Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КОРЕННЫМИ МАЛОЧИСЛЕННЫМИ НАРОДАМИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КОРЕННЫМИ МАЛОЧИСЛЕННЫМИ НАРОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ОБЩИНЫ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ / ТЕРРИТОРИЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (ТТП) / ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ТТП / ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА ЗЕМЛИ ТТП

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самончик Ольга Анатольевна

В статье анализируются вопросы правового регулирования использования земель в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Автор отмечает пробельность и противоречивость законодательства по вопросам образования территорий традиционного природопользования, видам прав малочисленных народов на земли этих территорий и другим. Сделан вывод о том, что в условиях возрастающего интереса бизнеса к полезным ископаемым на территориях традиционного природопользования малочисленных народов действующее законодательство не может в должной мере предотвратить сокращение земель этих территорий, гарантировать коренным малочисленным народам незыблемость права вести традиционное хозяйствование и промыслы в местах их исторического проживания и поэтому нуждается в неотложном совершенствовании. В работе сделан ряд предложений по развитию законодательства в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самончик Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE USE OF LAND BY INDIGENOUS SMALL PEOPLE

The article analyzes the issues of legal regulation of land use in places of traditional residence and traditional economic activities of indigenous minorities. The author notes the gap and inconsistency of legislation on the formation of territories of traditional nature management, the types of rights of small peoples to the lands of these territories, and others. It is concluded that in the context of the growing interest of business in minerals in the territories of traditional natural resources of small peoples, the current legislation cannot adequately prevent the reduction of the lands of these territories, guarantee the indigenous small peoples the inviolability of the right to conduct traditional farming and crafts in the places of their historical residence and therefore, it needs urgent improvement. The work has made a number of proposals for the development of legislation in this area.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КОРЕННЫМИ МАЛОЧИСЛЕННЫМИ НАРОДАМИ»

_Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

DOI 10.47643/1815-1337_2020_12_139

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КОРЕННЫМИ МАЛОЧИСЛЕННЫМИ НАРОДАМИ

САМОНЧИК Ольга Анатольевна,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: raps-07@mail.ru

Статья подготовлена при информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс».

Краткая аннотация: в статье анализируются вопросы правового регулирования использования земель в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренньк малочисленных народов. Автор отмечает пробель-ность и противоречивость законодательства по вопросам образования территорий традиционного природопользования, видам прав малочисленных народов на земли этих территорий и другим. Сделан вывод о том, что в условиях возрастающего интереса бизнеса к полезным ископаемым на территориях традиционного природопользования малочисленных народов действующее законодательство не может в должной мере предотвратить сокращение земель этих территорий, гарантировать коренным малочисленным народам незыблемость права вести традиционное хозяйствование и промыслы в местах их исторического проживания и поэтому нуждается в неотложном совершенствовании. В работе сделан ряд предложений по развитию законодательства в этой области.

Abstract: the article analyzes the issues of legal regulation of land use in places of traditional residence and traditional economic activities of indigenous minorities. The author notes the gap and inconsistency of legislation on the formation of territories of traditional nature management, the types of rights of small peoples to the lands of these territories, and others. It is concluded that in the context of the growing interest of business in minerals in the territories of traditional natural resources of small peoples, the current legislation cannot adequately prevent the reduction of the lands of these territories, guarantee the indigenous small peoples the inviolability of the right to conduct traditional farming and crafts in the places of their historical residence and therefore, it needs urgent improvement. The work has made a number of proposals for the development of legislation in this area.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы, общины малочисленных народов, территория традиционного природопользования (ТТП), особый правовой режим земель ТТП, права коренных малочисленных народов на земли ТТП.

Keywords: indigenous small peoples, communities of small peoples, territory of traditional nature management (TTP), special legal regime of TTP lands, rights of indigenous peoples to TTP lands.

В Российской Федерации проживают 47 коренных малочисленных народов (далее - КМН), общая численность которых составляет около 260 тыс. человек. При этом численность каждого из них, согласно переписи населения 2010 г., менее 50 тыс. человек. Главным образом, это коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (40 народов), в других регионах страны проживает 7 народов. Так, самым малочисленным народом в России в настоящее время считаются чамалалы (по данным на 2010 г. их насчитывалось всего 24 человека), которые проживают на Кавказе. Такие редкие народности, как, например, вепсы, ижорцы живут в Ленинградской области [1].

