Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования договора воздушной перевозки пассажиров'

Проблемы правового регулирования договора воздушной перевозки пассажиров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4164
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черненко А.Д., Фарафонтова Е.Л.

В российской законодательной базе недостаточна практическая разработанность проблем, связанных с обеспечением гарантированного исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров и защиты их прав, как потребителей услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Черненко А.Д., Фарафонтова Е.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования договора воздушной перевозки пассажиров»

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

УДК 629.7

А. Д. Черненко Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский федеральный университет, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ

В российской законодательной базе недостаточна практическая разработанность проблем, связанных с обеспечением гарантированного исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров и защиты их прав, как потребителей услуги.

Ядром, образующим систему гражданско-правовых отношений при осуществлении транспортного процесса является договор перевозки. Этот раздел воздушного права постоянно развивается и совершенствуется. Но, как считают ученые-практики, в нашей законодательной базе недостаточна практическая разработанность многих проблем, связанных с модернизацией воздушных перевозок, а именно: каким образом обеспечить гарантированное исполнение договоров воздушной перевозки и законодательно их обеспечить на внутриведомственном уровне? Как защитить права главного участника договора воздушных перевозок - пассажира авиалайнера?

В соответствии с п. 1 ст. 786 ГК РФ и п. 1 ст. 103 «Воздушного кодекса РФ» по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком «Правилами воздушных перевозок» и Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 2007 года. Согласно п. 76 этих правил перевозчик вправе отменять, задерживать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену тина воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов или авиационной безопасности. Может он это сделать и по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией

Современное российское законодательство предусматривает в случае нарушений условий договора перевозки ответственность перевозчика в форме компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, в соответствии со ст.117 «Воздушного Кодекса», международными договорами Российской Федерации и гл. 59 ГК РФ. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей (пункт дополнительно включен с 1.01. 2010 года Федеральным законом от 4.12.2007 года № 331-ФЗ). Согласно ст. 119 Воздушного Кодекса РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке компенсация положена в размере объявленной ценности или в размере стоимости багажа, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза, если ценность была не объявлена. За просрочку доставки пассажира, багажа или груза (ст. 120 Воздушного Кодекса РФ) в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в

размере 25 % установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50 % провозной платы за просрочку доставки пассажира в пункт. Эти суммы компенсационных выплат слишком малы, по сравнению с мировыми стандартами. Сейчас россияне и иностранцы имеют разные права на компенсацию, даже если летят за границу на одном самолете.

Значительная доля заявлений на нарушение прав потребителей поступила в 2011 году от пассажиров авиакомпаний. По мнению председателя «Общества защиты прав потребителей» Михаила Аншакова, авиаперевозки - одна из сфер, где отраслевые нормы права снижают защищенность потребителей. И одна из главных причин этой ситуации в том, что Россия остается единственной крупной страной, которая не ратифицировала Монреальскую конвенцию (отложена до 2013 года) [2]. Конвенция существенно увеличивает лимиты ответственности авиакомпаний перед пассажирами при выполнении международных рейсов и снимает ограничения на компенсации за потерю багажа или ущерб здоровью клиентов, а также упрощает механизм получения компенсаций [8].

Правительство РФ при участии Министерства Транспорта РФ в последние три года ведет активный законотворческий процесс, улучшающий не только воздушные перевозки, но и взаимосвязанные с ними процессы организации воздушного движения. Два главных законопроекта, направленных на защиту прав пассажиров по договору воздушных перевозок подписаны Президентом РФ и ждут своего согласования в Государственной Думе. Это проект закона «О гарантировании исполнения договоров перевозки пассажиров», в котором защищаются права и законные интересы пассажиров воздушного транспорта на случай неисполнения перевозчиком обязательств перед пассажирами по договорам воздушной перевозки. В новом законопроекте предусмотрено увеличение штрафов авиакомпаниям за задержки рейсов (по данным офиц. Сайта Росавиации в феврале 2012 года 30 основных из 150 действующих российских авиакомпаний задержали вылет 25 % регулярных и чартерных рейсов) [7]. Сейчас российские перевозчики выплачивают компенсацию пассажирам за ожидание рейса в размере 600 руб. в сутки, а вскоре она может составить до 24 тыс. руб., причем и отказавшимся лететь в том числе. Закон должен вступить в силу с 1 января 2013 года [6].

