6. Иванов П.И. Проблемы борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями в кредитно-финансовой сфере: Науч.-практич. пособие / под науч. ред. П.И. Иванова / П.И. Иванов, Э.В. Марзаев, М.Э. Пчелинцев. - М.: Юнити-Дана, 2008. 104
7. Криминалистика: Учебник / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. - М.: Академия, 2015. 943 с.
8. Лапин В.О. Расследование экономических преступлений: Учеб. пособие / В.О. Лапин, А.Ф. Волынский. - М.: Инфра-М, 2016. - 204 с.
9. Хижняк Д.С. Процессуальные и криминалистические проблемы развития тактики следственных действий / под ред. В.И. Комиссарова / Д.С. Хижняк. - М., 2016. 128 с.
10. Хамгоков М.М. Производство предварительного следствия следственной группой: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук /М.М. Хамгоков. - Краснодар, 2008. 27 с
11. Шляпников Ю.В. Основы криминалистической методики расследования незаконного предпринимательства: Автореф. дис. . канд. юрид. наук / Ю.В. Шляпников. -Н. Новгород, 2017. 28 с.
-♦-
УДК 341
DOI 10.1555/2409-3203-2018-0-14-83-87
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
Рейзнер Юлия Васильевна
магистрант 2 года обучения кафедры теории и истории государства и права
ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск Трофимова Светлана Алексеевна к.ф.н., доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные правовые тенденции регулирования развития мировой продовольственной системы, исследованы данные статистики и законодательный опыт стран. Предложены возможные варианты повышения качества и безопасности мировой продовольственной системы.
Ключевые слова: мировая продовольственная система, глобализация, санкции, ГМО, рынок продовольствия, ООН, ФАО.
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF THE WORLD
FOOD SYSTEM
Reizner Julia V.
Master of 2 years of teaching at the Department of Theory and History of State and Law
Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, Krasnoyarsk Trofimova Svetlana A. scientific adviser
Ph.D., Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law
Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, Krasnoyarsk
Annotation: in this article the main legal trends in the regulation of the development of the world food system are examined, the data of statistics and legislative experience of countries are investigated. Possible options for improving the quality and safety of the world food system are suggested.
Key words: world food system, globalization, sanctions, GMOs, food market, UN, FAO.
В современном мире можно констатировать две тенденции в сфере продовольственной безопасности: во-первых, в процессе нарастающего производства продукции, развития сельского хозяйства и глобализации доступность продуктов питания для потребителей значительно возросла. Запасы мирового продовольствия на душу населения достаточно высоки и, в утопическом варианте построения продовольственной системы, есть возможность удовлетворения потребностей каждого жителя планеты, исходя из принципов рациональности, разумности распределения ресурсов. По статистическим данным, рост производства продовольствия в мировом масштабе варьируется в пределах 2-2,5% в год (в России же эта цифра за 2016 год составила 3%) [1] (население Земли при этом растет со скоростью 1,5% в год).
Во-вторых, прослеживается тенденция неэффективности распределения запасов продовольствия между странами. Об этом свидетельствуют ежегодные доклады ФАО «Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире». Хотя производство продовольствия в мире увеличилось, вопросы его безопасности, пригодности продукции для потребления остаются достаточно острыми. Проблемы создания действенного правового механизма регулирования потоков продовольствия и обеспечения продовольственной безопасности, являются одними из наиболее важных.
Понимание сложности данной проблематики произошло в XX веке, как считают некоторые ученые [2. С.36]. Первоначальное рассмотрение произошло на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году, принявшей резолюцию «Международные обязательства продовольственной безопасности в мире», в которой получил одобрение План действий о ликвидации голода и недоедания в мире, реализация которого была возложена на ФАО [3]. Вопросы и пути их решения обсуждались в Риме также на всемирном продовольственном саммите в 1996 году, на форуме «Как накормить население мира в 2050 г.» 12-13 октября 2009г. Ставились задачи улучшения качества продуктов питания, сокращения численности голодающих, но прослеживается тенденция усугубления данных состояний.