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69). Для реализации данного конституционного положения был принят ряд законов, которыми определен особый правовой статус коренных малочисленных народов (КМН), в целях защиты исконной среды обитания этих народов, сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры установлен особый правовой режим использования и охраны природных ресурсов, в частности земель, в местах проживания КМН.

Как определено в законодательстве, коренными малочисленными народами являются народы, проживающие на

территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [2] (далее - Закон № 82-ФЗ, Закон о гарантиях).

Под традиционным образом жизни коренных малочисленных народов понимается исторически сложившийся способ жизнеобеспечения этих народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований (п. 2 ст. 1 Закона № 82-ФЗ).

Распоряжением Правительства РФ от 08 мая 2009 г. № 631-р (ред. от 29.12.2017 г.) [3] утверждены перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации; перечень видов традиционной хозяйственной деятельности КМН. К ним, в частности, относятся: животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство), пчеловодство, земледелие (огородничество), строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Использование обычаев коренных народов играет важную роль в обеспечении экологически сбалансированного природопользования. Все большее осознание национальных интересов, в частности, в Арктическом регионе, являющемся исконной средой жизни многих коренных малочисленных народов, с каждым годом все активнее будет подчеркивать остроту обеспечения жизнедеятельности коренного населения [4].

Использование КМН земель и других природных ресурсов при осуществлении традиционной хозяйственной деятельности (традиционное природопользование) регулируется Земельным кодексом РФ, Федеральными законами от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [5] (далее - Закон № 49-ФЗ, Закон о ТТП), от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [6] (далее - Закон № 104-ФЗ, Закон об организации общин), «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Можно выделить правовое регулирование использования и охраны земель на специально образованных территориях традиционного природопользования (ТТП) коренных малочисленных народов (КМН) и в других местах традиционного проживания и ведения этими народами традиционного хозяйствования, не являющихся ТТП.

Исходя из ст. 5 Закона № 49-ФЗ и п. 5 ст. 97 ЗК РФ, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов являются особо охраняемыми территориями, а их земли соответственно относятся к категории земель ООТ. В свою очередь, земли ООТ подразделяются на земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения и особо ценные земли (п. 2 ст. 94 ЗК РФ). Особняком при этом стоят, не указанные в ст. 94, но относящиеся к землям ООТ, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 96 ЗК РФ). Что касается земель ТТП, то они тоже не вошли в перечень видов земель особо охраняемых территорий (ст. 94), о них косвенно упоминается в ст. 97 Кодекса, посвященной землям природоохранного назначения. Так, согласно п. 5 ст. 97 в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и представителей других этнических общностей могут образовываться территории традиционного природопользования. Порядок природопользования на этих территориях устанавливается федеральными законами.

Надо отметить, что ЗК РФ в прежней редакции (до ред. ФЗ от 28.12. 2013 г. № 406-ФЗ) относил земли ТТП корен-

ных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к землям особо охраняемых природных территорий (п. 1 ст. 95). Однако никаких положений об особенностях правового режима земель ТТП, в отличие от земель других видов ООПТ, в ст. 95 не содержалось. В то же время норма о возможности образования ТТП (практически аналогичная действующей) присутствовала в п. 5 ст. 97 в прежней редакции. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7] из п. 1 ст. 95 ЗК, посвященной землям ООПТ, земли территорий традиционного природопользования были исключены. Одновременно внесенные изменения в ст. 1 Закона № 49-ФЗ изменили статус территорий традиционного природопользования с особо охраняемых природных территорий на особо охраняемые территории. При этом ни ЗК РФ, ни Закон № 49-ФЗ четко не определили, к какому же виду ООТ относятся ТТП, не установлен внятный правовой режим земель ТТП, имеются лишь разрозненные положения об их использовании и охране в ЗК РФ и других федеральных законах, связанных с малочисленными народами. По этой причине основное регулирование этих вопросов сместилось на уровень субъектов РФ, что ведет к определенным негативным последствиям, связанным с отсутствием единых принципиальных подходов к регулированию [8].

В итоге изменение статуса территорий традиционного природопользования с особо охраняемых природных территорий на особо охраняемые территории привело к ослаблению природоохранного правового режима, как самих территорий, так и их земель. В литературе обращается внимание, что Правительство РФ планирует пойти еще дальше и вовсе лишить ТТП коренных малочисленных народов статуса особо охраняемых территорий [9]. Такой тревожный вывод не лишен оснований. Так, в подготовленном проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10] большое внимание уделяется не только порядку образования ТТП, но и порядку изменения их границ (в связи с уменьшением площади ТТП), а также упразднения территорий.

