ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Блашенцев Б.О.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: право, государственно-частное партнерство, правовое регулирование, государственная политика.
Аннотация. Статья актуализирует основные проблемы правового регулирования государственно-частного партнерства, предложены пути их преодоления.
Keywords: law, public-private partnership, legal regulation, state policy.
Abstract. The article updates the main problems of legal regulation of public-private partnership, suggests ways to overcome them.
В современных политических и экономических условиях особо актуализируется необходимость системной государственной стратегической политики по созданию дополнительных финансовых механизмов и стимулов для более активного привлечения инвестиций частного сектора в развитие общественно значимых для Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований инфраструктурных сфер жизнедеятельности.
Актуальность выработки стратегических направлений по формированию условий для ускоренного развития общественной инфраструктуры вызвана введением в действие федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», обозначившим полномочия органов публичной власти по определению ресурсного обеспечения для достижения целей и задач в решении проблем социально-экономического развития.
Это предопределяет основные стратегические направления по развитию механизмов государственно-частного партнёрства, направленных на учёт принципов взаимодействия публичных органов власти с субъектами частного сектора в нормативных правовых документах по прогнозированию, планированию и программированию в целях необходимости, возможности и целесообразности использования частных инвестиций в общественно значимых инфраструктурных сферах на этапе формирования проектов. Такой подход государственного управления определяет формирование
системы нормативных правовых документов стратегического планирования на уровне субъекта РФ.
Система нормативных правовых документов должна предусматривать достижение эффективности государственного управления процессами и отношениями социально-экономического развития субъекта РФ, не исключая последующую корректировку в ходе реализации государственных программ в зависимости от внешних и внутренних условий. То есть, стратегическое планирование социально-экономического развития, основанное на разработке перспективных целевых программ развития региона, предопределяет объективную необходимость включения системы комплексного управления организационными и финансовыми механизмами формирования проектов государственно-частного партнёрства, доказавшие свою эффективность на практике. Вместе с тем система государственного управления формированием и последующим развитием механизмов государственно-частного партнерства должна также предусматривать доступность субъектов частного сектора к участию в инвестиционных проектах по строительству, реконструкции и модернизации общественных инфраструктурных сфер на конкурсной основе [1; 5].
При этом система управления государственно-частного партнёрства должна обеспечивать эффективность механизма привлечения инвестиций частного бизнеса в инвестиционные проекты, поскольку основным фактором, сдерживающим активность субъектов частного сектора в долгосрочном сотрудничестве с публичными органами власти, являются финансовые аспекты.
Основным отличием принципа государственно-частного партнёрства при разработке и реализации проектов на основе концессионных соглашений от государственного заказа и других форм является обязательное финансирование создания и реконструкции объекта государственной (муниципальной) собственности частным партнёром, при этом публичный партнёр (концедент) вправе компенсировать часть затрат, понесённых на реализацию проекта [3; 6].
Следует также отметить, что согласно рекомендациям по применению федерального закона № 224-ФЗ при среднем сроке заключения концессионных соглашений в России, составляющим 13,1 года, такие соглашения не могут быть заключены на срок менее трёх лет, поскольку в противном случае, исходя из долгосрочного характера данной формы, возникает необходимость возврата вложенных частных инвестиций. Для привлечения частного сектора в
проекты государственно-частного партнерства на основе концессионных соглашений, как особо значимой формы участия бизнеса органы публичной власти должны используют режимы льготного налогообложения во весь период действия концессионного соглашения. Однако в ряде субъектов РФ установлены нормы ставок по льготному налоговому обложению, не всегда удовлетворяющие частного партнёра, что снижает степень участия частных инвестиций в общественно значимые инфраструктурные сферы. Как свидетельствуют результаты исследований, проведённых НП «Центр развития государственно-частного партнёрства», достижение эффективности системы поддержки бизнеса, в том числе на основе концессионных соглашений возможно при условии:
1. Предоставления налоговых льгот, включающих:
- льготную ставку по налогу на имущество на период срока действия концессионного соглашения;
- льготную ставку по налогу на прибыль концессионера (частного партнёра) при вводе объекта государственной (муниципальной собственности) в эксплуатацию в рамках ставки, подлежащей начислению в бюджет субъекта;
- льготную ставку по транспортному налогу;
2. Неналоговые льготы и механизмы поддержки концессионерам (другим участникам) государственно-частного партнёрства в формах:
- льготное или безвозмездное подключение к коммунальным сетям;
- субсидирование процентной ставки по займам, методологическое и организационное содействие в ходе реализации проекта;
3. Создание специализированного информационного ресурса в сфере государственно-частного (муниципально-частного) партнёрства и открытость информации о потребностях, планах и ходе реализации проектов.
