Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования охраны труда работников'

Проблемы правового регулирования охраны труда работников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1153
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА / HEALTHY AND SAFE WORKING CONDITIONS / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА / LEGAL REGULATION OF LABOR PROTECTION / СТРАХОВЫЕ ПЛАТЕЖИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / INSURANCE PAYMENTS OF EMPLOYERS / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ / SOCIAL SECURITY OF WORKERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитриев Юрий Александрович

В статье анализируются проблемы правового регулирования охраны труда работников, возникающие на современном этапе развития трудовых отношений и трудового законодательства. Рассматриваются: состояние охраны труда, отношение к охране труда работодателей и работников, формирование государством новых подходов к улучшению охраны труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF WORK SAFETY

The problems of legal regulation of work safety in the present stage of development of labor relations and labor legislation are analyzed in the article. The condition of work safety, the relation to labor protection of employers and workers, formation by the state of new approaches to the labor protection improvement are considered

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования охраны труда работников»

УДК 349.2

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ

Дмитриев Ю.А.

В статье анализируются проблемы правового регулирования охраны труда работников, возникающие на современном этапе развития трудовых отношений и трудового законодательства. Рассматриваются: состояние охраны труда, отношение к охране труда работодателей и работников, формирование государством новых подходов к улучшению охраны труда

The problems of legal regulation of work safety in the present stage of development of labor relations and labor legislation are analyzed in the article. The condition of work safety, the relation to labor protection of employers and workers, formation by the state of new approaches to the labor protection improvement are considered

Ключевые слова: здоровые и безопасные условия труда; правовое регулирование охраны труда; страховые платежи работодателей; социальное обеспечение работников

Keywords: healthy and safe working conditions; legal regulation of labor protection; insurance payments of employers; social security of workers

Конституция России (ст. 7) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, включая осуществление охраны труда и здоровья работников.

Главный закон Российской Федерации о труде - Трудовой кодекс1 -определяет охрану труда (ст. 209) как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Такое определение даёт представление об охране труда как о многогранной деятельности государства, государственных органов и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников в процессе труда.

Государство формирует свою волю в деле охраны труда путём принятия правовых актов, правового регулирования трудовых отношений. В ст. 210 Трудового кодекса (далее - ТК РФ) закреплены основные направления

1 Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.01.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.01.2014): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2001 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

3

Р

Т

га О

а

А

га О

государственной политики в сфере охраны труда, которые, в частности, включают в себя:

1) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

2) принятие и реализацию федеральных и региональных законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ об охране труда;

3) разработку федеральных целевых, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

4) государственное управление охраной труда и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

5) расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

6) защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей и др.

Как видим, важная роль в системе мероприятий, указанных в ст. 210 ТК РФ, принадлежит правовым средствам, непосредственно направленным на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе труда. Перечисленные в законе средства и мероприятия не только закрепляют право работников на охрану труда и гарантии этого права, но и возлагают на работодателя конкретные обязанности по созданию для работающих благоприятных условий труда, а также предусматривают ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда и регулируют другие отношения в сфере охраны труда.

В числе норм права, регулирующих отношения в области охраны труда, особое место занимают государственные нормативные требования охраны труда - правила, процедуры, критерии, регламенты, стандарты, - которые рассчитаны на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда, и их необходимо соблюдать.

Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда, закрепленных федеральным законом, конечно, содержится в Трудовом кодексе РФ (в разделах «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и др.).

В целях правильного понимания и применения законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также разработки на их основе мероприятий по охране труда в ст. 209 ТК РФ раскрыты основные понятия, используемые в указанных актах, например понятия, «условия труда», «вредный производственный фактор», «опасный производственный фактор», «безопасные условия труда», «рабочее место», «требования охраны труда».

Изучая нормативно-правовые акты, федеральные законы и многочисленные подзаконные нормативные акты, посвященные правовому регулированию охраны труда, обеспечению здоровых и безопасных условий труда работникам, можно убедиться, что нормативно-правовая база по охране труда в Российской Федерации создана солидная.

Однако, несмотря на принятие в последние годы многих важных нормативных правовых актов в области охраны труда, жизнь и здоровье работников подвергаются опасности, возникающей нередко в связи с пренебрежением к требованиям охраны труда в погоне за прибылью. Работодатели используют различные способы уклонения от выполнения своих обязанностей по созданию работникам условий труда, соответствующих требованиям безопасности и гигиены. Всё это приводит к значительному росту травматизма, в том числе со смертельным исходом, в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. (Кстати, именно поэтому охрана труда как правовой институт приобретает особую актуальность при изучении этой темы студентами).

