ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Седов П. Д.
8.13. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ1
©Седов Петр Денисович
Место учебы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
petervssedov@yandex.ru
Аннотация: основной целью проведенного исследования является изучение регулирования исламских банков в современном мире, а также возможность урегулирования подобных банков в России.
По итогам работы были сделаны следующие выводы:
1) Необходимо урегулировать подобные банки в Российской Федерации.
2) Исламские банки активно развиваются по всему миру, и необходимо учитывать эту мировую тенденцию.
Данное может оказать положительное влияние на общество, так как Российская Федерация многонациональная страна, и появление исламских банков позволило бы людям, которые исповедуют ислам пользоваться банковскими услугами. Кроме того, появление исламских банков приведет к увлечению иностранных инвестиций в российскую экономику. Оригинальность данной работы заключается в том, что был проведен большой анализ сделок, которые чаще всего заключаются в исламских банка, а также предложены варианты урегулирования данных банков на территории России. Ключевые слова: исламский банкинг, правовое регулирование, мушарака, ЦБ РФ.
Исламское финансы - это форма финансирования, регулируемая нормами и предписаниями мусульманского права. Исламский банкинг же, в свою очередь, представляет осуществление банковской деятельности с опорой на нормы шариата. Основное, коренное отличие исламского банкинга и исламского финансирования - ориентированность на реальные активы. Классическая банковская концепция заключается в том, что банки и финансовые учреждения работают в основном с деньгами и кредитно-денежными инструментами. Именно поэтому в ряде стран банкам запрещено заниматься торговлей товарами и иметь материально-технические запасы. Исламская концепция основывает свою деятельность как раз на материальных активах, все базовые сделки, которые получили распространения в рамках исламского финансирования, такие как мушарака, мудараба, мурабаха, иджара, салам, ис-тисна базируются на реальных(материальных) активах.
Теперь хотелось бы рассмотреть каждую сделку по отдельности:
1. Мушарака - само по себе слово «мушарака» имеет арабское происхождение и дословно переводится как «разделение». В контексте бизнеса и банковской деятельности - это совместное предприятие, в рамках которого партнеры делят всю прибыль и убытки между собой. По сути, представляет собой альтернативу классическим ссудно-экономическим отношениям с дополнительными возможностями по улучшению процесса производства и распределения товаров и услуг. Вообще термин «мушарака» не совсем верен, и был введен сравнительно недавно, однако если говорить о теории исламского права и исламских финансов, то там существует такое понятие, как «ширкат», который уже в свою очередь делится на два вида:
А) Ширкат аль-милк - совместная собственность двух и более лиц на одно и то же имущество.
Б) Ширкат аль-акд - партнерство, которое создается путем взаимного договора между партнерами. Примерно переводится как «совместное коммерческое предприятие».
1 Научный руководитель - Венгеровский Евгений Леонидович, кандидат юридических наук, преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности
Ширкат аль-акд принято разделять на три версии:
а) ширкат аль-амвал, где каждый из партнеров инвестируют капитал в коммерческое предприятие;
б) ширкат аль-амал, где партнеры объединяются, чтобы оказывать некоторые услуги для своих клиентов; плата, взимаемая с клиентов, распределяется между ними в соответствии с согласованным соотношением.
в) ширкат аль-вуджух. В данном случае партнеры сами не вкладывают в предприятие. Вся операция - это покупка товара с отсроченным платежом и продажа их за наличные. Прибыль распределяется между всеми партнерами в заранее согласованном соотношении.
Все данные виды в исламском праве включаются в единое понятие «ширкат», а такого термина как «мушарака» не встречается в классическом исламском праве, однако, если говорить, про современность, то под термином «мушарака» чаще всего предполагают две модели «ширкат аль-амал» и «ширкат аль-амвал».