В целях упорядочения правового регулирования продовольственной безопасности А.А. Касьянов выделял индикаторы развития мировой и российской продовольственных систем, такие как численность населения, посевные площади, потребление энергии, индекс объема производств и др. [4]. Анализ этих индикаторов позволяет выделить следующие тенденции:
1. Интенсивный рост численности населения (за последние 15 лет - более чем на треть; по состоянию на 2017 год - приблизительно 7 561 268 097 чел. [5]), как в развивающихся странах и регионах, так и на все планете в целом. Увеличение численности обостряет проблемы с отсутствием продовольствия, возрастающий спрос на
84
продукцию требует постоянного интенсивного наращивания объемов сельскохозяйственного производства. Зачастую данные процессы не только ведут к естественному истощению природных ресурсов, земель, но и к отсутствию должного правового регулирования, что порождает неконтролируемое использование в производстве продовольствия технологий генной инженерии. Также, из-за стремительного роста мирового населения и малых темпов роста сельского хозяйства в мире, продовольствие дорожает в среднем на 5-6% ежегодно. В наиболее проблемных регионах, к примеру, в Центральной Африке, этот показатель определяется двузначными цифрами.
2. Потребность в продовольствии порождает необходимость наращивания объемов производства. На экспертном форуме «Как накормить население мира в 2050г.» в Риме 12-13 октября 2009г. данный вариант обозначен как один из путей решения проблемы обеспечения уже к XXI в.
Но данная проблема не только не решилась, но и, усугубилось состояние безопасности продукции для потребления. Опираясь на современные технологии в сфере генной инженерии, фирмы - производители активно лоббируют идеи повсеместного внедрения ГМ-продуктов в ФАО, что, якобы, поможет в кратчайшие сроки решить проблемы обеспечения продовольствием.
В различных странах существуют разные подходы к использованию ГМО. К примеру, в Евросоюзе действуют строгие нормы касаемо оборота продукции, полученной с использованием ГМО, фактически с 2001 года на ГМО действует мораторий. Такая продукции может реализовываться только после разрешительных процедур и одобрения Европейским агентством по безопасности продуктов питания (ЕР Б А) (по состоянию на 2014 год одобрение получило 52 наименования продуктов). С 12 июня 2014 года проектом директивы внесены изменения в Директиву ЕС 2001/18/ЕС от 12.03.2001 г. о намеренном выпуске в окружающую среду ГМО.
США демонстрирует иной подход: страна является лидером выращивания ГМ-культур. Статистика показывает, что в 2012г. количество гектаров, на которых производилось выращивание продукции, произведённой посредством биотехнологий, составило 69,5 млн; на мировом уровне - 170,3 млн гектаров [6].
В последнее время как раз прослеживается замена натурального продукта питания на ГМ-продукты, активное применение гормонов роста при выращивании. Производитель, в стремлении получить выгоду, нацелен не на качество, а на количество товара. Наращивая объемы производства, вопрос качественного продовольствия остается открытым. Генномодифицированные продукты возможно и будут отвечать требованиям сертификатов соответствия, деклараций, но это не означает, что качество здесь будет поставлено «во главу угла».
Что касается Российской Федерации, то Федеральным законом от 03.07.2016 № 358-ФЭ закреплен запрет на ввоз на территорию РФ и использования для посева (посадки) семян растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии...»[7]. Политику запрета ГМ-продуктов поддержала так же Франция [8].
3. Монополизация рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Усиление роли крупных монопольных концернов в США и ЕС, производство огромного объема монокультур и определение демпинговой цены для предприятий стран третьего мира, привело к тому, что менее крупные товаропроизводители вытесняются с рынка продукции.
4. Неблагоприятная конъюнктура рынка, обусловленная интенсивностью развития глобальной системы, расширением торговли продуктами питания на международном уровне. В этом направлении прослеживаются определенные тенденции:
при формировании мировых ресурсов преобладает ориентация на страны -экспортеры;
- ужесточение конкуренции, стабильное повышение цен;
- объемы производства мирового рынка увеличиваются при ухудшении факторов производства, нестабильной динамики производства, связанной с аномальностью природных явлений, зачастую нехарактерных для тех или иных регионов;
- понижается устойчивость продовольственных рынков и качественность ресурсов;
- экспорт и импорт на мировом уровне не сбалансированы.
Если в глобальном контексте рассматривать и российскую продовольственную систему, то на фоне общемировых показателей можно проследить определенные негативные тенденции. Директор по внешним связям Союза органического земледелия А. Любоведская сообщает, что «собственным продовольствием Россия обеспечена, по разным оценкам, на 60-80%. Фактически голодают в России около 4-5% населения, в основном это социально неблагополучные слои. А от скрытого голода страдают десятки миллионов россиян» [9]. Привлекает внимание, прежде всего, демографический показатель: снижение численности населения, в особенности сельского, означает сокращение трудовых ресурсов, в частности, задействованных в производстве с/х продукции, что приведет к снижению удовлетворения спроса на продовольствие [10]. За последние 15 лет прирост объемов производства составил около 1,2 %, что значительно ниже общемировых показателей, а прирост импорта вырос в 3,3 раза [4].
