Тория Р. А.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ
12. ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
12.1. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ
Тория Рита Александровна канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Место работы: НОУ ВПО Московского института государственного управления и права. Черкесский филиал
Аннотация: В статье речь идет о проблеме создания территорий традиционного природопользования (далее -ТТП) коренных малочисленных народов РФ. Сегодня процесс создания ТТП идет очень медленно. До настоящего времени не создано ни одной ТТП федерального значения. Поскольку, ведение традиционного хозяйства сегодня для коренных малочисленных народов связано, прежде всего, с обеспечением юридических прав на земли и иные природные ресурсы на территориях традиционного природопользования. Закрепление этих прав коренных народов является одной из основных нерешенных проблем не только в России, но и на международном уровне. Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера; традиционные виды хозяйствования; территория традиционного природопользования; традиционный образ жизни.
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF TERRITORIES OF TRADITIONAL NATURE USE OF INDIGENOUS PEOPLE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Toria Rita A., PhD in law, associate Professor of civil and legal disciplines
Work place: non-state educational institution of higher professional education Moscow Institute of state management and law. Cherkessk branch
Annotation: The author tells us about the problem of territory's creation of traditional nature use of indigenous people of the Russian Federation. Today, the process of the creation this territories of traditional nature use of indigenous people is very slow. Nowadays there is no one territory of Federal importance. Because, the maintaining of the traditional economy for indigenous people is associated primarily with the provision of legal
rights to land and other natural resources on the territories of traditional nature use. The securing of these rights of indigenous people is one of the major unresolved problems not only in Russia but also at the international level.
Keywords: indigenous people, Traditional types of economy, territories of traditional economy, traditional lifestyle.
В Российской Федерации 40 народностей наделены правовым статусом коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ1, общая численность которых, согласно данным переписи 2013 г., составляет около 257 тысяч 895 человек2.
Традиционное проживание в труднодоступных местностях с суровым климатом и ограниченными возможностями для личного потребления природных ресурсов обусловило необходимость выделения в отдельную категорию коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Экстремальные условия предопределяют для представителей названных народов выбор практических занятий, дающих возможность поддерживать жизнедеятельность человека на уровне, который достаточен лишь только для того, чтобы обеспечить возможность его выживания. Особенности их традиционного образа жизни обусловлены состоянием окружающей среды и возможностью использования природных ресурсов.
Земельные ресурсы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Крайнего Севера являются единственным источником жизнеобеспечения для этих народов, одновременно являясь и средой обитания этих народов и главным средством производства в традиционной хозяйственной деятельности. На этих территориях сложился и развивается многовековой уклад их жизни. Вместе с тем, пренебрежение интересами коренных малочисленных народов в процессе разработки и добычи, находящихся в местах их традиционного проживания полезных ископаемых привели к тому, что некоторые из малочисленных народов уже стоят на грани полного исчезновения.
Таким образом, ведение традиционного хозяйства сегодня для коренных малочисленных народов связано, прежде всего, с обеспечением юридических прав на земли и иные природные ресурсы на территориях традиционного природопользования. Закрепление этих прав коренных народов является одной из основных нерешенных проблем не только в России, но и на международном уровне.
1 Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. № 536-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 17. Ст. 1905.
2 http://www.binfocom.ru/content/publication/view/311.html
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
1 '2016
Одной из актуальных проблем на настоящем этапе является проблема создания территорий традиционного природопользования (далее - ТТП) коренных малочисленных народов РФ. Хотя был принят закон на федеральном уровне «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»3. Сегодня процесс создания ТТП идет очень медленно. До настоящего времени не создано ни одной ТТП федерального значения. Например: с 2005 года ведется деятельность по образованию ТТП федерального значения «Бикин» в Пожарском районе Приморского края4. Вопрос, как сохранить и уникальную природу и не менее уникальное традиционное природопользование удэгейцев, возникал неоднократно. До 2001 года полноценно охранять одновременно и природные комплексы, и образ жизни малочисленных народов на законодательном уровне возможности не было. Федеральное законодательство регулировало этот вопрос фрагментарно, а региональное было не эффективным.
С выходом в свет Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»5 этот вопрос был урегулирован, поскольку в России появилась новая категория особо охраняемых природных территорий, но в этом нормативном правовом акте отсутствует четкая позиция законодателя по вопросу определения правового режима территорий традиционного природопользования, что не позволяет решить практическую задачу создания названных территорий и обеспечения прав коренных малочисленных народов на землю, поэтому Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»6 фактически не действует. Рассмотрим подробнее.
Территории традиционного природопользования (ТТП) коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации были определены как особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Целями образования территорий традиционного природопользования являются:
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;
- сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов;
3 СЗ РФ. 2001. №20. Ст.1972.
4 http://www.csipn.ru/glavnaya/novosti-regionov/1072#.Vf_qy9Ltmko
5 СЗ РФ. 2001. №20. Ст.1972.
