Научная статья на тему 'Экологическое страхование как инструмент экономико-правового механизма охраны окружающей среды в России и за рубежом'

Экологическое страхование как инструмент экономико-правового механизма охраны окружающей среды в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1572
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / СТРАХОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / СТРАХОВАНИЕ РИСКОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД / ECOLOGY / INSURANCE / ENVIRONMENTAL INSURANCE / RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCES / RISK INSURANCE / ENVIRONMENTAL FUND

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сотникова Л. В., Никонова Н. Е.

В статье анализируется российский опыт и опыт зарубежных стран в сфере экологического страхования. Рассматриваются виды страхования и приводятся сложности, которые возникают при попытке внедрить экологическое страхование в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL INSURANCE AS A TOOL FOR ECONOMIC AND LEGAL MECHANISM OF ENVIRONMENTAL PROTECTION IN RUSSIA AND ABROAD

The article analyzes the Russian experience and the experience of foreign countries in the sphere of environmental insurance. Consider the types of insurance and are difficulties that arise when trying to implement the environmental insurance in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Экологическое страхование как инструмент экономико-правового механизма охраны окружающей среды в России и за рубежом»

УДК 368.89:502/504 ББК 65.271

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Л.В. СОТНИКОВА, ОУВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск, Россия Н.Е. НИКОНОВА, ОУ ВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье анализируется российский опыт и опыт зарубежных стран в сфере экологического страхования. Рассматриваются виды страхования и приводятся сложности, которые возникают при попытке внедрить экологическое страхование в России и за рубежом.

Ключевые слова: экология, страхование, экологическое страхование, российский и зарубежный опыт, страхование рисков, экологический фонд.

Актуальность. На сегодняшний день использование системы экологического страхования является одним из наиболее эффективных путей минимизации величины экологических рисков. Под экологическим страхованием понимается страхование гражданской ответственности за причинение ущерба (вреда) окружающей природной среде, жизни и здоровью человека, имуществу в результате воздействий окружающей природной среды, вызванных хозяйственной и иной деятельностью. Экологическое страхование позволяет решить две важные проблемы -обеспечить частичную компенсацию убытков от техногенного загрязнения окружающей среды и создать дополнительные источники

финансирования природоохранных

мероприятий, привлекая средства коммерческих структур.

Выделяют две формы осуществления экологического страхования - добровольную и обязательную. Добровольное экологическое страхование возникает на основе добровольно заключаемого договора между страховщиком и предприятием - страхователем. При этом порядок и условия страхования определяются страховой компанией самостоятельно. Страховые взносы уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия страхователя. Обязательное страхование осуществляется в силу закона, определяющего условия и порядок проведения данного вида страхования. Необходимым условием является наличие утвержденного на региональном, либо федеральном уровне перечня экологически опасных предприятий,

подлежащих страхованию риска загрязнения окружающей среды.

Экологическое страхование выполняет следующие функции:

- уменьшения издержек предприятий по выплате компенсаций пострадавшим в результате техногенного загрязнения окружающей среды и предоставления правовой зашиты страхователям путем участия в рассмотрении исков в судебных инстанциях;

- обеспечения гарантий пострадавшим третьим лицам в получении причитающихся им сумм возмещения за нанесенный ущерб независимо от финансового положения причинителя вреда;

- осуществления страховыми компаниями контроля за проведением предприятиями мероприятий по обеспечению экологической безопасности;

- финансирования мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

В России страхование, в том числе и экологическое, регулируется Гражданским кодексом РФ [2] (ст. 927-970), Законом РФ от 27.11.1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации" [3]. Общие требования об экологическом страховании установлены Федеральным Законом от 10.01.02 г. №№ 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 18). Процедура добровольного экологического страхования урегулирована на подзаконном уровне. [5]

В Российской Федерации нет системы обязательного страхования экологических рисков. Добровольная форма страхования объясняется следующими причинами:

- отсутствует необходимая законодательная база для внедрения обязательного страхования;

- не разработаны отраслевые методики по экологическому страхованию;

- не создан статистический банк данных по техногенным авариям и катастрофам;

- отсутствуют бюджетные средства, необходимые для формирования государственного экологического страхового фонда.

Анализ состояния рассматриваемой проблемы в зарубежных странах не дает однозначного ответа о преимуществе той или иной формы страхования. Так, во многих странах применяется добровольное страхование ответственности по возмещению ущерба от аварийного загрязнения окружающей среды. Обязательное экологическое страхование же существует в Бельгии, США, Казахстане, Туркменистане, Азербайджане.

Наиболее последовательно политика страхования ответственности за ущерб, нанесенный загрязнением окружающей среды, проводится в Германии. В Германии отсутствуют специальные нормативные акты об экологическом страховании. Величина ущерба определяется истцом, а суд вправе принять или пересмотреть эту величину. Ни расчетных, ни экспериментальных оценок величины ущерба не проводится. Обычно иски не покрывают ущерб, являющийся результатом постепенной утечки или постоянных выбросов вредных веществ в окружающую среду. Жесткость судебных решений является главным побудительным фактором к добровольному страхованию ответственности.

