УДК 316.334.56
I ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ I НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОГО РАЙОНА
Рябова Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, [email protected]
ГОУ ВПО «<Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Саранск, Республика Мордовия
The article deals with an analysis of social services in urban areas. The author presented the structure and main activities of the branch «A comprehensive social services center for the urban district Saransk», considered the problems in service delivery and social assistance in conditions of urban area, offers solutions to problems and directions of improvement of the institution. The article analyzes the forms and methods to strengthen the social system of maintenance of vulnerable groups on the example of Saransk, Proletarian District.
В статье идет речь об анализе предоставления социальных услуг населению в городском районе. Приводится структура и основные направления деятельности филиала ГУ «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск», рассматриваются проблемы в оказании услуг и социальной помощи населению в условиях городского района, предлагаются варианты решения проблем и направления совершенствования деятельности данного учреждения. Статья содержит анализ форм и методов в укреплении системы социального обслуживания уязвимых слоев населения на примере г. Саранска, Пролетарского района.
Keywords: social care, social services and social assistance
Ключевые слова: социальное обслуживание, социальные услуги, социальная помощь
До недавнего времени в нашей стране проводилась социально-профессиональная деятельность по месту жительства. В микрорайонах города при ЖКХ существовали различные клубы, ведущие работу по различным направлениям культурно-досуговой, воспитательной и социальной сфер. Но в начале 90-х годов работа по месту жительства потеряла свою актуальность, большинство клубов ликвидировались, либо реорганизовались. В это время стали формироваться социальные службы, роль которых с каждым годом возрастала. Проводимые преобразования в системе социальной защиты населения в постсоветский период под воздействием социальных, экономических и политических процессов привели к ее серьезным структурным и организационным изменениям. Сейчас существует большое количество различных социальных учреждений, занимающихся предупреждением и решением трудностей социально уязвимых категорий граждан, оказанием необходимых услуг населению, формирующих инфраструктуру социального обслуживания, но в каждом регионе
«набор» этих учреждений разный и по качеству (характеру предоставляемых услуг и категориям клиентов), и по количеству.
Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», государственная система социальных служб — это система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ [7]. В свою очередь, социальные службы — это предприятия и учреждения, независимо от форм собственности предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица [7]. Социальные службы фактически являются проводниками социальной защиты на трех уровнях государственного управления: федеральном, региональном, муниципальном, способствуют эффективно-
му проведению государственной социальной политики и позволяют грамотно выстраивать адресную социальную работу, но нередко сами сталкиваются с серьезными трудностями, а их деятельность по многим направлениям требует совершенствования. Основой реформирования системы оказания помощи на местном уровне, по нашему мнению, становится развитие сети социальных служб и активизация ресурсов существующих служб в оказании социальной помощи и услуг.
Рассматривая систему социального обслуживания населения в г. Саранске, можно отметить, что она представлена довольно скудными компонентами, составляющими социальные службы и организации, оказывающие социальные услуги населению. В городской социальной инфраструктуре отсутствуют специализированные социальные учреждения по работе с различными социально-незащищенными категориями семей, центры реабилитации и адаптации для инвалидов, лиц, подвергшихся насилию, бывших военных, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, бездомных, наркоманов и т.д. В городе практически невозможно получить квалифицированную социально-психологическую, социально-педагогическую, социально-правовую помощь, консультацию по вопросам воспитания трудных подростков, обучения детей-инвалидов, социально-бытового устройства инвалидов. Неразвитость городской инфраструктуры обострилась реформированием системы муниципальных учреждений. Решением Саранского городского Совета депутатов от 26 апреля 2005 года № 134 «Об утверждении Положения о порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений городского округа Саранск» Главой Администрации городского округа Саранск было принято Постановление от 29 декабря 2008 года № 2293 «О ликвидации муниципальных учреждений социального обслуживания населения Пролетарского района г. Саранска»: «Комплексный центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Саранска», «Комплексный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Саранска».
