References
1. Reimers N.F. Environmental Management. Reference dictionary. M.: Thought, 1990. 637 p.
2. Snakin V.V. Ecology and Nature Protection. Reference dictionary / Under editorship of the academician A.L. Yanshin. M.: Academia, 2000. 384 p.
3. Zaitsev V.A. Industrial Ecology: Textbook. M.: De Lya, 1999. 140 p.
4. Industrial Ecology: Textbook/ Under the editorship of V.V. Denisov. Rostov on / fl: Fenix; M: IKTs «MarT», 2009. 720 p.
5. Industrial Ecology. Part 1: textbook for students of correspondence department. M.: MNEPU publishing house, 2002. 133 p.
6. Fatkulin S.T. Prevention of Ecological Crimes Committed by Legal Entities // Vik-timologiya. 2016. No. 1 (7). P. 48-52.
7. Nadtochy Yu.V. Criminal Legal Protection of the Sea Environment: dis. ...cand. of law. Vladivostok, 2005. 254 p.
8. Zevlakov E.N. Ecological Crimes: Concepts, Types, Responsibility Problems: extended abstract ... dis.of doc.of law. M., 1991. 52 p.
9. Kozlova N. Start elimination. The Law on Criminal Liability of Legal Entities is introduced to the State Duma //the Russian newspaper. 2015. 24 mach.
10. Fedorov A.V. Criminal Responsibility of Legal Entities for Corruption Crimes // Journal of Russian law. 2015. No. 1. P. 55-56.
УДК 349.41
О.В. Куликова
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ
Введение: в статье рассматриваются отдельные аспекты охраны лесов от пожаров на территории Российской Федерации с учетом внесенных в лесное законодательство изменений. Отмечается, что целью зонирования территории лесного фонда по способам применения сил и средств пожаротушения является деление территории на зоны охраны. Цель: проанализировать изменения действующего лесного законодательства, связанного с проведением лесопожарных мероприятий. Методологическая основа: диалектика, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, логический, формально-юридический методы, метод межотраслевых юридических исследований. Результаты: обоснована актуальность проблемы, связанной с отнесением территорий к тому или иному виду охраны. Лесорастительные условия, степень освоения и уровень интенсивности ведения лесного хозяйства обусловливают необходимость применения того или иного способа охраны лесов. Выводы: несмотря на внесение изменений в лесное законодательство по вопросам лесопожарного зонирования территорий, необходимо совершенствовать механизм реализации утвержденных норм, т.к., к сожалению, ежегодно фиксируется большое количество лесных пожаров.
Ключевые слова: лес, правовая охрана лесов, пожары, лесопожарное зонирование территории, наземное патрулирование, авиационное патрулирование, зоны охраны.
© Куликова Ольга Валентиновна, 2018
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Kulikova Olga Valentinovna, 2018
Candidate of Law, Associate professor of the Department of Land and Environmental law (Saratov State Law 222 Academy)
O.V. Kulikova
CERTAIN ASPECTS OF FOREST PROTECTION FROM FIRE
Background: the article deals with certain aspects of forest protection from fires on the territory of the Russian Federation with due regard to the amended Forest legislation. It is noted that for the purpose of zoning forestry funds territories according to the ways of workforce and means of firefighting application is the division of the territory into security zones. Objective: the author of the article intends to analyze the changes in the current Forest legislation related to firefighting practice. Methodology: in doing the article the following methods of study were used: dialectic method, method of abstraction, analysis, synthesis, deduction, logical methods, legalistic method, inter-branch legal one. Results: the topicality of the problem connected with placing territories to some form of protection is justified in the article. The bio-geographical forest conditions, the level of exploration and the intensity of forest management necessitate the use of a method of forest protection. Conclusions: despite the amendments in forest legislation on forest fire zoning of territories, it is necessary to develop the mechanism for implementing the approved norms as every year a large number of forest fires is recorded.
Key-words: forest, legal protection of forests, fires, forest fire zone zoning, ground patrolling, air patrolling, security zones.
