УДК 368
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ PROBLEMS OF LEGAL REGULATION ECOLOGICAL INSURANCE
Уразакаев А.К.
Южно-Российский институт управления - филиал
Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Urazakaev A.K
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые проблемные аспекты законодательного регулирования экологического страхования. Обосновывается необходимость разработки и принятия федерального закона об обязательном экологическом страховании. Так же некоторые проблемные вопросы финансово-экономической составляющей.
Ключевые слова: Обязательное страхование, Фз, аварии и катастрофы, экологическое страхование, право, государственная политика.
Annotation: This article discusses some problematic aspects of legislative regulation of environmental insurance. The necessity of development and adoption of the Federal law on mandatory environmental insurance. Some problematic issues of financial-economic component.
Key words: Compulsory insurance, Federal Law, accidents and disasters, environmental insurance, law, public policy.
Сохранение природных систем, биоразнобразие и оздоровление окружающей среды необходимые условия устойчивого развития жизни и здоровья населения, обеспечения национальной безопасности.
Постоянное повышение технического и экономического потенциала страны, усложнение производственных процессов, автоматизации и механизации производства сопутствует одновременный рост техногенных, экономических и социальных рисков. Ежегодные убытки от аварий и катастроф в России составляют 10-15% от ВВП. Такие неблагоприятные факторы окружающей среды обуславливают необходимость создания масштабной, комплексной системы мер, направленных на борьбу с негативными природными и техногенными явлениями и обеспечивающих компенсацию непредвиденных материальных и финансовых убытков.
Экологическое страхование - внебюджетный ресурс, является одним из инструментов решения данной проблемы, который возместит ущерб, причиненный окружающей среде. Экологическое страхование представляет собой относительно обособленную область страховых отношений, связанную со спецификой страховых случаев, их последствиями, а также механизмами правовой защиты.
За современную историю Российского нормотворчества появилось немало актов, регламентирующих данную сферу общественных отношений. А в частности к ним относятся:
• Гражданский Кодекс Российской Федерации (Глава 48);
• Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ;
• Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» № 4015-1.
Основополагающие, базовые идеи страхования, закрепленные в
указанных нормативных документах, получили дальнейшее развитие в отраслевых федеральных законах.
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 3 - 4 (июль - декабрь) 2015
Определенные элементы страхования содержатся в Федеральных законах:
• «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ;
• «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ;
• «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ;
• и других законодательных, а также нормативных правовых актах министерств и ведомств, участвующих в регулировании правоотношений данного вида.
Основной (общий) нормативно-правовой акт в настоящее время в области экологического страхования - ФЗ «Об охране окружающей среды». Но легального определения экологического страхования он не содержит. В Законе лишь указана его цель: «защита имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков» (статья 18), и в статье 1 дано определение экологического риска. Экологический риск - это вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Ученые, исследующие экологическое страхование обращаются,
прежде всего, к положениям Закона РФ «Об организации страхового дела в
РФ», которое содержит дефиницию страхования. Страхование — это
отношения по защите интересов физических и юридических лиц,
Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при
наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов,
формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий
(страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 3 - 4 (июль - декабрь) 2015
Структура правоотношений в сфере экологического страхования подробно исследована в литературе[1].
Теоретические основы экологического страхования исследовались в литературе с позиций защиты экологических прав граждан [2].
Существует две формы страхования, обязательное и добровольное. Согласно ч.2 статьи 18 ФЗ № 7 в Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.
Значимой проблемой развития экологического страхования в России является кризисное состояние экономики в целом, а также тяжелое финансовое положение большинства предприятий, являющихся источниками повышенной опасности. Я считаю, что в нашей стране стабильно может развиваться только обязательное экологическое страхование, так как:
• во-первых, низкая платежеспособность потенциальных страхователей (предприятий), не оставляет средств для оплаты взносов по добровольному страхованию;
• во-вторых, стоимость страхования зависит от вероятности наступления страхового случая, а так как у финансово неблагополучных предприятий менее экологичны технологические процессы, вследствие высокого износа основных фондов, степень риска наступления страховых случаев выше, следовательно, стоимость страхования дороже.
В итоге получается, ситуация при которой предприятия, имеющие наибольшую потребность в страховании, остаются вне системы экологического страхования.
Законодатель не дал разъяснения, в каких случаях и для кого
возможен обязательный характер страхования. Вследствие недостаточной
правовой разработанности, возникают дискуссии как относительно
сущности института экологического страхования, так и по вопросу
отнесения его к разновидностям обязательного.
Основным пробелом, из-за которого и возникают подобные проблемы, является то, что на федеральном уровне до сих пор не принят нормативно-правовой акт, закрепляющий и раскрывающий основы экологического страхования.
Между тем, в статье 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлено, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретном виде обязательного страхования. Однако судебная практика последних лет все же признает данный вид страхования обязательным, несмотря на отсутствие федерального закона об обязательном страховании рисков собственников опасных производств.
Необходимость принятия единого закона, регулирующего экологическое страхование, обусловлено не только в связи с прямым указанием Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», но и возрастанием в России злободневности данной проблемы, и, как следствие, необходимостью более четкого нормативного урегулирования.
На мой взгляд, в законе об обязательном экологическом страховании должны содержаться базовые понятие, относящиеся к любому виду обязательного страхования, а именно:
• субъекты страхования;
• объекты, подлежащие страхованию;
• минимальный размер страховой суммы;
• перечень страховых случаев;
• срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);
• размер, структура или порядок определения страхового тарифа;
• срок действия договора страхования;
• и др.
Но наравне с законодательным совершенствованием правового регулирования обязательного экологического страхования, необходимо также уделить внимание финансово-экономической составляющей. Ведь главной особенностью данного вида страхования являются огромные масштабы ущерба вследствие экологических аварий или катастроф [6]. А как следствие, одна отдельно взятая страховая компания не способна брать на себя такие риски. В этой связи актуальной представляется политика создания страховых экологических пулов, которые были б в состоянии выплачивать страховые возмещения при наступлении страхового случая.
На мой взгляд, экологическое страхование должно проводиться при участии государства в лице его федеральных или региональных органов власти, которые могут разрабатывать и реализовывать на практике специальные целевые программы, издавать соответствующие нормативные акты, регулирующие проведение экологического страхования, а также инициировать участие в экологическом страховании государственных страховых компаний.
Список литературы:
1) Мисник Г.А. Экологическое страхование: понятие, функции, основные элементы// Экологическое право. 2006. №6. С. 15.
2) Супатаев М.А. К проблематике цивилизационного подхода к Российскому праву // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 4. С. 7-13; Дубовик О.Л. Экологические преступления. М: Спарк. 1998. С.250;
3) Мисник Г.А. Возмещение экологического вреда. Монография. М:Велби. 2007. С.55;
4) Мисник Г.А. Проблемы ответственности за экологические преступления//Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. №1. С.92.;
5) Мисник Г. А. правовые проблемы оценки экологического риска// Законодательство и экономика. 2006. №7. С.22.
6) Мартин А.А. Проблемы развития института страхования в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 4. С. 230-236