Научная статья на тему 'Организационно-правовые проблемы деятельности уполномоченных органов в области гражданской авиации: пути решения'

Организационно-правовые проблемы деятельности уполномоченных органов в области гражданской авиации: пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
458
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / РОСАВИАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / МИНТРАНС / НАЦИОНАЛЬНОЕ ВЕДОМСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ / TRANSPORT / COMMERCIAL AVIATION / MINISTRY OF TRANSPORT / NATIONAL DEPARTMENT OF COMMERCIAL AVIATION / ROSAVIATSIYA / LAWS AND REGULATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меркулова Е. И., Зайцева Г. А.

Сегодня в большинстве стран мира транспортная система является объектом государственного управления. Приоритет участия государства в регулировании этой отрасли обусловлен рядом причин, прежде всего необходимостью обеспечения конституционных прав граждан, национальной безопасности, регулированием развития экономики В статье исследуются вопросы правового регулирования деятельности уполномоченных органов в сфере гражданской авиации, даются предложения по оптимизации деятельности Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Меркулова Е. И., Зайцева Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal issues in the activity of accredited organs in the sphere of commercial aviation

The article researches the issues of legal regulation of the activity of accredited organs in the sphere of commercial aviation, proposes suggestions to optimize the activity of the Federal air transport agency (Rosaviatsiya).

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые проблемы деятельности уполномоченных органов в области гражданской авиации: пути решения»

Организационно-правовые

проблемы деятельности уполномоченных органов в области гражданской авиации: пути решения

Е. И. МЕРКУЛОВА, старший юрист департамента правового консультирования, Г. А. ЗАЙЦЕВА, ведущий юрист департамента правового консультирования ЗАО «Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем"»

Сегодня в большинстве стран мира транспортная система является объектом государственного управления. Приоритет участия государства в регулировании этой отрасли обусловлен рядом причин, прежде всего необходимостью обеспечения конституционных прав граждан, национальной безопасности, регулированием развития экономики.

Гражцанская авиация — важнейший элемент транспортной системы. Для Российской Федерации развитие именно этого вида транспорта имеет особое значение в связи с большой территорией и неравномерным развитием наземных транспортных коммуникаций.

В результате преобразований, в том числе в рамках административной реформы, в настоящее время в Российской Федерации нет единого уполномоченного органа в сфере гражданской авиации, а управление отраслью осуществляют следующие организации: Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России), подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Рост-ранснадзор), Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация), Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), а также Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

На Минтранс России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; на Ространснад-зор — функции по контролю и надзору; на Росаэронавигацию — функции по контролю и надзору, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования воздушного пространства,

аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства и авиационно-космического поиска и спасания, на Росавиацию — функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции.

В соответствии со статьей 79 Конституции РФ, Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (Минск, 25 декабря 1991 г.), Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 439 «О мерах по выполнению межправительственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства на территории Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 367 «О совершенствовании системы сертификации и порядка расследования авиационных происшествий в гражданской авиации Российской Федерации» некоторые полномочия и ответственность федерального органа исполнительной власти в сфере гражданской авиации возложены на МАК.

В отсутствие единого национального уполномоченного органа в сфере гражданской авиации (ведомства гражданской авиации) невозможно в полном объеме обеспечить выполнение требований и рекомендаций Международной организации гражданской авиа-

ции (далее ИКАО), что влечет целый ряд негативных последствий:

• ослабление контрольно-надзорных функций в сфере обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности;

• несовершенство системы поддержания и повышения квалификации авиационного персонала;

• недостаточные темпы модернизации парка гражданских воздушных судов;

• неэффективное управление инфраструктурой гражданской авиации.

В настоящее время в Российской Федерации рассматривается возможность реформирования системы управления гражданской авиацией с целью концентрации выполняемых функций в едином федеральном органе исполнительной власти. Одним из первых шагов в данном направлении стало принятие постановления Правительства РФ от 23 июня 2008 г. №467 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного регулирования в области гражданской авиации», в соответствии с которым была существенно расширена компетенция Росавиации.

Однако, несмотря на положительные тенденции в сфере организации управ-

ления отраслью, связанные с принятием указанного постановления Правительства РФ, Росавиация все еще не является единым уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, а часть функций, подлежащих реализации в соответствии с документами ИКАО, в настоящее время не выполняется (либо выполняется в неполном объеме) ни одним государственным органом, осуществляющим те или иные полномочия в сфере гражданской авиации.

