КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-4-10-19
УДК 378 ББК 74.48
И.П. Довбий
(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)
ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Предприняты попытки раскрыть проблемы медленного развития предпринимательского класса и, прежде всего семейного предпринимательства, в национальной экономике. Среди причин данного положения называется недостаточное внимание к воспитанию и образованию будущих предпринимателей, а также институту семейного предпринимательства. Подчеркнуто, что формирование целостной системы предпринимательского образования, включающей триумвират «школа-колледж-вуз», предполагает не только формирование концепции и государственной стратегии всеобщего предпринимательского образования, стандартов обучения, но и социального заказа общества, специализированных программ основного и дополнительного образования, системно ориентированных на формирование полного комплекса предпринимательских компетенций у выпускников с учетом региональных особенностей предпринимательства и ведения семейного бизнеса.
Ключевые слова: обучение предпринимательству, предпринимательское образование, образовательные стандарты, образовательные программы по предпринимательству, предпринимательская компетенция, региональные особенности предпринимательства, региональный социальный заказ на образование, семейное предпринимательство.
I.P. Dovbiy
(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia)
PROBLEMS OF ENTREPRENEURSHIP EDUCATION
IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF FAMILY BUSINESS
Problems of slow development of business class first family business in national economy are revealed. Lack of attention to education of prospective entrepreneurs and to the institution of the family business as are named as a reason It is shown that development of an integrated entrepreneurial education system consisting of triumvirate of school-college-high school includes formation of concept and national strategies of universal entrepreneurial education, standards of education, but social procurement, specialized programs of general and supplementary education systematically oriented on the formation of a full complex of entrepreneurial competencies of graduates taking into account regional peculiarities of entrepreneurship and family business.
Keywords: entrepreneurship training, entrepreneurship education, educational standards, educational programsfor entrepreneurship, entrepreneurial competence, regionalpeculiarities of entrepreneurship, regional social procurement for education, family business.
Цивилизационное развитие, в которое вовлечена Россия, предполагает возрождение и развитие традиционных форм и методов предпринимательства, устойчивых семейных предпринимательских традиций. Примером последних стали истории таких предпринимательских династий, как Строгановы, Рябушинские, Морозовы. Их становление проходило в условиях специфики российского общественного сознания и было обусловлено историческими предпосылками и сложившимся православным менталитетом, для которого, во-первых, изначальна «греховность» капитала; во-вторых, ростовщичество воспринималось как богопротивное занятие; в-третьих, личное богатство не являлось мерилом жизненного успеха, вызывающего уважение; в-четвертых, православному сознанию более близки духовные и идеальные ценности. Например о том, что русский купец, годами наживавший «нечистыми путями» и сколотивший свои миллионы, склонялся к мысли, что богатство есть грех, и желал замаливать этот грех, мечтая о странничестве или монашестве, говорил Н.А. Бердяев, указывая на отсутствие буржуазных добродетелей и буржуазных предрассудков в России [4].
В условиях социалистической экономики легитимные виды семейного предпринимательства были запрещены, однако существовали многообразные формы семейного хозяйствования (прежде всего это личное подсобное хозяйство, фермерство, ремесла), являвшиеся мелким товарным производством для удовлетворения потребностей семьи. Предпринимательская «хватка» и трудолюбие воспитывались из поколения в поколение, передавались не только знания, но и традиции и секреты мастерства.
В современной России, по некоторым данным, в ряде отраслей (например, в торговле, сельском хозяйстве, пищевой и текстильной промышленности, IX-технологиях) до 80% субъектов малого бизнеса представляют собой семейные предприятия с численностью до 10 че-
ловек. Возрождение и воспроизводство нового предпринимательского сословия возможно при условии воспитания конкурентоспособных и одновременно нравственных предпринимателей и должно получить широкую общественную поддержку и стать отдельным предметом государственной политики в области образования.
Последние три десятка лет в национальной экономике социальным заказом общества является формирование предпринимательского класса и предпринимательского сознания. Дебаты по данной проблеме то усиливаются, то утихают. Следует отметить, что командно-административная экономическая модель, из которой вышла современная Россия, не только не предусматривала предпринимательское образование, но и запрещала предпринимательство вплоть до начала «перестройки», вследствие чего переход к рыночным реформам проходил в условиях полного отсутствия представлений о рынке у большинства населения страны.
