Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕЛЕНОГО ФОНДА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕЛЕНОГО ФОНДА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
509
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ / УРБОФИТОЦЕНОЗЫ / ЗЕЛЕНЫЙ ФОНД ГОРОДОВ / ПРОЕКТ «ЗЕЛЕНЫЙ ЩИТ» / ОХРАНА ГОРОДСКИХ ЗЕЛЕНЫХ ЗОН / URBAN GREENING / URBAN PHYTOCENOSES / GREEN FUND OF CITIES / PROJECT “GREEN SHIELD” / PROTECTION OF URBAN GREEN AREAS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсеева А.А., Петровская Т.К., Суслова Э.Ю.

Существующие проблемы по обеспечению и поддержанию благоприятного качества окружающей среды в непрерывно возрастающих зонах урбанизации требуют на сегодняшний безотлагательного решения. Учитывая реалии состояния современных урбанизированных территорий, где в относительно небольшом пространстве сконцентрированы различные отрасли промышленности, имеется развитая транспортная сеть и присутствуют другие достижения технического прогресса, можно прогнозировать стабильное ухудшение экологической ситуации. Одним из способов решения проблемы является развитие и сохранение зеленых зон в границах городских и сельских поселений. Зеленые зоны - элементы окружающей среды, которые представлены городскими парками, садами, остаточными естественными сообществами и другими видами зеленых насаждений. Они выполняют экологические, санитарно-гигиенические, рекреационные, оздоровительные функции, тем самым оказывая положительное влияние на микроклимат путем снижения вреда антропогенной среды. Также помимо выполнения санитарно-гигиенической функции, они способствуют удовлетворению людьми потребности в эстетике. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Следует отметить, что в существующем законодательстве статус зеленых зон неоднозначен. В связи с этим возрастает актуальность охранных мер и разработки законодательного регулирования городских объектов озеленения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF THE URBAN GREEN TERRITORIES

The existing problems of ensuring and maintaining a favorable quality of the environment in the urban green zones require an urgent solution. Taking into account the realities of the modern urbanized territories state, where various industries are concentrated in a relatively local space and developed transport network and other achievements of technological progress take place, it is possible to predict a stable deterioration of the ecological situation. One of the ways to solve the problem is to develop and preserve green areas within the boundaries of urban and rural settlements. Green spaces are elements of the environment that are represented by urban parks, gardens, residual natural communities, and other types of green space. They perform ecological, sanitary-hygienic, recreational, health-improving functions, thereby exerting a positive effect on the microclimate by reducing the harm to the built environment. Also, in addition to performing a sanitary and hygienic function, they contribute to the satisfaction of human needs in aesthetics. Protection of the green fund of urban and rural settlements provides by the system of measures to ensure the preservation and development of the green fund and necessary to normalize the ecological situation and create a favorable environment. It should be noted that the status of green areas in the existing legislation is ambiguous. In this regard, the relevance of protective measures and the development of legislative regulation of urban landscaping objects is increasing.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕЛЕНОГО ФОНДА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ»

ЗЕЛЕНОГО ФОНДА ФГБОУ ВО «Калужский государственный УРБАНИЗИРОВАННЫХ университет им. К. Э. Циолковского»,

ТЕРРИТОРИИ

УДК 502.34 DOI: 10.24412/1816-1863-2020-13115 ^

д

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО А. А. Евсеева, кандидат биологических °

