Научная статья на тему 'Проблемы правовой охраны лесов'

Проблемы правовой охраны лесов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1447
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ / ОХРАНА ЛЕСОВ / ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGAL PROTECTION OF FORESTS / PROTECTION OF FOREST / LEGAL PROBLEMS / ENVIRONMENTAL FUNCTION OF THE STATE / FOREST LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еловиков Никита Александрович

Снижение эффективности правовой охраны лесов на сегодняшний день связано в том числе с наличием формально-правовых проблем, которые затрудняют или вообще делают невозможным осуществление данной деятельности. Обстоятельное рассмотрение этих проблем и поиск путей их решения приобретают свою актуальность одновременно с ростом внимания общества к проблемам экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORESTS’ LEGAL PROTECTION

Today the decrease of the effectiveness of forests’ legal protection is connected to legal problems that make the implementation of this activity difficult or impossible. The detailed consideration of these problems and the search for ways to solve them become relevant just like the growing attention to environmental problems.

Текст научной работы на тему «Проблемы правовой охраны лесов»

Еловиков Никита Александрович Уральский государственный юридический

университет Институт юстиции Россия, Екатеринбург senior.nickita@yandex.ru Elovikov Nikita Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ Аннотация: снижение эффективности правовой охраны лесов на сегодняшний день связано в том числе с наличием формально-правовых проблем, которые затрудняют или вообще делают невозможным осуществление данной деятельности. Обстоятельное рассмотрение этих проблем и поиск путей их решения приобретают свою актуальность одновременно с ростом внимания общества к проблемам экологии.

Ключевые слова: правовая охрана лесов, охрана лесов, правовые проблемы, экологическая функция государства, лесное законодательство.

PROBLEMS OF FORESTS' LEGAL PROTECTION Annotation: today the decrease of the effectiveness of forests' legal protection is connected to legal problems that make the implementation of this activity difficult or impossible. The detailed consideration of these problems and the search for ways to solve them become relevant just like the growing attention to environmental problems.

Key words: legal protection of forests, protection of forest, legal problems, environmental function of the state, forest legislation.

УДК 349.6

В современных реалиях в условиях роста внимания мирового сообщества к экологическим проблемам все большую значимость приобретает необходимость проводить усовершенствования экологических функций государства и права в области охраны окружающей среды. И несмотря на то, что Россия потеряла «культурологический опыт лесопользования на всех общественных уровнях» [14, с. 52], правовая охрана лесов в Российской Федерации всегда являлась одним из важнейших, основных направлений деятельности государства, его экологической функцией, чем остается и по сей день. Это непосредственно связано с тем, что леса являются экологическим каркасом российской территории, условием экологической безопасности страны [16, с. 46], обеспечение которой - одна из актуальнейших комплексных проблем российского законодательства [17, с. 117]. В течение многих лет законодательные акты, посвященные охране лесов, постоянно развивались, не уступая мировым тенденциям. Точка зрения различных ученых-специалистов относительно состояния и качества лесного законодательства в современной России не является единой [1, с. 4]. Большинство считает, что Лесной кодекс, принятый Государственной Думой 8 ноября 2006 года (далее ЛК РФ) [3]; подзаконные акты; предусмотренные ими требования, меры и мероприятия обеспечивают не достаточно эффективную защиту лесного богатства страны. Их мнение основано на фактических данных, указывающих количество лесных пожаров, высокую интенсивность незаконных рубок, снижению в лесах биологического разнообразия и т.д. Помимо фактических данных, можно к аргументам добавить и формально-правовые, отражающие суть и содержание действующего ЛК РФ: отсутствие понятийного аппарата; логичной структуры мер и мероприятий правовой ораны лесов; единой системы требований к хозяйственной и иной деятельности субъектов права собственности на природные ресурсы и природопользователей. Все упомянутое выше свидетельствует о том, что мнение большинства специалистов является верным, и к нему стоит прислушаться.

Данная работа направлена на выявление формально-правовых проблем охраны лесов (проблем правовой охраны лесов) и поиск путей их разрешения.

Для начала стоит определиться с пониманием исследуемого автором объекта.