На их базе в соответствии с п. 4 ст. 3 и ст. 9 Закона Республики Мордовия от 22 июля 1996 года № 25-З «Об управлении государственной собственностью Республики Мордовия», по Распоряжению Правительства РМ
от 22 декабря 2008 года № 1090-р было создано Государственное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск». В его структуру добавились отделы бывших МУ «Комплексных центров социального обслуживания населения» Ленинского и Октябрьского районов, стали едиными бухгалтерия и аппарат управления. ГУ «Комплексный центр социального обслуживания» стало единым по городскому округу Саранск, хотя структурные подразделения остались по своим прежним адресам. Учреждение перешло в ведение Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия. Из структуры ГУ «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск» исключили отделения ежемесячных денежных выплат и возмещения расходов предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. При этом новых отделов не образовано. Остались прежними задачи, функции и права данного учреждения. Учреждение является объектом социальной сферы и обеспечивает на территории городского округа Саранск реализацию гарантированных государством прав граждан на социальную защиту и оказание государственных услуг населению в сфере социальной защиты населения.
Указанная реорганизация коснулась всех комплексных центров социального обслуживания населения, находившихся ранее в муниципальной собственности, и затронула муниципальные учреждения — отделы социальной защиты населения: с 1 апреля 2009 года в столице Республики Мордовии действует Государственное учреждение «Социальная защита по городскому округу Саранск». Помимо двух вышеназванных учреждений в г. Саранске имеются: Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Саранский пансионат ветеранов войны и труда»; Государственное учреждение социального обслуживания «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда»; Государственное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»; Государственное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Дом ночного пребывания».
Основными направлениями деятельности ГУ «Комплексный центр социального обслу-
живания по городскому округу Саранск» являются: а) анализ социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживаемого района; б) выявление и дифференцированный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи; в) оказание гражданам различных (социальных, юридических, психологических, медицинских, бытовых, консультативных и иных) услуг; г) социальная реабилитация детей-инвалидов; д) помощь женщинам и детям — жертвам семейного насилия; ж) привлечение органов государственной власти, местного самоуправления, здравоохранения, образования, занятости, а также общественных организаций к решению вопросов социальной поддержки населения и координация их деятельности в этом направлении; з) внедрение в практику инновационных форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости населения в социальной поддержке и новых социально-экономических условий; и) реализация мер по повышению профессионального уровня работников учреждения.
В последние несколько лет наряду с государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания социальные услуги населению города начали все более активно оказывать общественные и некоммерческие организации. Организации, оказывающие социальные услуги, формировались зачастую на основе групп самопомощи и взаимной поддержки при социальных учреждениях. Типичными примерами таких организаций являются клубы инвалидов, ассоциации родителей детей-инвалидов и т.п. Финансирование деятельности общественных организаций по оказанию социальных услуг осуществляется из разных источников: личные средства членов организации, гранты зарубежных и российских благотворительных фондов, частные пожертвования, благотворительные взносы коммерческих структур, целевые средства региональных и местных бюджетов, доходы от продажи услуг и товаров. Объем социальных услуг, оказываемых общественными организациями, если сравнивать их с государственными учреждениями, пока невелик. Органы местного самоуправления в г. Саранске «активно привлекают население к участию в выполнении социальных программ через поддержку социально значи-
мых общественных инициатив, ... поощрение добровольчества, создание социальных рабочих мест, привлечение социальных работников на общественных началах» [2, С. 25].
Оказанием социальных услуг в Саранске занимаются и коммерческие организации в лице субъектов малого бизнеса, однако их деятельность ограничена предоставлением социальных услуг платежеспособным гражданам. С одной стороны, социально уязвимые категории населения не в состоянии оплачивать социальные услуги по тем расценкам, которые могли бы принести прибыль коммерческой организации. С другой стороны, не развит механизм привлечения региональными и местными администрациями частного бизнеса к оказанию социальных услуг на контрактной основе за счет средств региональных или местных бюджетов.