Охрана леса — одна из основных функций органов государственной и муниципальной власти, направленная на выполнение ряда организационно-правовых, превентивных, ликвидационных и компенсационных мероприятий по мониторингу, предупреждению, борьбе и устранению последствий пожаров, загрязнений ш и иных негативных воздействий на лесных участках, которая осуществляется, Н исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном С ресурсе [1, с. 197]. т В юридической литературе при рассмотрении вопросов правовой охраны с лесов отмечается их многофункциональное значение. «В экологическом отно- I шении лес является комплексом экологических систем, объединяющих в одно у целое растительный и животный мир, земельные и водные ресурсы. Он выпол- с няет климаторегулирующие, средозащитные, почвозащитные, водоохранные, е санитарно-оздоровительные функции, служит источником пополнения атмос- II феры кислородными запасами, фильтрует отходы производства и очищает воз- р дух, является средой обитания зверей и птиц, насекомых и других животных. | Экономическая функция леса проявляется в том, что он выступает источником К древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворения по- а требностей народного хозяйства и населения. Велико культурно-эстетическое, | научно-познавательное, рекреационное и оздоровительное значение леса в жизни | человека» [2, с. 244]. № Правовая охрана лесов рассматривается в лесном праве как система мероприя- ( тий, направленных на сохранение лесов от уничтожения, повреждения, ослабле- ) ния и иных негативных последствий. При этом не имеет значения, обусловлено ^ ли это неблагоприятными природными явлениями или деятельностью человека. 8
В широком смысле понятие «охрана лесов» в лесном законодательстве не употребляется. Воспроизводство лесов и лесоразведение, организация рационального использования лесов, подразделение их по целевому назначению, ответственность за нарушения лесного законодательства и иные институты лесного права, призванные обеспечить сохранение лесов, в нормативных правовых актах
не принято называть охраной лесов. 223
Центральное место в мероприятиях по сохранению лесов занимает охрана лесов от пожаров, которая включает комплекс организационных, технических, правовых и других мер, направленных на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров [3, с. 4]. Мероприятия по охране лесов от пожаров осуществляются с учетом биологических, лесоводственных, экологических, региональных и других особенностей.
Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства1. Лесной пожар — это стихийное, неуправляемое распространение огня в лесу. Лесные пожары принято разделять на три вида: низовые, верховые и подземные (почвенные, торфяные).
Низовой пожар характеризуется распространением огня по напочвенному покрову. Горят лесной отпад, состоящий из мелких ветвей, коры, хвои, листьев; лесная подстилка, сухая трава и травянистая растительность; мелкий подрост и кора в нижней части древесных стволов. По скорости распространения огня и характеру горения низовые пожары бывают беглые и устойчивые.
Верховой пожар распространяется по кронам деревьев. При этом чаще всего горит весь древостой. Возникновение и развитие верховых пожаров происходит в основном от низовых в древостоях с низкоопущенными кронами, в разновозрастных хвойных, в многоярусных и с обильным подростом насаждениях, а также в горных лесах.
Подземный пожар — пожар, при котором горение распространяется на всю глубину торфяного слоя почвы, включая лесную подстилку и слой сухого торфяного горизонта.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ2 (далее — ЛК РФ) в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).
Лесорастительные условия, степень освоения и уровень интенсивности ведения лесного хозяйства обусловливают необходимость применения наземной и авиационной охраны лесов. Основными критериями при отнесении территорий к тому или иному виду охраны является возможность своевременно обнаружить и потушить лесной пожар, исходя из наличия сил и средств тушения и возможности их оперативной доставки к месту работ.
В настоящее время охрану лесов от пожаров обеспечивают:
наземная лесная охрана — около 16,4% площади лесов;
наземная лесная охрана в сочетании с авиационным обнаружением лесных пожаров — на площади около 10,5%;
авиационная охрана (обнаружение и тушение лесных пожаров авиационными методами) — на площади около 47,2%.
1 См.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 35, ст. 3649; 2017. № 31, ч. I, ст. 4765.
2 См.: Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (в ред. от 1 июля 2017 г.) // Собр. за-224 конодательства Рос. Федерации. 2006. № 50, ст. 5278; 2017. № 27, ст. 3940.
Неохраняемая часть площади лесов составляет около 25,9% площади земель лесного фонда [4, с. 346].
Границы районов наносят на специальные карты. Разделение лесов на районы охраны служит основанием для планирования, создания и размещения сил и средств пожаротушения и не исключает совместных действий наземной и авиационной служб.
Целью зонирования территории лесного фонда по способам применения сил и средств пожаротушения является деление территории на зоны охраны. Под зоной охраны понимается территория лесного фонда с определенными способами мониторинга и применения сил и средств при тушении лесных пожаров, реализуемыми специализированными лесопожарными формированиями. Поскольку одной из основных составных частей мониторинга является обнаружение лесных пожаров, разбиение территории лесного фонда на зоны охраны означает деление ее на зоны с определенным сочетанием сил и средств при обнаружении лесных пожаров и способа применения сил и средств при тушении лесных пожаров.
