Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования суррогатного материнства в России'

Проблемы правового регулирования суррогатного материнства в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПЛОДИЕ / СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования суррогатного материнства в России»

Список источников и литературы:

1. Конституция Тунисской Республики, 1959, Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова [Электронный ресурс] - Режим доступа -http://worldconstitutions.ru/archives/76;

2. Конституция Хашимитского Иорданского Королевства, 1952, http://worldconstitutions.ru/archives/82;

3. Маргинани Б. Хидоя: комментарии к мусульманскому праву. Москва, Волтерс Клувер 2010, с.656.

4. Halm H. Islamisches Rechts- und Staatsverstandnis. Islam und Staatsgewalt, Munchen, 2008, s. 4;

5. Jokisch B. Islamische Reiche Recht. Harun al-Rashïd's Codification Project, New-York-Berlin, 2008, s. 757.

Шилкова И.Н., исторический факультет Научный руководитель: Е.Р. Брюхина

Проблемы правового регулирования суррогатного материнства

в России

По официальным данным бесплодием страдают 10-15% супружеских пар, это только в процентах. Бесплодие - отсутствие беременности после одного года регулярной половой жизни без использования контрацепции (http : //detibudut.ru/content/view/12/31 /).

ВРТ - это методы терапии бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма. ВРТ включают: экстракорпоральное оплодотворение и перенос эмбрионов в полость матки, инъекцию сперматозоида в цитоплазму ооцита, донорство спермы, донорство ооцитов, суррогатное материнство, преимплантационную диагностику наследственных болезней, искусственную инсеминацию спермой мужа (донора) (Приложение №1 «инструкция по применению ВРТ» к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 26.02.2003 №67 «О применении ВРТ в терапии мужского и женского бесплодия»).

Суррогатное материнство (СМ) - вид вспомогательной репродуктивной технологии, основанной на экстракорпоральном оплодотворении, т.е. зачатии не в теле человека и последующем переносе оплодотворенной яйцеклетки в матку другой женщины.

Как бы это странно не звучало, но в вопросе СМ мы и страны СНГ оказались более либеральными, чем те страны, которые исторически являются примерами демократических государств, борющихся за естественные, ну и не всегда естественные, права и прочими прелестями либеральности.

На данный момент суррогатное материнство в России признано законным, но при этом, правовое регулирование находится на очень низком уровне и это положение требует изменения, в котором видится два пути:

Во-первых, законодательное запрещение данной процедуры;

Во-вторых, требуется правовое совершенствование регулирования суррогатного материнства.

Идя по второму пути, думается, необходимо решить следующие задачи: выявить проблемы правового регулирования суррогатного материнства в России; предложить варианты договорного регулирования суррогатного материнства.

При анализе существующего законодательства, регулирующего суррогатное материнство, видны противоречия в формулировках существующих нормативно-правовых актов (Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона»; Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-Ф3, ст. 168; Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия»), из-за чего на практике возникают проблемы с проведением процедуры для одинокой(ого) женщины (мужчины), с оформлением детей, которые требуют решения.

Документы, регулирующие в настоящее время реализацию этой программы уже устарели и их неполноценность влияет на практическую реализацию суррогатного материнства.

Наиболее важной проблемой является отсутствие законодательного акта, который бы включал положения, регулирующие участие в программе и все дальнейшие последствия, также, отсутствие определённой формы составления договора суррогатного материнства.

Исходя из вышесказанного, на данный момент необходимо:

Во-первых: устаревшее законодательство необходимо изменить, приняв единый НПА, включающий в себя: описание показаний к проведению процедуры, на наш взгляд, они должны быть медицинского характера; описание медицинских манипуляций (для чего в законе необходимо закрепить единую терминологию); требования к суррогатной матери(возраст до 37 лет, здоровая психически, физиологически,имеющая своих здоровых детей).

Следует предусмотреть основания, последствия и ответственность при расторжении договора между генетическими родителями и суррогатной матерью (по обоюдному желанию, при стечении независящих от субъектов обстоятельств, намеренное прерывание беременности суррогатной матерью).