Итак, существующие социальные учреждения и службы не отличаются разнообразием видов оказываемой помощи и услуг. Чаще всего деятельность данных учреждений сводится к распределению материальной и натуральной помощи. Проблема неразвитости социальной инфраструктуры в городе порождает другую социальную проблему — доступности социальных услуг нуждающемуся населению.
Понятие «доступность помощи для населения» означает, что «каждому гражданину предоставлена возможность подать заявление на получение помощи и получить ее при условии, что он имеет на это право» [1, С. 43]. Но прохождение всех формальных процедур и получение подтверждения права на помощь не означает, что помощь стала доступна. Степень доступности социальной помощи и услуг зависит от множества факторов, важнейшими из которых являются географическое расположение и территориальная доступность по отношению к месту проживания гражданина; транспортная доступность; доступность информации; возможность покупать необходимые услуги; широкий спектр социальных услуг и помощи; качество обслуживания; внимание и достойное отношение специалистов по социальной работе к своим клиентам; физическая доступность и оборудование. Хорошо организованная работа по обеспечению доступности социальной помощи предполагает, что с клиентом своевременно должна состояться встреча, в ходе которой определится круг его проблем и пути их решения.
С точки зрения обеспечения доступности социальной помощи и услуг, население Пролетарского района г. Саранска находится в более выгодном положении по сравнению с другими жителями города. Во-первых, на территории района расположено 4 из 6 учреждений системы социального обслуживания г. Саранска: филиал ГУ «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск», филиал ГУ «Социальная защита по городскому округу Саранск, Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Саранский пансионат ветеранов войны и труда»; ГУ социального обслуживания «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда».
Во-вторых, для обслуживания населения Пролетарского района филиал ГУ «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск» предоставляет более широкий и разнообразный перечень социальных услуг и помощи населению по сравнению с филиалами, действующими в других районах города. В структуре данного филиала действуют два отделения социальной помощи на дому, на учете которых (на 1 января 2009 года) находились 240 пенсионеров. Обслуживание граждан на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством услуг, а также оказания (по их желанию) дополнительных социальных услуг, не входящих в эти перечни. Работа специали-
стов отделения организовывается по участковому принципу. Своих клиентов они посещают не реже трех раз в неделю с учетом степени и характера нуждаемости граждан в помощи, компактности их проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Для оказания остронуждающимся в социальной поддержке гражданам неотложной разовой помощи действует отделение срочной социальной помощи. За 2004 год было выдано 127 единиц одежды и обуви, за 2005 год — 93 единицы, за 2006 год — 106 единиц, 33 пенсионера получили продукты питания, за 2007 год было выдано 92 единицы одежды и 21 пара обуви. Однако наибольший объем в работе специалистов отдела занимает оказание консультативной помощи и помощи в оформлении документов, а наименьший — оказание содействия в посещении медицинских учреждений, получении льгот и гуманитарной помощи. Более подробно перечень и объем оказываемых видов помощи в указанном отделе представлены в табл. 1.
Спецификой филиала ГУ «КЦСО по г. о. Саранск» Пролетарского района является то, что в его структуре действует единственное в г. Саранске отделение дневного пребывания пенсионеров и инвалидов, которое предназначено для социально-культурного, медицинского обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию, организации их питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни. Отделение восполняет дефицит общения пожилых людей и инвали-
Таблица 1
Основные показатели работы отделения срочной социальной помощи в Пролетарском районе в 2004—2007 г.