Рассмотрения сущности правовой охраны лесов невозможно без обращения к Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее ФЗ «Об охране окружающей среды»), определяющему правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды [2]. Ценность данного закона состоит в том, что он определяет общие структурные элементы (содержание) охраны всех природных ресурсов, применимые в том числе и для леса, а именно: понятие, направления, природоохранные требования, меры и мероприятия. Хотя и существует точка зрения о том, что содержание правовой охраны включает четыре элемента: перечень охраняемых объектов; совокупность норм; контроль над состоянием окружающей среды и выполнением требований ее охраны; ответственность за нарушение природоохранительного законодательства и возмещение причиненного вреда окружающей среде [13, с. 165]. По нашему мнению, при рассмотрении исследуемого объекта стоит воспользоваться «легальной» структурой, которая наиболее полно отражает суть правовой охраны лесов.

Итак, законодательство Российской Федерации определяет четыре основных направления в области охраны окружающей среды, которые ясно прослеживаются в понятии, данном ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» [2]. К этим направлениям относятся:

1. сохранение и восстановление природной среды [2];

2. рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов

[2];

3. предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду [2];

4. ликвидацию последствий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду [2].

Анализируя действующий ЛК РФ [3], мы можем сделать вывод о том, что все данные направления так или иначе в нем также можно проследить. Однако при этом и сам кодекс формулирует отраслевые направления охраны лесов в ч. 1 ст. 50.7 [3]. К большому сожалению, он не дает определений того, что понимает под каждым из них, в том числе в силу отсутствия в кодексе статьи, посвященной основным терминам. По нашему мнению, это является первым и немаловажным недостатком ЛК РФ. Невозможно выполнять обязанности, соблюдать требования, осуществлять меры и т.п. в тех направлениях, о сущности которых не имеешь даже малейшего понятия. Автором статьи предлагается следующая формулировка определений каждого из направлений:

1. охрана от пожаров [3] - система требований, а также комплекс мер и мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию лесных пожаров, а также ликвидацию последствий ЧС в лесах, возникших в результате лесных пожаров (гл. 3 ЛК РФ);

2. охрана от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия [3] - система требований, а также комплекс мер и мероприятий, направленных на предупреждение, ликвидацию негативного воздействия и ликвидацию последствий такого воздействия (гл. 3.2 ЛК РФ);

3. защита от вредных организмов - система требований, а также комплекс мер и мероприятий, направленных на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - их ликвидация [3] (гл. 3.1 ЛК РФ, ч. 2 ст. 60.1 ЛК РФ);

4. воспроизводство - система требований, а также комплекс мер и мероприятий, направленных на ликвидацию негативных воздействий на леса, сохранение их полезных функций и биологического разнообразия [3] (гл. 4 ЛК РФ, ст. 62 ЛК РФ).

Стоит отметить, что ЛК РФ называет еще одно отдельное направление правовой охраны - лесоразведение [3]. Однако, по нашему мнению, отнести его к направлению правовой охраны именно леса по действующему законодательству не будет правильным. Данная точка зрения может быть

обоснована результатом юридико-правового анализа норм действующего ЛК РФ и Лесного кодекса от 29.01.1997 № 22-ФЗ [4].

В главе 11 ЛК РФ 1997 г. единожды упоминалось такое понятие, как лесоразведение [4]. А именно ч. 2 ст. 97 определяла цель лесоразведения и формулировала ее следующим образом: создание лесов на нелесных землях, сокращение непродуктивных земель лесного фонда, создание защитных насаждений на землях, не входящих в лесной фонд [4]. Далее упоминался лишь термин «воспроизводство». Так, общие требования, порядок, обязанности лесопользователей, установленные для воспроизводства, распространялись и на разведение. При этом существовала и схожесть одной из целей воспроизводства: своевременное воспроизводство лесов на не покрытых лесом землях [4]. Несмотря на различие места осуществления лесовосстановительных работ, т.е. нелесные земли и земли, не покрытые лесом [4], объект воздействия (лес) и сущность направления воздействия (лесовосстановление) были идентичны. Соответственно из данных двух предпосылок мы можем сделать вывод о том, что лесоразведение являлось составляющей воспроизводства лесов.