1 января 1991 года в Германии был принят закон "Об уголовной ответственности за нанесение вреда окружающей среде". Уголовная ответственность наступает независимо от масштабов ущерба. Для особо опасных промышленных сооружений и объектов этот закон предусматривает обязательное заключение гарантийного страхования. Основу уголовной ответственности составляет оформление законодательством обязательство уголовной ответственности частноправового характера лица, оформившего базовое страхование, включающее ответственность за землю, воздух, и воду.

Предметом ответственности за загрязнение окружающей среды при страховании в Германии является обязанность страхователя нести уголовную ответственность за ущерб,

причиняемый юридическим и физическим лицам в результате воздействия вредных веществ на землю, воздух и воду.

В качестве страхового случая рассматривается первое установленное нанесение ущерба личности, материальный ущерб, связанный с повреждением или уничтожением предметов, зарегистрированный совместно с третьим лицом или страхователем, имущественный ущерб, причиненный лицу в результате происшедшего с ним несчастного случая. Но, например, ущерб личности может быть результатом постепенной утечки или постоянных выбросов вредных веществ в окружающую среду, тогда причиненный лицу ущерб будет намного приуменьшен и соответственно выплата будет не полной.

Учитывая интеграционные процессы, происходящие сегодня в рамках содружества независимых государств, а также фактически единую таможенную территорию с Казахстаном, Арменией, Киргизией и Киргизией, полагаем необходимым исследовать решение вопроса об экологическом страховании в отдельных государствах СНГ.

Так, в Казахстане с 1 января 2006 года введено обязательное экологическое страхование согласно закону Республики Казахстан от 13 декабря 2005 г. №93 "Об обязательном экологическом страховании" (далее - закон №93). Кроме того, данный вид страхования регулируют следующие нормативные акты:

- гражданский кодекс Республики Казахстан (глава 40 ГК РК (особенная часть));

- экологический кодекс Республики Казахстан (ст. 107 ЭК РК);

- закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 г. № 126 "О страховой деятельности";

- закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 г. № 580 "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам";

- постановление правительства Республики Казахстан от 8 января 2004 г. № 19 "Об утверждении перечня экологически опасных видов хозяйственной деятельности и правил их обязательного государственного лицензирования".

Согласно п. 3 ст. 1 закона №93 [6], обязательное экологическое страхование -комплекс отношений по имущественной защите законных интересов физических и (или)

юридических лиц (застрахованных) при наступлении гражданско-правовой

ответственности по обязательствам,

возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде в результате ее аварийного загрязнения;

Ст. 3 закона №93 определяет объект обязательного экологического страхования, им является имущественный интерес лица, осуществляющего экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности, связанный с его обязанностью, установленной гражданским законодательством Республики Казахстан, возместить вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде в результате ее аварийного загрязнения.

Обязательный характер страхования показывает, например, абз. 2 ст. 7 закона №93, согласно которому "Физические и (или) юридические лица, осуществляющие экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности, не вправе осуществлять свою деятельность без заключения договора обязательного экологического страхования".

Согласно п. 1 ст. 107 ЭК РК, целью экологического страхования является возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде в результате ее аварийного загрязнения.

В Республике Узбекистан закон от 9 декабря 1992 г. № 754-XП "Об охране природы" [9], установил правовые, экономические и организационные основы сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Согласно ст. 36 закона, "В Республике Узбекистан осуществляется добровольное и обязательное страхование имущества и доходов предприятий, учреждений и организаций, жизни, здоровья и имущества граждан на случай ущерба, явившегося результатом загрязнения окружающей природной среды и ухудшения качества природных ресурсов".

Законом Республики Таджикистан от 27 декабря 1993 г. № 905 "Об охране природы" [8] предусматривается страхование граждан от неблагоприятных воздействий окружающей природной среды. Согласно ст. 23 закона, "граждане Республики Таджикистан, а также иностранные граждане, и лица без гражданства постоянно или временно проживающие на

территории Республики Таджикистан, имеют право на страхование своей жизни, здоровья, имущества от неблагоприятны воздействий окружающей природной среды, происходящих в результате хозяйственной или иной деятельности". Ключевыми словами являются "имеют право", т.е эта статья показывает, что в Республике Таджикистан преобладает все же добровольных характер в экологическом страховании.

В Киргизской Республике экологическое страхование предусмотрено законом от 16 июня 1999 г. №53 "Об охране окружающей среды". [7]

Согласно ст. 36 закона №53, "для обеспечения страховой защиты жизни, здоровья и имущественных интересов населения в Кыргызской Республике осуществляется добровольное и обязательное экологическое страхование юридических и физических лиц, объектов их собственности и доходов на случай экологических бедствий, аварий и катастроф, а также страхование ответственности за загрязнение окружающей среды".

