ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ И ПОВЛЕКШЕГО УТРАТУ ИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ
В.Н. ТКАЧЕВ,
доктор юридических наук, профессор valentin_ t71@mail. ru В.Ю. СМИРНОВ,
соискатель Московского университета МВД России 12.00.00 — юридические науки vysmirnov @mail. ru
Аннотация. Рассматриваются юридические аспекты производства выплат в целях возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудников милиции, повлекшего утрату профессиональной трудоспособности. Анализируются правовые проблемы, связанные с законодательной неурегулированностью понятия «профессиональная трудоспособность сотрудника милиции» и отсутствием нормативно-правового закрепления порядка установления степени утраты профессиональной трудоспособности сотрудниками милиции и лицами, уволенными со службы в милиции.
Ключевые слова: сотрудник милиции, денежная компенсация, общая трудоспособность, профессиональная трудоспособность, установление степени утраты трудоспособности.
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF INDEMNIFICATION CAUSED TO HEALTH OF MILITIA OFFICERS АШ ENTAILED LOSS OF PROFESSIONAL
WORK CAPACITY BY THEM
V.N. TKACHEV,
doctor of law sciences, professor V.Y. SMIRNOV, applicant of Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
The summary. In article legal aspects of manufacture of payments with a view of compensation of the harm caused to health of militia officers, entailed loss of professional work capacity are considered. The legal problems connected with legislative lack of proper regulation of comprehension «professional work capacity of the militia officer» and absence of regulatory legal fastening of an order of establishing the degree of loss of professional work capacity by militia officers and the persons dismissed from service in militia are analyzed.
Key words: the militia officer, pecuniary compensation, the general work capacity, professional work capacity, an establishment of degree of disability.
Как отметил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 15 июля 2009 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции» и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода»1, конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного здоровью сотрудников милиции в связи с испол-
нением ими служебных обязанностей, может осуществляться в различных юридических формах, в том числе в форме предоставления денежной компенсации.
Ст. 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»2 (далее — Закон о милиции) предусматривается выплата сотруднику милиции при получении им в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, денежной компенсации (далее — денежная ком-
пенсация) в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Исходя из приведенного положения, а также норм Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 1999 г. № 8053, размер денежной компенсации поставлен в зависимость в том числе от размера подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода).
В соответствии с п. 1 ст. 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации4 (далее — ГК РФ), размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности — степени утраты общей трудоспособности.
Понятия «профессиональная трудоспособность сотрудника милиции» и «степень утраты профессиональной трудоспособности сотрудника милиции» в настоящее время нормативного закрепления не имеют.
При этом наличие у сотрудников милиции такой трудоспособности представляется безусловным ввиду предъявляемых к гражданам, принимаемым на службу в милицию, требований относительно образования и обязательного прохождения специального профессионального обучения или переподготовки (ст. 19 и 21 Закона о милиции).
Применяемые для целей Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»5 (далее — Закон № 125-ФЗ) понятия «профессиональная трудоспособность» и «степень утраты профессиональной трудоспособности» определены в ст. 3 указанного закона следующим образом: «профессиональная трудоспособность — способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества; степень утраты профессиональной трудоспособности — выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая».
При этом в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона № 125-ФЗ порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации. В настоящее время это постановление
Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»6 (далее — Постановление № 789).
На основании изложенного можно сделать вывод, что правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности утверждены Постановлением № 789 лишь в отношении лиц, утративших трудоспособность в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и к сотрудникам милиции, а также лицам, уволенным со службы в милиции, утратившим профессиональную трудоспособность не применяются.
Таким образом, на сегодняшний день остается неурегулированным порядок установления степени утраты трудоспособности (в процентах) сотрудниками милиции, которые не подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с Законом № 125-ФЗ, а также лицами, уволенными со службы в милиции, что, в свою очередь, затрудняет реализацию прав указанной категории лиц на получение предусмотренной Законом о милиции денежной компенсации.
По сути, в этой неурегулированности кроется основная проблема правового регулирования отношений, связанных с выплатой сотрудникам милиции денежной компенсации.
В чем же заключаются основные причины указанной проблемы и насколько возможно определить пути ее разрешения?
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»7 (далее — Закон № 181-ФЗ) медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством РФ. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В развитие указанных положений Закона № 181-ФЗ приказом Минздравсоцразвития России от 17 ноября 2009 г. № 906н8 (далее — приказ № 906н) утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.
Ст. 8 Закона № 181-ФЗ и подпунктом «г» п. 5 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом № 906н, определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) отнесено к функциям бюро медико-социальной экспертизы. При этом каких-либо ограничений по субъектному составу для
определения степени утраты профессиональной трудоспособности указанными нормативными правовыми актами не установлено.