РЕГУЛИРОВАНИЯ наук, доцент кафедры ботаники, р

микробиологии и экологии, о

т и-

annahabarova@yandex.ru, т

Калуга, Россия о

Т. К. Петровская, кандидат о

геолого-минералогических наук, л

доцент кафедры географии, н

ФГБОУ ВО «Калужский государственный р

университет им. К. Э. Циолковского», о

tamarakpet@list.ru, н

Калуга, Россия е

Э. Ю. Суслова, кандидат п

геолого-минералогических наук, Л

ведущий специалист, Краснодар, с

ООО «НК Роснефть», X

н

elli23@bk.ru, Краснодар, Россия

Существующие проблемы по обеспечению и поддержанию благоприятного качества окружающей среды в непрерывно возрастающих зонах урбанизации требуют на сегодняшний безотлага- i тельного решения. Учитывая реалии состояния современных урбанизированных территорий, где ы в относительно небольшом пространстве сконцентрированы различные отрасли промышлен- X ности, имеется развитая транспортная сеть и присутствуют другие достижения технического у прогресса, можно прогнозировать стабильное ухудшение экологической ситуации. Одним из н способов решения проблемы является развитие и сохранение зеленых зон в границах городских Т и сельских поселений. Зеленые зоны — элементы окружающей среды, которые представлены го- В родскими парками, садами, остаточными естественными сообществами и другими видами зеленых насаждений. Они выполняют экологические, санитарно-гигиенические, рекреационные, оздоровительные функции, тем самым оказывая положительное влияние на микроклимат путем снижения вреда антропогенной среды. Также помимо выполнения санитарно-гигиенической функции, они способствуют удовлетворению людьми потребности в эстетике. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Следует отметить, что в существующем законодательстве статус зеленых зон неоднозначен. В связи с этим возрастает актуальность охранных мер и разработки законодательного регулирования городских объектов озеленения.

The existing problems of ensuring and maintaining a favorable quality of the environment in the urban green zones require an urgent solution. Taking into account the realities of the modern urbanized territories state, where various industries are concentrated in a relatively local space and developed transport network and other achievements of technological progress take place, it is possible to predict a stable deterioration of the ecological situation. One of the ways to solve the problem is to develop and preserve green areas within the boundaries of urban and rural settlements. Green spaces are elements of the environment that are represented by urban parks, gardens, residual natural communities, and other types of green space. They perform ecological, sanitary-hygienic, recreational, health-improving functions, thereby exerting a positive effect on the microclimate by reducing the harm to the built environment. Also, in addition to performing a sanitary and hygienic function, they contribute to the satisfaction of human needs in aesthetics. Protection of the green fund of urban and rural settlements provides by the system of measures to ensure the preservation and development of the green fund and necessary to normalize the ecological situation and create a favorable environment. It should be noted that the status of green areas in the existing legislation is ambiguous. In this regard, the relevance of protective measures and the development of legislative regulation of urban landscaping objects is increasing.

Ключевые слова: городское озеленение, урбофитоценозы, зеленый фонд городов, проект «зеленый щит», охрана городских зеленых зон.

Keywords: urban greening, urban phytocenoses, green fund of cities, project "green shield", protection

of urban green areas. 115

О

IX

X с

X

X

ф

с

ф

и о

X

X ^

и

ф

и ф

X X

о

о ^

X

о

с с

о

т

I-

и

ф

IX

о

I-

и о а

о ^

116

Введение

Актуальность темы обусловлена существованием ряда проблем по обеспечению и поддержанию благоприятного качества окружающей среды в непрерывно возрастающих зонах урбанизации. Учитывая реалии состояния современных урбанизированных территорий, где в относительно небольшом пространстве сконцентрированы различные отрасли промышленности, имеется развитая транспортная сеть и присутствуют другие достижения технического прогресса, можно прогнозировать стабильное ухудшение экологической ситуации [12]. Современные урбанизированные территории характеризуются распространением заболеваний дыхательной, кровеносной систем, аллергических реакций, имеют место быть утомление и расстройство нервной системы, часто люди отмечают апатию и плохое настроение, что негативно отражается на организме человека и требует корректировки. Одним из способов решения проблемы является развитие и сохранение зеленых зон в границах городских и сельских поселений. Зеленые зоны являются элементами окружающей среды, которые представлены городскими парками, садами, остаточными естественными сообществами и другими видами зеленых насаждений. Они выполняют экологические, санитарно-гигиенические, рекреационные, оздоровительные функции, тем самым оказывая положительное влияние на микроклимат путем снижения вреда антропогенной среды. Также помимо выполнения санитарно-гигиенической функции они способствуют удовлетворению людьми потребности в эстетике.

Модели и методы

Зеленые насаждения необходимы в городской среде, особенно в густонаселенных городах с плотной застройкой. Зеленые зоны выделяются в установленном порядке для городов исходя из численности населения. Их минимальный размер — 10 га лесопарковой части на 1 тыс. человек. Максимальный размер зоны для городов с населением свыше 500 до 1 млн человек — 25 га на 1 тыс. человек [10].

Следует отметить, что учет зеленых насаждений на сегодняшний день не произ-

водится, что приводит к их естественной гибели, ведет к уничтожению зеленого фонда городов с целью освобождения территорий под строительство жилой и иной недвижимости. Как правило, на одного жителя в большинстве крупных городов обеспеченность зелеными насаждениями ниже нормативной. Для городов, где отсутствует лесная растительность, зеленые зоны создаются искусственным путем на землях, не пригодных для сельского хозяйства.

