Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БАНК / BANKRUPTCY / INSOLVENCY / CREDIT ORGANIZATION / BANK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зозиров Т.В.

В статье проведен комплексный анализ механизмов правового регулирования правоотношений, возникающих в сфере несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, и выявлении наиболее существенных и актуальных проблем реализации норм действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) в отношении специализированных юридических лиц указанной категории. Выявлены проблемы наступления неблагоприятных последствий вследствие отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензии кредитной организации на осуществление банковских операций в отсутствие признаков ее несостоятельности (банкротства) и оспаривание соответствующего приказа Центрального банка Российской Федерации предопределяет необходимость привлечения к гражданско-правовой ответственности Центрального банка Российской Федерации в связи с неправомерным отзывом у кредитной организации специального разрешения на осуществление банковских операций, что приводит к реальной несостоятельности (банкротству) и ликвидации кредитной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF COMMERCIAL BANK INSOLVENCY (BANKRUPTCY)

The dissertation provides a comprehensive analysis of the mechanisms of legal regulation of legal relations arising in the field of insolvency (bankruptcy) of credit organizations, and identifies the most significant and urgent problems of implementing the current legislation on insolvency (bankruptcy) in relation to specialized legal entities of this category. The problems of occurrence of adverse consequences due to the revocation by the Central Bank of the Russian Federation of a credit organization's license to conduct banking operations in the absence of signs of its insolvency (bankruptcy) and challenging the relevant order of the Central Bank of the Russian Federation predetermines the need to bring the Central Bank of the Russian Federation to civil liability in connection with the illegal revocation of a special permission for banking operations from a credit organization, this leads to real insolvency (bankruptcy) and liquidation of the credit organization.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА»

62

Юридические науки

УДК 34

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Зозиров Т. В., кафедра гражданского права и процесса юридического факультета,

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет», РСО-Алания, г. Владикавказ

E-mail:tandelov@list.ru

В статье проведен комплексный анализ механизмов правового регулирования правоотношений, возникающих в сфере несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, и выявлении наиболее существенных и актуальных проблем реализации норм действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) в отношении специализированных юридических лиц указанной категории. Выявлены проблемы наступления неблагоприятных последствий вследствие отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензии кредитной организации на осуществление банковских операций в отсутствие признаков ее несостоятельности (банкротства) и оспаривание соответствующего приказа Центрального банка Российской Федерации предопределяет необходимость привлечения к гражданско-правовой ответственности Центрального банка Российской Федерации в связи с неправомерным отзывом у кредитной организации специального разрешения на осуществление банковских операций, что приводит к реальной несостоятельности (банкротству) и ликвидации кредитной организации.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, кредитная организация, банк.

Legal regulation of commercial Bank insolvency (bankruptcy)

Zozirov T. V., department of civil law and process of the faculty of law, North Ossetian state University, RSO-Alania, Vladikavkaz E-mail:tandelov@list.ru

the dissertation provides a comprehensive analysis of the mechanisms of legal regulation of legal relations arising in the field of insolvency (bankruptcy) of credit organizations, and identifies the most significant and urgent problems of implementing the current legislation on insolvency (bankruptcy) in relation to specialized legal entities of this category. The problems of occurrence of adverse consequences due to the revocation by the Central Bank of the Russian Federation of a credit organization's license to conduct banking operations in the absence of signs of its insolvency (bankruptcy) and challenging the relevant order of the Central Bank of the Russian Federation predetermines the need to bring the Central Bank of the Russian Federation to civil liability in connection with the illegal revocation of a special permission for banking operations from a credit organization, this leads to real insolvency (bankruptcy) and liquidation of the credit organization.

Key words: bankruptcy, insolvency, credit organization, Bank.

Проблемным аспектом отзыва Центральным банком Российской Федерации специального разрешения на осуществление банковских операций является наступление неблагоприятных последствий вследствие отзыва лицензии кредитной организации в отсутствие признаков ее несостоятельности (банкротства) и оспаривание

соответствующего приказа Центрального банка Российской Федерации без приостановления производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Данные обстоятельства предопределяют необходимость привлечения к гражданско-правовой ответственности Центрального банка Российской Федерации

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КОММЕРНЕСКОГО БАНКА

63

в связи с неправомерным отзывом у кредитной организации специального разрешения на осуществление банковских операций, что привело к реальной несостоятельности (банкротству) и ликвидации кредитной организации.