Таким образом, в среднесрочной перспективе задачей преобразования системы государственного управления в сфере гражданской авиации должно стать совершенствование созданной нормативно-правовой базы, определяющей деятельность уполномоченных органов в сфере гражданской авиации: ее обновление, устранение неполноты и противоречий, приведение в соответствие с требованиями и рекомендациями ИКАО, иными актами международного права.

Учитывая реализованные мероприятия в части концентрации полномочий в сфере гражданской авиации в одном федеральном органе исполнительной власти, представляется, что таким государственным органом должна выступить Росавиация. Целесообразность централизации функций управления отраслью в Росавиации обусловлена прежде всего наличием у данного органа исполнительной власти организационного потенциала, необходимого для исполнения полномочий ведомства гражданской авиации.

Очевидно, что систему управления отраслью необходимо реформировать постепенно, поэтапно передавая функции и полномочия Росавиации с одновременной оптимизацией организационной структуры управления. Реализуя концепцию поэтапного реформирования отрасли, необходимо сегодня возложить на Росавиацию выполнение функций и полномочий ведомства гражданской авиации, не закрепленных за каким-либо государственным органом.

Такая оптимизация деятельности Ро-савиации подразумевает внесение изменений в Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396 (далее Положение о Росавиации). В обновленной редакции Положения о Ро-савиации необходимо расширить перечень выполняемых государственных функций по охваченным деятельностью Росавиации направлениям. Так,

функции контроля, связанные с подготовкой авиационного персонала и сертификацией авиационных учебных центров, должны включать:

• повышение квалификации авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням должностей в установленной сфере деятельности (пункт 1.1 Приложения 1, пункт 8 Добавления 2 к Конвенции о международной авиации (далее Конвенция), подпункт «е» пункта 3 4 части А Руководства ИКАО по организации контроля по обеспечению безопасности полетов; Doc 9734-AN/959);

• летную эксплуатацию гражданских воздушных судов и профессиональная летная подготовка членов экипажей гражданских воздушных судов (пункты 2.3.4.1, 3.8.1, 3.8.2 части А Руководства ИКАО по организации контроля по обеспечению безопасности полетов; Doc 9734-AN/959);

• подготовку авиационного персонала авиации общего назначения (пункт 8 Приложения 1 к Конвенции).

В целях совершенствования системы обучения в сфере гражданской авиации необходимо закрепить за Росавиа-цией полномочия по методическому руководству подготовкой специалистов по предотвращению и расследованию авиационных происшествий.

В связи с тем, что Росавиация осуществляет государственную регистрацию воздушных судов, ведет Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ, организует и проводит инспекции гражданских воздушных судов, целесообразно также закрепить за Ро-савиацией исполнение следующих функций:

• контроль за соблюдением требований по оформлению условий поставки авиационной техники в гражданскую авиацию и проведению ее доработок;

• контроль за соблюдением требований, предъявляемых к разработке, проектированию и изготовлению образцов новой авиационной и наземной техники и ее модификаций (пункты 2.1.1, 3.11 и 34 Руководства ИКАО по летной годности. Том 1; DOC 9760 AN/967);

• участие в работах по созданию и внедрению новой и модернизированной авиационной техники (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 08.01.1998 № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации»);

• контроль за системой сбора и анализа информации об отказах и неисправностях авиационной техники

(пункты 2.1.1, 4.1, 4.2 Руководства ИКАО по летной годности. Том 1; DOC 9760 AN/967);

• ведение отраслевой отчетности по исправности и наработкам воздушных судов и авиационных двигателей (пункт 4 3 5 Приложения 8 к Конвенции);

• поддержание летной годности воздушных судов, в том числе иностранных судов и судов, предназначенных для перевозок высших должностных лиц Российской Федерации (пункт 1.1.4 Руководства ИКАО по летной годности. Том 1; DOC 9760 AN/967);

• подготовку и представление на утверждение решений о продлении ресурсов (сроков службы) воздушным судам, винтам, авиадвигателям и комплектующим изделиям (пункт 3.1, подпункт «m» пункта 3.2, пункт 4.1, подпункт «d» пункта 4.2 Руководства ИКАО по летной годности. Том 1; DOC 9760 AN/967);

• разработку документов для принятия оперативных и эффективных мер по устранению выявленных несоответствий, а также профилактических мероприятий в авиакомпаниях (пункты 3.1.1, 3.12 Приложения 17 к Конвенции, пункт 345.2 Руководства ИКАО по летной годности. Том 1; DOC 9760 AN/967);