Зеленый фонд — это своего рода «легкие», помогающие городу благоприятно существовать. Анализ научных исследований показал, что растения насыщают воздух «драгоценным» кислородом, очищают от опасных и чужеродных частиц, смягчают температурный режим городской среды, поглощают посторонние шумы, производят защиту от ветров, а также выполняют эстетическую функцию. Другими словами, зеленый фонд — это один из элементов в городской застройке, который отвечает за комфорт и качество жизни. Зеленые насаждения играют важную роль в формировании микроклимата города. Нами был проведен анализ нормативной базы, регулирующей режим использования и охраны зеленого фонда территорий населенных пунктов, и выделены проблемы этой области законодательства.

Результаты и обсуждение

Законодательная база, регулирующая правовые отношения в области зеленых зон, включает в себя ряд нормативно-правовых актов. В этот перечень входят: Ст. 72 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, иные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с ними, Земельный, Лесной, Водный и Градостроительный кодексы Российской Федерации [1—7]. Следует отметить, что в различных регионах существуют свои нормативно-правовые акты. Например, для города Москвы и Московской области — Закон от 5.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений», для некоторых регионов — проект «Зеленый щит» регулирующий правовой режим пригородных зеленых зон [11]. Организация зеленых зон городов регламентирует-

ся в государственном стандарте [10]. Основными элементами правового режима зеленых зон являются запреты на хозяйственную и иную деятельность.

Федеральный орган исполнительной власти контролирует использование, охрану и воспроизводство лесов. Виды деятельности, по своему характеру причиняющие вред лесам и другим зеленым насаждениям, регулируются Лесным кодексом РФ [6]. Контроль за состоянием лесов зеленых зон городов ведут соответствующие лесхозы, ведающие и управляющие этой частью лесного фонда. Ответственность за незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой растительности зеленых зон наступает и за лесонарушения, совершенные в лесах первой группы. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Следует отметить, что в существующем законодательстве статус зеленых зон неоднозначен. Городские зеленые зоны не охраняются законодательством, и в принципе не существует какого-либо конкретного нормативно-правового акта, регулирующего эти зоны. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» не относит зеленые зоны к особо охраняемым природным территориям, а учитывая их экологическую значимость, это несколько нецелесообразно. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [8] не предусматривает выделение зеленых зон. В этом законе определяются общие требования по охране зеленого фонда городских и сельских поселений. Зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых дре-весно-кустарниковой и травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений. Одна часть экологически эффективных территорий носит статус природоохранных объектов, непосредственно защищается государством, а другая часть, в частности это зеленые зоны, находящиеся в пределах населенных пунктов (парки, скверы и другие), практически никак не защищена государством [11]. Немало-

важно, что для данных зеленых зон отсутствуют единые закрепленные стандарты, например, по аналогии с Лесным кодексом РФ. В настоящее время правовой режим охраны зеленых зон определяется нормами различной отраслевой принадлежности, а именно экологического, земельного, лесного, гражданского законодательства.

Таким образом, неоднозначный правовой статус и отсутствие единой стандартизации влечет за собой спорные вопросы, которые не отражаются положительным образом на мероприятиях по улучшению экологической ситуации, в особенности для урбанизированных территорий. Следует отметить, что в настоящее время в данной области проводятся разработки нормативной базы. Комитет по экологии Государственной Думы Российской Федерации работает над законопроектом о регулировании охраны зеленого фонда городских учреждений, идет разработка и принятие закона РФ о растительном мире, на рассмотрении и принятии находится законопроект Российской Федерации «О государственном регулировании охраны зеленого фонда городских учреждений» [8].

Необходимо отметить, что в настоящее время особое внимание уделяется изучению озеленения городских территорий. Разрабатываются идеи не только в образовании новых зеленых зон, но и в защите существующих. В связи с этим появляются особо охраняемые природные территории. К особо охраняемым природным территориям исследователи относят такие природные объекты, которые отличаются своей уникальностью, невосполнимостью, потеря которых может привести к разрушению естественных экосистем. К примеру, это государственный заповедник «Калужские засеки», национальный парк «Угра», памятник природы «Калужский бор», Алексин Бор, природный заповедник «Музей-усадьба Льва Николаевича Толстого «Ясная Поляна», Государственный историко-художественный мемориальный и природный заповедник В. Д. Поленова, находящийся на границе Калужской и Тульской областей. На этих территориях введен особый режим посещения. Безусловно, это является ценностью не только для общества в целом, но и для отдельных городов.