ЛК РФ 2006 г. в ч. 2 ст. 61 прямо не относит лесоразведение к воспроизводству, включая в себя лишь: 1) лесное семеноводство; 2) лесовосстановление; 3) уход за лесами; 4) осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса [3]. Кроме того, цель воспроизводства теперь вообще отсутствует, а цель разведения, сформулированная ч. 1 ст. 63 (предотвращение эрозии почв и других связанных с повышением потенциала лесов целях [3]) существенно отличается от формулировки в предыдущем кодексе. Из данных положений, а также сути включенных в воспроизводство элементов мы можем сделать вывод, что непосредственным объектом воздействия воспроизводства так и остался лес, а лесоразведения - стала почва и иные объекты. Таким образом, лесоразведение формально стало самостоятельным направлением правовой охраны, скорее всего, земли. Однако в силу косвенного воздействия в том числе

и на такой объект охраны, как лес, а также соответствия сущности восстановления природных ресурсов законодатель оставил его в ЛК РФ.

Так, мы можем сформулировать общее понятие правовой охраны лесов. Попытки дать такое понятие в юридической литературе предпринимались не раз: основоположник лесного права Горбовой В. Ф., Стайнов П., Куликова О. В. и т.д. Автором статьи сформулировано следующее определение: система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере охраны лесов от пожаров и загрязнений, защиты лесов от всех форм негативного воздействия и воспроизводства лесов (правовой институт).

Следующим структурным элементом правовой охраны леса, подлежащим анализу, являются предъявляемые собственникам и пользователям данного природного ресурса требования.

Опираясь на ФЗ «Об охране окружающей среды», действие которого распространяется на все природные ресурсы, а также отраслевое законодательство, положения которого распространяются лишь на конкретный природный ресурс, можно выделить существование универсальных и особенных, предусмотренных соответственно данными источниками права, требований. При этом особенные требования, выделяемые по основанию предусмотренности отраслевым законодательством, можно разделить на общие и специальные. Для такого деления, по нашему мнению, в источниках экологического права предусмотрены два ключевых принципа: 1) по объекту охраны; 2) по направлениям охраны.

По первому мы можем разделить требования охраны недр, установленные ст. 23 и ст. 24 закона РФ «О недрах» [5]. Объектом охраны при общих требованиях являются недра как компонент природной среды, объектом же охраны при специальных - жизнь и здоровье работников, населения данной территории.

По второму следует разделить требования охраны атмосферного воздуха, понятие которого дается в ст. 1 федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» [6]. Объектом охраны при общих будет выступать сам атмосферный

воздух в соответствии с направлением улучшения его качества. Объектом при специальных - здоровье человека и окружающая среда в целом в соответствии с направлением предотвращения негативного воздействия на них.

Говоря о лесном законодательстве, вывод о четком разграничении требований сделать достаточно сложно. По мнению автора, их выделение возможны по обоим принципам.

Учитывая обособление защитных, эксплуатационных, резервных, ценных лесов в качестве самостоятельных категорий, правовой режим которых различен [3], стоит общие и специальные требования разделять по принципу объекта правовой охраны. Однако изучение всех этих требований целиком и полностью связано с обращением к весьма обширному количеству других источников экологического права, т.к. ЛК РФ практически ничего не раскрывает в данном вопросе, и в большинстве случаев отсылает к иным федеральным законам, подзаконным актам, нормативам [3] и т.д. Изучение каждого отдельного источника ставит перед исследователем задачу систематизировать и структурировать все изложенные требования по вышеупомянутому основанию. Но ввиду ограниченности объемов научной статьи автору не предоставляется такой возможности.

Второе же основание, по нашему мнению, частично отражено в самом ЛК РФ, в его главах 3; 3.1; 3.2; 4. Нормативный акт четко выделяет направления правовой охраны лесов, устанавливая применимые в каждом из них самостоятельные требования к субъектам [3]. Общие же требования «разбросаны» по разным нормам Лесного кодекса, что является еще одним значимым недостатком данного нормативного акта. Более эффективное воздействие на участников отношений оказывало бы системное обозначение всех действующих в этой сфере условий, запретов и ограничений. Это давало бы большую гарантию осведомленности о них и как следствие их соблюдения.

Так, мы можем выделить общие требования, имеющие значение для охраны от пожаров; охраны от негативного воздействия; защиты; воспроизводства лесов [3]:

- соблюдение гражданами в лесах правил пожарной безопасности, санитарной безопасности, лесовосстановления, ухода за лесами [3] (ч. 2 ст. 11 ЛК РФ);

- разработка и установление правил пожарной безопасности, санитарной безопасности, лесовосстановления, ухода за лесами;

- запрет осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами [3] (ч. 3 ст. 11 ЛК РФ);

- запрет лицам, которым предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных ЛК РФ [3] (ч. 8 ст. 11 ЛК РФ);

- соблюдение целевого назначения и выполняемых лесами полезных функций при их освоении [3] (ч. 2 ст. 12 ЛК РФ);

- соблюдение правил заготовки древесины [3] (ч. 3 ст. 16 ЛК РФ);

- установление ограничений использования лесов и приостановление их использования [3] (ст. 27 и ст. 28 ЛК РФ) в целях более рационального использования лесных ресурсов, своевременного лечения и восстановления лесных культур, охраны животного мира, обитающего в лесах, а также защиты лесного фонда от пожаров и незаконных действий со стороны населения [16, С. 47-48];

- и т.д.