Данное обстоятельство актуализировало задачу обучения предпринимательству, формирования предпринимательского мировоззрения, не входящего в конфликт с национальными моральными принципами. Проблема в следующем. Государственная политика в отношении предпринимательства основана на постулатах гражданского права, в котором указано, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [1]. Да и само российское гражданское право направлено на поддержание рыночных отношений, основанных на принципах ссудного процента. «Налицо разрыв между православными ценностями, идеалами справедливости и нестяжательства и экономическими устремлениями предпринимательства» [8].
го ш н о _0
с
<и
<и о
го
I
о
го ш о
СО
го
ю о
о _0
с
<и
<и
о с
Следует также учитывать, что старейший в мире институт семейного предпринимательства испытывает на себе влияние процессов интернализа-ции и глобализации мировой экономики. Переход от индустриального к информационному укладу меняет содержание института собственности и трансформирует семейный бизнес: происходит формирование новых моделей развития бизнеса и изменение функций менеджмента предпринимателей.
Сущность современного семейного предпринимательства раскрывается в следующих аспектах [5]:
1. Обеспечение семейного контроля над «доминирующей коалицией».
2. Владение уникальными неотделимыми ресурсами и способностями, обеспечивающими эффект синергии и являющимися результатом взаимодействия и причастности.
3. Бизнес-установки на стратегическое планирование, принятые семьей в бизнесе и предназначенные для исполнения и передачи следующим поколениям.
4. Реализация семьи на уровне следующего поколения в соответствии с бизнес-позициями и стратегическим планированием.
В современном семейном бизнесе должны уживаться и взаимодействовать два института: семья и предпринимательство. Жизнеспособность бизнеса будет определяться грамотным управлением как материальными (капиталом, кадрами, ростом бизнеса, финансовыми результатами и др.), так и нематериальными элементами (мотивацией, сетевым взаимодействием, поведенческими рисками, персональными ценностями и др.) (рис. 1).
о
Рисунок 1. Ключевые элементы развития семейного бизнеса [12]
По результатам аналитического исследования Д.А. Волкова, проводившего опрос 32 предприятий, реализующих концепцию семейного бизнеса, в качестве направлений развития знаний и навыков детей, необходимых для вовлечения в управление семейным бизнесом, называются финансы (25%), маркетинг (18,75%), менеджмент (21,88%), продажи (12,5%) и все перечисленное в совокупности (56,25%) [6]. Успешное управление семей-
ным бизнесом предполагает не только воспитание будущих семейных лидеров, но и получение ими соответствующего образования. Важно также учитывать, что на различных этапах жизненного цикла семейного бизнеса возможно возникновение проблем, требующих стратегических преобразований и наличия специальных компетенций для обеспечения бесконечности и цикличности развития семейных компаний (рис. 2).
i Рождение Рост Формирование инфраструктуры Зрелость Возобновление пли снижение Движение вперед Реновация -новый зат ек (выбор А)
Вы много работаете / Создаете / культуру Начинаете работать на себя Становитесь владельцем компании Принимаете решение (переходите «точку решения») Медленный спад (выбор В)
/ 1 2 з 4 Время 5
а с
<и
го
О)
S3
<и н
I
о ^
ш
о;
S X
го ш о со го
Ю О О
о ^
о
-D
<и
X S
С
<и
С
(U
с;
ю о
IZ
Типичные проблемы:
- переход лидерства;
- успешная продажа;
- возможности отпустить ситуацию (право выбора).
В любом случае в семейном бизнесе возникает «вилка», которая предполагает принятие решения его владельцем: готов ли он предоставить компании возможность существования только во время своей жизни или обеспечить условия ее дальнейшего развития.
Типичные проблемы:
- работа в команде;
- доверительное семейное партнерство;
профессиональн ый менеджмент;
- стратегическое планирование;
- семейная гармония.