тз а ш

о г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

а л

X

ТЗ

О

03

а л

а>

с

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

03

117

о

о

IX

X с

X X

ш ^

ш и о

X

X ^

и

ш и

ш

X X

о

о

о

СР X X

о ^

с

о

о

I-

и

ш

IX

о

СР

I-

и

о

а

о

118

С точки зрения градостроительных мероприятий, при застройке новых районов планировка д олжна быть выстроена таким образом, чтобы жилые и нежилые здания были окружены зеленными массивами, новые районы имели свои парковые зоны, небольшие аллеи и были созданы насаждения, выполняющие различные функции. Кроме этого, учитываются различные требования инженерного благоустройства, и даже появился такой термин, как «Городское зеленое строительство». На современном этапе зачастую в предпроектной и проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений закладываются средства на организацию и благоустройство зеленых зон, отражаются проекты по организации, благоустройству и озеленению в соответствии с действующей нормативной документацией [9]. Но данные мероприятия не обозначены строгим регламентом по примеру кодексов. Поэтому только благодаря развитию законодательной базы, гарантирующей защиту зеленых зон, расположенных именно в городской среде, и поддержки уже существующих законодательных актов можно ожидать положительной динамики в данном вопросе. Также большое, и возможно основное, значение имеет контроль за выполнением норм, прописанных в нормативно-правовых актах. Только соблюдение норм законодательства может гарантировать защиту зеленых зон и окружающей среды в целом. В нашем государстве мы имеем общие и специальные органы управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Специализированные органы управления позволяют более детально и точно осуществлять данный контроль. Особенно важно сохранение зеленых зон во время развития промышленных комплексов, транспортных сетей, а также реализации расширения городов и заполнения пространств в уже развитых и сформированных городах. Немало важным является распределение полно -мочий между государственными органами разных уровней и органов местного самоуправления. Так как законотворчество процесс достаточно глобальный, а проекты по сохранению зеленых зон локальны, то требуется учет региональных особен-

ностей. Зачатки данных проектов формируются на муниципальном уровне, в том числе и по общественным инициативам. Стоит отметить, что они имеют поддержку со стороны государства. Большинство населения сосредоточено в городах, и сохранение зеленых зон и благоприятной экологической обстановки на локальном уровне входят в интересы проживающих в них граждан.

Заключение

В свете вышесказанного, для рационализации развития законодательной базы в качестве рекомендательного характера нам видится, что необходимо:

1. Осуществлять мониторинг зеленого фонда для качественной и количественной визуализации с точки зрения снижения вреда, учитывая индивидуальные свойства каждого из элементов (экологических, санитарно-гигиенических, рекреационных, оздоровительных функций).

2. Учитывать при застройке количество плановой высадки для прироста зеленого фонда с учетом прогнозирования количества исходя из соотношения общего количества жилых площадей к количеству легковых ТС и из расчета одно ТС на одно жилое помещение; необходимо прогнозировать примерные объемы загрязнение и пропорционально этому высаживать деревья и кустарники с разными свойствами.

3. Закрепить нормативно понятие о экологической рациональности использования сопредельных территорий жилых и офисных сооружений.

4. Разработать концепцию нестандартного озеленения, в том числе основываясь на положительном опыте зарубежных стран по созданию «зеленых крыш»: разработать стратегию популяризации экологических садов и огородов на крышах для внедрения в рамках стратегии рационального использования вертикального пространства городов.

5. Активно пропагандировать и популяризировать мероприятия по высадке д е-ревьев среди широких слоев обществен -ности, в том числе в рамках муниципальных торжественных мероприятий.

6. Разработать определенную программу, в которой применяются различные со-

четания конструкций зеленых насажде- мена, шумозащиты с учетом физико-гео-

ний, а также способы их размещения для графических, экономико-географических, р

контролирования и регулирования тепло- климатических, сезонных региональных д

вого режима, влажности воздуха, газооб- особенностей. п

п

Библиографический список л

ь

1. Конституция Российской Федерации (принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.) / Российская в Федерация. Конституция (1993) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — С. 445. О

2. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., О вступ. в силу с 01.01.2020) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/ л cons_doc_LAW_60683/ (дата обращения 18.09.2020). Q

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019) и [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата О обращения 18.09.2020). а

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и q доп., вступ. в силу с 28.08.2020) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения 18.09.2020).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 18.09.2020).

ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/ (дата обращения

CD

п

а>

О-

Г>

6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный X

10.09.2020). л

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 07.04.2020) (с изм. и Л

Ф

доп., вступ. в силу с 12.04.2020) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 19.09.2020).