Выделение специальных требований, значимых для каждого из отдельно взятых направлений, так же, как и для деления по объекту, не может обойтись без обращения к иным нормативным актам.

Вообще, существование большого количества бланкетных норм в этой части ЛК РФ также стоит отнести к одному из его минусов. Это связано с тем, что нет каких-либо гарантий существования тех актов, к которым отсылает

кодекс. Соответственно в случае их отсутствия, возникает огромный пробел не только в сфере законодательства, но и в осуществлении правовой охраны лесов. Для устранения такой проблемы, по нашему мнению, следует в конкретных бланкетных нормах ЛК РФ устанавливать рамочные сроки издания подзаконных актов соответствующими органами.

По направлениям охраны мы можем выделить:

1) Охрана от пожаров:

- ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах [3] (ст. 53.5 ЛК РФ);

- на тушение лесных пожаров в загрязненных радионуклидами лесах должны направляться лица, прошедшие специальную подготовку и медицинское обследование [7];

- необходимость иметь в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан, первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь [3, 8] (ст. 34 федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 53.1 ЛК РФ);

- выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц государственного пожарного надзора, должностных лиц пожарной охраны [8] (ст. 34, ст. 37 федерального закона «О пожарной безопасности»);

- не предоставляются для заготовки живицы насаждения, ослабленные и поврежденные вследствие воздействия лесных пожаров (п. 21 постановления Правительства РФ «О правилах санитарной безопасности») [9];

- и др.

2) Защита лесов:

- соблюдение карантинных фитосанитарных требований [3] (ч. 3 ст. 60.1 ЛК РФ);

- при заселении заготовленной древесины стволовыми вредителями, в отношении которых применение мер защиты малоэффективно или невозможно,

необходим срочный вывоз этой древесины из леса [9] (п. 18 постановления Правительства РФ «О правилах санитарной безопасности»);

- для защиты неокоренной древесины в штабелях используют опрыскивание пестицидами [9] (п. 19 постановления Правительства РФ «О правилах санитарной безопасности»);

- не предоставляются для заготовки живицы лесные участки, расположенные в очагах вредных организмов до их ликвидации, а также насаждения, ослабленные и поврежденные вследствие воздействия лесных пожаров, вредных организмов и других негативных факторов [9] (п. 21 постановления Правительства РФ «О правилах санитарной безопасности»);

- ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах [3] (ст. 60.9 ЛК РФ);

- и др.

3) Охрана от негативного воздействия:

- соблюдение установленных требований по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия [3] (ч. 2 ст. 60.12 ЛК РФ);

- выполнение мер по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия [3] (ч. 2 ст. 60.12 ЛК РФ);

- лица, использующие леса, при обнаружении редкого вида растения должны принять меры к тому, чтобы как сам экземпляр этого вида растения, так и место его обитания не пострадали при дальнейшей хозяйственной деятельности (п. 6 Особенностей охраны в лесах редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев...) [10];

- и др.

4) Воспроизводство лесов:

- в лесах с режимом ограниченной хозяйственной деятельности меры содействия естественному лесовосстановлению могут осуществляться только при условии, если они не нарушают режима охраны соответствующих территорий (п. 18 Правил лесовосстановления) [11];

- при воспроизводстве лесов используются улучшенные и сортовые семена лесных растений или, если такие семена отсутствуют, нормальные семена лесных растений [3] (ч. 3 ст. 65 ЛК РФ);

- рубки обновления, рубки переформирования, рубки реконструкции, рубки сохранения, ландшафтные рубки не проводятся в орехово-промысловых зонах и в лесных насаждениях с преобладанием кедра корейского (п. 14 Правил ухода за лесами) [12];

- и др.