Выбор А, типичные проблемы:
- развитие на следующем уровне менеджмента;
- «обслуживание», поддержание на должном уровне корпоративного капитала и ликвидности акций;
- развитие сильной и гибкой культуры;
- баланс семейных и организационных потребностей. Выбор В, типичные проблемы:
- повышение или занижение доходов, воздействующих на Cash Flow;
- борьба с нежеланием адаптации к ситуации
- непринятие решения или противодействие приводит к краху._
Рисунок 2. Адаптированная модель жизненного цикла семейного бизнеса [7]
ю m о d
В частности, для предпринимательства наиболее ценными должны быть такие компетенции, как комплексное и стратегическое видение бизнеса, самоорганизация, кооперация и взаимодействие, бизнес-мышление и «бизнес-язык» по мировым стандартам [11].
Таким образом, современное предпринимательство, прежде всего семейное, решающее задачу ведения, управления и развития бизнеса из поколения в поколение, предполагает необходимость целенаправленного получения именно предпринимательского образования, поскольку не каждый семейный бизнес готов принять профессионального менеджера «со стороны».
В национальной практике длительное время обучение предпринимательству носило преимущественно неформальный характер и сводилось к курсам молодых предпринимателей по учету и налогообложению, бизнес-планированию и инвестированию, проведению бизнес-тренингов и мастер-классов. Полезность данных видов обучения несомненна, однако и в России и за рубежом люди предпочитают получать профессиональное образование в рамках традиционного формального образования в колледже или университете [13]. Кроме того, необходимость решения задач стратегического планирования, поиска источников финансирования и оценки эффективности ведения бизнеса предполагает наличие глубоких и комплексных знаний в указанных областях с учетом региональной специфики.
Традиционное образование, ориентированное на получение выпускниками академических и энциклопедических знаний, устарело и не отвечает отдельным запросам общества при переходе к рыночным отношениям. В структуре имеющегося на сегодняшний день отечественного предпринимательского образования можно выделить направления: а) формальное обучение: школа, учреждения среднего профессионального, высшего (бакалавриат, магистратура,
аспирантура) и бизнес-образования (МВА, DBA) в форме специализированных программ подготовки либо факультативов;
б) корпоративное обучение;
в) неформальное обучение детей, молодежи, дееспособных граждан на примере учебных предпринимательских проектов и деловых игр;
г) обучение предпринимателей на регулярных обучающих сессиях, курсах, семинарах, тренингах;
д) проведение исследований в сфере предпринимательства;
е) различные формы ассоциирования и обмена опытом.
Новые образовательные стандарты по направлению «Менеджмент» лишь отчасти ориентированы на предпринимательскую тематику в направлении предпринимательской деятельности. Так, приказом Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)» для выпускников, освоивших программу бакалавриата, касательно предпринимательства предусмотрены:
а) в области профессиональной деятельности - структуры, в которых они являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело;
б) в числе профессиональных задач по предпринимательской деятельности -разработка и реализация бизнес-планов создания нового бизнеса; организация и ведение предпринимательской деятельности;
в) среди профессиональных компетенций: способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели (ПК-17); владение навыками бизнес-планирования
создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-18); владение навыками координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана всеми участниками (ПК-19); владение навыками подготовки организационных и распорядительных документов, необходимых для создания новых предпринимательских структур (ПК-20) [3]. Фактически стандартом предусматривается формирование компетенций в области бизнес-планирования, подготовки документов для создания предпринимательской структуры, оценки рыночных возможностей для новых бизнес-моделей. В данной связи сложно предполагать, что в национальной экономике будут развиваться социальный, инженерный, венчурный, технологический и прочие виды предпринимательства, широко представленные в экономически развитых странах и реализованные в форме семейного, женского и молодежного предпринимательства.
Значимой проблемой является отсутствие в образовательной среде квалифицированных кадров: либо это классический профессорско-преподавательский состав, ориентированный на академическое образование, либо это тренеры, тьюторы, менторы (наставники), являющиеся узконаправленными специалистами. Предприниматели же, добившиеся успеха в первые десятилетия рыночных преобразований в национальной экономике, не часто хотят делиться знаниями и опытом как по причине собственной занятости, так и из-за низкой оплаты, которую могут предложить учебные заведения, привлекающие успешных бизнесменов в учебный процесс.
