Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / ЛИКВИДАЦИЯ / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ / BANKRUPTCY / LIQUIDATION / CREDIT ORGANIZATIONS / DEPOSIT INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехова Валентина Владимировна

Кредитные организации имеют ограниченную правоспособность, в рамках которой осуществляются банковские операции согласно выданной лицензии, имеют большое количество правовых связей, как с физическими, так и с юридическими лицами, а в некоторых случаях и с публично-правовыми образованиями. Кредитные организации входят в самый уязвимый сегмент экономики страны, в настоящее время даже у крупных банков есть вероятность отзыва лицензии. В статье рассмотрены обстоятельства, при которых у банка может быть отозвана лицензия, основания для возбуждения производства о банкротстве кредитных организаций, рассмотрена роль в обозначенных процессах Агентства по страхованию вкладов. В ходе рассмотрения данной темы автором выявлены некоторые проблемы правового регулирования банковской деятельности в области банкротства кредитных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF BANKING IN THE FIELD OF BANKRUPTCY OF CREDIT INSTITUTIONS

Credit organizations have limited legal capacity, within which banking operations are carried out in accordance with the issued license, and have a large number of legal relationships, both with individuals and legal entities, and in some cases with public legal entities. Credit organizations are among the most vulnerable segments of the country's economy. currently, even large banks are likely to have their licenses revoked. The article considers the circumstances under which a Bank's license may be revoked, the grounds for initiating bankruptcy proceedings of credit organizations, and the role of the Deposit insurance Agency in these processes. In the course of consideration of this topic, the author identified some problems of legal regulation of banking activities in the field of bankruptcy of credit organizations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Проблемы правового регулирования банковской деятельности в сфере банкротства кредитных организаций

Терехова Валентина Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, кафедра финансового права, Российский государственный гуманитарный университет

E-mail: wsamoiova@mail.ru

Кредитные организации имеют ограниченную правоспособность, в рамках которой осуществляются банковские операции согласно выданной лицензии, имеют большое количество правовых связей, как с физическими, так и с юридическими лицами, а в некоторых случаях и с публично-правовыми образованиями. Кредитные организации входят в самый уязвимый сегмент экономики страны, в настоящее время даже у крупных банков есть вероятность отзыва лицензии. В статье рассмотрены обстоятельства, при которых у банка может быть отозвана лицензия, основания для возбуждения производства о банкротстве кредитных организаций, рассмотрена роль в обозначенных процессах Агентства по страхованию вкладов. В ходе рассмотрения данной темы автором выявлены некоторые проблемы правового регулирования банковской деятельности в области банкротства кредитных организаций.

Ключевые слова: банкротство, ликвидация, кредитные организации, страхование вкладов.

Кредитные организации в отличие от других коммерческих структур имеют отчасти ограниченную правоспособность, в рамках которой осуществляются банковские операции согласно выданной лицензии и другие сопутствующие виды деятельности, этим объясняется необходимость их особого правового регулирования.

Рассматривая проблемы правого регулирования банковской деятельности в области банкротства кредитных организаций, обратимся к § 4.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закон о банкротстве) [1]. В законе прописан порядок и необходимые условия реализации мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, основания и порядок признания кредитных организаций банкротами, а также их ликвидация. Вопросы, которые не отражены в данном законе, регулируются также посредством нормативных актов Банка России. Кредитные организации входят в самый уязвимый сегмент экономики страны, в настоящее время даже у крупных банков есть вероятность отзыва лицензии. Кредитная организация имеет большое количество правовых связей, как с физическими, так и с юридическими лицами, а в некоторых случаях и с публично-правовыми образованиями, деятельность ее носит публичный характер. Публичность, на мой взгляд, в большей мере выражается во взаимодействии с частными лицами (физическими и юридическими), что является отчасти одной из проблем, возникающих при правовом регулировании банкротства кредитных организаций, - это необходимость соблюдения и охраны интересов большого количества кредиторов (на мой взгляд, особенно важно охрана интересов физических лиц).

Согласно п. 1 ст. 189.8 рассматриваемого закона [2] кредитную организацию можно считать неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если ею в течение двух недель (с момента наступления даты исполнения этих обязательств) не были исполнены обязательства или (и) стоимость всех активов данной компании не достаточна для выполнения этих обязательств перед кредиторами.