В отношении очередности удовлетворения требований кредиторов должников-кредитных организаций применению подлежат специальные нормы законодательства о несостоятельности (банкротстве). Общие правила, установленные соответствующим нормативным правовым актом, применяются в части, не противоречащей нормам о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Однако в правоприменительной практике реализация соответствующих положений является проблемным вопросом.

Так, в рамках дела №А55-11508/2016 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Эл банк» закрытое акционерное общество «ТОЛЬЯТТИ-СТРОЙЗАКАЗЧИК» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с жалобой на действия конкурсного управляющего кредитной организацией в связи с отказом последнего в удовлетворении уведомления кредитора о намерении оставить нереализованное залоговое имущество за собой вследствие установления и включения его требований в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Эл банк» как обеспеченных залогом имущества должника-кредитной организации.

Согласно общим положениям законодательства о несостоятельности (банкротстве) в случае признания несостоявшимися повторных торгов конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах. Распределение денежных средств, в случае оставления имущества залоговым кредитором за собой происходит по общим правилам ст. 138 Закона о банкротстве, согласно которой установлен приоритет погашения требований залогового кредитора перед обязательствами первой и второй очереди.

В тоже время специальными положениями данного нормативного правового акта установ-

лено, что требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 27 марта 2018 года, Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2018 года признаны незаконными действия (бездействия) конкурсного управляющего кредитной организацией, выраженные в отказе в удовлетворении требований кредитора об оставлении за собой заложенного имущества, и определено обязать конкурсного управляющего устранить допущенные нарушения, совершив действия, необходимые для реализации права кредитора на оставление за собой предмета залога, что не соответствует принципу отведения превалирующего значения специальных правил процедуры несостоятельности (банкротства) кредитных организаций 1.

Процедура проведения конкурсного производства представляет собой сложный системный процесс по выявлению имеющегося у должника имущества и денежных средств, разумному и соразмерному их распределению, удовлетворению требований кредиторов посредством разделения средств, полученных с реализации имущества должника со специально организованных аукционов и перераспределения его финансовых активов.

Согласно ч. 1 ст. 124 Закона о несостоятельности (банкротстве), конкурсное производство открывается с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании организации банкротом. Данная мера является императивной. Сроки конкурсного производства законодательно ограничены шестью месяцами. При условии имеющихся на то оснований, лицо, участвующее в деле, может подавать ходатайство о продлении конкурсного производства, но в этом случае срок тоже не будет выходить за рамки шести месяцев.

Несмотря на кажущуюся простоту и безвредность банкротства, это отнюдь не так. Для организации, признанной банкротом, имеются опре-

1 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС «Консультант Плюс».

64

Т. В. ЗОЗИРОВ

деленные последствия, предусматривающие и экономические ограничения 1.

Место конкурсного управляющего может быть занято Агенством по страхованию вкладов при условии наличия у организации лицензии ЦБ РФ, предусматривающей привлечение денежных средств физических лиц во вклады либо арбитражным управляющим, имеющим аккредитацию при ЦБ РФ. Нормативно-правовое регулирование процедуры получения аккредитации арбитражными управляющими осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 14 декабря 2004 г. № 265-П «Об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций»2. Если в результате деятельности конкурсного управляющего организацией были понесены убытки, то расходы на их погашение несет как раз конкурсный управляющий за счет собственного имущества и стразовых средств.

В случае, если конкурсным управляющим признано Агентство по страхованию вкладов, оно назначает полномочного представителя, который и будет осуществлять полномочия конкурсного управляющего. Действовать он будет на основании выданной Агенством доверенности и выступать он будет от его же имени. При наличии причин, препятствующих реализации представителем своих полномочий, в срок не более пяти дней Агенство назначает новое лицо на должность конкурсного управляющего в соответствующую финансовую организацию. При этом лицо, ранее занимавшее эту должность, должно по возможности в полной мере передать дела и описать имеющуюся на данный момент финансовую ситуацию организации для наиболее своевременного, последовательного и полного разрешения дела.

