Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инвестиция / централизованная инвестиция / инвестиционная деятельность / правовое регулирование / концессионная деятельность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнусов Д.А.

В данной научной работе рассматриваются вопросы правового регулирования инвестиционной деятельности, проблемы и пробелы в инвестиционном законодательстве Республики Узбекистан. Анализируется законодательное регулирование централизованных инвестиций и концессионной деятельности. Представлены предложения автора по поводу некоторых существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

УДК 34- 346.5

Юнусов Д.А. студент магистратуры направление «Международное бизнес-право»

УМЭД

Республика Узбекистан, г. Ташкент Научный руководитель: Шадиева С.А., к.ю.н.

доцент

кафедра гражданского права и частно-правовых дисциплин

УМЭД

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ

УЗБЕКИСТАН

Аннотация. В данной научной работе рассматриваются вопросы правового регулирования инвестиционной деятельности, проблемы и пробелы в инвестиционном законодательстве Республики Узбекистан. Анализируется законодательное регулирование централизованных инвестиций и концессионной деятельности. Представлены предложения автора по поводу некоторых существующих проблем.

Ключевые слова: инвестиция, централизованная инвестиция, инвестиционная деятельность, правовое регулирование, концессионная деятельность.

Yunusov D. master's student International Business Law University of World Economy and Diplomacy

Uzbekistan, Tashkent Scientific adviser: Shodiyeva S.A.

assistant professor department of Civil Law and private law disciplines University of World Economy and Diplomacy

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Annotation. This scientific work examines issues of legal regulation of investment activities, problems and gaps in the investment legislation of the Republic of Uzbekistan. The legislative regulation of centralized investments and

concession activities is analyzed. The author's suggestions regarding some of the existing problems are presented.

Key words: investment, centralized investment, investment activity, legal regulation, concession activity.

Законодательное регулирование инвестиционной деятельности является важным механизмом для обеспечения защиты интересов инвесторов, создания благоприятной инвестиционной среды и развития финансового рынка. Оно осуществляется через принятие и реализацию различных нормативно-правовых актов. Потому что, успешное законодательное регулирование инвестиционной деятельности способствует привлечению инвесторов, обеспечивает стабильность и прозрачность рынка, создает условия для экономического развития. Поэтому государство должно разрабатывать и совершенствовать нормативно-правовые акты, основываясь на передовой международной практике и учитывая текущие потребности и вызовы национальной

46

экономики46.

Кроме того, необходимо учитывать, что инвестиционная деятельность является сложным и рискованным процессом, который требует эффективного и надежного законодательного регулирования. В связи с этим, государство уделяет больше внимание разработке эффективных нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность. Несмотря на это, на практике существуют определенные проблемы в этой сфере, которые могут затруднять развитие инвестиционной сферы и создавать неблагоприятные условия для участников инвестиционной деятельности.

К числу этих проблем мы можем отнести следующие:

- недостаточная прозрачность;

- непредсказуемость правил;

- недостаток защиты прав инвесторов;

- бюрократические препятствия;

Недостаточная прозрачность заключается в том, что правила и требования, регулирующие инвестиционную деятельность, не всегда ясны и понятны для инвесторов. В результате, инвесторам может быть сложно понять, какие правила они должны соблюдать и с какими рисками они могут столкнуться при инвестировании. Более того, недостаточная прозрачность может создавать возможность для коррупции и злоупотреблений в сфере инвестиций. Если правила нечеткие и неясные, это может создать возможность для участников рынка использовать их в своих интересах и нарушать права инвесторов. К примеру, в соответствии со статьей 19 Закона

46 Мелибаева Гульнара Ачиловна, Рахманов Баходир Бахтиярович «Правовые основы регулирования иностранных инвестиций в Республике Узбекистан», Ж. «Экономика и финансы», 2017

«Об инвестициях и инвестиционной деятельности», действие гарантии от неблагоприятного изменения для инвестора в сфере приобретения концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов начинается с даты регистрации концессионного договора в установленном законодательством порядке. Однако порядок регистрации концессионного договора не предусмотрен в законодательстве.