Производство по делу о банкротстве кредитных организаций возбуждаются на основании сле- р дующих условий: Д

• неисполнение обязанностей на протяжении Ч

. . „ т

14-ти дней со дня наступления даты их испол- К

нения; §

• у организации отозвана лицензия на осущест- У вление банковских операций; А

• наличие задолженности по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда и (или) обязательным платежам в размере не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда. Основаниями для отзыва лицензии у банка чаще всего является:

• потеря собственных средств кредитной организации, произошедшая в процессе инвестирования в проблемные или низколиквидные активы;

• отмывание полученных преступных путем денежных средств;

• собственниками организации осуществлялся вывод денежных средств;

• сомнительные банковские операции;

• недостоверная финансовая отчетность; банковая отчетность составляется каждодневно, ежемесячно и ежегодно, раз в год проводится аудит независимой экспертизой, при выявлении ошибок Центробанк вправе отозвать лицензию у кредитной организации, что с большей вероятностью приведет к банкротству.

• несоблюдение законов.

В 2020 году банковской лицензии лишились уже 32 кредитные организации, посмотреть динамику этого процесса можно на рисунке 1 [3]. На 1 января 2020 года в стадии ликвидации находилось 385 кредитных организаций [4], из них принудительная ликвидация - 33, добровольная - 3, остальные организации ликвидировались по факту банкротства.

Рис. 1. Количество банков, лишенных лицензии в период 2016-2020 гг.

Перед тем, как будет возбуждено дело о банкротстве кредитной организации, у нее должна быть отозвана лицензия на осуществление своей деятельности. Данный вопрос решается только посредством Банка России, то есть даже при наличии просроченной задолженности, наличия финансовых претензий со стороны работников, кредиторов и других уполномоченных органов кредитная организация не может быть признана банкротом. Центральный банк России наделен широкими полномочиями в плане банкротства кредитных организаций, в частности, он в обязательном порядке участвует в деле о банкротстве кредитной организации, согласовывает промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс кредитной организации, аккредитует арбитражных управля-

ющих в качестве конкурсных управляющих при Банке России и т.д. Банк России также является органом банковского регулирования и надзора и может потребовать от рассматриваемой кредитной организации проведения любой досудебной процедуры. Судебные же процедуры банкротства кредитных организаций находятся под прерогативой арбитражного суда, где применяется конкурсное производство.

Досудебные процедуры согласно ст. 189.9 Закона о банкротстве включают в себя: реорганизацию кредитной организации; назначение временной администрации по управлению организацией; оздоравливание финансового состояния и меры по предупреждению банкротства, осуществляемые посредством АСВ.

Банк России имеет право вводить мораторий на срок не более трех месяцев на удовлетворение требований кредиторов, что позволяет сохранить на некотором уровне имущество оспариваемой организации, а также сохранить очередь в удовлетворении требований кредиторов.

После принятия в 2003 году ФЗ о защите страховых вкладов населения страны в банковских организациях в России было создано Агентство по страхованию вкладов или АСВ, главной целью которого является защита инвестиций, а также возмещение понесённого ущерба в случае возникновения форс-мажорных ситуаций. Агентство, представляющее из себя государственный фонд, создано на основе страховых банковских взносов (более 80% ресурсов), после принятия Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 № 177-ФЗ каждый банк должен быть застрахован и внесен в реестр, также денежные средства агентство получает за счет имущественного взноса и доходов от инвестиций страхового фонда. Каждый банк обязан оплачивать страховой взнос в АСВ из личных средств банка ежеквартально в размере 0,1% от суммарной величины всех вкладов физических лиц. Кроме своей основной функции АСВ участвует в ликвидации кредитных организаций. Участие Агентства по страхованию вкладов в банкротстве кредитных организаций, на мой взгляд, является наиболее разумным инструментом оптимизации и регулирования проведения конкурсного производства в рамках процедуры банкротства. Но действительность представляет собой неоднозначную картину:

1. Сведения и факты, предоставляемые АСВ в ходе арбитражного процесса, становятся приоритетными и не подвергаются проверки судом, хотя не редко явление, когда Агентство располагает ошибочными или недостоверными сведениями о кредитной организации.

2. АСВ обеспечивает интересы физических лиц, осуществляя страхование вкладов до 1,4 млн рублей, при этом не страхует вклады юридических лиц. Поэтому не удивительно, что, как только появляется информация о проблемах в конкретном банке, юридические лица чаще

всего переводят свои денежные средства в более надежные банки, а это только ухудшает ситуацию вплоть до критического в отношении дальнейшего существования кредитной организации.