• утверждение эксплуатационно-технической документации, включая регламенты технического обслуживания воздушных судов, перечни минимально исправного оборудования воздушных судов для вылета с внебазового аэродрома, другие оперативные эксплуатационно-технические документы, а также ведение и поддержание ее в актуальном состоянии (пункты 4.2.2.2, 6.4.1, 7.1.1, 11.1 Приложения 6 к Конвенции, пункт 1.1 доб. 5.1, пункт 1.3.2 Доп. D-1, пункт 4.31 Доп. F-6 Приложения 6 к Конвенции);

• функции, делегированные страной регистрации воздушного судна в соответствии с заключенными соглашениями о разграничении функций и обязанностей по надзору за эксплуатацией воздушных судов, зарегистрированных за рубежом и передаваемых на эксплуатацию в РФ, в том числе одобрение программ технического обслуживания, одобрение учебных программ и организаций по техническому обслуживанию авиационной техники (статья 83 bis Конвенции);

• расчет 24-битовых адресных кодов для воздушных судов, оборудованных системой TCAS;

• проведение мероприятий по вопросам экологической безопасности и

выполнения требований обеспечения единства измерений в гражданской авиации (приложение 16 к Конвенции).

В целях оптимизации выполняемых сейчас функций целесообразно предоставить Росавиации права, связанные с участием в проведении анализа состояния безопасности полетов, профилактических работ и материалов расследования авиационных происшествий, инцидентов и повреждений воздушных судов с целью разработки профилактических мероприятий по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов и получению от предприятий, учреждений и организаций гражданской авиации независимо от форм собственности в установленном порядке информации, перечней, форм и периодичности обязательных донесений, а также закрепить функции по:

• государственному контролю за авиатопливообеспечением в аэропортах (пункты 4.2.9.1, 4.2.9.2 Приложения 6 к Конвенции, пункт «б» Доп. F-5 Приложения 6 к Конвенции);

• ведению учета производственных происшествий (постановление Правительства РФ от 18.06.98 № 609);

• утверждению документов по организации инспекторских проверок гражданских воздушных судов в аэропортах и их методическое сопровождение (пункты 2.1, 311, 312 Приложения 17 к Конвенции);

• обобщению и анализу поступающей информации с результатами проверок гражданских воздушных судов;

• взаимодействию в установленном порядке с органами государственной

власти иностранных государств и международными организациями по вопросам организации инспекторских проверок гражданских воздушных судов в аэропортах и обмена информацией о результатах проверок иностранных гражданских воздушных судов в аэропортах РФ и российских гражданских воздушных судов в иностранных аэропортах (пункт 5.3.2 Приложения 17 к Конвенции);

• взыманию государственной пошлины за регистрацию воздушных судов и осуществлению мониторинга и прогнозирования доходов федерального бюджета за данное юридически значимое действие (подпункт «g» пункта 4.2 Руководства ИКАО по летной годности. Том 1; DOC 9760 AN/967);

• направлению в налоговые органы сведений о воздушных судах, зарегистрированных или снятых с регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, а также о лицах, на которых они зарегистрированы (статья 85 Налогового кодекса РФ).

С целью реализации обязательств Российской Федерации по международным договорам целесообразно наделить Росавиацию полномочиями по:

• рассмотрению международных и иностранных стандартов летной годности и подготовки предложений по включению стандартов в национальные требования (подпункт «к» пункта 4.2 Руководства ИКАО по летной годности. Том 1; DOC 9760 AN/967);

• реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации в

гражданской авиации РФ (пункт 3.4.2 Руководства ИКАО по летной годности. Том 1; DOC 9760 AN/967);

• рассмотрению и введению в действие бюллетеней разработчиков и изготовителей воздушных судов и компонентов, а также выпущенных иностранными полномочными органами директив по летной годности для определения их применимости к российским воздушным судам (подпункт «п» пункта 3.2 Руководства ИКАО по летной годности. Том 1; DOC 9760 AN/967).

В связи с тем, что Росавиация осуществляет выдачу свидетельств штурманам, предлагается предоставить Роса-виации полномочия по контролю за организацией штурманского обеспечения полетов российских гражданских воздушных судов.