Количество лиц, получивших помощь или содействие Годы
2004 2005 2006 2007
консультативную помощь 2071 7742 2071 2503
в оформлении документов 2369 2163 1606 1970
в посещении мед. учреждений или в помещении в них 73 1127 1403 921
в получении льгот 337 319 439 352
гуманитарную помощь 127 30 70 0
в организации похорон 16 27 18 31
в оформлении в дом-интернат 4 24 13 9
другие виды помощи или услуг 1078 344 1078 3716
Всего 6075 11776 6698 9502
дов, помогает им преодолеть одиночество, сохранить активную жизненную позицию. Только за 2005-2008 годы отделение посетили 835 человек. В штате данного отделения есть должность культорганизатора, в обязанности которого входит: планирование культурно-массовой работы в отделении; выявление возможностей пенсионеров и инвалидов к активному досугу; организация встреч, вечеров отдыха, тематических вечеров, лекций, посещения пенсионерами и инвалидами кино, выставок с последующим их обсуждением; знакомство пенсионеров и инвалидов с новинками печати, газетами и журналами.
В названном филиале ГУ «КЦСО по г. о. Саранск» функционирует единственное не только в г. Саранске, но и в Республике Мордовия, отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями. Цель отделения — реализация индивидуальных программ медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ежедневно. Оно рассчитано на детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в возрасте от 5 до 17 лет, с низким материальным уровнем жизни. Число детей в отделении на 1 января 2009 года составляло 21 человек. Доставка детей в отделение и обратно домой ежедневно осуществляется специальным автомобилем в сопровождении психолога. В отделении организовано двухразовое питание детей. Дети делятся на две группы (обучаемые по программам общеобразовательной школы — 4 человека и необучаемые — 3 под-
группы по 5—6 человек). В первой группе психологами и социальным педагогом проводятся занятия по социально-бытовой ориентации, ручному труду, музыкальному воспитанию, рисованию, физической культуре. Во второй группе — занятия по развитию речи, ручному труду, музыкальному воспитанию, рисованию, сюжетно-ролевым и дидактическим играм. В результате у детей улучшаются показатели по самообслуживанию, коррекция двигательных нарушений, коррекция внимания, памяти, страхов, ориентировка в пространстве и навыки гигиены. За время существования отделения прошли реабилитацию 58 детей.
Отделение социальной помощи семье и детям осуществляет комплексное обслуживание на территории района семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социально-экономической, психолого-социальной, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-реабилитационной и др. помощи. Количество проведенных обследований семей, состоящих на учете в отделении социальной помощи семье и детям, только в 2008 году составило 4630, число письменных обращений членов этих семей — 420, число их устных обращений — 469. В том же году 3731 семья получила различные виды помощи, в частности, материальная помощь оказана 194 семьям, социально-правовая — 326 семьям, социально-психологическая — 295 семьям, другие виды помощи получили 50 семей.
В таблице 2 представлены сведения о затратах на оказание помощи различным категориям
Таблица 2
Сведения о затратах на оказание помощи различным категориям граждан, проживающих
в Пролетарском районе
Категория населения Суммы, затраченные на оказание помощи, руб.
на 01.01.2005 на 01.01.2006 на 01.01.2007 на 01.10.2007
Участники и инвалиды войны 24,00 24,30 38,90 111,70
Инвалиды с детства 25,60 2,20 34,90 0,00
Инвалиды от общего заболевания 72,40 473,60 306,70 169, 70
Военные, служившие в зоне конфликтов на территории РФ - 8,00 - -
Лица, пострадавшие от радиации - - 105,80 -
Вдовы погибших военнослужащих 1,20 18,10 2,80 0,00
Другие категории пенсионеров 177,00 467,20 209,50 54,00
Всего 300,20 993,40 698,60 335,40
граждан, проживающих в Пролетарском районе, филиалом ГУ «Социальная защита по городскому округу Саранск за 2004—2007 годы. Затраты на оказание помощи нуждающимся гражданам в 2007 году сократились почти вдвое по сравнению с 2006 годом. Прежде всего, это связано с тем, что были исключены из «приоритетного» списка те категории населения, которые имеют постоянные льготы и компенсации, выплаты из федерального и регионального бюджетов.