Таким образом, следует выделить возможные варианты повышения качества и безопасности мировой продовольственной системы:
- сокращение применения синтетических удобрений, отказ от использования антибиотиков и гормонов роста, улучшение условий труда и проживания сельского населения;
- обеспечение свободного доступа потребителей к достоверной информации о происхождении продукции, о наличии ГМО, о методах переработки.
- ориентация национальной и международной политики в сфере постепенного снижения и, в перспективе, отказа от субсидирования экспорта в сфере сельского хозяйства. Возможно создание новых рабочих мест, разработка и внедрение экологически безопасных способов производства. Таким образом обеспечить финансовую и экологическую устойчивость сельского хозяйства.
Основным направлением развития мировой продовольственной системы должна стать агропродовольственная политика создания стратегической продовольственной базы. Решить эти задачи позволит синтез национальных политик, разработка, внедрение инновационных технологий в сфере производства продовольствия. Многие российские исследователи уделяют серьезное внимание вопросу продовольственной безопасности, особенно в районах с экстремальными климатическими условиями: A.A. Кондрашев, С.А. Трофимова и др. [11] и предлагают некоторые варианты возможного разрешения этой сложной ситуации.
Так, необходимо создавать фонды продовольствия при ООН для постоянного поддержания населения голодающих территорий, а не ограничивать производство питания в развитых странах [12].
Считаю целесообразным на международном уровне создать структуру (возможно в рамках ФАО, ВОЗ, ООН), которая занималась бы учетом избытков продовольствия и перераспределением их между населением территорий, страдающих от голода. В тех странах, которые не могу решить проблему самостоятельно, было бы целесообразнее, в масштабе России, не уничтожать санкционное продовольствие, поступившее через Белоруссию и третьи страны, а создать механизмы учета и распределения конфискованной продукции среди социально незащищенных слоев населения [13]. Демонстрация в средствах массовой информации уничтожения продукции, которую не все могут позволить себе, способна вызвать всплески социальной напряженности. Естественно, необходимо нормативно-правовое обеспечение. В продовольственной
политике стран должны учитываться дисбалансы в потреблении продуктов питания и нерациональности использования природных ресурсов, порождающих ухудшение продовольственной и экологической ситуации в мире.
Список использованной литературы:
1. URL: https://www.kommersant.m/doc/3297369.
2. Грехова Д., Новогонская М. Продовольственная безопасность и ее правовое регулирование/ Д. Грехова, М. Новогонская//Инновационная экономика и современный менеджмент. 2017. № 3. С. 36-42.
3.1. Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания: принята 16 ноября 1974 г. Всемирной продовольственной конференцией, созванной в соответствии с резолюцией 3180 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1973 г. и резолюцией 3348 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1974 т.II Консультант Плюс. Законодательство.
4. Касьянов A.A. Продовольственная система России в глобализирующемся мире/ A.A. Касьянов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. №1 (49).
5. URL: http://countrymeters.info/ru/World (Режим доступа: 30.10.2017).
6. URL: https://www.ictsd.org/bridges-news (Режим доступа: 30.10.2017).
7. Федеральный закон от 03.07.2016 № 358-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности»// Консультант Плюс.
8. URL: https://www.ictsd.org/bridges-news (Режим доступа: 30.10.2017).
9. URL: https://www.gazeta.ru/business/2014/07/07/6099869.shtml. (Режим доступа: 30.10.2017).
10. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов// ИПС Гарант.
11. Трофимова С.А., Трофимова И.Б., Трофимов Б.Н., Дмитриев М.Д. Политика России в Арктике в сфере продовольственной безопасности/ С.А. Трофимова, И.Б. Трофимова, Б.Н. Трофимов, М.Д. Дмитриев// НАУКА КРАСНОЯРЬЯ. Т 6. № 3. 2017. С. 56-68.
12. Kondrashev A.A., Nikitenko М.Е., Trofimova I.B., Trofimova S.A. & Gotsko L.G. (2016) Food Security of Arctic Territories Legal Regulation// Journal of Siberian Federal University. Humanities &Social Sciences, 9 (9), 2184-2193.
13. Kondrashev A., Trofimova S., Trofimova I., Nikitenko M., Gotsko L. The Arctic States' Strategies and the Norhern Regions' Food Security// Economic Annals-XXI: Volume
162, Issue 11-12, Pages: 32-37, February 28, 2017 DOI: https:// doi.org/ 10/21003/ ea. V 162-07.
-♦-