В целях повышения эффективности исполнения Росавиацией возложенных на нее функций необходимо конкретизировать функции по ведению баз данных:

• авиационных учебных центров (пункт 54.10 Положения о Росавиации);

• врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации (пункт 5.4.10 Положения о Росавиации);

• эксплуатантов гражданских воздушных судов (пункт 5.4.10 Положения о Росавиации);

• эксплуатантов авиации общего назначения (пункт 5.4.10 Положения о Росавиации);

• «Воздушные суда» в информационной системе «Воздушный транспорт» (подпункт «Ь» пункта 4.2 Руководства ИКАО по летной годности. Том 1; DOC 9760 AN/967);

• свидетельств инженерно-технического персонала (пункт 54.10 Положения о Росавиации);

• эксплуатационно-технической документации, бюллетеней (пункт 3.5.1 Руководства ИКАО по летной годности. Том 1; DOC 9760 AN/967).

При проведении мероприятий по оптимизации организационной структуры следует учитывать, что часть перечисленных функций может быть реализована только в центральном аппарате Росавиации.

Кроме того, в связи с мировым финансовым кризисом, Росавиации предстоит заниматься решением проблем, связанных с регулированием экономических аспектов деятельности субъектов отрасли. Так, в целях обеспечения безопасности полетов, экономической безопасности и финансовой устойчивости авиакомпаний необходимо осуществление мероприятий по:

• установлению требований к финансовой устойчивости авиакомпаний, а также формам учета и отчетности авиакомпаний1;

• обеспечению финансовой устойчивости авиакомпаний в связи с возрастанием стоимости авиаГСМ;

• предоставлению из федерального бюджета в 2009 г. коммерческим банкам субсидий на возмещение затрат и недополученных доходов по сделкам кредитования авиакомпаний в части, не компенсируемой доходами от продажи имущества, предоставленного по договору залога в обеспечение кредита (постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2008 г. № 964).

Данные мероприятия также могут быть реализованы только в центральном аппарате Росавиации, поэтому необходимо рассмотреть вопрос о перераспределении полномочий между центральным аппаратом и территориальными органами Росавиации.

Таким образом, для совершенствования деятельности Росавиации, обеспечения безопасности полетов и финансовой устойчивости субъектов отрасли в период мирового финансового кри-

зиса необходимо внести изменения в следующие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Росавиации:

• Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 172 «Вопросы Федерального агентства воздушного транспорта»;

• Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 396.

Реализация указанных предложений позволит решить существенную часть наиболее актуальных проблем отрасли, а также создаст благоприятные условия для формирования единого уполномоченного органа гражданской авиации (национального ведомства гражданской авиации).

Литература

1. Белоусова Н. И., Васильева Е. М., Лившиц В. Н. Системный анализ транспорта России в современных условиях. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.

2. Бордунов В. Д. Международное воздушное право: Учебное пособие. — Авиабизнес, Научная книга, 2007.

3. Бордунов В. Д. Правовой механизм деятельности международных авиационных ор-

См., например, «Российская газета» — федеральный выпуск № 4812 от 12 декабря 2008 г.

ганизаций / Отв. ред. Ю. М. Малеев. — М.: Наука, 1989. — С. 22.

4. Бордунов В. Д., Елисеев Б. П. О концепции совершенствования Воздушного кодекса 1997 года // Транспорт России, 2008, № 24.

5. Иванова О. Н., Симонов А. М. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2004.

6. Травникова А. И. Постатейный комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации // Деловой двор, 2009.

7. Каменецкая Е. П., Мовчан А. П. Международное морское, воздушное и космическое право: общее и особенное. — М.: Изд. ИГиП РАН, 1992. — С. 122.

8. Копылов М. Н. Вопросы защиты и сохранения окружающей среды в деятельности специализированных учреждений ООН (на примере ИМО и ИКАО) // Междунар. право = Intern. law, 2006, № 1.

9.Кулешов А. А. Роль международных организаций в деятельности авиаперевозчиков // Бюллетень транспортной информации, 1997, № 2.

10. Молчанов В. В. Нормативно-правовое регулирование воздушных перевозок // Законодательство, 2006, № 4.

11. Симоненко А. М., Троицкая О. Н. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007.

12. Свиркин В. А. Теоретические вопросы воздушного права и характеристика звеньев транспортной системы. — М.: Изд. МИИГА, 1988. — 68 с.

13. Чернов В. А. Проблемы государственного управления транспортной сферой в Российской Федерации // Юридический мир, 2008, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.