8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» О [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата у обращения 19.09.2020). к

10. Приказ Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержа- О ния зеленых насаждений в городах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: в https://legalacts.ru/doc/prikaz-gosstroja-rf-ot-15121999-n-153/ (дата обращения 19.09.2020).

11. ГОСТ 17.5.3.01—78 Охрана природы (ССОП). Земли. Состав и размер зеленых зон городов: Сб. ГОСТов. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. — 3 c.

12. Проект «Зеленый щит» [Электронный ресурс]. — URL: http://green-shield.ru/ (Дата обращения: 19.03.2020).

13. Стрельцов А. Б., Шурыгина Н. А. Оценка здоровья среды в районе промышленных объектов / Н. А. Шурыгина, А. Б. Стрельцов // Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Материалы региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Естественные и технические науки». Калуга, 2019. — С. 215—221.

PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF THE URBAN GREEN TERRITORIES

A. A. Evseeva, PhD (Biology), associate professor of the Department of botany, microbiology and ecology, Tsiolkovsky Kaluga State University, annahabarova@yandex.ru, Kaluga, Russia T. K. Petrovskaya, PhD (Geology), associate professor of the Department of geography, Tsiolkovsky Kaluga State University, tamarakpet@list.ru, Kaluga, Russia E. Yu. Suslova, PhD (Geological and mineralogical sciences), leading specialist Rosneft Oil Company LLC, elli23@bk.ru, Krasnodar, Russia

References

1. The Constitution of the Russian Federation (passed by nation-wide voting of December 12, 1993). So-branie zakonodatelstva RF. [Collection of legislation of the Russian Federation]. — 2009. — No. 4. — 445 p. [in Russian].

2. The water code of the Russian Federation of 03.06.2006 N 74-FL (as amended on 02.08.2019) (Rev. and add., Intro. effective from 01.01.2020) [Electronic resource]. — URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_60683/ [in Russian]. _

CQ

O

IX

3. The town-Planning code of the Russian Federation of 29.12.2004 N 190-FL (ed. of 27.12.2019) [Electronic resource]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ [in Russian].

4. The land code of the Russian Federation of 25.10.2001 N 136-FL (as amended on 31.07.2020) [Electronic resource]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ [in Russian].

c 5. The code of the Russian Federation about administrative offences from 30.12.2001 N 195-FZ (as amend-

X ed on 01.04.2020) (Rev. and add., Intro. effective from 12.04.2020) [Electronic resource]. — URL: http://

x www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ [in Russian].

6. The forest code of the Russian Federation from 04.12.2006 N 200-FL (ed. from 27.12.2018) [Electronic jg resource]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/ [in Russian].

u 7. The criminal code of the Russian Federation from 13.06.1996 N 63-FL (ed. from 07.04.2020) (with ed.

x and add., Intro. effective from 12.04.2020) [Electronic resource]. — URL: http://www.consultant.ru/doc-

X ument/cons_doc_LAW_10699/ [in Russian].

^ 8. The federal law No. 7-FZ of 10.01.2002 (as amended on 27.12.2019) "On environmental protection"

^ [Electronic resource]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ [in Rus-

sian].

9. Order of State construction committee of the Russian Federation of 15.12.1999 N 153 "On approval of Rules of creation, protection and maintenance of green spaces in the cities of the Russian Federation" [Electronic resource]. — URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-gosstroja-rf-ot-15121999-n-153/ [in Rus-

CD u

CD X X

m sian].

^ 10. State Standard 17.5.3.01—78 nature Protection (SSNP). Lands. Composition and size of urban green

zones. Moscow, Standartov Publ. — 2002. — 3 p. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ö 11. Green shield Project [Electronic resource]. — URL: http://green-shield.ru/ [in Russian].

c 12. Strelcov A. B., Shurygina N. A. Ocenka zdorovya sredy v rajone promyshlennyh obektov. Nauchnye trudy

x Kaluzhskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K. E. Ciolkovskogo. Materialy regionalnoj universitetskoj

O nauchno-prakticheskoj konferencii. Ser. "Estestvennye i tehnicheskie nauki" [Scientific works of Tsiolkovsky

K Kaluga state University. Materials of the regional University scientific and practical conference. Ser.

-a "Natural and technical Sciences"]. Kaluga. — 2019. — P. 215—221 [in Russian].

CD ix

o

CP

I-

u o a a

CP

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.