Научная статья на тему 'Проблемы правового и организационного регулирования направления, приема и размещения осужденных в период реформирования пенитенциарной системы царской России XIX - начала XX века'

Проблемы правового и организационного регулирования направления, приема и размещения осужденных в период реформирования пенитенциарной системы царской России XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новиков Е. Е.

В современной пенитенциарной теории и практике в процессе исправления (ресоциализации) осужденных значительное внимание уделяется первоначальному этапу отбывания наказания в виде лишения свободы: направлению осужденных в исправительные учреждения (ИУ), приему и размещению вновь прибывших, обеспечению надлежащей адаптации. За основу берется принцип, согласно которому с первых дней пребывания осужденных в ИУ должны создаваться все возможные условия, способствующие их социальной реабилитации (ст. 8, 9, 22, 61, 63, 66-69 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых в 1955 году на I Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Новиков Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового и организационного регулирования направления, приема и размещения осужденных в период реформирования пенитенциарной системы царской России XIX - начала XX века»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Старший лейтенант внутренней службы Е. Е. НОВИКОВ,

адъюнкт Академии ФСИН России

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРИЕМА И РАЗМЕЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ ЦАРСКОЙ РОССИИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В современной пенитенциарной теории и практике в процессе исправления (ресоциализации) осужденных значительное внимание уделяется первоначальному этапу отбывания наказания в виде лишения свободы: направлению осужденных в исправительные учреждения (ИУ), приему и размещению вновь прибывших, обеспечению надлежащей адаптации. За основу берется принцип, согласно которому с первых дней пребывания осужденных в ИУ должны создаваться все возможные условия, способствующие их социальной реабилитации (ст.ст. 8, 9, 22, 61,63,66-69 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых в 1955 году на I Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями)1.

В разные периоды истории развития пенитенциарной науки в России проблемы исполнения уголовных наказаний рассматривались достаточно подробно, однако ученые-юристы не уделяли должного внимания исследованию процессов направления, приема и размещения осужденных в ме-

стах лишения свободы как взаимосвязанных элементов первоначального этапа отбывания наказания. В рамках данной статьи мы посчитали целесообразным изучить, как проблемы направления, приема и размещения разрешались на этапах реформирования системы исполнения наказаний. Наша цель - выявление динамики возникновения и решения правовых и практических вопросов в данных сферах деятельности.

Приведенное в этой статье краткое историко-сравни-тельное рассмотрение деятельности по направлению, приему и размещению осужденных в ИУ особенно важно в условиях происходящего реформирования пенитенциарной системы России. Согласимся с мнением А. Я. Гриш-ко, который определил, что исторический анализ помогает выяснить определенные тенденции и закономерности, игнорирование которых при любом реформировании не-возможно2.

Реформирование пенитенциарной системы России XIX века началось с момента начала правления Александра I, деятельность которого свидетельствует о явной заинтересованности данного правителя в решении проблем мест лишения свободы. Для решения вопросов совершенствования деятельности направления осужденных в ИУ создаются гарнизонные батальоны, губернские роты и уездные команды из местного управления, которые передаются в Военное Министерство. 3 июля 1811 года на их основе создается внутренняя стра-жа3, а с 1816 года - отдельный корпус внутренней стра-

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

жи (ОКВС)4. Основной функцией ОКВС стало «принятие и провожание рекрутов, преступников, арестантов и пленных»5, а его работа регламентировалась Положением для внутренней стражи от 3 июля 1811 года.

Отрицательным моментом создания ОКВС являлось то, что это подразделение находилось под руководством двух министерств: Военное Министерство ведало вопросами комплектования данной службы, его материальным обеспечением и снабжением, а в служебной деятельности данный корпус подчинялся Министерству полиции, а затем МВД. Также следует подчеркнуть еще один недостаток в создании указанного подразделения, который заключается в том, что в основном комплектование ОКВС строилось на принципе приема «бракованных» по здоровью или штрафных военных: корпус превратился в место ссылки негодных... к полевой службе офицеров, ...переводились часто порочные люди. Из выпускников военно-учебных заведений попадали в основном те, кто с трудом («по тупости в науках») их заканчивал»6.

К тому времени принимать осужденных стали надзиратели и смотрители, которые должны были «размещать арестованных по роду преступлений»7, чего фактически не происходило. Следует отметить, что на тот момент не существовало какого-либо общего положения или инструкции, регламентирующих деятельность персонала, принимающего и размещающего осужденных. Однако в некоторых тюремных учреждениях данные инструкции существовали. Например, в 1819 году Петербургским губернским прокурором была составлена подобная местная Инструкция, содержащая в себе 15 статей8.

Ситуация по приему и размещению осужденных оставалась достаточно удручающей, что в основном зависело от профессионализма действий персонала тюрем: «Люди одного пола содержались вместе, несмотря на различные возраста, повода, по которому они лишены свободы»9. Рост тюремного населения требовал от законодательства и администрации особого внимания к тюрьме. Но ни законодатель, ни центральная и местная администрации по-прежнему не уделяли никакого внимания не только направлению, приему и размещению осужденных в местах лишения свободы, но и деятельности тюрьмы в целом. На ухудшение тюремного вопроса повлиял и тот факт,

что МВД не справлялось с выполнением многочисленных пенитенциарных обязанностей.