Однако, как показывает практика, бюро медико-социальной экспертизы отказывают сотрудникам милиции, а также лицам, уволенным со службы в милиции, в определении степени утраты профессиональной трудоспособности ввиду отсутствия соответствующего порядка, установленного Правительством РФ, и критериев, необходимых для проведения освидетельствования указанной категории лиц.
Следует отметить, что при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюро медико-социальной экспертизы применяются Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. № 569, которые разработаны во исполнение Постановления № 789.
Учитывая вышеизложенное, сотрудники милиции, не установив степень утраты профессиональной трудоспособности, фактически лишены возможности реализовать свое право на получение денежной компенсации во внесудебном порядке. В этой связи, для решения вопроса об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности сотрудники милиции, а также лица, уволенные со службы в милиции, вынуждены обращаться в суды.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации10 для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний в области науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Позиция Верховного Суда РФ по вопросу о назначении медико-социальной экспертизы на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности сотрудников органов внутренних дел при рассмотрении в судах дел по искам указанных лиц о возмещении вреда здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей военной службы (служебных обязанностей), изложена в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30 мая 2007 г11.
Согласно изложенной выше позиции Верховного Суда РФ: «...для определения размера утраченного военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел заработка, подлежащего возмещению, необходимо определить степень утраты ими профессиональной трудоспособности.
Для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в случае возникновения спора, разрешаемого судом, требуются специальные познания в области медицины, в связи с чем судом должна назначаться судебно-медицинская экспертиза, которая может быть поручена специалистам в области военно-врачебной экспертизы и медико-социальной экспертизы.».
В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 12312 (далее — Положение), военно-врачебная экспертиза проводится, в том числе в органах внутренних дел Российской Федерации, в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к службе в указанных органах, а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими службы в органах внутренних дел.
В соответствии с п. 2 Положения для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел создаются военно-врачебные комиссии, на которые в числе прочих возлагаются организация и проведение медицинского освидетельствования граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, а также определение причинной связи увечий, заболеваний граждан, проходивших службу в органах внутренних дел.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к службе в органах внутренних дел, решение других, предусмотренных Положением, вопросов с вынесением письменного заключения. Полномочиями по определению степени утраты профессиональной трудоспособности сотрудниками органов внутренних дел, а также лицами, проходившими службу в органах внутренних дел, военно-врачебные комиссии не наделены.
В то же время в соответствии со ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Постановлением Верховного Совета от 22 июля 1993 г. № 5487-113, судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии — врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание, следователя или определения суда.
Порядок организации и производства судебно-медицинской экспертизы устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом порядок определения степени тяжести
вреда, причиненного здоровью человека, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»14 (далее — Закон № 73-ФЗ) судебная экспертиза в отношении живых лиц производится в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.
П. 3 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства от 17 августа 2007 г. № 52215, установлено, что вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных п. 4 настоящих Правил (в том числе таких, как утрата общей или профессиональной трудоспособности различной степени), и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно п. 2 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных приказом Минздравосоц-развития России от 24 апреля 2008 г. № 194н16 (далее — медицинские критерии), медицинские критерии являются медицинской характеристикой квалифицирующих признаков, которые используются для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, при производстве судебно-медицинской экспертизы в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве на основании определения суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя.
П. 6.12 Медицинских критериев профессиональная трудоспособность связывается с возможностью выполнения определенного объема и качества работы по конкретной профессии (специальности), по которой осуществляется основная трудовая деятельность.
При этом степень утраты профессиональной трудоспособности опять же определяется в соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением № 789.
В соответствии с п. 20 Медицинских критериев стойкая утрата общей трудоспособности заключается в необратимой утрате функций в виде ограничения жизнедеятельности (потеря врожденных и приобретенных способностей человека к самообслужива-
нию) и трудоспособности человека независимо от его квалификации и профессии (специальности) (потеря врожденных и приобретенных способностей человека к действию, направленному на получение социально значимого результата в виде определенного продукта, изделия или услуги).
При судебно-медицинском определении степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, по квалифицирующему признаку и медицинскому критерию стойкой утраты общей трудоспособности используется Таблица процентов стойкой утраты общей трудоспособности в результате различных травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин, прилагаемая к Медицинским критериям.
Учитывая изложенное, а также то, что в соответствии со ст. 37 Закона № 73-ФЗ государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан за плату, можно предположить, что в настоящее время сотрудники милиции, а также лица, уволенные со службы в милиции как в судебном, так и во внесудебном порядке, имеют возможность установить лишь степень утраты общей трудоспособности (в процентах).
Этот вывод, отчасти, подтверждается и позицией Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в его Постановлении от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью граждани-на»17, согласно которой «определение степени утраты профессиональной трудоспособности производится учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, а степени утраты общей трудоспособности — судебно-медицинской экспертизой в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения».
Важное значение для решения вопроса о нормативно-правовом закреплении порядка установления степени утраты профессиональной трудоспособности сотрудниками органов внутренних дел, а также лицами, уволенными со службы в органах внутренних дел, имеет и сложившаяся практика Верховного Суда РФ.
