Улан-Баторе было зарегистрировано 53627 предприятий, что составляет 72,6 % от общего числа предприятий, а в аймаках (то есть в сельских районах) - 20195 предприятий, это составляет 27,4 % от общего числа предприятий. Число действующих предприятий составляет 40921 (табл.1).

1Даваасурэн Авирмед, докторант, кандидат экономических наук, профессор, e-mail: vis@isea.ru Davaasuren Avirmed, Competitor for a Doctor's degree, Candidate of Economics, Professor, e-mail: vis@isea.ru

Удельный вес действующих предприятий в официально зарегистрированных

Таблица 1

Предприятия 2002 г 2003 г 2004 г 2005 г 2006 г 2007 г 2008 г 2009 г 2010 г

Число официально зарегистрированных предприятий 29142 31478 34218 39677 48879 55901 60535 64574 73822

Число действующих предприятий 25523 26552 25356 22547 30 817 32105 36498 36877 40921

Удельный вес (в процентах) 87,5 84,3 74,1 56,8 63,0 58,1 60,3 57,1 55,4

Источник: Статистический сборник Национального Статистического Комитета Монголии. 2010 г.

Из данных табл.1 видно, что в стране действуют 55,4 % из всех официально зарегистрированных предприятий, удельный вес которых может уменьшиться, если государство не примет необходимые меры для устойчивого ведения и развития предпринимательской деятельности.

Если рассмотреть расположение действующих предприятий в стране, то 65,6 % всех предприятий находится в столице Улан-Баторе, 11,8 % - в Центральном регионе, 10,2 % - в Хангайском регионе, 8,3 % - в Западном регионе, 4,1 % - в Восточном регионе.

Из этого следует вывод, что почти все предприятия сконцентрированы в столице и в центральном регионе, где созданы сравнительно благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности и сосредоточена основная масса населения, меньше затрат на приобретение финансовых, трудовых ресурсов, сырья и материалов, приближенность к рынку сбыта, довольно высоко развита инфраструктура (коммуникации, дорожно-транспортная сеть).

Рассмотрим отраслевую структуру действующих предприятий. В 2010 году 48,2% из них занимались оптовой и розничной торговлей различными товарами, 6,3% действовали в обрабатывающей отрасли. 6,2% занимались продажей и посреднической деятельностью в сфере недвижимости, а также арендой помещений всех типов, 5,2% - в образовательной сфере (преподавание иностранных языков, проведение обучения и переобучения граждан в системе повышения квалификации, оказание различных видов услуг), 4,4% работали в сельском

хозяйстве, 3,2% - в гостиничном и ресторанном комплексах, 2,6% - в транспортной логистике, 2,0% - в оказании финансовых услуг, 3,9% - в оказании различных видов государственных услуг гражданам от имени государственных органов, 3,5% - в строительстве, ремонте квартир и домов. В целом, в предпринимательстве страны доминируют различные виды услуг, которыми занимаются 36,1% всех предприятий. Это свидетельствует о том, что большинство действующих предприятий работает в сфере услуг, а небольшое количество действует в производственной сфере.

Структура занятости населения Монголии в действующих предприятиях показана в табл. 2.

По данным табл.2 можно сделать вывод о том, что в 2010 году 85,1% из всех действующих предприятий имели 1-9 занятых, 6,7% - 10-19 занятых, 5,3% - 20-49 занятых, всего лишь 2,9% имели свыше 50 занятых. А это значит, что уменьшился удельный вес в общем числе занятых в средних и крупных предприятиях. Хотя большие предприятия производят более 60 % ВВП страны и совершают более 70 % экспортных поставок за границу.

Если классифицировать все предприятия по формам собственности, то 75,9% из них относятся к компаниям различных форм, 4,5% - к хозяйственным товариществам, 3,5% - к кооперативам, 9,4% - к негосударственным и общественным организациям. Здесь государственные предприятия составляют всего лишь 0,8%.

На рисунке показаны формы предпринимательства в Монголии, схожие с формами предпринимательства в других странах рынка.

Структура действующих предприятий (по численности занятых;

Таблица 2

Число занятых 2002 г 2003 г 2004 г 2005 г 2006 г 2007 г 2008 г 2009 г 2010 г

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100

1-9 80,4 81,8 81,7 78,9 80,2 80,1 81,9 82,1 85,1

10-19 8,0 7,6 7,5 8,9 8,8 8,8 8,6 8,6 6,7

20-49 7,4 6,8 7,0 7,9 7,0 7,3 6,3 6,1 5,3

Свыше 50 4,2 3,9 3,9 4,4 3,8 3,8 3,3 3,2 2,9

Источник: Статистический сборник Национального Статистического Комитета Монголии. 2010 г.

В 2010 году в Монголии действовало 2663 кооператива, 3303 товарищества, в которых работали 212589 членов, они произвели и реализовали свою продукцию на 30 млрд тугр.

Из-за непродуманности государственной политики и противоречивости многих законодательных актов, коррупции и бюрократии государственных органов создаются условия, которые вынуждают к деятельности многие малые и средние предприятия в теневом и неофициальном секторе экономики.

Семейное хозяйство, прежде всего животноводство, является традиционной, самой устойчивой развитой отраслью Монголии, которая производит 15,9% ВВ страны, 75% продукции сельского хозяйства, а также выпускает 10% продукции страны на экспорт.

Несмотря на большие усилия со стороны государства по созданию в сельских районах условий для развития животноводства в малых и средних предприятиях , пока результаты оставляют желать лучшего. Отраслевая структура предпринимательства Монголии показана в табл.3.