Непредсказуемость правил заключается в том, что невозможно точно предсказать все правила и положения, которые могут содержаться в нормативно-правовых актах в сфере инвестиционной деятельности. Законодательная среда может меняться в результате принятия новых законов и изменения уже действующих. Политические, экономические и социальные изменения могут вносить неожиданные коррективы в правовую систему страны. Это может приводить к изменениям в правилах инвестиционной деятельности. К примеру, в Закон «Об инвестициях и инвестиционной деятельности», хотя закон был принят недавно, уже

47

внесены три поправки47.

Недостаточность механизмов прав инвесторов заключается в том, что правовое регулирование в законодательстве может быть недостаточно подкреплено реальными, действенными инструментами обеспечения соблюдения прав инвесторов. В результате, инвесторы, чьи права нарушены, могут иметь ограниченные возможности искать справедливое возмещение. К примеру, в соответствии со статьей 21 Закона «Об инвестициях и инвестиционной деятельности», инвестор вправе оспаривать в судебном и арбитражном порядке решение о реквизиции и экспроприации их собственности. Как правило, инвестиционные споры рассматриваются в экономическом или административном суде. Однако, по правилам Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан и Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве, суды рассматривают инвестиционные споры, вытекающие только из

48

инвестиционного договора48.

Бюрократия в регулировании инвестиционной деятельности является одним из главных препятствий для инвесторов. Она включает в себя различные административные процедуры и формальности, которые требуют время, ресурсы и усилия со стороны инвесторов. К примеру, в настоящее время Центральный банк Республики Узбекистан предлагает внести изменения в валютном регулировании. Если предложенные изменения будут приняты, то процедура покупки и вывода валюты за

47 Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» от 25.12.2019 г. № ЗРУ-598 // Национальная база данных законодательства, 25.10.2023 г., № 03/23/871/0797

48 Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан от 01.04.2018 г., статья 301// Национальная база данных законодательства, 27.04.2023 г., № 03/23/833/0236

Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве от 01.04.2018 г.// Национальная база данных законодательства, 27.04.2023 г., № 03/23/833/0236

границу усложнятся. Усложнение процесса конвертации валюты и репатриации доходов иностранными инвесторами окажет негативное влияние на инвестиционный климат, поскольку барьеры для вывода

49

капитала сократят приток иностранных инвестиций в страну49.

Вышеперечисленные проблемы свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения эффективного и справедливого законодательного регулирования инвестиционной деятельности, которое обеспечит прозрачность, защиту прав инвесторов и устойчивость правовой системы. Это может быть достигнуто путём создания эффективных механизмов контроля и регуляции, а также постоянного обновления законодательной базы в соответствии с потребностями участников инвестиционной деятельности.

Если обратить внимание на законодательное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан, то взаимоотношения между государством и участниками инвестиционной деятельности до 2020 года регулировались законами «Об иностранных инвестициях» от 1998 года, «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» от 1998 года и «Об инвестиционной деятельности» от 2014 года, а также многими подзаконными актами. Однако с принятием Закона Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» от 26 января 2020 года, вышеуказанные законы утратили силу, а нормы, предусмотренные этими законами, унифицированы.

Преимуществом принятия Закона «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» является то, что данный Закон играет важную роль для развития экономики и привлечения инвестиций в страну, содействует созданию благоприятного инвестиционного климата, устанавливает правовой режим для инвесторов и регулирует их деятельность.

Роль закона состоит в том, чтобы обеспечить гарантии и защиту прав инвесторов, установить прозрачные правила и процедуры для привлечения и реализации инвестиций. Он определяет правила ведения бизнеса, защищает инвесторов от непредвиденных рисков и несправедливых действий. Принятие закона также способствует улучшению деловой репутации страны и привлечению иностранных инвесторов. Закон демонстрирует государственную поддержку инвестиций и стремление к стабильной и предсказуемой бизнес-среде.

Несмотря на это, существуют проблемы и пробелы в законодательном регулировании инвестиционной деятельности. В соответствии с частью второй статьи 1 Закона «Об инвестициях и инвестиционной деятельности», данный закон не регулирует отношения, связанные с централизованными инвестициями. При этом утратившим силу Законом Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности» от 24 декабря 1998 года, было

49 Шомесов Д.В. «О регулировании инвестиций с точки зрения международного и внутреннего законодательства» // Вестник СГЮА. [Электронный ресурс], 2021. № 2

определено, что под централизованными инвестициями понимаются инвестиции, осуществляемые в рамках государственной инвестиционной деятельности путем: прямого финансирования за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, привлечения иностранных инвестиций и кредитов под гарантии Правительства Республики Узбекистан. Таким образом, порядок осуществления централизованных инвестиций, который регулировался аналогичным законом, утратившим силу, не регулируется Законом «Об инвестициях и инвестиционной деятельности». В этом случае возникает вопрос, каким нормативно-правовым актом регулируются вопросы осуществления централизованных инвестиций в Республике Узбекистан?