Закон также, как и закон №93 обязует юридическим лицам и гражданам, занимающимся экологически опасными видами хозяйственной и иной деятельности, прибегать к обязательному экологическому страхованию.

Однако следует отметить, что вопросы экологического страхования в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане пока не получили достаточного практического развития, как в Казахстане. Но страны постсоветского пространства в области страхования экологический рисков продвинулись намного дальше, чем Россия. Из этого следует вопрос: чем же данное явление обосновано?

С целью расширения круга имущественной ответственности за ущерб окружающей среде и повышения максимальных размеров страховых сумм, в зарубежных странах начиная с 1979 года стали создаваться страховые пулы.

В России для этих целей в начале 1990 года начали образовываться экологические фонды на разных уровнях. Учитывая то факт, что вопросы экологии, согласно п. д ст. 72 онституции РФ [1], относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, у субъектов появилась возможность создать свои экологическое фонды.

Согласно статье 8 постановления правительства РФ от 29 июня 1992 года N 442 [4], основными задачами Федерального

экологического фонда Российской Федерации являлись:

- финансирование и кредитование федеральных программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения;

- мобилизация средств на осуществление природоохранных

мероприятий и программ;

- экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений;

- содействие в развитии и осуществлении международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, финансирование целевых проектов и программ такого сотрудничества;

- содействие в развитии экологического воспитания и образования.

К сожалению, в 2000 г. система территориальных экологических фондов была упразднена. Средства от платежей за загрязнение окружающей среды были переданы в доходы региональных и местных бюджетов. В 2001 г. был упразднен и сам Федеральный экологический фонд. Одной из причин ликвидации системы экологических фондов послужили случаи не целевого использования средств экологических фондов. Данное решение, полагаем, было вызвано сиюминутным решением власти по борьбе с

бездействием, либо имитацией деятельности создаваемых государством органов, что абсолютно не дискредитирует идею о необходимости специального внебюджетного фонда в сфере экологического страхования.

В заключении рассмотрим сложности, которые возникают при попытке внедрить экологическое страхование как в России, так и за рубежом:

- во-первых, трудности формулировок при составлении условий договора их-за отсутствия терминологической устойчивости. Отсутствуют единые понятия "экологическая авария", " убытки от загрязнения среды, риска загрязнения и постепенного поступления вредных веществ в окружающую среду";

- во-вторых, большая и трудно разрешимая проблема возмещения расходов по устранению последствий загрязнения, которые отражаются на здоровье будущих поколений (например, генетические изменения после радиационного заражения);

- в-третьих, отсутствие методик, удовлетворяющих страховщика и страхователя, по оценке вероятных убытков от загрязнения окружающей среды или ущерба от аварии;

- в-четвертых, нет достаточной нормативной основы создания и функционирования системы обязательного экологического страхования.

Вместе с тем, для отечественных страховщиков практическая деятельность зарубежных страховых компаний в сфере экологического страхования представляет значительный интерес.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: текст с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. - Москва: Эксмо, 2016. - 14 с. - (Законы и Кодексы).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Российская газета. -06.02.1996.

3. Закон РФ от 27 ноября 1992г. №4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" //Российская газета, № 6, 12.01.1993.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.1992 г. № 442 "О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации" // Опубликовано в СПС "Консультант Плюс"

5. "Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации "

6. (утв. Минприроды РФ 03.12.1992 N 04-04/72-6132, Российской государственной страховой компанией 20.11.1992

N 22)

7. Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года № 93 "Об обязательном экологическом страховании". [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан Адилет. - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000093jttz19 (Дата обращения 30.11.16)

8. Закон Кыргызкой Республики от 16 июня 1999 г. № 53 "Об охране окружающей среды" [Электронный ресурс] // Опубликовано в Централизованном банке данных правовой информации Министерства Юстиции Кыргызкой Республики. - URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/218?cl=ru-ru (Дата обращения 03.12.16)

9. Закон Республики Таджикистан от 27 декабря 1993 года №905 "Об охране природы" [Электронный ресурс] // Опубликовано в ИПС "Законодательство стран СНГ". - URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2146 (Дата обращения 03.12.16)

10. Закон республики Узбекистан от 9 декабря 1992 г. № 754-XII "Об охране природы" [Электронный ресурс] // URL: http://www.lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=7065 (Дата обращения 03.12.16)

ENVIRONMENTAL INSURANCE AS A TOOL FOR ECONOMIC AND LEGAL MECHANISM OF ENVIRONMENTAL PROTECTION IN RUSSIA AND ABROAD

L.V. SOTNIKOVA, SUIME, Chelyabinsk, Russia N.E. NIKONOVA, SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

The article analyzes the Russian experience and the experience of foreign countries in the sphere of environmental insurance. Consider the types of insurance and are difficulties that arise when trying to implement the environmental insurance in Russia and abroad.

Keywords: ecology, insurance, environmental insurance, Russian andforeign experiences, risk insurance, environmental fund.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.