Полагаем, что в ЗК РФ следовало бы четко обозначить, к какому именно виду земель ООТ, из перечисленных в ст. 94, относятся земли ТТП либо выделить их в качестве самостоятельного вида. При этом необходимо закрепить основные положения, определяющие статус таких земель, особенности их использования и охраны. Поскольку положение о ТТП содержится в п. 5 ст. 97, посвященной землям природоохранного назначения, можно предположить, что действующий Кодекс отно-

сит земли ТТП к землям природоохранного назначения. Возникает вопрос, следует ли из этого, что на земли ТТП распространяются общие нормы о землях природоохранного назначения, содержащиеся в п. 2 - 4 ст. 97? Исходя из общего контекста статьи, однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным.

Надо отметить, что земли в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМН автоматически не становятся землями ТТП. Как следует из п. 5 ст. 97 ЗК РФ, только с момента образования коренным малочисленным народом в установленном порядке территории традиционного природопользования и определения границ территории на ней начнет действовать особый ограничительным режим, а земли ТТП будут считаться землями ООТ.

Согласно Закону № 49-ФЗ территории традиционного природопользования могут быть федерального, регионального или местного значения. Образование ТТП осуществляется на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, или общин малочисленных народов [11], или их уполномоченных представителей. Территории традиционного природопользования образуются соответственно решением Правительства РФ по согласованию с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ; решением органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (ст. 5-8), которые утверждают границы ТТП различных видов (ст. 9). Это положение не соответствует норме п. 5 ст. 97 ЗК РФ, согласно которой границы территорий традиционного природопользования определяются Правительством РФ. Представляется, что если ТТП могут иметь различное значение и создаваться органами разного уровня, то логичнее было бы и утверждение их границ этими же органами. Отметим, что судебная практика подтверждает данный вывод, поскольку суды в своих решениях, как правило, опираются в этом вопросе на норму ст. 9 Закона № 49-ФЗ [12].

Создание ТТП осуществляется в основном на региональном уровне, реже на местном. В частности, из 597 ТТП 64 относятся к ТТП местного значения, 490 - регионального, 43 ТТП не классифицированы. На практике единственным критерием, позволяющим определить вид конкретной ТТП, является уровень акта, содержащий решение о ее образовании [13].

Специальная конституционная правосубъектность коренных малочисленных народов как обладателей естественного права на землю как основу жизни и деятельности предполагает формирование особого правового статуса в сфере использования и охраны земли для граждан - представителей коренных малочисленных народов, а также их общин [14]. Согласно Закону № 49-ФЗ целями создания ТТП являются: защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов; сохранение и развитие их

самобытной культуры; сохранение на этих территориях биологического разнообразия (ст. 4). Вероятно, этими целями должно определяться и правовое регулирование использования и охраны природных ресурсов, в частности земель, в пределах ТТП.

Представляется, что особый правовой режим земель ТТП основывается на двух моментах: во-первых, использование земельных участков коренными малочисленными народами для ведения традиционного хозяйствования и традиционного образа жизни и, во-вторых, использование этих земель в целях, не связанных с традиционным хозяйствованием, третьими лицами, не относящимися к КМН. В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования использования и охраны земель как основы жизни и деятельности КМН.

В Законе № 49-ФЗ под традиционным природопользованием понимается исторически сложившиеся у коренных малочисленных народов и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов, в частности земель (ст. 1). Субъектами, которые вправе вести традиционное природопользование, являются: лица, относящиеся к малочисленным народам, общины малочисленных народов, а также лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах их традиционного проживания и ведущие традиционное природопользование и традиционный образ жизни (ст. 3) (субъекты традиционного природопользования). Соответственно, эти же субъекты вправе использовать земли ТТП для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни. В то же время, в законодательстве чаще под субъектами традиционного природопользования понимаются лица, относящиеся к малочисленным народам, и общины малочисленных народов (ст. 39.10, 39.34 и др. ЗК РФ; Закон о гарантиях); иногда называются только общины коренных малочисленных народов (ст. 78 ЗК РФ), встречаются и другие варианты, что осложняет применение законодательных актов.