Так, согласно Определению Верховного Суда РФ № КАС02-377 от 30 июля 2002 г. в принятии заявления о признании не соответствующими действующему законодательству Постановления № 789, постановления Минтруда России от 18 июля 2001 г. № 56, приказа МВД России от 15 октября 1999 г. № 805 отказано правомерно лишь постольку, поскольку суды не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти.
Сегодня назрела необходимость решения проблемы нормативно-правовой неурегулированности порядка установления степени утраты профессиональной трудоспособности как сотрудниками органов внутренних дел в целом, так и всеми теми лицами,
на которых в связи со спецификой осуществляемой ими государственной службы не распространяется действие Закона № 125-ФЗ, и возмещение вреда которым может осуществляться в различных юридических формах, в том числе в форме гражданско-правового (деликтного) возмещения вреда.
Именно в этой связи, а также учитывая, что указанная категория лиц относится к одной из социально незащищенных категорий граждан, нормативно-правовое закрепление порядка установления степени утраты трудоспособности указанной категории лиц представляется одной из первостепенных задач и требует, на наш взгляд, решения Правительства РФ о разработке Минздравсоцразвития России совместно с Минобороны России, МВД России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекта постановления Правительства РФ об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти.
1 СЗ РФ. 2009. № 31. Ст. 3997.
2 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; 1993. № 10. Ст. 360; СЗ РФ, 1996. № 25. Ст. 2964; 1999. № 14. Ст. 1666; № 49. Ст. 5905; 2000. № 46. Ст. 4537; 2002. № 18. Ст. 1721; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 30. Ст. 3087; 2005. № 13. Ст. 1078; 2006. № 31. Ст. 3420, 3452; № 52. Ст. 5498; 2007. № 41. Ст. 4845; 2008. № 52. Ст. 6227, 6235, 6248; 2009. № 48. Ст. 5715, 5717; 2010.№ 1. Ст. 4.
3 БНА федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 43; 2001. № 5; 2003. № 15 (зарегистрировано в Минюсте России 15 октября 1999 г. № 1937).
4 СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2007. № 50. Ст. 6247.
5 Там же. 1998. № 31. Ст. 3803; 2002. № 1. Ст. 2; 2003. № 17. Ст. 1554; № 28. Ст. 2887; № 52. Ст. 5037; 2008. № 30. Ст. 3616; 2009. № 48. Ст. 5745.
6 Там же. 2000. № 43. Ст. 4247; 2005. № 7. Ст. 560.
7 Там же. 1995. № 48. Ст. 4563; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 1. Ст. 25; 2008. № 9. Ст. 817; № 29. Ст. 3410; № 52. Ст. 6224; 2009. № 18. Ст. 2152.
8 Российская газета. 2010. 18 янв. (зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2009 г. № 15899).
9 Там же. 2004. 22 янв. 8 июн.; 2005. 14 июн.; 2007. 24 мая. 24 окт. (зарегистрировано в Минюсте России 15 августа 2001 г. № 2876).
10 СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2008. № 48. Ст. 5518.
11 СПС «Консультант плюс».
12 СЗ РФ. 2003. № 10. Ст. 902; 2004. № 4. Ст. 279; 2005. № 2. Ст. 152; 2008. № 31. Ст. 3744.
13 ВС РФ и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318; СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1143; 2000. № 49. Ст. 4740; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 6. Ст. 640; 2007. № 1. Ст. 21; № 43. Ст. 5084; 2008. № 30. Ст. 3616; 2009. № 1. Ст. 17; № 30. Ст. 3739; № 48. Ст. 5717; № 52 (1 ч.). Ст. 6441.
14 СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2291; 2002. № 1. Ст. 2; 2007. № 31. Ст. 4011; 2009. № 26. Ст. 3122.
15 Там же. 2007. № 35. Ст. 4308.
16 Российская газета. 2008. 5 сен. (зарегистрировано в Минюсте России 13 августа 2008 г. № 12118).
17 Там же. 2010. 5 фев.
КРИМИНОЛОГИЯ
Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Г.А. Аванесов и др.]; под ред. Г.А. Аванесова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 575 с.
Даны основы криминологического учения о преступности, вскрываются причины преступности, рассматриваются механизмы воздействия на преступность, и в частности насильственную, корыстную, организованную, политическую, профессиональную и т.д. Особое внимание уделено зарубежным криминологическим теориям и практике воздействия на преступность.
В новом издании учебник подготовлен таким образом, чтобы его могли использовать образовательные учреждения, которые применяют в учебном процессе дистанционные образовательные технологии.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов юридических специальностей, а также судей, практических работников правоохранительных органов и адвокатов.
КРИМИНОЛОГИЯ
f
учебник
5-е »
издание^!
Под редакцией Г.А. Аванесова