По данным ВЦИОМ (в октябре 2013 года он провёл опрос на 100 предприятиях, входящих в ТОП 1000 крупнейших производств России), руководители крупных предприятий считают себя ответственными за здоровье сотрудников, большинство из них уверены в необходимости заниматься здоровьем подчинённых, а предприятие в определённой мере должно брать на себя ответственность. Так, на вопрос, должно ли предприятие в целом и его руководство в частности нести ответственность за здоровье сотрудников, однозначно «да» ответили 77 % опрошенных руководителей, ещё 20 % согласились частично - по их мнению, нужно, например, обеспечивать защитной одеждой, оберегать персонал от несчастных случаев и производственных травм. Лишь 3 % считают, что здоровье работников - их личное дело2. А ведь по официальным данным, около 20 % населения страны занято в промышленном секторе, при этом каждый третий ежедневно сталкивается с неблагополучными производственными факторами.

В США, Японии, Западной Европе и других развитых экономиках давно просчитали: вложения в сохранение здоровья (работоспособности, трудоспособности) персонала окупаются сторицей.

2 Рос. газ. 2013. 8 октября.

Разумеется, в деле охраны труда многое, но не всё зависит от работодателя.

Беспечность, неподготовленность, недисциплинированность, игнорирование правил безопасности самими работниками - частые причины чрезвычайных ситуаций на производстве. Любого несчастного случая можно было бы избежать, если бы работники поступали в соответствии с правилами и нормами по технике безопасности. Вот характерный пример: в сентябре 2013 года штатная рабочая ситуация в посёлке Гирсово Кировской области обернулась трагедией: бригада из четырёх человек ремонтировала водопровод - меняла старые стальные трубы на полиэтиленовые. В конце рабочего дня руководитель дал команду остановить работу и уехал. Но бригада решила всё же работу закончить. Торопились или не рассчитали, но, раскапывая водопроводную ветку экскаватором, трубу повредили. Из неё хлынула вода. Один рабочий спустился вниз в траншею, чтобы «заглушить» прорыв, но незакреплённые стенки рухнули, и его завалило грунтом. Может быть, бригада и успела его откопать, но... обрушение было сильным, и рабочие решили побыстрее снять «лишний» грунт экскаватором. Это - последнее - нарушение оказалось фатальным. Засыпанному были нанесены травмы, несовместимые с жизнью.

По данным статистики Федерального фонда социального страхования РФ (ФСС) - заметим, это орган, выплачивающий социальное пособие по временной нетрудоспособности работнику на основе выданного лечебным учреждением больничного листка, - в 2010 году на российских предприятиях при исполнении трудовых обязанностей погибло более 3 тыс. работников, 350 тысяч получили производственные травмы. Профзаболевания выявлены у 7,5 тыс. человек. Прямые и косвенные потери экономики из-за несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составили 150 млрд рублей3.

Что изменилось за прошедшие три года?

По данным Минтруда, за первые 9 месяцев 2013 года в России произошло более 6 тысяч несчастных случаев на производстве, в результате которых погибли 1882 человека, тяжёлые травмы получили 4218 человек.

И это притом, что были созданы правовые механизмы по экономическому стимулированию работодателей к улучшению условий и охраны труда через установление дифференциации страховых взносов. Федеральным законом от 06.11.2011 № 300-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"»4 были внесены

3 Там же. 2011. 6 апреля.

4 Федеральным законом от 06.11.2011 № 300-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"»: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 окт. 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 окт. 2011 г. // Собр.

изменения, позволяющие работодателю, который улучшает условия труда для своих работников, меньше платить за страхование профессиональных рисков.

Правительство РФ в соответствии с внесёнными поправками в данный Федеральный закон специально разработало и утвердило своим постановлением от 30.05.2012 № 524 «Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В Правилах скидки и надбавки к страховому тарифу от профессиональных рисков устанавливаются с учётом: во-первых, результатов аттестации рабочих мест и медосмотра сотрудников, во-вторых, статистики несчастных случаев на производстве. Размер как скидок, так и надбавок к страховому тарифу может доходить до 40 %. Причём надбавка, если она однажды установлена, действует в течение трёх лет.

Подход к установлению размеров тарифов социальных взносов понятен: чем хуже условия труда, чем больше вредных или опасных производственных факторов действует на работников, чем хуже с охраной труда - тем выше риски, тем больше работодатель должен платить.

Правительство РФ одобрило предложение Минтруда увеличить с 2014 года страховую выплату семье работника, погибшего от несчастного случая на производстве, более чем в 12 раз: с нынешних 80 тыс. рублей до 1 млн. Параллельно готовятся стимулирующие меры, благодаря которым работодателю будет выгодно строже относиться к охране труда и соблюдению безопасности на производстве.

Конечно, решение увеличить размер компенсации семье погибшего на производстве улучшит защищённость работников. Но всё-таки, как представляется, главный упор нужно делать на профилактику, предотвращение несчастных случаев. Собственникам, руководству предприятий должно быть экономически невыгодно нарушать требования охраны труда.

Общая статистика тяжёлых несчастных случаев, как считают в Мин-труде5, улучшается. Так, меньше производственных смертей стало в строительстве, на предприятиях сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи, торговли, здравоохранения. В то же время больше людей погибло на добывающих предприятиях - в 1,2 раза, при производстве пищевых продуктов - в 1,6 раза, на химических предприятиях - в 2 раза, в машиностроении - в 1,3 раза, в финансовой деятельности - в 1,3 раза, в энергетике - в 1,2 раза. Как видно, показатели неутешительные.

