Научная статья на тему 'Проблемы правового обеспечения информационной безопасности личности в Российской Федерации'

Проблемы правового обеспечения информационной безопасности личности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
496
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белокопытова Н.Ю., Анучкина А.Д.

В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования развития информационного общества в РФ, электронного государства и возникающие в связи с этим проблемы правового обеспечения информационной безопасности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового обеспечения информационной безопасности личности в Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Белокопытова Н.Ю.* *, Анучкина А.Д.*

Филиал Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск

В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования развития информационного общества в РФ, электронного государства и возникающие в связи с этим проблемы правового обеспечения информационной безопасности личности.

Ключевые слова: информация, информационная безопасность, информационное общество, электронное государство.

На сегодняшний день в Российской Федерации активно развиваются процессы информатизации - построение электронного государства, электронного правительства, становление электронного правосудия, развитие информационного общества. Информатизация, как современное течение в истории развития человечества, непреодолима. Однако глубина исследований важных вопросов информатизации недостаточна - что такое информатизация, для чего она нужна, какова ее цель и другие основные вопросы. Сегодня мы много слышим о преимуществах использования информационных технологий: в государственном управлении, в избирательном процессе, в процессах информатизации судов, о преимуществах универсальной электронной карты и т.д. Однако глубокое изучение данного вопроса позволяет выявить не менее серьезные проблемы. К числу таких проблем необходимо отнести правовое обеспечение информационной безопасности личности.

Такие понятия, как «информационная безопасность общества», «информационная безопасность личности» сегодня приобретают наибольшую актуальность наряду с такими понятиями, как «безопасность», «национальная безопасность», «информационная безопасность». Следует отметить, что в РФ на законодательном уровне понятие информационной безопасности отсутствует. Определение данной категории содержится в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895), которое определяется как состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В стране принят целый ряд документов, внедряющих информационные технологии в повседневную жизнедеятельность. Например, это Указ Президента от 19 октября 2005 г. N 1222 «Об основных документах, удостове-

* Старший преподаватель кафедры Гражданского права и процесса.

* Старший преподаватель кафедры Г ражданского права и процесса, кандидат юридических наук.

Юридические науки

309

ряющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации» [3], Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» [1], регулирующий отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий и др. Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. N 2415-р «О внесении изменений в распоряжения Правительства Российской Федерации» скорректирован план перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде.

Вместе с тем возникновение и стремительное развитие в последние десятилетия глобальной сети «Интернет» ставит на качественно новый уровень вопрос о защите информации персонального характера. В Российской Федерации принят Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» [2], которым регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях. Основной целью закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Сам факт размещения пользователем информации персонального характера в сети «Интернет» вовсе не означает ее разглашение. Однако в большинстве случаев размещение информации в Интернете сопровождается открытием к ней доступа неограниченного круга пользователей, что связано, прежде всего, с всемирными масштабами этой сети. Тем самым человек становится беззащитным. И это при том, что действуют международные конвенции, пакты о гражданских и политических правах, конституции, признающие среди прочих прав право человека на тайну личной жизни. Таким образом, нормативное признание тайны переписки, личной жизни, банковской тайны рушится. Сюда же можно отнести проблемы защиты авторских прав [6, с. 94].

Решением проблемы может стать только строгое соблюдение таких правил и требований правового режима информационных ресурсов, как определение категории информации по доступу (открытая, не подлежащая ограничению по доступу, конфиденциальная, отнесенная к государственной тайне), соблюдение запрета распространения информации, направленной на ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности человека, установление режима собственности и интеллектуальной собственности на соответствую-

310

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

щие объекты информационного характера, а также режима обеспечения безопасности информации. К сожалению, эти требования не в полной мере обеспечены действующим законодательством [6, с. 95].

Формирование электронной России как электронного государства по-новому расставляет акценты в вопросе реализации прав субъектов информационных отношений, и, прежде всего, человека как основного, первичного их участника. В России Э-правительство понимается достаточно широко, и его сфера деятельности проецируется на все общество.

При любом варианте информационного пространства, в котором действует Э-правительство, следует иметь в виду, что в структурном отношении Э-правительство представляет собой систему специализированных органов, механизмов и правил, обеспечивающих реализацию государственной политики в области информатизации [7, с. 215]. За последние годы достаточно прочно укоренилась идеология формирования и широкого использования деятельности институций Э-правительства, которые ответственны за состояние информатизации в России, само государство стало рассматриваться как «сервисное», т.е. осуществляющее в основном услуги для населения. В меньшей мере Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (20022010) способствовала переводу на ИТ деятельности органов государственной власти в его основной функциональной сфере - реализации конкретных функций органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечению процессов принятия решений [5, с. 119].