6 СЗ РФ. 2001. №20. Ст.1972.
- сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия.
Это является основным отличием ТТП от других, поскольку все остальные виды территорий имеют целью сохранение лишь природных ландшафтов, объектов растительного животного мира, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность. Некоторые виды особо охраняемых территорий предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях, для регулируемого туризма и иных целей. Территории же традиционного природопользования образуются не только для сохранения природных ценностей, но и для ведения традиционного природопользования, сохранения образа жизни и культуры коренных малочисленных народов.
В 2005 году при содействии Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, общины коренных малочисленных народов «Тигр» и Амурского филиала WWF -Россия был разработан первый в России Проект Положения о модельной особо охраняемой территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов федерального значения «Бикин»7.
На территорию традиционного природопользования планировалось возложить решение следующих основных задач:
- сохранение природной среды, особо ценных природных комплексов, объектов и рекреационных ресурсов;
- обеспечение условий защиты и устойчивого развития исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, сохранения и развития самобытной культуры коренных малочисленных народов;
- сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия; - сохранение объектов культурного наследия и природных комплексов территории традиционного природопользования, имеющих значение для сохранения исконной среды обитания коренных малочисленных народов, сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, а также экологическое, историческое, эстетическое и рекреационное значение;
- создание условий для осуществления традиционного природопользования и традиционного образа жизни, развития традиционных отраслей хозяйствования и связанных с ним производств, обеспечивающих основные жизненные потребности коренных малочисленных народов, общин коренных малочисленных народов, а также лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающих на территории традиционного природопользования и ведущих такие же, как и коренные малочисленные народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни, с учетом потребительских интересов населения и потребностей товарного производства;
- создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях, его непосредственная организация;
- осуществление экологического мониторинга;
7 http://eco-law.ru/sokhranim-bikin/213-kto-takie-udegejtsy-2.html
Тория Р. А.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ
- восстановление нарушенных ландшафтов, природных объектов, объектов культурного наследия;
- охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов, охрана объектов растительного и животного мира;
- организация экологического и этнографического просвещения населения;
- разработка и внедрение эффективных научных методов охраны природы, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, ис-торико-этнокультурных объектов, экологического просвещения и туризма и поддержания экологического баланса в
условиях рекреационного использования территории тра-
8
диционного природопользования .
Предполагалось передать в ведение Министерства регионального развития РФ управление территорией, которое могло бы осуществляться совместно с Координационным Советом территории традиционного природопользования. Совместное управление, в случае создания территории традиционного природопользования, является приоритетом, поскольку эффективно управлять такой территорией можно, только основываясь на опыте и знаниях тех народов, которые там проживают и ведут свою хозяйственную деятельность.
Основными задачами такого Координационного Совета предполагалась обозначить:
- координацию деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общин коренных малочисленных народов, а также иных лиц, которые осуществляют управление и контроль на территории традиционного природопользования;
- обеспечение контроля за соблюдением режима особой охраны;
- подготовку и внесение в установленном порядке предложений по вопросам управления и контроля на территории традиционного природопользования, требующим решения органов государственной власти и органов местного самоуправления.
На территории традиционного природопользования предполагалось установить дифференцированный режим охраны, защиты и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей, согласно которому были выделены следующие функциональные зоны:
- особо охраняемые зоны, предназначенные для сохранения природных экосистем (в отдельности, либо в комплексе), их изучения в процессе их естественного развития, сохранения всего разнообразия местных видов растений и животных. Их было выделено 8: «Амба», «Дунгаза», «Большое плато», «Пещерка», «Зева», «Токовище», «Ада», «Аник»;
- зоны традиционного природопользования, предназначенные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами, общинами коренных малочисленных народов, а также лицами, не относящимися к малочисленным народам, но постоянно проживающими в пределах территории традиционного природопользования и ведущими такие же,
как и коренные малочисленные народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни;
- зоны культурного и природного наследия, в пределах которых обеспечиваются условия сохранения комплексов и объектов культурного и природного наследия малочисленных народов, в том числе культовых сооружений, мест древних поселений и иных объектов, имеющих культурную, историческую и религиозную ценность.
- зоны рекреации и туризма, предназначенные для осуществления движения туристических групп по установленным маршрутам с целью ознакомления с достопримечательностями территории традиционного природопользования, экологического и историко-этнологического просвещения, организации отдыха, размещения, культурного, бытового и информационного обслуживания.
- зоны щадящего природопользования, в пределах которых осуществляется деятельность, необходимая для функционирования и развития территории традиционного природопользования, обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на этой территории, ведения хозяй-
ч 9
ственной и иной деятельности .
Более 10 лет жители Красного Яра, удэгейцы, нанайцы и представители других национальностей, в том числе, русские, боролись за создание территории традиционного пользования (ТТП) в бассейне реки Бикин. Но ТТП по непонятным причинам так и не была создана.