Проблема подготовки специалистов для малого и среднего бизнеса (МСБ) поднимает вопрос о формировании предпринимательских компетенций. В данном вопросе среди специалистов нет единства ни относительно терминоло-
гии, ни относительно содержания понятий «компетенция» и «компетентность». Чаще всего компетентность рассматривается как набор качеств, которыми должен обладать выпускник образовательной организации [9]:
а) компетентность организаторская, исследовательская, проектная, инве-сторская, правовая, управленческая, коммуникативная;
б) личностно-профессиональные качества и компетенции, сгруппированные в блоки (интеллектуальный, коммуникативный, мотивационно-волевой);
в) умения и качества по принятию решений, генерированию идей, бизнес-планированию, работе в условиях риска и др.;
г) общие предпринимательские компетенции (успехи и достижения, взаимодействие и отношения, образование и самоорганизация, личностные возможности и предпринимательское мышление и др.);
д) предпринимательская культура (деловая, договорная, социально-ориентированная, креативная, прогрессивная, ответственная и проч.). Возрастающий спрос на приобретение предпринимательских компетенций на профессиональном уровне обусловлен потребностью в рамках традиционного формального образования в колледже или университете получить комплекс компетенций, обеспечивающих компетентность предпринимателя, в частности: понимание смысла, этики и философии предпринимательства в поликультурном обществе; знание предпринимательского права и принципов управления биз-нес-процесами в условиях постоянных изменений; навыки бизнес-коммуникаций и реализации предпринимательских функций. По мнению автора, «компетенция» - комплекс определенных знаний, умений и навыков, который соотносится с личностными качествами и моделями поведения индивида (личности) и требованиями профессиональной области при
го ш н о _0
с
<и
<и о
го
I
о
го ш о
СО
го
ю о
о _0
с
<и
<и
«¡3 о
с
ю со о Ч
решении типичных профессиональных задач; «компетентность» является лич-ностно ориентированным, осознанным и мотивированным способом накопления, формирования и реализации профессиональных компетенций, опирается на комплекс убеждений и самостоятельно выработанных принципов профессиональной деятельности.
Практика отечественного предпринимательства не столь длительна, однако изобилует примерами гибели бизнеса, изначально основанного на дружественных отношениях людей, и приводит к пониманию особой важности ведения именно семейного бизнеса, обеспечивающего консолидацию всех видов ресурсов. При этом в процессе вовлечения преемников в бизнес и его передаче от поколения к поколению важно учитывать «семейную скидку» на мотивированность преемников, с другой - повышать финансовую дисциплину.
Мы разделяем позицию Д.А. Волкова в том, что для основателей семейного бизнеса, наряду с базовыми профессиональными предпринимательскими компетенциями, важным является следующие:
1. Демонстрация позитивной роли предпринимательской модели семейного бизнеса, обеспечение его роста и увеличение масштаба (привлекательности для преемников).
2. Установка позитивных и ориентированных на будущее семейных предпринимательских традиций.
3. Формирование эффективного взаимодействия и привязанности к семейному бизнесу последующего поколения, оценка уровня и качества данного взаимодействия.
4. Создание, поддержание и рост активов семейного бизнеса.
5. Формирование убеждения планировать свою карьеру в семейном бизнесе для потенциальных преемников.
По нашему мнению, необходимо отдельное исследование с целью определить, как отечественные предприниматели-основатели семейного бизнеса видят
перспективы его развития и управления фамильными активами в интересах их семей на современном этапе развития.
Государственная поддержка предпринимательского образования реализуется в различных формах. Утвержденная Правительством РФ государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы [2] нацелена обеспечить высокое качество образования на принципах соответствия перспективным задачам развития экономики и общества, а также меняющимся запросам населения; подпрограмма «Развитие профессионального образования» предполагает модернизацию технологий и содержания профессионального образования на тех же принципах. Решение названных задач в процессе формирования набора не только функционально важных предпринимательских знаний, но и личност-но-деловых качеств специалиста в части стремления к ведению бизнеса и работе в условиях риска позволит формировать комплекс предпринимательских компетенций выпускников [10].
Государство оказывает организационную поддержку в создании экосистемы предпринимательского образования: центров содействия предпринимательству; ресурсных центров (студенческих малых инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов, бизнес-акселераторов); технопарков и научно-образовательных производств; ковор-кинг-центров, оборудованных офисной и компьютерной техникой, скоростным интернетом, предоставляющих рабочие места для ведения бизнеса и переговоров с клиентами; центров научно-технического творчества детей и молодёжи (НТТМ); центров прототипирования, защиты интеллектуальной собственности и патентоведения; центров открытых инноваций, коммерциализации и трансфера технологий; студенческих клубов предпринимательства.