3. В большинстве случаев Агентство действует не как профессиональный участник, а как формально выполняющий свои полномочия орган. На мой взгляд, предназначение Агентства заключается в том, чтобы содействовать как можно более эффективной реализации имущества кредитной организации и максимальному удовлетворению требований кредиторов кредитной организации-банкрота, однако существующие примеры свидетельствуют об обратном: имущество продается по сильно заниженной цене (например, автомобиль, среднерыночная стоимость которого 2,5 миллиона рублей, был реализован за 522 тысячи рублей при банкротстве одного крупного банка), расходы на проведение торгов завышаются. Следуя закону о банкротстве [1], кредитная организация обязана сообщить о своих финансовых трудностях, непростом финансовом положении Центробанку или АСВ незамедлительно, а также постараться восстановить платежеспособность всеми возможными способами. Однако практика показывает, что чаще всего в подобных ситуациях кредитные организации стараются наоборот скрыть факт нестабильности своего финансового состояния. Получается замкнутый круг, в который организации себя вгоняют сознательно, а именно сокрытие своих финансовых проблем ведет к невозможности осуществления процедур досудебного предупреждения банкротства, такие как реорганизация, назначение временной администрации и пр. При затягивании процесса и ухудшении ситуации чаще всего применение процедур оздорав-ливания кредитной организации становится невозможным.

Исходя из вышеизложенного, можно выявить следующие проблемы правового регулирования банковской деятельности в области банкротства кредитных организаций:

1. Скрытие кредитными организациями своих финансовых проблем и невозможность в связи с этим быстрого применения процедур оздорав-ливания. В этом плане необходимо внедрение дополнительных механизмов выявления неустойчивого финансового состояния кредитной организации, что сделает невозможным скрытие фактического финансового положения.

2. Необходимо проведение обязательной проверки на достоверность судом предоставляемых сведений Агентства по страхованию вкладов.

3. Необходимость постоянного дополнения и актуализации нормативно-правовой базы касаемо банкротства кредитных организаций;

4. Необходимо стараться увеличить количество «оздоровившихся» кредитных организаций и соответственно уменьшить численность организаций-банкротов в банковском секторе.

Проблема правового регулирования банковской деятельности в области банкротства кредитных организаций требует повышенного внимания и остается серьезной на данный момент. Большое количество банков-банкротов и дальнейший рост этого процесса может привести к тому, что в будущем останутся небольшое количество крупнейших банков, что отразится на малом и среднем бизнесе, и, несомненно, повлияет на экономическую ситуацию в стране. Данная ситуация требует проработки имеющихся проблем в области поддержки кредитным организациям и пересмотра правового регулирования банковского сектора.

Литература

1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020). - § 4.1. Банкротство кредитных организаций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_39331/79f37dee54870675e8426 81ce28005869ed04ccc/

2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020). - Ст. 189.8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/docume nt/cons_doc_LAW_39331 /f3d 15c 14e0 c154274a850d190ad63de59b497dfd/

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// bankiros.ru/wiki/term/otzyv-licinzii-spisok-bankov.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// cbr.ru/banking_sector/likvidbase/

5. Стародубцева Н.С. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Банковское право. -2006. - № 1.

6. Шишмарева Т.П. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и практика его применения: учебное пособие для экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих. - М.: Статут, 2015.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF BANKING IN THE FIELD OF BANKRUPTCY OF CREDIT INSTITUTIONS

Terekhova V.V.

Russian state University for the Humanities

Credit organizations have limited legal capacity, within which banking operations are carried out in accordance with the issued license, and have a large number of legal relationships, both with individuals and legal entities, and in some cases with public legal entities. Credit organizations are among the most vulnerable segments of the country's economy. currently, even large banks are likely to have their licenses revoked. The article considers the circumstances under which a Bank's license may be revoked, the grounds for initiating bankruptcy proceedings of credit organizations, and the role of the Deposit insurance Agency in these processes. In the course of consideration of this topic, the author identified some problems of legal regulation of banking activities in the field of bankruptcy of credit organizations.

5

"O

C3

<

Keywords: bankruptcy, liquidation, credit organizations, Deposit insurance.

References

1. Federal law № 127-FZ of 26.10.2002 (ed. from 31.07.2020) «On insolvency (bankruptcy)» (with ed. and add., Intro. effective from 01.10.2020). - § 4.1. Bankruptcy of credit organizations. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/79f37dee54870675e-842681ce28005869ed04ccc/

2. Federal law № 127-FZ of 26.10.2002 (ed. from 31.07.2020) «On insolvency (bankruptcy)» (with ed. and add., Intro. effective from 01.10.2020). - Article 189.8. [Electronic resource]. -

Mode of access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_39331/f3d15c14e0c154274a850d190ad63de59b497dfd/ [Electronic resource]. - Mode of access: https://bankiros.ru/wiki/ term/otzyv-licinzii-spisok-bankov.

[Electronic resource]. - Mode of access: https://cbr.ru/banking_ sector/likvidbase/

Starodubtseva N. S. the Concept, criteria and signs of insolvency (bankruptcy) of credit organizations // Banking law. - 2006. -№ 1.

Shishmareva T.P. Federal law «On insolvency (bankruptcy)» and the practice of its application: a textbook for the exam on the Unified training program for arbitration managers. - M.: Statute, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.