УДК 347.451.8/9
DOI 10.23672/SAE.2019.2019.43767
Турицын Дмитрий Александрович
магистр права,
научный сотрудник,
Научный исследовательский институт
истории, экономики и права
i.am.newbie@hotmail.com
Dmitry A. Turitsyn
Master of Laws, Research Fellow, Research Institute of History, Economics and Law i.am.newbie@hotmail.com
Договор купли-продажи
в условиях цифровизации
договорного права
Sale contract
in the conditions of digitalization of contract law
Аннотация. В статье исследуются основные проблемы, связанные с правовым регулированием договора купли-продажи в сети «Интернет». Автор рассматривает дефиницию такого договора, положения законодательства, регулирующие данный вид договоров, а также некоторые аспекты заключения такого договора. Особое внимание - формам заключения такого договора - click-wrap и browse-wrap. Обоснован вывод о необходимости дополнительного регулирования данной сферы - закрепления положений, регулирующих click-wrap и browse-wrap формы заключения договора, а также положений, направленных на защиту покупателя в ГК РФ.
Ключевые слова: контракт, цифровизация договорного права, договор купли-продажи, цифрови-зация гражданских правоотношений, гражданское право, договорное право, купля-продажа в интернете, интернет-торговля.
Annotation. In the article researched the main issues, related to legal regulation of sale contract in the «Internet» network. Author consider the definition of such contract, provisions of legislation, regulating this type of contracts, as well as some aspects of concluding of such contract. Special attention is paid to the forms of conclusion of contracts - click-wrap and browse-wrap. It substantiated the conclusion on the necessity to additional regulation of this sphere - consolidation of provisions on the click-wrap and browse-wrap forms of conclusion of contract, as well as provisions, aimed to protection of buyer in the Civil Code of the Russian Federation).
Keywords: contract, digitalization of contract law, sale contract, digitalization of civil legal relations, civil law, contract law, sale in the Internet, internet-trading).
Развитие цифровых технологий и резкий скачок научно-технического прогресса в конце XX - начале XIX века обусловили появление в современном мире новых способов, с помощью которых возможно осуществлять предпринимательскую деятельность. В частности, мы говорим о купле-продаже товаров посредствам сети «Интернет». Столь резкое распространение данного феномена стало причиной появления ряда правовых и экономических проблем. В частности, в последнее время особую актуальность приобретает проблема правового регулирования института купли-продажи в сети «Интернет» как в рамках отрасли гражданского права, так и в его подотрасли - в договорном праве.
В данной связи важно отметить, что в настоящее время в рамках цифровой купли-продажи товаров выделают электронную и мобильную коммерции. Несмотря на то, что оба явления получили широкое распространение благодаря появлению общедоступных компьютеров, мобильных устройств и иных технических средств с возможностью выхода в мировую компьютерную сеть, они имеют разную природу имплементации. Для правильного понимания этой разницы следует
рассмотреть их отдельные элементы, взаимосвязь, а также правовую природу существования. Только определившись с данными критериями, можно переходить к правовому регулированию всего института.
В первую очередь, необходимо определить дефиниции электронной и мобильной коммерции.
Легальной дефиниции «электронной коммерции» или «электронной торговли» в законодательстве Российской Федерации и в рамках международного права отсутствует. Однако, как справедливо отмечает Алексеева Е.В., из преамбулы Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1996 г., следует, что под электронной коммерцией понимаются «сделки, заключаемые с помощью электронного обмена данными и других средств передачи данных, которые предусматривают использование альтернативных бумажным формам методов передачи и хранения информации» [1, с. 31]. Более широко данное явление рассматривает Холодкова К.С.: «электронная коммерция - бизнес-процессы, основанные на информационных технологиях, или коммерческая деятельность в Интернете» [11]. Интересным также представляется определе-
ние, предложенное в так и не принятом проекте Федерального закона № 11081-3 «Об электронной торговле», в котором электронная торговля рассматривается как «система заключения с использованием электронных средств массовых коммуникаций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации сделок, направленных на приобретение и осуществление прав и обязанностей (покупка и продажа товаров, предоставление и получение услуг), в том числе, в сфере предпринимательской деятельности, а также переговоры в связи с заключением таких сделок, оформляемые путем обмена электронными документами» [8].
Характеризуя «мобильную коммерцию», следует отметить, что синонимичными понятиями, также употребляющимися в литературе, являются «мобильная торговля» и «мобильная продажа» [2, с. 105-111]. Наиболее емко мобильную коммерцию определил Юрасов А.В., отнеся к ней «куплю-продажу товаров, оказание услуг и другие коммерческие действия с использованием мобильных электронных устройств: сотовых телефонов, карманных компьютеров и т.п.» [12]. Также, среди элементов мобильной торговли выделяются: транзакция или иное действие инициировано посредством мобильного телефона, транзакция оплачена со счета оператора либо счета, привязанного к мобильному телефону [14]. Иными словами, основной отличительно особенностью мобильной коммерции от электронной коммерции является использование в качестве средства совершения покупки мобильного телефона либо иного мобильного технического средства.