Государственная финансовая поддержка предпринимательского образования представлена, во-первых, суб-
сидиями федерального бюджета на финансирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы МСБ (так, в 2012 г. поддержку получили порядка 20 тыс. субъектов МСБ в 39 регионах на сумму свыше 450 млн руб.); во-вторых, ведомственными целевыми программами поддержки малого и среднего предпринимательства в области подготовки кадров; в-третьих, программами поддержки субъектов РФ, содержащими позиции по подготовке кадров).
В числе программ и общественных организаций, работающих в направлении развития предпринимательского образования, следует назвать Российскую ассоциацию обучения предпринимательству (РАОП), объединяющую более 30 вузов; бизнес-школы РСПП и «Московской ассоциации предпринимателей», реализующих, в числе прочих, программы социального и венчурного предпринимательства; Альянс развития предпринимательства и Агентство стратегических инициатив (направление «Молодые профессионалы»); регулярные обучающие сессии, проводимые Российской венчурной компанией, объединением предпринимателей «ОПОРА России», Школой управления и фондом «Сколково» и др.
При разработке концепции предпринимательского образования должны быть реализованы принципы институциональной теории, ориентированные на согласование и гармонизацию интересов в микросистеме «НАУКА-БИЗНЕС-ГОСУДАРСТВО»:
1. Организация межведомственного взаимодействия госорганов, их стратегического партнерства с негосударственными организациями, институтами бизнеса и гражданского общества, предпринимателями с опорой на механизмы саморегулирования, общественной экспертизы и контроля.
2. Осуществление финансовой поддержки, развитие системы прозрачного многоканального финансирования, контроля распределения и эффективности
использования бюджетных и частных средств, направляемых на финансирование предпринимательского образования.
3. Системная подготовка преподавателей, разработка профессиональных стандартов, образовательных стандартов и программ, критериев качества образования, оценочных показателей, инструментов оценки качества обучения и подготовки выпускников и других элементов системы менеджмента качества образования.
Триединство динамически обособленных систем должно составить основу для формирования экосистемы предпринимательского образования, развивающегося с учетом специфических условий и социального заказа конкретного региона, его традиций развития рынка труда, техники и технологий. Данный аспект предполагает проведение комплекса мероприятий:
а) мониторинг социального заказа региона на предпринимательское образование, формирование базы данных о текущих и перспективных потребностях в услугах основного и дополнительного образования названной направленности;
б) разработку механизмов и инструментария для формирования заказа местного предпринимательского сообщества на услуги основного и дополнительного образования в соответствии с государственной образовательной политикой и региональными условиями;
в) формирование и обновление программ основного и дополнительного предпринимательского образования, обеспечение их вариативности (включая инженерную, техническую, конструкторскую, исследовательскую направленность) с учетом социального заказа региона, возможностью мониторинга и фиксирования результатов;
г) формирование в федеральных округах адаптированных к региональным социально-экономическим условиям многоуровневых программ
го ш н о _0
с
<и
<и о
го
I
о
го ш о
СО
го
ю о
о _0
с
<и
<и
о с
профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и сотрудников лабораторий высших учебных заведений в области предпринимательства.
Драйвером социально-экономического развития регионов могут стать предпринимательские университеты, широко представленные в зарубежной образовательной практике. При этом необходимо формирование системы сопряженных индикаторов, определяющих роль предпринимательских университетов в реализации стратегии развития регионов. Библиографический список:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5142/8d8cd335130f04a 7036c1eb50fff606c93fc643a/#dst100019
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // Режим доступа : http:// минобрнауки.рф/документы/3409/ файл/2228/13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. №7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/2/1784
4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990. -220 с.
5. Волков Д.А. Обоснование развития теории семейного бизнеса // Российское предпринимательство. - 2012. -№ 8 (206). С. 23-28.
6. Волков Д.А. Семейный бизнес: вовлечение семьи в управление, владение и организацию процессов // Проблемы экономики и менеджмента. - 2002. -№ 12 (16), С. 52-55
7. Волков Д.А. Инвестиционные ожидания основателей семейного бизнеса в РФ: адаптация модели жизненного цикла семейного бизнеса // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -
2012. - № 6 (161). С. 140-144.
