Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОНЛАЙН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОНЛАЙН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое регулирование онлайн бизнеса / заключение договоров / онлайн-предпринимательство / legal regulation of online business / conclusion of contracts / online entrepreneurship

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Л И. Гибадуллина, А Ш. Галимова

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы правового регулирования онлайн-предпринимательства в современной России, анализируются имеющиеся на сегодняшний день методы регистрации субъектов предпринимательской деятельности, прав собственности и сделок между физическими и юридическими лицами с использованием Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF ONLINE ENTREPRENEURSHIP IN MODERN RUSSIA

This article examines the current problems of legal regulation of online entrepreneurship in modern Russia, analyzes the currently available methods of registration of business entities, property rights and transactions between individuals and legal entities using the Internet.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОНЛАЙН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОНЛАЙН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Л.И. Гибадуллина, студент А.Ш. Галимова, канд. экон. наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

Б01:10.24412/2411-0450-2024-11-2-51-53

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы правового регулирования онлайн-предпринимательства в современной России, анализируются имеющиеся на сегодняшний день методы регистрации субъектов предпринимательской деятельности, прав собственности и сделок между физическими и юридическими лицами с использованием Интернета.

Ключевые слова: правовое регулирование онлайн бизнеса, заключение договоров, онлайн-предпринимательство.

На сегодняшний день повсеместная цифро-визация приводит к изменениям во всех сферах человеческой деятельности, и предпринимательство не стало исключением. Развитие онлайн-бизнеса набирает обороты и требует отдельного рассмотрения с точки зрения правового урегулирования. Онлайн-предприни-мательство или электронная предпринимательская деятельность служит объектом правового регулирования, но в законодательстве не прописаны признаки и особенности данного регулирования. Законодательство РФ слабо регулирует данную сферу деятельности, поэтому проблема выявления признаков и особенностей правового регулирования в сфере онлайн-предпринимательства остается актуальной.

Определение предпринимательской деятельности дается в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Абзац 3 пункта 1 указанной статьи гласи: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользованием имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [1, с. 5].

Исходя из данного определения, можно выделить три основные составляющие предпринимательской деятельности:

а) самостоятельность;

б) рисковый характер;

в) систематическое получение прибыли.

Предпринимательская деятельность, развернутая в интернете, представляет собой «взаимодействие субъектов, информационных технологий и видов хозяйственной и предпринимательской деятельности. В результате этого взаимодействия формируются отношения, связанные с предпринимательской деятельностью в информационной среде. В этом процессе участвуют субъекты, занимающиеся передачей, использованием и созданием информационных ресурсов, а также осуществляющие хозяйственную деятельность и предпринимательскую деятельность при помощи информационных технологий» [2, с. 15].

Правовое регулирование онлайн-предпри-нимательства в России сегодня развивается активно, однако в нем существуют проблемы, которые отражаются в юридической науке, направленной на изучение данной сферы. Данное направление является релевантным для размышления научных умов, ведь основные рассматриваемые вопросы, среди которых базовые понятия, правила и определения, характер отношений субъектов, заключающих сделку в онлайн-предпринимательстве, остаются неразобранными.

Основанием для утверждения предпринимательской деятельности, осуществляемой в онлайн-предпринимательстве, является доказанный факт постоянного получения прибыли при заключении сделок через Интернет. В качестве примера такой деятельности можно

назвать предоставление права на использование доменного имени или предоставление соответствующий услуг в данной области.

Проведение операций в интернете, способствующих увеличению доходов или облегчению их получения, не относится к онлайн-предпринимательству, поскольку интернет для них вступает как вспомогательный элемент для продвижения и рекламы, а не для систематического получения дохода. К таким видам деятельности можно отнести, например, электронную торговлю одеждой через интернет-магазин, где исполнение договора продавцом реализуется с помощью курьера.

Данная «классификация основана на критерии исполнения основных договоров, направленных на получение прибыли» [2, с. 16]. Следовательно, предпринимательская деятельность в Интернете осуществляется через непосредственное онлайн-наполнение. Особенности предпринимательской деятельности в онлайн-среде заключается в том, что «исполнение договора происходит по обычным правилам вне Интернета» [2, с. 16]. Таким образом, в сети могут осуществляться лишь этапы заключения сделок.

В рамках договорного права ключевым компонентом являются соглашения, которые базируются на принципах оферты и акцепта, а также заключение контрактов. Кроме того, одним из значимых аспектов осуществления юридических отношений является размещение рекламы и других коммуникаций, направленных на заключение сделок.