Целесообразность приведения столь широкого перечня существующих требований обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, необходимость показать, что к субъектам предъявляется действительно огромное количество различных условий, запретов и ограничений, особенности которых в первую очередь зависят от направления правовой охраны лесов. Субъектам нужно не только знать их все, но и всеми силами соблюдать, или в противном случае нести юридическую ответственность.

Во-вторых, желание обозначить существование такого признака правовой охраны данного природного ресурса, как наличие множества разнообразных подзаконных актов, определяющих обязательные для субъектов требования. В связи с чем неизбежно возникает сложность с постоянным отслеживанием актуальности этих актов, их изменений и т.п.

И в-третьих, важность привести примеры тех нормативных актов, которые содержат в себе требования, предъявляемые по разным направлениям правовой охраны лесов (постановление Правительства РФ «О правилах санитарной безопасности»). То есть обращение к одному акту, который по сути своей определяет требования в конкретном направлении охраны, не дает гарантии ознакомления с полным перечнем, что ставит субъектов в опасность прямого нарушения или несоблюдения тех или иных условий, ограничений, запретов и несения за это юридической ответственности.

По нашему мнению, разделение всех требований по такому основанию, как направления правовой охраны, является более корректным с точки зрения ФЗ «Об охране окружающей среды» и более эффективным с практической точки зрения. Все же лес должен восприниматься в первую очередь как природный ресурс или как экологическая система [1, с. 28], т.е. сложное сочетание живых организмов (в том числе и человека) и неживых элементов, сосуществующих в естественных взаимосвязи и взаимодействии в качестве единого функционального целого. Человек должен очень осторожно вклиниваться в эту систему в качестве дополнительного регулятора и гаранта сохранения природы, устранять те опасные факторы, которые могут повлечь нанесение ущерба или уничтожение леса. Определение таких факторов, в соответствии с ними направлений правовой охраны, а затем и требований к субъектам, пользующимся дарами природы - пределы осторожности при оказании влияния на природную среду. В остальном же человеку следует подчиняться законам и закономерностям живой природы, обеспечивая сохранение естественного равновесия и функционирование экологической системы [18, с. 179].

Последним структурным элементом правовой охраны леса, подлежащим анализу, являются осуществляемые меры и мероприятия.

Как и Лесной кодекс 1997 г., возлагавший обязанности по охране и защите лесов в первую очередь на государственные органы [4], действующий кодекс главными субъектами осуществления мер и мероприятий в рамках установленных направлений охраны называет органы государственной власти и органы местного самоуправления [3]. Оба нормативных акта определенные обязанности также возлагают и на физических, юридических лиц [3, 4].

Лесной кодекс 2006 г. приводит достаточно полный перечень тех мер, которые осуществляются субъектами в рамках их полномочий [3]. Конкретизация этих мер содержится в самом кодексе и соответствующих нормативных актах.

Меры и мероприятия:

- районирование лесов [3] (ст. 15 ЛК РФ);

- лесопожарное зонирование [3] (ст. 51 ЛК РФ);

- мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой чрезвычайной ситуации [3] (ч. 1 ст. 53.6 ЛК РФ);

- меры санитарной безопасности в лесах (лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов) [3] (ст. 60.3 ЛК РФ);

- меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах [3] (ст. 60.12 ЛК РФ);

- лесное семеноводство; лесовосстановление; уход за лесами; осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса [3];

- государственный мониторинг [3];

- предоставление отчетов [3] (ст. 60, ст. 60.11, ст. 60.16, ст. 66 ЛК РФ);

- меры юридической ответственности [3];

- и др.

Перечень приведенных мер и мероприятий не является исчерпывающим. Однако стоит определить те факторы, учет которых, по нашему мнению, приведет к наиболее полному и эффективному их осуществлению:

1. Научная обоснованность осуществления; прогнозирование последствий и результатов;

2. Четкое определение прав и обязанностей субъектов;

3. Конкретизация полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, избегание дублирования полномочий;

4. Установление санкций для всех субъектов без исключения за невыполнение и (или) ненадлежащее выполнение обязанностей;

5. Определение логичной структуры осуществляемых мер и мероприятий.

Стоит также отметить, что данные меры и мероприятия надлежит осуществлять не только тогда, когда произойдет нарушение тех или иных установленных требований, но и до такого рода случаев, т.е. желательно постоянно. Направленность на устранение угроз и профилактику нарушений является более правильной и эффективной, нежели борьба с последствиями, которые так или иначе наносят ощутимый ущерб природным богатствам России.