Филиал ГУ «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск», действующий на территории Пролетарского района, не являлся замкнутой системой. Учреждение активно участвует в общественной жизни района и взаимодействует с другими учреждениями города Саранска (рис. 1), в том числе по привлечению средств на оказание различных видов помощи малоимущим категориям граждан. В результате на благотворительные цели были получены средства: в 2005 году — на сумму 34,5 тыс. руб., в 2006 году — 130,0 тыс. руб., в 2007 году — 701,0 тыс. руб.
Потенциал общественности в области социального обслуживания пока полностью не раскрыт. И это является еще одной проблемой, влияющей на развитие системы социального обслуживания населения в условиях городского района. Взаимодействие некоммерческих организаций и администрации города развивается пока только в формах предоставления помещения, организационно-технического содействия, разового финансирования мероприятий. Недостаток технологизации, подробного описания социальных услуг и видов помощи, несформированность конкурсных механизмов финансирования социальных услуг препятствует активному участию общественности и некоммерческих организаций в развитии и совершенствовании системы социального обслуживания населения.
К сожалению, недостаточно разработаны методологические, технологические, организационные основы деятельности муниципальных учреждений системы социальной защиты населения; критерии и показатели эффективности предоставления гражданам социальных услуг на базе данных учреждений, в том числе его отдельными специалистами. Сейчас реформирование местного самоуправления и муниципальных учреждений системы со-
циальной защиты населения находится на той стадии развития, когда еще трудно сделать существенные выводы о качестве и объеме оказываемых социальных услуг и помощи.
Несмотря на появление возможностей существенно влиять на условия и качество собственной жизни, непосредственно участвовать в управлении обществом, которые открылись с развитием в нашей стране местного самоуправления, социальная активность граждан остается весьма низкой. Это объясняется целым рядом причин: традиционно негативным, недоверчивым отношением населения к любым властным структурам, низким уровнем правовой культуры, неуверенностью в успехе своего участия, социальным пессимизмом, в том числе обусловленным экономическими трудностями, с которыми столкнулось большинство граждан, и неопределенностью дальнейшего развития социально-экономической ситуации.
В этих условиях назрела острая необходимость преобразований в системе социального обслуживания населения, в том числе развитие полноценного регионального и муниципального рынка социальных услуг. Для этого необходимо, на наш взгляд, осуществить следующие меры: отказ от государственной монополии в сфере социального обслуживания; стандартизация социального обслуживания, разработка и внедрение в практику стандартов качества социальных услуг, предоставляемых уязвимым слоям населения; разработка методов государственного заказа на предоставление социальных услуг; совершенствование механизма контроля качества предоставляемых услуг, ввод в действие общей схемы регулирования и проверок, благодаря которой будет обеспечиваться соответствие стандартам качества; осуществление государственной поддержки некоммерческих организаций, введение в действие механизма заключения контрактов на предоставление социальных услуг с некоммерческими организациями.
Предпосылкой совершенствования социального обслуживания населения в условиях города является развитие местного самоуправления, основанного на общественной инициативе, активизирующего семью и личность, добровольческие организации, группы взаимопомощи. Это предполагает множественность и разнородность субъектов социальной помощи на местном уровне, их тесную интеграцию
Взаимодействие филиала ГУ «КЦСО ПО Г.О. САРАНСК » с другими субъектами
социальной работы
Контакты с учреждениями образования:
• работа со школами, школьными психологами, учителями по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних;
• совместная работа с педагогами школ по организации обучения.
Контакты с органами и учреждениями системы здравоохранения:
• совместная работа с медицинскими работниками поликлиник района по оформлению пенсионеров и инвалидов в дома-интернаты, отделения дневного пребывания, в стационары больниц;
• совместная работа по выявлению пенсионеров и инвалидов, которые по состоянию здоровья и возраста частично утратили способность к самообслуживанию с целью закрепления за ними социальных работников;
• организация летнего отдыха и санаторно-курортного лечения детей из малообеспеченных семей района;
• лекторий в женской консультации № 5 для будущих мам;
• совместная организация диспансеризации и профилактического лечения престарелых и инвалидов в поликлиниках города. *
Контакты с органами внутренних дел:
• совместная работа по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, патронаж неблагополучных семей;
• участие психолога Центра в работе комиссии по делам несовершеннолетних;
• тесное сотрудничество со службой участковых инспекторов РОВД по предупреждению и устранению конфликтных и кризисных ситуаций в семьях молодых и пожилых граждан;
• помощь в организации обмена паспортов лицам пожилого возраста, инвалидам и членам малообеспеченных семей.