Таким образом, мы может говорить о том, что электронная коммерция - более широкая область, которая включает в себя мобильную коммерцию, поскольку в качестве средства совершения покупки предусматривает не только мобильные, но и стационарные технические средства с возможностью выхода в сеть «Интернет».
Далее рассмотрим правовой статус договора купли-продажи в сети «Интренет». Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации основным источником регулирования таких договоров является Гражданский кодекс Российской Федерации. Помимо данного акта, положения о данном виде договоров содержатся в Законе РФ «О защите прав потребителей» и ряде Постановлений Правительства РФ. Несмотря на отсутствие в Гк РФ ряда положений, которые учитывали бы специфику такого рода сделок, в нем содержатся основные положения, позволяющие верно классифицировать такой договор.
Определяя правовой статус договора купли-продажи через сеть «Интернет», ряд исследователей указывает на то, что такой договор является по своей природе договором розничной дистанционной купли-продажи, следовательно, регулируется положениями §2 гл. 30 ГК РФ и п. 2 ст. 497 ГК РФ в частности, который предусматривает, что «договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомле-
ния покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора» [3]. Отметим также, что Законом РФ «О защите прав потребителей» в п. 2 ст. 26.1 предусматривается обязанность продавца до заключения договора предоставить покупателю информацию «об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора», а также в п. 4 вышеназванной статьи - право покупателя «отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней» [4]. Следовательно, такой договор является консенсуальным, поскольку иначе стороны будут лишены права предъявить требования о непередачи товара или его неоплаты [5, с. 216217].
Следует также отметить, что в отечественном правовом поле действуют разработанные правительством Правила продажи дистанционным способом, которые можно считать неким разъяснением порядка ведения бизнеса по продаже товаров посредствам сети «Интернет», содержащим основные аспекты осуществления дистанционной торговли товарами [7].
Таким образом, мы может говорить о том, что в Российской Федерации имеется законодательная основа осуществления интернет-предпринимательства посредствам договора купли-продажи через сеть «Интернет».
Основные дискуссионные вопросы относительно договора купли-продажи в сети «Интернет» касаются акцепта оферты продавца и, соответственно, формы заключения такого договора. В данной связи, принято выделять две формы заключения договоров в сети «Интернет»: click-wrap и browse-wrap [6, с. 113]. Рассмотрим обе формы.
Под click-wrap соглашением обычно понимается договор, заключаемый в электронном виде посредством отметки одной из сторон в специальном поле о согласии на заключение договора. Обычно, такое поле представляет собой элемент сайта («check-box») с подписью «я согла-сен(а)», находящиеся после текста договора [9, с. 640]. Обычно, не отметив данный checkbox, покупатель не может продолжить оформление заказа и перейти к оплате. Таким образом, можно сказать, что оставление отметки в соответствующем check-box означает намерение стороны-покупателя на заключение договора и, можно сказать, заменяет его подпись под договором.
Основная проблема такой формы заключения договора купли-продажи в cети «Интернет» заключается в невозможности точного определения субъективного состава. Иными словами, такая форма затрудняет определение контрагентов. В отношении покупателя, это связывается с невозможностью досконально установить его личность. Такой субъект может использовать чужое имя и фамилию либо действовать анонимно. В отношении продавца - владельца платформы или интернет-магазина - также наблюдается аналогичная проблема. Таким образом, мы можем говорить о том, что в сети «Интернет» практически невозможно определить субъектный состав договора купли-продажи таким способом. Тем не менее, данная проблема решается обязательным подтверждением своего волеизъявления на заключения сделки персонифицированной электронной подписью. Однако следует отметить низкую вероятность широкого распространения данного способа в силу небольшого распространения среди населения цифровых подписей.
Форма заключения договора купли-продажи «browse-wrap». Также, именуемая «web-wrap» представляет собой соглашение, условия которого располагаются в специальной директории, обычно называемой «Пользовательское соглашение», «Правила пользования», «Условия пользования» и т.п. В случае использования данной формы, покупатель не выражает свое волеизъявление на заключение сделки и, следовательно, не соглашается с условиями в явной форме, лишь ознакамливается с ними. При этом проявление волеизъявления покупателя на совершение сделки происходит следующим обра-
Литература:
1. Алексеева Е.В. Понятие и сущность электронной коммерции // Время и право. 2015. № 2. С. 31.
2. Васильева Т.В. Мобильная коммерция: прошлое, настоящее, будущее // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2014. № 3(53).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) // СПС «Консультант Плюс».
4. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей» // СПС «Консультант Плюс».
5. Кириллова Е.А. Проблемы заключения договора купли-продажи через интернет // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. № 11.
6. Коростылева Е.С. Заключение договора купли-продажи в сети Интернет: проблемы и пути их
зом: покупателю необходимо остаться на вебсайте платформы или интернет-магазина после получения уведомления о правилах пользования сайтом [6, с. 113-114]. Иными словами, акцепт такого договора проявляется в форме конклю-дентного действия со стороны покупателя.
В данной связи отметим, что именно способ акцепта является отличительной чертой каждой из форм заключения договора купли-продажи в сети «Интернет» [13, с. 14]. Следует также отметить, что, поскольку ckick-wrap договоры, в отличие от browse-wrap договоров менее разработаны и исследованы, в судах чаще встречаются споры именно по browse-wrap договорам. Зачастую, такие сделки признаются недействительными [10, с. 70].
Таким образом, мы видим, что в настоящее время сфера интернет-коммерции представляет собой абсолютно уникальную систему перераспределения товаров среди пользователей сети «Интернет». Несмотря на наличие в российском законодательстве положений, позволяющих регулировать данную сферу, наблюдается определенные пробелы. В частности, на наш взгляд, необходимо легально определить click-wrap и browse-wrap формы заключения договора купли-продажи в сети «Интернет», а также -разработать механизмы защиты покупателей в рамках совершения подобных сделок. Такие положения следует поместить в ст. 158 ГК РФ, а также в §2 гл. 30 ГК РФ. Закрепление данных положений является необходимым условием для дальнейшего устойчивого развития российского цифрового пространства, интернет-бизнеса и предпринимательства в целом.
Literature:
1. Alekseeva E. V. The concept and essence of electronic commerce // Time and Law. 2015. № 2.
2. Vasilieva T.V. Mobile commerce: past, present, future // Questions of modern science and practice. University named after in V.I. Vernadsky. 2014. № 3(53).
3. The Civil Code of the Russian Federation (part two) of 01/26/1996 № 14-03 (as amended on 03/18/2019, as amended on 07/03/2019) // ATP «Consultant Plus».
4. The Law of the Russian Federation of 07.02.1992 № 2300-1 (as amended on 07/18/2019) «On the Protection of Consumer Rights» // ATP «Consultant Plus».
5. Kirillova E.A. Problems of concluding a contract of sale through the Internet // Socio-economic research, humanities and jurisprudence: theory and practice. 2016. № 11.
6. Korostyleva E.S. The conclusion of the contract of sale on the Internet: problems and solutions //
решения // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 12.
7. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // СПС «Консультант Плюс»
8. Проект Федерального закона № 11081-3 «Об электронном договоре» (ред. внесенная в ГД РФ, текст по состоянию на 03.10.2000) // СПС «Консультант Плюс».
9. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование (2-е изд.). М., 2016.
10. Садыкова М.М. Кликнул и «попал» или о том, как заключить договоры онлайн (обзор зарубежной литературы) // Право и государство. 2019. № 1.
11. Холодкова К.С. Анализ рынка электронной коммерции в России. URL : http://web.snauka.ru/ issues/2013/10/26760 (дата обращения 19 ноября 2019 года).
12. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции : учебник для вузов. М. : Горячая линия-Телеком, 2008.
13. Brüser H.H. Form Contracts in an Online World: The Enforceability of Click-wrap and Browse-wrap Agreements // The Federal Lawyer. 2008.
14. Data Insight. Мобильная коммерция: маленький экран захватывает большой мир // Материалы исследования. 2011.
Sustainable development of science and education. 2018. № 12.
7. Decree of the Government of the Russian Federation of September 27, 2007 № 612 (as amended on October 4, 2012) «On approval of the Rules for the sale of goods by remote means» // ATP «Consultant Plus».
8. Bill of the Federal Law № 11081 -3 «On the Electronic Contract» (as amended by the State Duma of the Russian Federation, text as of 03.10.2000) // ATP «Consultant Plus».
9. Savelyev A.I. E-commerce in Russia and abroad: legal regulation (2nd edition). M., 2016.
10. Sadykova M.M. I clicked and «got» or about how to conclude contracts online (review of foreign literature) // Law and State. 2019. № 1.
11. Kholodkova K.S. Analysis of the e-commerce market in Russia. URL : http://web.snauka.ru/is sues/2013/10/26760 (accessed November 19, 2019).
12. Yurasov A.V. The basics of e-commerce. Textbook for high schools. M. : Hotline-Telecom, 2008.
13. Brüser H.H. Form Contracts in an Online World: The Enforceability of Click-wrap and Browse-wrap Agreements // The Federal Lawyer. 2008.
14. Data Insight. Mobile Commerce: Small Screen Captures the Big World // Research materials. 2011.