Территория лесного фонда, для которой производится зонирование, — это территория, обслуживаемая специализированными лесопожарными формированиями. Рассматриваются четыре зоны охраны:
1. Применяемые при обнаружении силы и средства — наземные, применяемые при тушении силы и средства — наземные.
2. Применяемые при обнаружении силы и средства — авиационные, применяемые при тушении силы и средства — наземные.
3. Применяемые при обнаружении силы и средства — авиационные, приме- ш няемые при тушении силы и средства — авиационные. И
4. Обнаружение пожаров происходит при помощи космических средств, туше- а ние пожаров не производится в режиме регулярной работы специализированных о
в
лесопожарных формирований. §
й
В таблице представлено лесопожарное зонирование земель лесного фонда в с округах Российской Федерации3. Р
п
—I
5 д
а
д
ю с
2 )
2 О <8
Наименование округа Российской Федерации Общая площадь земель лесного фонда, тыс. га Зоны охраны лесов от пожаров
Зона наземного обнаружения и тушения, тыс. га Зона лесоавиационных работ
Зона авиационного обнаружения и наземного тушения, тыс. га Зона авиационного обнаружения и тушения, тыс. га Зона исключительного обнаружения с помощью космических средств и преимущественно авиационного тушения, тыс. га
Всего по Российской Федерации 1140212,1 72746,2 118098,9 359193,1 590174,5
Центральный ФО 22840,6 15762,5 7078,2 - -
Северо-Западный ФО 106031,5 10974,9 30113,6 588863 6057,4
Южный ФО 3064,7 2111,2 953,5 - -
3 См.: Приказ Рослесхоза от 16 февраля 2017 г. № 65 «Об установлении лесопожарного зонирования земель лесного фонда и о признании утратившими силу некоторых приказов Федерального агентства лесного хозяйства». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 225
Окончание таблицы
Северо-Кавказский ФО 1857,1 1857,1 - - -
Приволжский ФО 39290,2 11977,3 16768,5 10544,4 -
Уральский ФО 112100,7 3531,7 12420 78069,7 18079,3
Сибирский ФО 358438,8 22232,3 38658,2 104592,2 192955,3
Дальневосточный ФО 496589,1 4299,2 12106,9 107100,5 373082,5
Обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием наземных средств (наземное патрулирование, наблюдение с пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) осуществляются в населенных пунктах, где расположены городские леса; территориях с развитой, используемой в течение всего пожароопасного сезона (вне зависимости от погодных условий) дорожной сетью и водными путями, а также на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры4.
Патрулирование лесов проводится по маршрутам, установленным (запланированным) с учетом классов пожарной опасности насаждений, наличия источников огня и класса пожарной опасности по лесорастительным и погодным условиям, а также других факторов, оказывающих влияние на возможность возникновения лесных пожаров.
Патрульная группа или лесник должны иметь подручные средства и набор средств для самостоятельной ликвидации пожара. При обнаружении пожара патрульный немедленно приступает к тушению и докладывает в лесничество, авиаотделение, штаб тушения пожара его характеристику, предполагаемую или установленную причину возникновения, при необходимости запрашивает помощь. Место обнаружения лесного пожара (его привязка к местности) дается по лесопожарной карте, схеме лесонасаждений с указанием квартала или по известным ориентирам.
При организации наблюдения за развитием лесных пожаров с использованием пожарных наблюдательных пунктов используются средства связи, позволяющие сообщать о лесном пожаре в специализированную диспетчерскую службу, а также уполномоченным органам государственной власти, лицам, осуществляющим мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (в т.ч. с использованием авиационных средств) и тушение лесных пожаров на территории соответствующего лесничества, лесопарка. Протяженность патрульных маршрутов в зависимости от уровня пожарной опасности может быть различной.
Авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, на которых обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно. Авиационное патрулирование осуществляется в зоне проведения лесоавиационных работ, а также на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, реализующего переданные ему полномочия в области лесных отношений, в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
4 См.: Приказ Минприроды России от 23 июня 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» (в ред. от 1 июня 2016 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
В соответствии со ст. 57 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включают в себя следующие виды авиационных работ: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров;
доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.