Для обеспечения гарантий перед пассажирами должен вступить в силу с 1 июля 2012 года Федераль-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

ный Закон «О системе обязательного страхования ответственности перевозчика за неисполнение договоров воздушной перевозки пассажира», который регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхового гарантирования исполнения договоров воздушной перевозки пассажира [6]. В настоящее время по решению Аппарата Правительства РФ дополнительные финансовые гарантии прав пассажиров по договору воздушной перевозки осуществляются путем субсидирования расходов авиакомпаний, перевезших пассажиров авиакомпаний, в отношении которых принято решение о приостановлении или аннулировании сертификата эксплуатанта. Новый законопроект предполагает, что российские авиакомпании самостоятельно обязаны предоставить пассажирам регулярных авиаперевозчиков дополнительные финансовые гарантии посредством учреждения некоммерческого партнерства с целью создания страхового фонда в размере 3 млрд рублей.

Положения законопроекта вызвали много нареканий со стороны крупных авиакомпаний, так как, если суммы взносов рассчитают пропорционально объемам деятельности компаний, получится, что первая пятерка авиакомпаний страны будет платить за нерадивых, поэтому они предлагают разработать проект закона об обязательном страховании гражданской ответственности авиаперевозчика от риска банкротства [4; 7].

Оппоненты законопроекта обращают внимание на то обстоятельство, что авиаперевозчики уже осуществляют страхование своей ответственности, где гарантией выплат за причиненный при перевозке вред является институт обязательного страхования ответственности перевозчика [1]. По мнению авторитетных специалистов в области воздушных перевозок (Б. П. Елисеева, Н. Н. Остроумова и др.), выбранный авторами законопроекта способ решения поставленной задачи очень сложен в реализации, противоречит фундаментальным основам международного воздушного права, российского законодательства. Россий-

ские перевозчики будут поставлены в жесткие рамки ответственности при отказе пассажиру в перевозке вследствие решения Росавиации. Прецедента этому в юридической практике мирового сообщества пока нет, поэтому, считают ученые - правоведы в области воздушных перевозок, действовать необходимо крайне взвешенно и осторожно во избежание серьезных правовых последствий (и как следствие серьезных затрат) для российских авиаперевозчиков и для Российского государства в целом [3; 5]. Кроме того, нельзя не согласиться с предложением руководителя Межгосударственного авиационного комитета Татьяной Анодиной: «Не создавать свои национальные правила, а следовать международным стандартам» [2]. Принятие Монреальской конвенции- это верный шаг к гарантированному выполнению договора перевозки пассажира и упрощению механизма выплаты компенсаций.

Библиографические ссылки

1. Афанасьев В. Аэрополитика и госрегулирование: плюсы и минусы либерализации // Гражданская авиация. 2010. № 11-12. С. 22-24.

2. Анодина Т. Несоздавать правила, а следовать международным стандартам // Воздушный транспорт. 2011. 19 ноября.

3. Елисеев Б. П. Воздушные перевозки. М. : Дашков и К, 2011.

4. Остроумов Н. Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении. М. : Статут, 2009.

5. Фоков А. П. Рецензия на книгу «Воздушные перевозки» // Транспортное право. 2011.

6. URL: http://www.mintrans.ru/-Законопроектная деятельность - офиц. сайт Минтранса.

7. URL: http://www.favt.ru/favt_new/ - офиц. сайт Росавиации.

8. URL: http://www.tch.ru/rus/news/branch/- раздел СМИ - офиц. сайт ТКП.

© Черненко А. Д., 2012

УДК 347.8

Р. А. Чуприков, А. Ф. Казаков Научный руководитель - Е. А. Степанова Сибирский федеральный университет, Красноярск

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ

Военная авиация представляет собой государственную авиацию, предназначенную для решения задач оборонного характера, несения боевого дежурства, проведения боевых операций. Иными словами для обеспечения безопасности страны и защиты суверенитета государства. Но и государство со своей стороны должно обеспечивать безопасность своей «защиты». Поэтому цель данной работы заключается в определении правового обеспечения, гарантирующего безопасность военной авиации.

В 2009 году, тогда еще кандидат в Президенты США, Барак Обама, в своем предвыборном плане говорил о намерении ведения международной политики, которая должна была привести к разоружению стран-союзников. К их числу Обама относил и Россию. А именно речь шла о договоре «О нераспространении», в котором говорится о том, что США должны разору-

житься, и вести переговоры по СНВ (договор по сокращению наступательных вооружений) с Россией. И действительно, за небольшой период времени значительное количество «военных городков» на территории РФ были закрыты. Однако военная авиация не снижает темпы своего развития, несмотря на то, что в последнее время финансирование этой отрасли заметно сократилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.