Практически во всех субъектах РФ, занимающих высокие позиции в рейтинговой оценке по развитию государственно-частного партнёрства, осуществляется регулярная информационная поддержка и публикация в открытых источниках перечня объектов государственной и муниципальной собственности, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Следует отметить, что в большинстве субъектов РФ, являющимися лидерами реализации проектов государственно-частного партнёрства, образованы отраслевые подразделения, формирующие перспективные направления по использованию частного капитала. Так, в Правительстве Воронежской области функционирует отдел государственно-частного партнёрства, на официальных порталах чётко
обозначен перечень объектов для привлечения частных инвестиций, сформулированы цели их использования и условия предоставления потенциальному частному инвестору государственных гарантий, преференций, льгот по налогообложению, иных финансовых инструментов по поддержке частного партнёра, обозначен конкретный инициатор перспективного проекта [4].
Следовательно, наряду с финансовыми механизмами информационная поддержка частного партнёра в настоящее время становится основополагающим инструментом государственного стратегического планирования по привлечению частного инвестора в формировании и реализации проектов государственно-частного партнёрства.
Безусловно, элементы региональных систем государственно-частного партнёрства должны предусматривать эффективное государственное регулирование финансами, как основного блока финансовой поддержки частного бизнеса, а также процессов контроля, отчётности и обеспечения финансовых обязательств по проектам вне зависимости от форм и моделей, последующего совершенствования нормативно-правовой базы и определения приоритетных направлений по развитию инфраструктурных сфер территории региона. В данном контексте при разработке концепции стратегии развития государственно-частного партнёрства и инвестиционных проектов важно достижение как сбалансированности интересов и минимизации рисков его участников, выбора оптимального способа их реализации, так и создание благоприятных условий, способствующих достижению целей проектов и эффективной координации.
Список литературы
1. Аблаев И.М. Основы государственно-частного партнерства в инновационной сфере // Экономические науки. 2013. № 98. С. 15-18.
2. Афонина В.Е. Методы финансирования инвестиционного процесса в сельском хозяйстве // Научное обозрение. 2014. № 7-1. С. 411-415.
3. Бехер В.В. Гарантии финансовой деятельности государственных (муниципальных) учреждений как один из элементов экономической безопасности государства // Информационная безопасность регионов. 2014. № 4 (17). С. 55-58.
4. Рыжкова Э.Н., Попков Д.С. Характеристика инвестиционного потенциала Воронежской области // Научно-исследовательские публикации. 2016. № 4(36). С. 59-67.
5. Соловьев А.А. Институт медиации в россии и процедуры урегулирования споров с участием посредника по спортивному кодексу франции // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 2. С. 28-31.
6. Shashkova A.V. Russian business law. - Москва, 2007. - 483 с.
Богомолов А.Н.
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 210 УК РФ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: соучастие, преступное сообщество, преступная организация, организованная преступность
Аннотация: в статье раскрываются объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ
Keywords: complicity, criminal association, criminal organization, organized crime
Abstract: The article reveals the objective and subjective elements of a crime under Art. 210 of the Criminal Code
Уголовная ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации) и за участие в нем предусмотрена в статье 210 УК РФ. Объект данного преступления составляют общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность [1].
Согласно ст. 35 УК РФ преступное сообщество является наиболее опасной и сложной формой соучастия. В ч. 4 ст. 35 УК РФ дается определение преступного сообщества (преступной организации), под которой понимается структурированная организованная группа (преступная организация) или объединение таких групп, для которых характерно единое руководство и объединение его членов в целях совершения совместно тяжких или особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или материальной выгоды. В законе, таким образом, указаны две основные разновидности преступного сообщества (преступной организации): структурированная организованная группа или объединение организованных групп.
Объективная сторона преступления состоит в действиях по организации преступного сообщества, а также и участии в нем.
Действия по организации преступного сообщества могут заключаться в создании преступного сообщества, координации