122

Также, необходимо в соглашении предусмотреть последствия, когда беременность оказывается многоплодной. Иногда супруги требуют оставить только одного ребенка, здесь законодательство должно встать на сторону суррогатной матери и защиты детей, в соответствии с чем, в договоре должно быть указано, что родители знают о таких последствиях ЭКО как рождение одновременно нескольких детей, и они согласны взять ответственность за каждого родившегося ребёнка.

В настоящее время закон на стороне суррогатной матери, то есть, ребёнок окажется у своих генетических родителей только в том случае, если биологически неродная мать ребёнку даст согласие на его передачу. Полагаем, эта несправедливость должна быть исправлена путём закрепления обязанности суррогатной матери передать ребёнка генетическим родителям, а последних принять его в течение первых суток после родов. А в случае осложнённых родов в течение 5 дней. Это послужит препятствием к множеству судебных разбирательств.

Что касается финансового вопроса, то необходимо соблюдение принципа свободы договора.Полагаем, что вопрос оплаты должен носить диспозитивный характер: возмездное (суррогатная мать получает вознаграждение) или безвозмездное (не предполагает другой оплаты, кроме возмещения расходов, связанных с беременностью).

Во-вторых, необходимо обязательное заключение договора и определение на уровне закона его правовой природы. Помимо того, думается, говоря об этом договоре, в первую очередь необходимо выяснить его субъектный состав. Следует выделить три основных субъекта: лица, нуждающиеся в услугах суррогатной матери, медицинское учреждение и суррогатная мать. Таким образом, полагаем, договор будет носить трёхсторонний характер.

Все три субъекта вступая в правоотношения являются довольно уязвимыми, поэтому их права, обязанности должны быть чётко прописаны в договоре, желательно не одном. С.Ю. Чашкова считает, что их должно быть три: между супругами и самим лечебным учреждением, между медицинским учреждением и суррогатной матерью, между суррогатной матерью и супругами-заказчиками (Чашкова С.Ю. 2005). Более целесообразно первые два договора объединить в один трехсторонний договор, регулирующий услуги медицинского учреждения по забору донорского материала у супругов, и имплантации полученного эмбриона суррогатной матери. По правовой природе это договор возмездного оказания услуг. В нём необходимо описать все медицинские процедуры которые будут проводится, количество их попыток и прочие медицинские манипуляции, с

последствиями которых должны быть ознакомлены стороны подписывающие данный договор. Данный договор, целесообразно заверить нотариально (по содержанию более сложный документ), тогда как договор между генетическими родителями и суррогатной матерью не обязательно заверять, т.к это подтвердит лишь саму подпись, а не содержание.

Договор, заключённый между субъектами программы может быть заключен только для приобретения/передачи гражданских прав и обязанностей, то есть передача ребенка от суррогатной матери его биологическим родителям предметом договора являться не может - ребенок не может являться предметом сделки.

Вышеперечисленные пункты НПА должны быть указаны в договоре, под ними должны стоять подписи субъектов-участников программы о том, что они ознакомлены с информацией и знают обо всех обязанностях и последствиях.

Список источников и литературы

1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) ч. 1 ст 38 СПС «Консультант плюс»;

2. Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред.30.06.2008), ст. 51-52 СПС «Консультант плюс»;

3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.93 № 5487-1 (ред. 27.12.2009) ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона»;

4. Федеральный Закон от 15.11.97 № 143-ФЗ (ред. 27.12.2009) «Об актах гражданского состояния», ст. 16 СПС «Консультант плюс»;

5. Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

6. Дронова Ю.А. Что нужно знать о суррогатном материнстве М.: Городец, 2007 - 112 с.

7. Чашкова С.Ю. Договор как способ регулирования отношений между участниками репродуктивной технологии суррогатного материнства//Юстиция, 2005, №2 [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://detibudut.ru/content/view/12/31/

Попенко Е.А., исторический факультет Научный руководитель: к.пед.наук Н.Л. Батуева

Появление реестра юридических лиц в историческом ракурсе: этапы,

цели, результат

На сегодняшний день в науке гражданского права существует множество нераскрытых вопросов, связанных с изучением института юридического лица, которые представляют особый интерес для цивилистов. Например, до сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, был ли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.