Формы предпринимательства в Монголии

В 2010 году обрабатывающая отрасль занимала 24 % всей промышленности страны. В 2009-2010 гг. в горнорудной промышленности добыча угля увеличилась на 91,9 %, добыча других полезных ископаемых - на 19,5 %, добыча нефти и природного газа - на 16,7 %. В росте промышленности страны важную роль играли не только ГОК-Эрдэнэт, но и освоение нового угольного месторождения Таван-Толгой и экспорт угля в КНР. В 2009 году мировой финансовый кризис негативно отразился на развитии горнорудной промышленности, но в 2010 году удалось впервые увеличить удельный вес этой отрасли до 22,6 % ВВП.

Здесь необходимо напомнить, что доля Гок-Эрдэнэт в экономике Монголии составляла в 2008 году 14,5 % и 64,8 % - в горнорудной промышленности, 77,5 % - в экспорте, 41,2 % - в средствах государственного бюджета.

Правительство Монголии принимает важные меры для развития малых и средних предприятий. Например, в 2009 году утвердило программу «Индустриализация страны». С целью реализации

Отраслевая структура предпринимательства

Таблица 3

Отрасли 2006 г 2007 г 2008 г 2009 г 2010 г

Всего 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0

Сельское хозяйство 17.7 18.5 19.2 17.9 16.0

Промышленность 41.2 40.6 32.9 32.3 35.4

Услуги 41.2 41.0 47.9 49.8 48.6

Источник: Статистический сборник Национального Статистического Комитета Монголии. 2010 г.

Сегодня в сельском хозяйстве Монголии работают 346600 человек, которые составляют 33,5 % от всех работающих в стране, здесь действуют 160265 семейных хозяйств животноводов. Земледелие занимает 25 % всего сельского хозяйства, где работают 19446 человек и производят 5,6 % ВВП сельского хозяйства страны.

этой программы Государственным Постановлением было предусмотрено производство оборудования и запасных частей для производственных потребностей малых и средних предприятий, которые освобождены от НДС и таможенных пошлин до 31 декабря 2012 года. Правительственным Постановлением №316 было утверждено 684 наименования оборудования и

запасных частей для потребностей малых и средних предприятий, для производителей которых были предоставлены налоговые льготы в размере 22 млрд тугр.,что стало значительной финансовой поддержкой для бизнеса. В результате этих мер обрабатывающая отрасль достигла до 8,5 % ВВП страны.

Тем не менее, возникают следующие проблемы в деятельности малых и средних предприятий:

- у начинающих бизнес предпринимателей имеется желание и заинтересованность начать и вести предпринимательскую деятельность, однако они не имеют необходимых знаний и умений в сфере бизнеса, организации и управлении производством;

- в сельских районах имеется низкая покупательная способность, малое число покупателей, неёмкий рынок сбыта;

- у сельских предпринимателей не имеется средств для покупки оборудования, запасных частей, сырья, материалов: коммерческие банки не в состоянии кредитовать долгосрочный лизинговый кредит из-за высокого риска;

- сельские самоны не подсоединены к центральной энергетической системе, и из-за этого высокая цена на электроэнергию;

- из-за неразвитости дорожно-транспортной сети затруднен доступ к рынкам и реализации там своих товаров;

- высокие ставки банковских кредитов, недоступность долгосрочных кредитов из-за отсутствия недвижимости под залог кредита ограничивают возможность привлечения инвестиций в производство.

В заключение остановимся на выводах. В последние годы Правительство уделяет большое внимание поддержке и помощи развитию малого и среднего предпринимательства в Монголии. Но это дает слабые результаты в решении проблемы уменьшения безработицы и нищеты. Это, по нашему мнению,

связано с недостаточностью научно обоснованного анализа и исследований проблем в данной сфере. Необходимо распространение информации, а также более результативное обучение и переобучение предпринимателей. Нужно определить их территориальное размещение, где какие товары и как производить, когда, как, кому реализовывать, как найти финансовые средства, оборудование, сырьё, материалы, поскольку это влияет на развитие малого и среднего предпринимательства страны. Решение этих проблем может быть следующим:

1. Развивать вертикальную и горизонтальную интеграцию между малыми, средними и большими предприятиями.

2. В рамках программы «Индустриализация страны» при Государственном департаменте малого и среднего предпринимательства создать учебно-исследовательский и информационный центр.

3. Изменить нынешнюю систему кредитования через банк предпринимателей и независимо от отсутствия у них залога под кредиты финансировать конкретные перспективные проекты.

4. Улучшить деятельность хозяйствующих субъектов инфраструктуры развития бизнеса (государство - научно-исследовательский центр -предприниматели) обеспечить открытость решений государства и быстроту распространения информации об изменении внутренних и внешних рынков.

5. Усилить борьбу с коррупцией, взяточничеством, бюрократией чиновников и уменьшить волокиту в государственных органах.

6. В разработке вновь открываемых месторождений полезных ископаемых, таких как Оюу-Толгой, Таван-Толгой, Цагаан-Суварга, необходимо увеличивать число монгольских рабочих путем уменьшения числа иностранных рабочих.

Библиографический список

1. Конституция Монголии // Государственная информация. 1992. №01

2. О компании: Закон Монголии // Государственная информация. 1999 . №34.

3. О кооперативе: Закон Монголии // Государственная информация. 1998. №34.

4. О товариществе: Закон Монголии // Государственная информация. 1998. №07.

5. Статистический сборник Национального Статистического Комитета Монголии 2000-2010 гг.

6. Государственная программа «О поддержке занятости населения» // Государственная информация. 2001. №19.

7. Правительственная концепция «О специальном фонде» // Государственная информация. 2006. №27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.