Кризисное состояние Российской империи во второй половине XIX века, наглядно отразившееся на ходе Крымской войны, не могло не сказаться на дальнейшем развитии деятельности по направлению, приему и размещению осужденных в местах, исполняющих наказания.

В соответствии с приказом военного министра Д. А. Милютина от 13 августа 1864 года ОКВС упраздняется10. Одним из аргументов для принятия решения о ее ликвидации были огромные расходы на части, не имевшие прямого боевого назначения. Предлагалось, что функции внутренней стражи можно передать местным войскам. Положением об управлении местными войсками округа от 13 августа 1864 года «О создании в военных округах местных войск» его обязанности возложены на сформированные для несения внутренней службы местные и резервные войска11. В данном случае фактически поменялось название, а содержание осталось прежним, так как внутренние гарнизонные батальоны - основа корпуса - остались, получив старое название (губернские батальоны) и войдя в состав местных войск.

Анализ источников того периода позволяет сделать вывод, что деятельность по приему и размещению осужденных, так же как и раньше, осуществлялась на низком уровне в связи с наличием следующих обстоятельств:

отсутствие единых правил по направлению, приему и размещению арестантов;

отсутствие достаточного количества тюрем; отсутствие эффективного контроля за осуществлением приема и размещения осужденных в местах лишения свободы;

отсутствие кадровой политики государства в вопросе тюремного комплектования;

скудное финансирование как самих арестантов, так и персонала мест лишения свободы.

Приведем высказывание, которое будет являться своеобразным итогом данной части статьи: «В настоящее время тюремной администрации нет, да и тюрем, нравственно влияющих, нет, а существует какой-то страшный подземный мир несчастных и отпетых»12.

В результате многолетней работы чиновничьего аппарата пенитенциарной системы 27 февраля 1879 года было образованно Главное тюремное управление (ГТУ). Однако ГТУ акцентировало свою деятельность на исследовании тюремной обстановки и учете тюремного

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

хозяйства, не касаясь непосредственно вопроса развития деятельности органов, осуществляющих направление, прием и размещение осужденных в местах лишения свободы.

Данный период реформирования государства частично отразился на развитии работы по направлению осужденных в ИУ. Благодаря происходящим реформам изменился состав формирований, предназначенных для данной службы. Государство нашло в себе силы и изменило порядок комплектования, исключив практику направления в местные батальоны и команды порочных или штрафных солдат. Однако указанные преобразования были осуществлены не с целью улучшения организации направления осужденных в места лишения свободы, а предназначены для экономии средств государства.

Но и здесь можно выделить недостатки в организации данной службы. Конвойные команды уже более 70 лет находились в двойном подчинении: по строевой и хозяйственной части подчинялись Военному ведомству, а руководство по службе осуществляло теперь ГТУ МВД. Несмотря на преобразования в данной сфере тюремной деятельности, она «оставалась трудной, порой изнурительной, весьма напряженной и часто опасной»13.

Прогрессивно мыслящие чиновники, основываясь на принципе гуманности, общечеловеческих принципах и морали, стремились прививать необходимые качества подчиненным. Так, в изданной в 1890 году «Памятке конвоиру» (автор - штабс-капитан Н. Дроздовский) правила несения конвойной службы изложены в виде советов и назиданий: «Арестантов без нужды не обижай: конвоир не разбойник»; «Предупреждай и прекращай всякие споры, ссоры, драки арестантов между собой, но делай это прилично, без ругательств, на том основании, что слишком грубое и жестокое обращение конвойных роняет и унижает их значение в глазах арестантов»14.

Существенным недостатком в деятельности конвойной службы было отсутствие основополагающего документа, который четко бы регулировал служебную деятельность этих формирований. Отсутствовал Устав конвойной службы. Деятельность конвойных команд в основном опиралась на Положение о конвойных командах, воинский устав гарнизонной службы, приказы, директивы, распоряжения. Приходилось восполнять этот пробел изданием чего-то вроде

рекомендаций, состоящих из различных сводов вопросов и ответов по осуществлению направления осужденных. На практике арестанты, направленные в места лишения свободы, перемещались фактически одинаково на протяжении всего XIX века; условия и порядок перемещения почти не изменились.

Перевод ГТУ 13 декабря 1895 года в ведомство Министерства юстиции не оказало никакого влияния на обращение внимания законодателя к тюрьме. К числу общеимперских законов, имеющих непосредственное значение для организации приема и размещения осужденных в местах лишения свободы, можно отнести только один, принятый 18 мая 1889 года - «О некоторых мерах по устройству новых тюрем и усилению тюремного надзора». Остальные нормативные правовые акты, содержащие интересующую нас информацию, вышли после 1900 года.

Не всегда выполнялись требования по размещению осужденных. Привилегированное сословие размещалось «отдельно от людей низшего состояния». Во многих тюрьмах лимит осужденных превышал положенные нормы: «за полным недостатком места размещали арестованных даже на квартирах надзирателей арестных домов»15. Ни о каком тщательном медицинском осмотре осужденных при приеме речь и не шла.