Мушарака или «ширкат аль-амвал» - это отношения, которые устанавливаются сторонами путем взаимного договора [Бернард, 2008]. Поэтому, безусловно, должны соблюдаться необходимые условия для действительности договора, такие как: правоспособность, добровольность, добросовестность сторон. Однако существует ряд условий, которые свойственны исключительно договору мушарака:
А) Распределение прибыли. Распределение прибыли между всеми партнерами согласуется во время заключения договора. В случае не заключения данного соглашения, то договор будет являться недействительным с точки зрения шариата. Прибыль каждого члена партнерства обязана определятся как именно доля от прибыли, которая фактически получена от деятельности, а не общий процент от начально проинвестированного партнером капитала. Недопустимо устанавливать четкий размер прибыли для партнеров или какой-либо ставки прибыли, которая бы определялась исходя из его размера инвестиций.
Касательно ставки распределения прибыли есть две основные точки зрения среди известных мусульманских правоведов: распределение должно строго соответствовать вложенному
ISSN 2541-8025
Том XV 5-2019
Проблемы экономики и юридической практики
капиталу и распределение может отличаться от доли инвестируемых средств, если это согласованно сторонами.
2) Распределение убытков. Тут все исламские правоведы едины в своем мнение, что каждый партнер должен принимать на себя убытки соразмерно его доли в инвестициях.
3) Управление мушарака. С классической точки зрения му-шарака строится следующим образом: каждый участник имеет право участвовать в управлении партнерством и работать на него. Однако, с учетом современных веяний появилась вторая модель мушарака, согласно которой партнеры могут согласиться, что управление будет осуществлять один из них и ни один другой партнер не должен вмешиваться.
2. Мудараба - специфический вид партнерства, когда один из партнеров дает денежные средства второму партнеру с той целью, чтобы он проинвестировал их в коммерческое предприятие. У данных сторон, в классическом фикхе, есть свое специфическое наименование: рабб аль-маль - партнер, который инвестирует, и мудариб - партнер осуществляющий управление хозяйственной деятельностью. Специфика договора мудараба заключается в том, что управление может осуществлять только мудариб, за инвестирование отвечает только рабб аль-маль, риск убытков несет только рабб аль-маль (за исключением случаев, когда мудариб был халатен, и действовал не в интересах рабб аль-маль. Также для действительности договора мудараба с точки зрения мусульманского права важным является необходимость согласования между сторонами пропорции, в которой между сторонами будет распределяться данная прибыль. Шариат не предписывает никакой строгой определенности для данного, более того, прямо указанно, что данный вопрос должен напрямую разрешаться сторонами по договору путем взаимного согласия. Следовательно, стороны могут распределить прибыль как в равных долях, так и в разных долях для рабб аль-маль и для мудари-ба. Однако, важной чертой договора мудараба является невозможность установления конкретной суммы прибыли для какой-то из сторон, а также невозможно установить процент от размера инвестируемого капитала, только процент от фактически полученной прибыли.
Завершение договора мудараба. Договор мудараба может быть расторгнут в любое время по желанию любой из сторон. Единственным важным фактором является необходимость уведомить противоположную сторону заранее об данном расторжение.
3. Мурабаха - по своей сути является простой сделкой купли-продажи, которая заключается по особым правилам, установленным мусульманским правом, однако в современных условиях многие исламские банки использует эту модель для финансирования. В договоре мурабаха есть ряд специфических особенностей, о которых речь пойдет ниже:
A) Мурабаха - не долг, который дается под проценты. Это продажа товара с определенной отсрочкой платежа, цена данного товара включает в себя согласованную прибыль и затраты, которые были понесены продавцом.
Б) Будучи продажей, а не долгом, мурабаха должна содержать в себе все существенные условия необходимые для продажи.
B) Мурабаха может использоваться как модель финансирования только тогда, когда клиенту необходимы деньги для покупки именно товаров, то есть невозможно использовать мурабаха для оплаты счетов за электричества, жалованья персоналу.
Г) Банк должен иметь право собственности на товар до того, как продаст его клиенту.
Д) Также товар должен быть в фактическом владении банка.
Е) Продажа не может иметь место быть, пока товара не находится во владении банка, однако банк может дать обещание предоставить товар, которым он еще не обладает.
4. Иджара - четвертый вид сделок, который используют мусульманские банки для осуществления финансирования. Подобно мурабаха, иджара не является напрямую моделью финансирования, а по сути, представляет собой договор аренды, который исламские банки приспособили под свои нужды. Если буквально трактовать положения фикха, то иджара представляет собой передачу узуфрукта определенного имущества другому лицу в обмен на арендную плату, которая причитается с него.