Фактически конкурсный управляющий на период конкурсного производства становится полноправным руководителем организации. Все его действия должны отвечать принципам справедливости и разумности, а деятельности вестись добросовестно. Проведение соответствующего экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих позволяет допускать до последнего этапа процедуры проведения банкротства фи-

нансовой организации исключительно людей с большим знанием дела и умением ориентироваться в законодательстве, регулирующем не только этап конкурсного производства, но и процесс признания лица банкротом в целом.

Для того чтобы удостовериться, что деятельность конкурсного управляющего действительно соответствует принципам добросовестности, справедливости и разумности ЦБ РФ может осуществить проверку по соответствующим критериям. По результатам проверки лицами, проводившими ее, будет вынесен соответствующий акт, в котором будет содержаться оценка деятельности конкурсного управляющего. При выявлении каких-либо нарушений могут быть применены ответные меры.

Согласно Закону о несостоятельности (банкротстве) кредиторы могут предъявлять свои требования в любой период конкурсного производства (которое по общему правилу длится не более шести месяцев). Но существует и дополнительное право предъявление требований на момент деятельности временной администрации.

Конкурсная масса представлена всем объемом находящегося у должника на праве собственности имущества и денежных средств.

Зачастую возникает ситуация, когда средств кредитора недостаточно для удовлетворения требований всего реестра должников. В данной ситуации вступает в силу право очереди, закрепленное на законодательном уровне, и происходит соразмерное и поочередное погашение задолженностей перед кредиторами, включенными в реестр требований.

Сложнее обстоит ситуация, если кредитор предъявил свои требования уже по факту закрытия реестра требований, его требования могут быть удовлетворены за счет имущества кредитной организации, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных вовремя и включенных в реестр требований кредиторов. А при условии, что данная ситуация усугублена нехваткой средств для погашения долга даже для кредиторов первой очереди, потребуется грамотная работа конкурсного управляющего, чтобы разрешить столь сложный финансово-правовой вопрос.

1 Положением Банка России от 14 декабря 2004 г. № 265-П «Об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций» // СПС «Консультант Плюс».

2 Там же.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

65

По результатам закрытия реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в течение полугода должен издать промежуточный ликвидационный баланс, в котором содержалась бы следующая информация:

- перечень имущества ликвидируемой кредитной организации;

- перечень предъявленных кредиторами требований;

- информация об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди.

Проведя инвентаризацию и оценку имущества, конкурсный управляющий может переходить к реализации имущества организации на торгах.

Заключительная задача конкурсного управляющего заключается в том, чтобы в течение месяца предоставить ЦБ РФ определение арбитражного суда и предлагающиеся документы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Законом о банках и банковской деятельности. ЦБ РФ после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией направляет сведения и документы в уполномоченный регистрирующий орган субъекта, который в течение пяти рабочих дней со дня их получения вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись, что свидетельствует об окончании процедуры ликвидации.

На основе проведенных исследований, можно прийти к следующим выводам:

Процедура проведения конкурсного производства представляет собой сложный системный процесс по выявлению имеющегося у должника имущества и денежных средств, разумному и со-

размерному их распределению, удовлетворению требований кредиторов посредством разделения средств, полученных с реализации имущества должника со специально организованных аукционов и перераспределения его финансовых активов.

Место конкурсного управляющего может быть занято Агентством по страхованию вкладов при условии наличия у организации лицензии ЦБ РФ, предусматривающей привлечение денежных средств физических лиц во вклады либо арбитражным управляющим, имеющим аккредитацию при ЦБ РФ.

Конкурсная масса представлена всем объемом находящегося у должника на праве собственности имущества и денежных средств. Исключение составляет имущество, находящееся в ипотеке, а также имущество клиентов кредитной организации, принятые и (или) приобретенные кредитной организацией за их счет по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании, а также жилье, находящееся в социальном найме.

По результатам закрытия реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в течение полугода должен издать промежуточный ликвидационный баланс, в котором содержалась бы следующая информация:

- перечень имущества ликвидируемой кредитной организации;

- перечень предъявленных кредиторами требований;

- информация об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О несостоятельности (банкротстве)» / http://base.consultant.ru/

2. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.18 г. по делу №А5511508/2016 / http://base.consultant.ru/

3. Положением Банка России от 14 декабря 2004 г. № 265-П «Об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций» / http://base.consultant.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.