Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ный Закон «О системе обязательного страхования ответственности перевозчика за неисполнение договоров воздушной перевозки пассажира», который регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхового гарантирования исполнения договоров воздушной перевозки пассажира [6]. В настоящее время по решению Аппарата Правительства РФ дополнительные финансовые гарантии прав пассажиров по договору воздушной перевозки осуществляются путем субсидирования расходов авиакомпаний, перевезших пассажиров авиакомпаний, в отношении которых принято решение о приостановлении или аннулировании сертификата эксплуатанта. Новый законопроект предполагает, что российские авиакомпании самостоятельно обязаны предоставить пассажирам регулярных авиаперевозчиков дополнительные финансовые гарантии посредством учреждения некоммерческого партнерства с целью создания страхового фонда в размере 3 млрд рублей.
Положения законопроекта вызвали много нареканий со стороны крупных авиакомпаний, так как, если суммы взносов рассчитают пропорционально объемам деятельности компаний, получится, что первая пятерка авиакомпаний страны будет платить за нерадивых, поэтому они предлагают разработать проект закона об обязательном страховании гражданской ответственности авиаперевозчика от риска банкротства [4; 7].
Оппоненты законопроекта обращают внимание на то обстоятельство, что авиаперевозчики уже осуществляют страхование своей ответственности, где гарантией выплат за причиненный при перевозке вред является институт обязательного страхования ответственности перевозчика [1]. По мнению авторитетных специалистов в области воздушных перевозок (Б. П. Елисеева, Н. Н. Остроумова и др.), выбранный авторами законопроекта способ решения поставленной задачи очень сложен в реализации, противоречит фундаментальным основам международного воздушного права, российского законодательства. Россий-
ские перевозчики будут поставлены в жесткие рамки ответственности при отказе пассажиру в перевозке вследствие решения Росавиации. Прецедента этому в юридической практике мирового сообщества пока нет, поэтому, считают ученые - правоведы в области воздушных перевозок, действовать необходимо крайне взвешенно и осторожно во избежание серьезных правовых последствий (и как следствие серьезных затрат) для российских авиаперевозчиков и для Российского государства в целом [3; 5]. Кроме того, нельзя не согласиться с предложением руководителя Межгосударственного авиационного комитета Татьяной Анодиной: «Не создавать свои национальные правила, а следовать международным стандартам» [2]. Принятие Монреальской конвенции- это верный шаг к гарантированному выполнению договора перевозки пассажира и упрощению механизма выплаты компенсаций.
Библиографические ссылки
1. Афанасьев В. Аэрополитика и госрегулирование: плюсы и минусы либерализации // Гражданская авиация. 2010. № 11-12. С. 22-24.
2. Анодина Т. Несоздавать правила, а следовать международным стандартам // Воздушный транспорт. 2011. 19 ноября.
3. Елисеев Б. П. Воздушные перевозки. М. : Дашков и К, 2011.
4. Остроумов Н. Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении. М. : Статут, 2009.
5. Фоков А. П. Рецензия на книгу «Воздушные перевозки» // Транспортное право. 2011.
6. URL: http://www.mintrans.ru/-Законопроектная деятельность - офиц. сайт Минтранса.
7. URL: http://www.favt.ru/favt_new/ - офиц. сайт Росавиации.
8. URL: http://www.tch.ru/rus/news/branch/- раздел СМИ - офиц. сайт ТКП.
© Черненко А. Д., 2012
УДК 347.8
Р. А. Чуприков, А. Ф. Казаков Научный руководитель - Е. А. Степанова Сибирский федеральный университет, Красноярск
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ
Военная авиация представляет собой государственную авиацию, предназначенную для решения задач оборонного характера, несения боевого дежурства, проведения боевых операций. Иными словами для обеспечения безопасности страны и защиты суверенитета государства. Но и государство со своей стороны должно обеспечивать безопасность своей «защиты». Поэтому цель данной работы заключается в определении правового обеспечения, гарантирующего безопасность военной авиации.
В 2009 году, тогда еще кандидат в Президенты США, Барак Обама, в своем предвыборном плане говорил о намерении ведения международной политики, которая должна была привести к разоружению стран-союзников. К их числу Обама относил и Россию. А именно речь шла о договоре «О нераспространении», в котором говорится о том, что США должны разору-
житься, и вести переговоры по СНВ (договор по сокращению наступательных вооружений) с Россией. И действительно, за небольшой период времени значительное количество «военных городков» на территории РФ были закрыты. Однако военная авиация не снижает темпы своего развития, несмотря на то, что в последнее время финансирование этой отрасли заметно сократилось.
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
В своей работе попытаемся осветить следующий вопрос: каким образом осуществляется правовое регулирование обеспечения безопасности военной авиации. Данная тема не освещается широко в литературе, что, по нашему мнению, затрудняет анализ полученных из законодательства РФ данных.
Для начала необходимо дать определение авиации. В законодательстве понятие «авиация» дается через перечисление основных ее видов.
«Авиация - государственная авиация (государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения), гражданская авиация, экспериментальная авиация, авиационная промышленность, авиационная инфраструктура, единая система организации воздушного движения и авиационная техника» [1].
Что касается обеспечения безопасности военной авиации, то в России ей занимается Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Служба). Данная Служба является центральным органом военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и самостоятельным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим государственный межведомственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов.[2]
Положение о Службе безопасности полетов утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 801 [3].
В положении определены основные задачи службы безопасности. К ним, в частности, относятся:
1) проведение мероприятий для осуществления государственного контроля за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов;
2) организация и проведение расследований авиационных происшествий и авиационных инцидентов с воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, отдельных авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами федеральных органов исполнительной власти и организаций;
3) классификация и учет авиационных происшествий и авиационных инцидентов в Российской Федерации, проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по ведению расследований, классификации и учета авиационных происшествий и авиационных инцидентов;
4) выявление опасных факторов, присущих авиационным системам, по результатам контроля за деятельностью авиационного персонала государственной авиации и расследований авиационных происшествий и авиационных инцидентов;
5) оперативное информирование руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций, Минтранса России, Минпромэнерго России и Межгосударственного авиационного комитета об авиационных происшествиях и авиационных инцидентах с государственными воздушными судами.
Согласно пункту 2 положения «О Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 801) «Служба безопасности полетов в своей деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Воздушным кодексом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, а также настоящим Положением».
Таким образом, исходя из буквального толкования понятия авиации, а так же ознакомившись с задачами Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, можно сделать следующие выводы:
1) служба организует деятельность, а так же гарантирует безопасность не только в сфере гражданской, но и военной авиации;
2) в Российской Федерации есть отдельная Служба, которая занимается безопасностью полетов авиации РФ. А так же то, что существует большая нормативно-правовая база, регламентирующая обеспечение безопасности полетов военной авиации.
Библиографические ссылки
1. О государственном регулировании развития авиации : федер. закон от 08.01.1998 № 10-ФЗ.
2. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России). [Электронный ресурс]. URL: http://www.mil.ru/index.htm.
3. О Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 801.
© Чуприков Р. А., Казаков А. Ф., 2012