Таким образом, гарантии прав и интересов в информационной сфере приобретают далеко не маловажное значение. Представленная проблема требует безотлагательного решения как никогда. К примеру, Модельный информационный кодекс для государств-участников СНГ в качестве таковых гарантий называет следующее:

1. Обеспечение информационных прав и свобод человека в информационной сфере, обеспечение информационной безопасности является важнейшей функцией государства.

2. Обеспечение права каждого человека на свободу поиска, получения, использования, создания, распространения и хранения информации любыми законными способами и средствами возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические лица обязаны предоставлять информацию по запросу субъектов информационных отношений и информационноинфраструктурных отношений, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом.

На сегодняшний день все большую актуальность вызывает вопрос полноценного обеспечения информационных прав и свобод человека. Наиболее остро и необходимо решение данной задачи становится в условиях формирующегося электронного государства.

Юридические науки

311

Государственная программа Российской Федерации N 1815-р «Информационное общество (2011-2020 годы)» [4] констатирует наличие проблем в области защиты прав и свобод человека в информационном обществе российского государства и подчеркивает, что в настоящее время наблюдается неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, об организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, что в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает также угрозу нарушения прав граждан; сохраняется высокий уровень различия в использовании информационных технологий ... различными слоями общества, и недостаточно развита базовая инфраструктура информационного общества.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заложил механизм предоставления государственных и муниципальных услуг. Также данный закон предусматривает систему введения универсальных электронных карт и многофункциональных центров. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» отдает приоритетное место задаче обеспечения информационной безопасности личности, и в первую очередь, решению задачи обеспечения защиты персональных данных.

Таким образом, остается очень много нерешенных вопросов. Необходимо отметить, что в российском законодательстве сложилась необходимая нормативно-правовая база в сфере регулирования информационных правоотношений. Однако развитие информационного законодательства должно быть ориентировано, прежде всего, на человека как основного, первичного участника отношений в сфере информационного общества.

Этот самый «главный» участник - человек электронного государства, человек информационного общества - не должен остаться в стороне, и его права и свободы, которые в условиях развития электронного государства актуализируются как никогда, законодателем в полной мере должны быть обеспечены. Понятия «права человека», «законность» должны стать лидирующим ядром в ряду институциональных признаков «электронного государства» [8, с. 153].

В заключение необходимо отметить, что в основу решения проблемы «информационной безопасности общества», «информационной безопасности личности», «личность и общество «Электронной России» должны быть положены основополагающие принципы правового государства. Это, в первую очередь, принцип правовой защищенности человека и гражданина, который должен найти свое отражение, как в федеральном, так и в законодательстве субъектов РФ. На сегодняшний день этой проблеме не уделяется должного внимания.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (с изм. и доп. от 28 июня 2014г.) // Собрание законодательства РФ. -

2011. - N 15. - Ст. 2036; 2014. - N 26 (часть I). - Ст. 3390.

312

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (с изм. и доп. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. -2014. - N 30 (часть I). - Ст. 4243.

3. Указ Президента от 19 октября 2005 г. N 1222 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 43. -Ст. 4372.

4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» // Собрание законодательства РФ. -2014. - N 18 (часть II). - Ст. 2159.

5. Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. -М.: ЮРКОМПАНИ, 2012.

6. Власова Н.В., Грачева С.А., Мещерякова М.А. и др. Правовое пространство и человек: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Е.В. Пуляева, Н.И. Хлуденева. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2013.

7. Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. - М., 2007. - С. 215.

8. Чеботарева А.А. Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности личности в современных условиях развития федерального и регионального информационного законодательства // Эволюция государственных и правовых институтов в условиях развития информационного общества / отв. ред. И.Л. Бачило. - М., ИГП РАН, ЮРКОМПАНИ, 2012.

МЕСТО, РОЛЬ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СПОРОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Вильгоненко И.М.* *, Титенко Ю.А.*

Филиал Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск

В статье рассматриваются информационные споры как специфическая категория конфликтов, а так же значение информационных споров в жизни гражданского общества и пути их разрешения.

Ключевые слова информация, информационные споры, средства массовой информации, журналист, защита, возмещение морального вреда.

* Доцент кафедры Г ражданского права и процесса, кандидат юридических наук.

* Доцент кафедры Г ражданского права и процесса, кандидат юридических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.