Поскольку земли ТТП согласно законодательству являются землями особо охраняемых территорий, то на них должны распространяться общие требования, предусмотренные для этой категории земель. В соответствии со ст. 94 ЗК РФ земли ООТ - это земли, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим; порядок природопользования на ТТП устанавливается федеральными законами (п. 5 ст. 97 ЗК РФ). Однако в чем заключается особый порядок природопользования, в том числе порядок землепользования, в федеральных законах четко не определено. Нет пол-

ной ясности и с видами прав, на которых представителям КМН и их общинам могут быть предоставлены земельные участки в границах ТТП.

Так, п. 1 ст. 78 ЗК РФ предусматривает возможность использования общинами КМН земельных участков сельхозназначения для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, однако, на каких правах они могут использоваться, не указано. Возможный вид права для использования таких земельных участков установлен в п. 5 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [15] (далее - Закон об обороте) - это аренда. При этом указано, что выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Исходя из смысла ст. 39.6 ЗК РФ «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов» и п. 5 ст. 10 Закона об обороте, можно сделать вывод, что перечисленным в п. 5 ст. 10 субъектам, в том числе общинам КМН, земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов.

Что касается установленного в п. 5 ст. 10 Закона об обороте запрета на выкуп земельного участка, предоставленного в аренду, то данное положение нарушает права указанных в нем субъектов по сравнению с другими арендаторами сельхозземель. В литературе по этому поводу высказана небесспорная точка зрения, что право аренды государственными или муниципальными участками, приобретаемыми перечисленными в п. 5 ст. 10 субъектами, возникает на бесконкурсной основе, что само по себе является исключением из общего правила возникновения такого права исключительно на аукционе. Таким образом, право выкупа для других лиц является правовым последствием получения ими публичного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на основе аукциона [16].

Согласно ст. 11 Закона № 49-ФЗ лица, относящиеся к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общины могут получить земельные участки и другие обособленные природные объекты как в результате предоставления, так и на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления (т.е. без предоставления участка). Эта норма частично конкретизируется в ЗК РФ, однако полной ясности о том, на каких правах и в каком порядке указанные субъекты могут получить земельные участки, в законодательстве нет.

В соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, используются лицами, относящимися к малочислен-

ным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общинами в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности без предоставления или установления сервитутов, за исключением земельных участков в границах земель лесного фонда (пп. 5 п. 1 ). Разрешение выдается уполномоченным органом [17] без ограничения срока. Однако в ст. 39.34 Кодекса ограничение все-таки введено, поскольку действие разрешения прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу. Очевидно, что степень юридической защиты права на использование земельного участка на основании разрешения является значительно более низкой по сравнению как с вещными правами, так и арендой и правом безвозмездного пользования [18].

О безвозмездном пользовании земельными участками указывается также в Законе о гарантиях. В частности, лица, относящиеся к малочисленным народам, и их объединения вправе безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности землями различных категорий, а также общераспространенными полезными ископаемыми для осуществления традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 8). Отметим, что не совсем понятна примененная в статье формулировка «безвозмездно пользоваться землями». Означает ли это, что речь идет о предусмотренном земельным законодательством виде права безвозмездного пользования? Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным.

Действующим ЗК РФ предусмотрено предоставление земельных участков по договору безвозмездного пользования лицам, относящимся к КМН, и их общинам для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционного образа жизни, традиционной хозяйственной деятельности и промыслов, на срок не более десяти лет (пп. 13 п. 2 ст. 39.10). При этом Кодекс не разъясняет, может ли земельный участок использоваться после истечения этого срока и на каком праве. Возникает также вопрос, почему безвозмездное пользование не применено ко всем случаям использования земель коренными малочисленными народами, а не только для размещения зданий, сооружений?

Таким образом, законодателем специально выделены права, на которых субъектам традиционного природопользования могут быть предоставлены земельные участки: аренда (с запретом выкупа земельных участков сельхозназначения), безвозмездное пользование (с предоставлением участков по договору для узкого числа случаев). Также возможно использование земельного участка без его предоставления на основании разрешения уполномоченного органа (использование прекращается при предоставлении участка третьему лицу). А как же регулируется использование земельных участков лицами, относя-

щимися к КМН, в других случаях, могут ли они приобрести участок в собственность? На эти вопросы в законодательстве не содержится четких ответов.

В литературе встречаются на этот счет противоречивые позиции, однако достаточно убедительной выглядит точка зрения о возможности нахождения земельных участков в собственности лиц, относящихся к КМН [19].