Одной из основных проблем, которую не позволяет регулировать исламский банкинг в РФ, следует считать отсутствие в законодательстве терминологии по исламскому банкингу, так нет аналогов понятий, которые применяются в деятельности банков и соответствуют исламским принципам.
В российских нормативно-правовых актах, связанных с деятельностью банков, таких как Налоговый кодекс, федеральный закон «О банках и банковской деятельности» нет законодательного определения, что является «исламским финансовым институтом» или «банком», который действует согласно исламских финансовых принципов», нет понятий мудараба, му-шарака, мурабаха и т. п. Одни эксперты приходят к выводу, что для развития и полного легального функционирования исламского банкинга на территории РФ необходимо принятие отдельного федерального закона. Такого мнения, к примеру, придерживается магистр исламских финансов, советник правления ОАО Банк «Зенит» Ильяс Зарипов.
Итак, главная проблема состоит в том, что деятельность исламских финансовых институтов подразумевает наличие соответствующей правовой среды, которое бы учитывала основы мусульманского права. В ряде немусульманских стран существует нормативная основа, регулирующая деятельность исламских банковских институтов.
Актуальность урегулирования исламского банкинга на территории России подчеркивает тот факт, что ЦБ России заинтересован в данной проблеме. Так Председатель Центрального Банка Эльвира Набиуллина в Совете Федерации заявила, что Банк России исследует вопрос внедрения регулирования для исламского банкинга2.
Подводя итоги, следует отметить, что исламские банки, партнеры России, играют значительную роль в обслуживание и развитии торговых отношений, развивающихся между исламскими странами и Российской Федерации, способствуя сглаживанию, в том числе некоторых особенностей возникающих в связи со спецификой применения мусульманского банковского права. Возможным путем решения озвученных выше проблем является введения отдельного ФЗ «О регулирование исламского банкинга в Российской Федерации» по примеру закона «О самозанятых», то есть в порядке эксперимента ввести правовое регулирования данных банков на территории отдельных регионов, таких как: Республика Татарстан, ряд регионов Кавказа, Республика Башкортостан.
2 Ручкина Г.Ф. и др. Развитие предпринимательства: концепции, цифровые технологии, эффективная система: М. Дашков и К. - 2019. - 605 с.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Седов П. Д.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,53%.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //»Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (03.04.2017)// «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824
3.Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.07.2016) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, N 6, ст. 492
4. Ручкина Г.Ф. и др. Развитие предпринимательства: концепции, цифровые технологии, эффективная система: М. Дашков и К. -2019. - 605 с.
5. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях»//»Собрание законодательства РФ», 29.09.1997, N 39, ст. 4465
6. Бернард Д.В. Дух мусульманского права: Монография/Д.В. Бернард // СПб.: «Изд-во «ДИЛЯ», 2008 - 235с.
7. Мусаева А.Г. Адатно-шариатское управление в Дагестане / А.Г. Мусаева//Современные проблемы науки и образования. -2014.-№ 5.-С. 816.
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF ISLAMIC BANKING IN MODERN CONDITIONS
©Sedov Peter D.
Study place: Financial University under the Russian Federation Government, Moscow
petervssedov@yandex.ru
Annotation: the main goal of this work is to study the regulation of Islamic banks in the modern world, as well as the possibility of settling such banks in Russia.
Based on the results of the work, the following conclusions were made:
1) It is necessary to regulate such banks in the Russian Federation.
2) Islamic banks are actively developing around the world, and this global trend must be taken into account.
This can have a positive impact on society, since the Russian Federation is a multinational country, and the emergence of Islamic banks would allow people who practice Islam to use banking services. In addition, the emergence of Islamic banks will lead to the attraction of foreign investment in the Russian economy.
The originality of this work lies in the fact that a large analysis of transactions that are most often concluded in Islamic banks was carried out, as well as options for the settlement of these banks in Russia were proposed. Keywords: Islamic banking, legal regulation, musharaka, Central Bank of the Russian Federation.