Следует отметить, что одним из основных препятствий для более активного развития электронной коммерции в России является недостаточная разработка и регулирование правовых аспектов предпринимательской деятельности в онлайн сфере, включая отсутствие четкого определения понятия «предпринимательство» в контексте глобальной сети. Постановлением Правительства РФ указаны «3 способа определения момента заключения договора розничной купли-продажи товаров дистанционным способом:

- с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека;

- с момента выдачи продавцом покупателю иного документа, подтверждающего оплату товара;

- с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар» [3].

Заключение договора - «достижение сторонами в надлежащей форме соглашения по всем существенным условиям договора в порядке, предусмотренного законодательством» [3].

Договор считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий:

- «сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора;

- достигнутое сторонами соглашение по своей форме должно соответствовать требованиям, предъявляемым к такого рода договорам (ст. 432 ГК РФ)» [3].

Юрасов А.В. выделяет «три подхода к правовому обеспечению электронной предпринимательской деятельности:

1. это перенос норм действующего законодательства по аналогии на сделки, заключаемые с использованием новых технологий;

2. регулирование сделок с помощью обычаев делового оборота;

3. детальное согласование сторонами того, что они считают нормой для данной сделки» [4, с. 35].

Развитие торговли в сети Интернет положительно сказывается на экономическом прогрессе, но в то же время вызывает ряд проблем, в том числе в области налогообложения. Одной из проблем, требующих внимания, является сложность обеспечения контроля за проведением электронных торгов. Это связано с тем, что часто идентификация личности и местоположения покупателя возможна лишь на основе данных банковской карты. В то же время оплата товаров и услуг в значительной степени производится через различные электронные платежные системы, вроде Webmoney, Rapida и Raveer.

Проблема недостаточной возможности налоговых органов отслеживать электронные сделки не теряет своей актуальности как в России, так и в ряде других стран. Согласно мнению Р.П. Зиминой, для решения данной проблемы до сих пор не нашлось решения из-за отсутствия соответствующих технологий для мониторинга электронных сделок в онлайн среде. Для успешного решения этой проблемы необходимо разработать новые техно-

логии идентификации электронных транзак- торговли, что затрудняет классификацию ций налоговыми органами. Еще одним пробе- определенных типов коммерческих сде-лом налогового законодательства РФ можно лок» [6, с. 34]. Российская система налогооб-считать недостаточно уделенное внимание ложения, включая налог на добавленную сто-понятию интернет-торговли, что также созда- имость (НДС), базируется на принципе нало-ет препятствия для эффективного контроля гообложения по месту назначения [7, с. 19], данной области [5, с. 41]. однако для расширения этой системы на сфе-

При анализе налоговой документации от- ру интернет-торговли необходимо четко опре-мечено, что термин «Интернет-торговля» делить местоположение покупателя. встречается в различных документах, связан- В настоящее время правовое регулирование

ных с проведение сделок в онлайн режиме. В в сфере интернет-отношений активно разви-связи с этим представляется важным внести вается. Электронная предпринимательская соответствующее понятие в налоговое законо- деятельность тесно связана с инновационным дательство и установить четкое определение прогрессом, который способствует движению данному термину. вперед и достижению более качественных ре-

Сегодня «в российском законодательстве зультатов благодаря применению новейших отсутствует четкое определение понятия «ме- технологий. сто поставки товаров» в сфере интернет-

Библиографический список

1. Олейник О.М. Формирование критериев квалификации предпринимательской деятельности в судебной практике // Предпринимательское право. - 2013. - № 1. - С. 5.

2. Бачило И.Л. Правовые вопросы социальных и демократических процессов в информационном обществе России // Информационное общество: проблемы развития законодательства. Сборник научных работ. - М., 2017. - 15 с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (ред. от 03 августа 2018) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.

4. Юрасов А.В. Электронная коммерция: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2003. - 35 с.

5. Зимина Р.П. Проблемы налогообложения Интернет-торговли в Российской Федерации // В сборнике: Экономика, управление и право: инновационное решение проблем сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - 58 с.

6. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. - М.: Проспект, 2019. - 135 с.

7. Зверева Т.В. Некоторые вопросы налогообложения Интернет-торговли Российской Федерации // Инновационное развитие экономики. - 2018. - №1 (43). - С. 223.

8. Трегубова, В.М. Интернет-торговля: Особенности учетного процесса / В.М. Трегубова, И.Н. Махонина // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - Т. 12, № 2. - С. 148153. - EDN YODLJD.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF ONLINE ENTREPRENEURSHIP

IN MODERN RUSSIA

L.I. Gibadullina, Student

A.Sh. Galimova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. This article examines the current problems of legal regulation of online entrepreneurship in modern Russia, analyzes the currently available methods of registration of business entities, property rights and transactions between individuals and legal entities using the Internet.

Keywords: legal regulation of online business, conclusion of contracts, online entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.