Также Законом установлено, что правоотношения в области концессионной деятельности регламентируются отдельным законом. Изучение законодательного регулирования данной деятельности показало, что нет определенного самостоятельного закона, регулирующего концессионную деятельность. Данная деятельность раньше регулировалась утратившим силу Законом Республики Узбекистан «О концессиях» от 30 августа 1995 года. В настоящее время концессионная деятельность регулируется как форма государственно-частного партнерства. В Законе Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве» от 10 мая 2019 года, определено, что концессия — одна из форм государственно-частного партнерства, при которой государство предоставляет частному партнеру имущество и земельные участки с выдачей разрешения на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, предусмотренной концессионным договором. Более того, Законом «О государственно-частном партнерстве» предусматривается, что реализация концессионных проектов, а также заключение концессионных договоров осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом для проектов государственно-частного партнерства. Таким образом в законе слова концессия почти больше не употребляются. Из этого вытекает, что отдельный порядок для регулирования концессионной деятельности не предусмотрен законодательством, а для регулирования концессионной деятельности применяются нормы государственно-частного партнерства. Однако Закон «О государственно-частном партнерстве» не охватывает все аспекты концессионной деятельности. К примеру, в соотвествии с Законом «О государственно-частном партнерстве», юридические лица или объединения юридических лиц, уполномоченные государственным партнером, могут действовать со стороны государственного партнера, однако в концессионных договорах концессионными органами являются только органы государственного управления, а также органы государственной власти на местах. Кроме того, соглашение о государственно-частном партнерстве устанавливает порядок передачи прав собственности на спроектированный, созданный, профинансированный,

реконструированный, эксплуатируемый и обслуживаемый в рамках проекта государственно-частного партнерства объект частному партнеру в соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан, однако в концессионных договорах концессионеру предоставляются только права владения и пользования предоставленным имуществом, а право собственности на него не передается50.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что несмотря на реформы в правовом регулировании инвестиционной деятельности, существуют пробелы и недостатки, препятствующие единообразному и эффективному применению норм в области инвестиционной деятельности. Вопросы правового регулирования централизованных инвестиций и концессионной деятельности недостаточно регламентированы в национальном законодательстве, что усложняет правоприменение в данной области.

Использованные источники:

1. Мелибаева Гульнара Ачиловна, Рахманов Баходир Бахтиярович «Правовые основы регулирования иностранных инвестиций в Республике Узбекистан», Ж. «Экономика и финансы», 2017

2. Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» от 25.12.2019 г. № ЗРУ-598 // Национальная база данных законодательства, 25.10.2023 г., № 03/23/871/0797

3. Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан от 01.04.2018 г., статья 301// Национальная база данных законодательства, 27.04.2023 г., № 03/23/833/0236

4. Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве от 01.04.2018 г.// Национальная база данных законодательства, 27.04.2023 г., № 03/23/833/0236

5. Шомесов Д.В. «О регулировании инвестиций с точки зрения международного и внутреннего законодательства» // Вестник СГЮА. [Электронный ресурс], 2021. № 2

6. Закон Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве» от 0.05.2019 г. № ЗРУ-537, статья 33 // Национальная база данных законодательства, 03.07.2023 г., № 03/23/850/0439

7. Закон Республики Узбекистан «О концессиях» от 30 августа 1995 г., № 110-1, статья 6 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 37, ст. 978 (*закон утратил силу)

50 Закон Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве» от 0.05.2019 г. № ЗРУ-537, статья 33 // Национальная база данных законодательства, 03.07.2023 г., № 03/23/850/0439 Закон Республики Узбекистан «О концессиях» от 30 августа 1995 г., № 110-1, статья 6 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 37, ст. 978 (*закон утратил силу)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.