Итак, в ходе данной работы были выявлены следующие формально -правовые проблемы охраны лесов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Отсутствие понятийного аппарата;

2) Наличие большого количества бланкетных норм, не дающих каких-либо гарантий существования тех актов, к которым отсылает кодекс;

3) Отсутствие четкого основания деления требований;

3.1) Отсутствие системного перечня требований;

3.2) Наличие нормативных актов, оказывающих влияние на два и более направления;

4) Отсутствие логичной структуры осуществляемых мер и мероприятий.

Для устранения данных проблем автором статьи предлагаются:

1) Формулировка определений каждого из направлений правовой охраны леса, определение самого леса как экологической системы;

2) Определение рамочных сроков издания подзаконных актов соответствующими органами в конкретных бланкетных нормах Лесного кодекса;

3) Законодательное закрепление такого основания деления требований, как направления правовой охраны лесов, систематизация всех требований и полномочий соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии с данным основанием.

4) Определение конкретных направлений, целей и методов осуществления тех или иных мер и мероприятий, их структуризация по данным

основаниям. Так, меры могут делиться, к примеру, на 4 основные группы: связанные с ведением лесного хозяйства; связанные с государственным контролем и надзором; связанные с воспроизводством лесов; связанные с юридической ответственностью [15, с. 126-130].

Список литературы:

1. Правовая охрана лесов: сравнительно -правовой анализ [Текст] : монография /К. Н. Аверина, Л. А. Гурьева ; науч. ред. О. Л. Дубовик ; рецензенты Н. Г. Жаворонкова, Н. Д. Вершило ; Сыкт. лесн. ин-т. - Сыктывкар : СЛИ, 2013. - 136 с. - ISBN 978-5-9239-0501-4.

2. Об охране окружающей среды [Текст]: фед. закон от 10.01.2002 № 7 -ФЗ // Рос. газета. - 2002. - 12 января. - № 6.

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ [Текст] // Парлам. газета. -2006. - 14 декабря. - № 209.

4. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ [Текст] // Рос. газета. - 1997. - 4 февраля. - № 23.

5. О недрах [Текст]: закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 // Рос. газета. -1995. - 15 марта. - № 52.

6. Об охране атмосферного воздуха [Текст]: фед. закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ // Рос. газета. - 1999. - 13 мая. - № 91.

7. Об утверждении Особенностей осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов [Текст]: приказ Минприроды России от 08.06.2017 № 283 // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http ://www.pravo. gov.ru.

8. О пожарной безопасности [Текст]: фед. закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ // Рос. газета. - 1995. - 5 января. - № 3.

9. О Правилах санитарной безопасности в лесах [Текст]: постановление Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

10. Об утверждении Особенностей охраны в лесах редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации [Текст]: приказ Минприроды России от 29.05.2017 № 264 // Официальный интернет-портал правовой информации. -Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

11. Об утверждении Правил лесовосстановления [Текст]: приказ Минприроды России от 29.06.2016 № 375 // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

12. Об утверждении Правил ухода за лесами [Текст]: приказ Минприроды России от 22.11.2017 № 626 // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

13. К вопросу о правовой охране лесов [Текст] / С. К. Насбекова; Кыргызско-Российский Славянский университет // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - Бишкек: КРСУ, 2015. - С. 165-168. -ISSN 1694-500X.

14. Правовая охрана лесов от пожаров [Текст] / С. К. Редков, А. О. Соловьева // Научный поиск. - Шуя: Технологический центр, 2018. - С. 52-55. -ISSN 2224-6436.

15. Правовые меры охраны лесов в Российской Федерации [Текст] / С. В. Архипкин; Попечительский совет Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. -Оренбург: Оренбургский институт (филиал) МГЮА, 2011. - С. 126-131. - ISSN 2073-8838.

16. К вопросу использования и охраны лесов [Текст] / В. Н. Капицкий, М. В. Капицкий // Вопросы Российской юстиции. - Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2015. - С. 46-51. - ISSN 24115754.

17. Уголовное право как средство обеспечения экологической безопасности [Текст] / Е. Ю. Гаевская // Российский юридический журнал. -Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2015. -С. 117-123. - ISSN 2071-3797.

18. Государственная экологическая политика по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды в промышленных регионах России / В. П. Круглов // Российский юридический журнал. -Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2017. -С. 178-183. - ISSN 2071-3797.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.