Согласимся, что приобретение участка в собственность должно осуществляться в льготном порядке. В противном случае сложится ситуация, когда, представители коренных народов и их общины, как и другие граждане и юридические лица, смогут получить земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственность на основе аукциона. «Это ставит коренные народы в неравноправное положение, так как традиционный образ жизни и традиционное хозяйствование, которые они осуществляют, чаще

Библиография:

всего не дают возможности получить доходы, достаточные для приобретения земельных участков наравне с другими участниками торгов» [20].

На основании изложенного можно сделать вывод, что правовое регулирование использования земель коренными малочисленными народами в местах традиционного проживания и традиционного ведения хозяйства имеет существенные недостатки и нуждается в скорейшем совершенствовании. Это вызвано тем, что многие не решенные в этой области проблемы, особенно в условиях все возрастающего интереса бизнеса к полезным ископаемым на территориях традиционного природопользования КМН, нередко ведут к сокращению земель ТТП, а малочисленные народы не только утрачивают возможность вести традиционное хозяйство и промыслы, но и порой вынуждены покидать места своего исторического проживания.

1. https://news.mail.ru/society/42894019/7frommaiM (дата обращения - 9 авг. 2020 г.).

2. СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.

3. СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2493.

4. Гоголев П.В. Коренные малочисленные народы в конституционно-правовой политике России: патернализм, протекционизм, партнерство //Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 24 - 33.

5. СЗ РФ. № 20. 2001. Ст. 1972.

6. СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3122.

7. СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6971.

8. Землякова Г.Л. Правовые проблемы установления границ территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока //Материалы научно-практической конференции и круглого стола «Арктика - территория устойчивого развития и сотрудничества (20 октября 2017 г.) и круглого стола «Правовые проблемы социально-экономического и инновационного развития Арктического региона России (15 ноября 2016 г.): [сборник] /гл. ред. А.Н.Савенков; [отв. ред. М.М. Бринчук, Е.Е. Фролова, Т.В. Редникова, Ю.А. Каспрова]. М.: Норма, 2018. С. 156-158.

9. Актуальные проблемы теории земельного права России: монография / Е.Н. Абанина, Н.Н. Аверьянова, А.П. Анисимов и др.; под общ. ред. А.П. Анисимова. М.: Юстицинформ, 2020. С. 401. Автор параграфа Н.Н.Аверьянова.

10. Проект подготовлен ФАДН России, Ю проекта 02/04/03-20/00100294 (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.05.2020) //СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения - 15 окт. 2020 г.).

11. Порядок создания общин малочисленных народов, их правовой статус определены Федеральным законом «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Согласно ст. 1 общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры.

12. Постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.09.2019 № Ф03-3708/2019 по делу № А37-2521/2018; Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2015 № 04АП-6782/2015 по делу № А58-2333/2015 //СПС «КонсультантПлюс».

13. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подготовлен ФАДН России, Ю проекта 02/04/03-20/00100294) //СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15 окт. 2020).

14. Актуальные проблемы теории земельного права России: монография / Е.Н. Абанина, Н.Н. Аверьянова, А.П. Анисимов и др.; под общ. ред. А.П. Анисимова. М.: Юстицинформ, 2020. С. 398-399. Автор параграфа Н.Н.Аверьянова.

15. СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

16. Майборода В.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (постатейный) //СПС КонсультантПлюс. 2018.

17. Постановление Правительства РФ от 27.11.2014 г. № 1244 (ред. от 30.07.2020) «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» // СЗ РФ. 2014. № 49 (ч. VI). Ст. 6951.

18. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, А.И. Бутовецкий, Е.Л. Ковалева и др.; под ред. С.А. Боголюбова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 784 с. О нестабильном, неустойчивом землепользовании в этом случае отмечают некоторые ученые. См., напр.: Устюкова В.В. Права на землю коренных малочисленных народов на арктических территориях //Материалы научно-практической конференции и круглого стола «Арктика - территория устойчивого развития и сотрудничества (20 октября 2017 г.) и круглого стола «Правовые проблемы социально-экономического и инновационного развития Арктического региона России (15 ноября 2016 г.). С. 149.

19. Устюкова В.В. Права на землю коренных малочисленных народов на арктических территориях. Указ. соч. С. 149-152.

20. Жукова Е.В. Проблемы правового обеспечения прав коренных малочисленных народов в области традиционного природопользования //Экологическое право. 2009. № 1. С. 23-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.