При авиационном патрулировании осуществляются следующие мероприятия: обнаружение лесных пожаров, иных негативных воздействий природного и антропогенного характера на леса (в части, влияющей на пожарную опасность в лесах), определение их площадей и других качественных и количественных показателей;
выявление нарушений правил пожарной безопасности и правил санитарной безопасности в лесах (в части, влияющей на пожарную опасность в лесах);
оповещение органов государственной власти и органов местного самоуправления о лесных пожарах, пожарной безопасности в лесах и правилах санитарной безопасности в лесах, нарушениях правил пожарной безопасности в лесах и санитарной безопасности в лесах;
выполнение отдельных мер пожарной безопасности в лесах5. Начиная с 1978 г., в целях охраны лесов от пожаров используют оперативную спутниковую информацию, которая позволяет оценивать метеообстановку, контролировать динамику развития лесных пожаров и складывающуюся пожарную обстановку для разработки мер по тушению, учитывать площади, пройденные огнем, получать другую информацию для разработки лесоохранных мер. ш
Обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием И космических средств (специализированной автоматизированной информаци- а онной системы дистанционного зондирования Земли) осуществляются в лесах, о расположенных на землях лесного фонда. к
Полученные с использованием космических средств сведения на основании о
с
решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, осущест- 1
с
вляющего переданные ему полномочия в области лесных отношений, могут быть в
е
уточнены с использованием авиационных или наземных средств. о
Фотоснимки применяют для составления карты прогнозируемой пожарной р опасности, обзорных карт горимости и изменений в лесах, вызванных пожара- |
ч
ми, контроля горимости земель лесного фонда, определения мер по тушению к
о
пожаров, получения синоптической обстановки и других данных. к
На землях лесного фонда Саратовской области в 2017 г. на площади 513,1 га е произошло 28 лесных пожаров. Причинами лесных пожаров стали неосторож- И ное обращение с огнем (12 случаев) и переход огня с сопредельных территорий №
со
(16 пожаров). Для осуществления наземного мониторинга пожарной безопасно- 22 сти в лесах сформировано 36 лесопожарных групп (215 чел.), патрулирование ) велось по 170 маршрутам общей протяженностью 12,8 тыс. км. Всего в регионе < в 2017 г. произошло 3 крупных лесных пожара, 2 из которых — в Красноармей-
5 См.: Приказ Минприроды России от 15 ноября 2016 г. № 597 «Об утверждении Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и Порядка организации и выполнения авиационных работ по защите лесов». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 227
ском лесничестве6. На мероприятия по охране лесов от пожаров предусмотрено 39,3 млн руб., из них 23,4 млн — средства федерального бюджета, 15,9 млн — средства из региональной казны. Пожарную безопасность на землях лесного фонда обеспечивают 23 лесохозяйственных учреждения. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций из-за лесных пожаров предусмотрено привлечение сил и средств сторонних организаций (силы МЧС, фермерские хозяйства и т.д.), более 4,4 тыс. чел., свыше 770 единиц техники и 3,2 тыс. единиц противопожарного инвентаря и снаряжения. Для оказания содействия государственным лесным инспекторам для пресечения и предотвращения нарушений лесного законодательства созданы группы внештатных общественных инспекторов из 52 чел.7
Все леса России подлежат охране от пожаров. Охрана лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей и включает комплекс организационных, правовых и других мер.
В системе лесного хозяйства есть специальные службы (наземные и авиационные), выполняющие и контролирующие работы по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров, их обнаружению и тушению. Однако эти задачи могут быть успешно решены только при участии лесопользователей и населения, которые должны заботиться о недопущении возникновения лесных пожаров и быть готовыми к их тушению.
Библиографический список
1. Мониторинг законодательства о лесах и животном мире: научно-практическое пособие / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. 352 с.
2. Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР. М.: Юридическая литература, 1984. 370 с.
3. Щетинский ЕА.. Тушение лесных пожаров: пособие для лесных пожарных. М.: ВНИИЛМ, 2002. 104 с.
4. Справочник лесничего / под ред. А.Н. Филипчука. М.: ВНИИЛМ, 2013. 640 с.
References
1. Monitoring of Legislation on Forests and Fauna: Scientific and practical guidebook / Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. M.: Publishing house "Jurisprudence", 2011. 352 p.
2. Petrov V.V. Legal Protection of Nature in the USSR. M.: Juridical Literature, 1984. 370 p.
3. Schetinsky E.A. Extinguishing Forest Fires: a manual for forest firefighters. M.: VNIILM, 2002. 104 p.
4. Handbook of a Forest Ranger / Edited by A.N. Filipchuk. Moscow: VNIILM, 2013. 640 p.
6 URL: http://www.vzsar.ru/news/2017/11/30 (дата обращения: 15.03.2018).
7 URL: https://regnum.ru/news (дата обращения: 15.03.2018).