К сожалению, в настоящее время вопрос создания ТТП «Бикин» не решён. Но представляется, что создание такой территории является сегодня единственным выходом из ситуации, когда необходим комплексный подход для сохранения и природы Бикина, и людей, живущих веками за счет его природных ресурсов.
Создание такой территории федерального уровня смогло бы обеспечить не только защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие самобытной культуры коренных малочисленных народов, сохранение биологического разнообразия, но и создало бы дополнительные механизмы по обеспечению локальной и региональной экологической безопасности. Кроме того, что вышеуказанная территория чрезвычайно важна для поддержания традиционного уклада жизни удэгейцев, она уже сегодня предлагается для включения в Список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Создание этой территории могло бы способствовать эффективному природопользованию, сохранению природы и окружающей среды и природных богатств Приморского края для ныне живущих и будущих поколений, однако до настоящего времени работа не завершена.
Подводя некоторые итоги вышеизложенному, можно отметить следующее: создание ТТП как особо охраняемой природной территории со специфическими целями и задачами в принципе должно способствовать решению двойной проблемы - сохранение природного разнообразия и создание определенных условий
8 http://eco-law.ru/sokhranim-bikin/213-kto-takie-udegejtsy-2.html
9 http://eco-law.ru/sokhranim-bikin/213-kto-takie-udegejtsy-2.html
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
1 '2016
для жизнеобеспечения коренных малочисленных народов. Однако нельзя не отметить, что реализация принятых законов проходит в довольно сложных условиях: с одной стороны, северные территории - это плацдарм для развития отечественной экономики, с другой - эти территории - хрупкая северная экосистема и территории традиционного обитания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. В этой связи логичными и оправданными являются усилия государства в попытках
поддержать и сохранить определенную гармонию во
10
взаимоотношениях государства и этих народов .
Коллизии в правовом регулировании традиционного природопользования коренных малочисленных народов на современном этапе привели к существенной деформации социально-экономического развития, культуры, исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов, что создало реальную угрозу полной утраты ими самобытного хозяйствования на территориях исконного проживания. Для сохранения самобытности таких народов и устойчивого развития территорий их традиционного природопользования следует преодолеть пробелы федерального законодательства в области защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, а также создать реально действующие механизмы такой защиты. Отсутствие четкой позиции законодателя по вопросу определения правового режима территорий традиционного природопользования не позволяет решить практическую задачу создания названных территорий и обеспечения прав коренных малочисленных народов на землю, а Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Феде-
11
рации» поэтому фактически не действует.
Список литературы:
1. СЗ РФ. 2001. №20. Ст.1972.
2. Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. № 536-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 17. Ст. 1905.
3. http://www.csipn.ru/glavnaya/novosti-regionov/1072#. Vf_qy9Ltmko
4. http://docs.cntd.ru/document/901786770
5. http://www.csipn.ru/glavnaya/region-news/934-sozdanie-natsюnalnogo-parka-lтюzhet-prinesti-novye-ugrozy-traditsionnom
6. Л.В. Андриченко Правовой статус национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации Институт законодательства и сравнительного
10 Территории традиционного природопользования корренных малочисленных народов и их место в системе особо охраняемых природных территорий России / А.А. Транин http://igpran.ru/articles/2976/ 10
11 СЗ РФ. 2001. №20. Ст.1972.
правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Городец, 2005. С. 288.
7.http://eco-law.ru/sokhranim-bikin/213-kto-takie-udegejtsy-2.html
Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов и их место в системе особо охраняемых природных территорий России / А.А. Транин http://igpran.ru/articles/2976/ 10
РЕЦЕНЗИЯ
на статью кандидата юридических наук, доцента Тория Р.А. «Проблемы правового регулирования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов РФ» В статье речь идет о проблеме создания территорий традиционного природопользования (далее - ТТП) коренных малочисленных народов РФ, о том, что процесс создания ТТП идет очень медленно и до настоящего времени не создано ни одной ТТП федерального значения.
Автор справедливо отмечает, что коллизии в правовом регулировании традиционного природопользования коренных малочисленных народов на современном этапе привели к существенной деформации социально-экономического развития, культуры, исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов, что создало реальную угрозу полной утраты ими самобытного хозяйствования на территориях исконного проживания. Для сохранения самобытности таких народов и устойчивого развития территорий их традиционного природопользования следует преодолеть пробелы федерального законодательства в области защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, а также создать реально действующие механизмы такой защиты. Отсутствие четкой позиции законодателя по вопросу определения правового режима территорий традиционного природопользования не позволяет решить практическую задачу создания названных территорий и обеспечения прав коренных малочисленных народов на землю. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.
кандидат юридических наук, доцент Санкт-Петербургского юридического института
Рубцов А.Ю.