8. Петько А.А., Игнатова Н.Ю. Православные ценности русского предпринимательства // Духовно-нравственный путь развития России: материалы VII Международных Ильинских научно-богословских чтений. - Екатеринбург: 2009. С. 222-233.
9. Серебренникова Е.А. Проблема формирования понятия «предпринимательская компетенция» // Вестник ЧНПУ - 2014. - № 3. С. 144-151.
10. Шеина А.В. Значение мотивации в развитии предпринимательских компетенций студентов технического вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -
2013. - № 10 Ч. II. С. 230-232.
11. Шоптенко В.В. Технологии массового развития компетенций для предпринимательства [Электронный ресурс] // Международная конференция «Компетентностный подход в обучении предпринимательству в организациях высшего и среднего профессионального образования». Сборник тезисов докладов. - Режим доступа: http://www.maee.rn/about/1%20
12. Austrian Institute for SME Research. Available at:] : http://www.kmuforschung. [In English]
13. AGlobal Perspective onEntrepreneurship Education and Training. Global Entrepreneur ship Monitor Special Report. - 2010. - 123 p.
Поступила 19.12.14
Об авторе:
Довбий Ирина Павловна, профессор кафедры менеджмента, ЧОУВО «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), председатель комитета по развитию женского и семейного предпринимательства Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, доктор экономических наук, доцент, [email protected]
Для цитирования: Довбий И.П. Проблемы предпринимательского образования в контексте развития семейного предпринимательства // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4. С. 10-19. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-4-10-19
References:
1. The Civil Code of Russian Federation, Art. 2. Available at: http://www.consultant.ru [In Russian]
2. State program of the Russian Federation «Development of Education» for 2013-2020. Available at: http: //minobrnauki.rf [In Russian]
3. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on January 12, 2016 N7 «On the approval of the federal state educational standard of higher education 38.03.02 Management (Bachelor degree)». Available at: http://fgosvo.ru/news
4. Berdyaev N.A. The origins and meaning of Russian communism. - M.: Nauka, 1990. -220 p. [In Russian]
5. Volkov D.A. Rationale for the development of family business theory // Russian p Entrepreneurship. - 2012. - № 8 (206). P. 23-28. [In Russian] I
6. Volkov D.A. Family business: family involvement in management, ownership and fe organization processes // Problemy ehkonomiki i menedzhmenta. - 2002. - № 12 (16). | 52-55 p. [In Russian]
7. Volkov D.A. Investment expectations of the founders of family businesses in the Russian S Federation: the adaptation of the model of the family business life cycle // Nauchno- □ tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. 2012. - № 6 (161). P. 140-144. g
8. Pet'ko A.A., Ignatova N.YU. Russian Orthodox values of Entrepreneurship // Spiritual and § moral way of development of Russia. - Ekaterinburg: 2009. P. 222-233. [In Russian] S
9. Serebrennikova E.A. The problem of formation of the concept of «entrepreneurial ¡E competence» // Vestnik CHNPU. - 2014. - № 3. P. 144-151. [In Russian] I
10. Sheina A.V. The value of motivation in the development of entrepreneurial competencies of students of a technical high school // Actual problems of the humanities and natural sciences. - 2013. - № 10 Part II. P. 230-232. [In Russian]
11. Shoptenko VV. Technology of competencies development for business. International Conference «Competence approach in training business organizations of higher and secondary vocational education.» Collection of abstracts. Available at: URL: http:siu.ranepa.ru [In Russian] g
12. Austrian Institute for SME Research. Available at:]: http://www.kmuforschung. [In English]
13. A Global Perspective on Entrepreneurship Education and Training. Global Entrepreneur ю ship Monitor Special Report. - 2010. - 123 p. [In English]
About the author:
Irina Pavlovna Dovbiy, Professor, Department of Management, Chairlady of Committee on the development of women and family businesses of South Ural Chamber of Commerce and Industry, Russian-British Institute of Management (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Sciences (Economic), Associate Professor, [email protected]
For citation: Dovbiy I.P. Problems of Entrepreneurship Education in the context of the development of family business // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - «3 2016. - Vol. 8. - No. 4. P. 10-19. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-4-10-19 £
о _0
CD
С
<D
<D