Как уже отмечалось, по данным ФСС, ежегодно на выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве тратится

законодательства Рос. Федерации. 2011. № 45. Ст. 6330.

5 Рос. газ. 2013. 1 октября.

около 150 млрд рублей. Ещё около 300 млрд рублей ПФР начисляет в виде досрочных пенсий по вредным условиям труда. Если добавить к этим суммам 122 млрд рублей компенсаций предприятиям за обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и трудопотери в связи с профзаболеваниями, то получается весьма круглая сумма.

Чтобы выправить, улучшить положение дел с охраной труда, государство в настоящее время проводит серьёзную модернизацию идеологии Трудового кодекса. В советское и постсоветское время идеология охраны труда сводилась и в основном продолжает сводиться к компенсации неизбежного ущерба потерпевшим. Это страховые случаи на производстве - компенсационные выплаты, последующая реабилитация пострадавших работников, досрочный выход на пенсию по выслуге лет за вредные и опасные условия труда и др. И главная задача здесь - достойно расплатиться с теми, кто пострадал. Но сегодня для современного работника этого уже недостаточно, необходимо говорить о возможности реализации конституционного права гражданина на безопасный труд, о необходимости заранее предотвращать несчастные случаи и профессиональные заболевания на рабочем месте каждого человека, реально обеспечивать здоровые и безопасные условия труда.

Следует отметить, что вступление России в ВТО послужило отправной точкой для перехода доставшейся России по наследству советской системы охраны труда и промышленной безопасности (ОТ и ПБ), построенной на компенсационном принципе, к системе управления профессиональными рисками, позволяющей действовать упреждающе и сокращать издержки государства и работодателей.

Вступление в ВТО стимулирует вводить в российское законодательство механизмы, которые успешно используются в государствах Евросоюза. Они ориентированы на превентивные меры (замену оборудования, создание максимально безопасных технологических циклов), профилактику заболеваемости персонала, управление профессиональными рисками, широкое применение средств индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, масок, касок, респираторов, перчаток, специальных приспособлений и т.п.). Да и сами работники, рядовой персонал должны активно вовлекаться в систему выявления негативных факторов и управления профессиональными рисками на рабочих местах. Для этого, к примеру, работодатель обязывает сотрудников постоянно отмечать в специальных техлистах, какие опасные или вредные производственные факторы встречаются на их рабочем месте, чтобы затем оперативно принять соответствующие меры.

В ближайшее время в России предстоят законодательные изменения в области охраны труда. В Госдуме проходит обсуждение проект закона «О специальной оценке условий труда». Предполагается вступление его в силу уже в 2014 году.

По этому закону специальная оценка условий труда (СОУТ) должна придти на смену аттестации рабочих мест (АРМ), которая была и остаётся обязанностью работодателя. Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места у работодателя, кроме надомников, дистанционных работников и тех, кто вступил в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. СОУТ организации должны проводить не реже одного раза в пять лет, обязанности по её организации и финансированию возлагаются на работодателя.

Результаты специальной оценки условий труда будут применяться, в том числе для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Уже в 2014 году за работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, работодатель будет обязан уплатить в ПФР дополнительные тарифы страховых взносов в размере до 6 %. Фактически данный закон является в чём-то продолжением пенсионной реформы, которую сейчас проводит Правительство РФ.

В этой связи необходимо пояснить следующее. Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения, созданная в период существования Союза ССР, принципиально не соответствует современным условиям рыночной экономики и при этом социально несправедлива.

Финансирование выплат лицам, которым назначена досрочная трудовая пенсия, осуществляется за счёт общих доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, а не дополнительных страховых взносов работодателей. Льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должен нести работодатель, а также позволяют работодателям решать проблему привлечения рабочей силы на производства с вредными и опасными условиями труда.

Сложившаяся ситуация не способствует заинтересованности работодателя в улучшении условий труда работников и повышении его безопасности, а также в развитии системы профилактики несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве. Право на получение этих пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников.

Таким образом, отдельного источника финансирования досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет не существует, эти пенсии устанавливаются в рамках уплачиваемых работодателями страховых взносов. Это снижает возможность к повышению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). В результате те издержки, которые должен нести работодатель в целях обеспечения прав на досрочную пенсию, по сути, несут пенсионеры.

В целях стимулирования работодателей, имеющих рабочие места, включенные в Списки № 1 и № 2 и «малые списки», к улучшению условий труда

и оптимизации таких рабочих мест, а также в целях реализации принципов справедливости и сбалансированности пенсионной системы проект рассматриваемого закона и предлагает установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Библиографический список

1. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.01.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.01.2014): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2001 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

2. Федеральный закон от 06.11.2011 № 300-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"»: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 окт. 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 окт. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 45. Ст. 6330.

3. Рос. газ. 2011. 6 апреля.

4. Там же. 2013. 8 октября.

5. Там же. 1 октября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.