Контакты с работодателями:
• квотирование рабочих мест для инвалидов;
• обращение с ходатайствами к руководителям предприятий и организаций разных форм собственности по вопросам оказания различных видов помощи и оздоровления детей.
Контакты с общественными организациями ветеранов, инвалидов, благотворительными фондами:
• совместная работа по проведению фестивалей, выставок, концертов, месячника пожилых людей, декадника инвалидов;
• организация благотворительной помощи с участием молодежной группы Красного креста ИСИ ГОУВПО МГУ им. Н. П. Огарева других общественных организаций.
Рис. 1. Взаимодействие филиала ГУ «КЦСО по г. о. Саранск» с другими субъектами социальной работы.
в совместной деятельности. Координацию всей этой деятельности должен взять на себя ГУ «КЦСО по г. о. Саранск». Во-первых, именно в нем работают специалисты по социальной работе, профессионалы в оказании помощи.
Во-вторых, от них должна идти инициатива в развитии многообразных видов и форм социальной помощи и услуг, помогающих жителям района преодолевать жизненные трудности. Комплексный центр социального обслужи-
вания будет способствовать: методическому обеспечению содержания социальной деятельности учреждений различной ведомственной подчиненности; оказывать информационную поддержку социальным инициативам в области предоставления адресных социальных услуг; проявлять помощь в развитии волонтерского движения. Необходимо совершенствовать систему социального обслуживания, направленную на поддержку человека в трудных жизненных ситуациях и устранение источни-
ков подобных ситуаций, оказываемую, прежде всего, в виде социального вспомоществования, социальных услуг и помощи материального и натурального характера, а также развивать такие направления социальной работы в городе, как компенсация физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценной жизнедеятельности человека, мобилизация индивидуальных возможностей самого человека для самопомощи и самореализации.
Литература
1. Коваленко Е.А. Модели организации адресной социальной помощи/Е.А. Коваленко, Е.Л. Строкова, О.А. Феоктистова. М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. 248 с.
2. Кузьменко Т.В., Рябова Е.Н. Социальная работа с «социально исключенными» группами населения в современной России: Монография. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. 104 с.
3. Республика Мордовия. Постановления. Об организации работы Комплексного центра социального обслуживания населения в районах и городах Республики Мордовия: Постановление Правительства РМ от 31 марта 1999 года № 302//Справочная правовая система Консультант Плюс.
4. Республика Мордовия. Постановления. Перечень и тарифы, кратность гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на условиях бесплатного предоставления, частичной и полной оплаты (для города): Постановление Правительства РМ от 26 мая 2006 года № 212//Спра-вочная правовая система Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 6 июля 1991 года № 1550—1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (ред. от 26 июня 2007 года)//Справочная правовая система Консультант Плюс.
6. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ред. от 25 декабря 2008 года)//Справочная правовая система Консультант Плюс.
7. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ст. 3//Справочная правовая система Консультант Плюс.
УДК 60.561.9
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
I Звягинцева Вита Владимировна, аспирант, [email protected] I ФГБОУ ВПО «<Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The article considered the current understanding of the socialization of students in preparatory process for the professional work, based on the analysis of works local scientists. The author reveals the direction of knowledge exploration and learning social and professional specific roles, norms and values developed and accepted in society and in particular higher education institution, necessary to perform future social and professional functions of a specialist, and ways offorming on this basis a certain social type of personality as a system of social and professional important qualities, characteristics, mentality and behavior.