20 октября 1894 года на престол вступил последний российский император Николай II. Кризис монархии достиг своего апогея. Развитие деятельности органов УИС в области направления, приема и размещения осужденных в местах лишения свободы происходило на фоне трех революций, двух войн и внутренней нестабильности.

В то время конвойная стража находилась под руководством этапно-пересыльной части ГТУ. Усиление и укрепление конвойных команд происходило посредством более строгого отбора пополнения, улучшения служебной подготовки, перевооружения. В октябре 1902 года Главный штаб определил более жесткий порядок комплектования конвойных команд16: было дано указание направлять в конвойную стражу новобранцев с хорошим зрением и крепкого телосложения, евреев не брать, дворян не назначать17.

Устанавливались социально-правовые гарантии сотрудников конвойной службы. 10 июня 1907 года в свет вышел долгожданный Устав конвойной службы18. Несмотря на то,

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

что Устав сначала был проектом19, он просуществовал до падения самодержавия.

Существовали также недостатки, тормозившие развитие конвойной службы. Усиление репрессивной деятельности государства породило увеличение нагрузки на функционирование работы службы, направляющей арестантов в тюрьмы: «...служба конвоиров достигает такого напряжения, что неудивительны заявления местного начальства о том, что бывают случаи, когда конвойные нижние чины готовы на серьезные провинности, чтобы избавляться от такой службы хотя бы по суду»20. Несмотря на нехватку людей, сотрудники конвойной службы часто выполняли задачи, несвойственные ей: направляли неприятельских подданных за пределы империи, оказывали помощь регулярной армии. Оставалась двойственность подчинения конвойных команд. Не изменили это положение и две прошедшие в 1917 году революции.

С 1900 по 1917 год деятельность по приему и размещению осужденных существенных изменений не претерпела. Так, сотрудники ИУ осуществляли свою работу на той же правовой основе, за исключением принятой в 1915 году новой Общей тюремной инструкции, которая фактически повторяла ранее существовавшие нормы приема и размещения осужденных. Государственная правовая регламентация рассматриваемых процессов была на достаточно высоком уровне, но вот практическое ее применение говорило о частом отступлении от положенных правил. В подтверждение этому можно привести следующее высказывание Николая II: «Существующие условия содержания заключенных требуют во многом изменения в связи с .общим пересмотром уголовных законов, дабы лишение свободы во всех его видах успешнее достигало поставленных ему задач - ограждения общества от порочных и опасных членов и нравственного исправления преступников»21.

Подводя итог историческому экскурсу, можно сделать вывод, что на протяжении всего реформирования пенитенциарной системы царской России XIX - начала XX века существовали серьезные проблемы направления, приема и размещения осужденных в местах лишения свободы. Кризисное состояние Российской империи и постоянные социально-политические катаклизмы стали основными причинами возникновения основных проблемных правовых

и организационных вопросов, касающихся направления, приема и размещения осужденных в исправительных учреждениях.

1 Южанин В. Е. Методические рекомендации по работе с вновь прибывшими осужденными в исправительные учреждения. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1996. С. 39.

2 Гришко А. Я. От исправительной колонии к тюрьме: исторический и сравнительный аспекты в трудах ученых: учеб.-метод. пособие. Рязань: Академия ФСИН России, 2010. С. 4.

3 Курков К. Н. Конвойная служба в России: история и современность: учебное пособие. М., 2008. С. 12.

4 Реент Ю. А. История уголовно-исполнительной системы России: учебник / Под ред. Ю. И. Калинина. Рязань: Академия ФСИН России, 2006. С. 68.

5 Положение для внутренней стражи от 3 июля 1811 г. // 1 ПСЗ. Т. XXXI. № 24704, (отделение 2, § 15).

6 Внутренние войска: исторический очерк / В. П. Барабанов [и др.] М., 2007. С. 17.

7 Описание Вигенского замка: Инструкция к главному надзирателю. - 1821. С. 8-12.

8 Гернет М. Н. История царской тюрьмы: в 4-х т. М.,1960. Т. 2. С. 61.

9 Кони А. Ф. Федор Петрович Гааз: биографический очерк. СПб., 1897. С. 12-13.

10 Приказ военного министра Д. А. Милютина в связи упразднением Отдельного корпуса внутренней стражи и формированием местных войск. № 241 от 13 августа 1864.

11 Внутренние войска: исторический очерк / В. П. Барабанов [и др.]. М., 2007. С. 21.

12 ГАРФ. ф. 109 с/а. 3, д. 810, л. 1.

13 Внутренняя и конвойная стража России 18111917. Документы и материалы / под общ. ред. В. Ф. Некрасова. М.: Изд-во «Экзамен», 2002. С. 31.

14 См. там же. С. 31.

15 См. там же. С. 379.

16 См. там же. С. 32.

17 Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк / В. Ф. Некрасов [и др.]. М., 1996. С. 98.

18 Указ Николая II, объявленный военным министром, об утверждении для испытания в войсках в течение двух лет проекта «Устава конвойной службы». -№ 285 от 10 июня 1907 года.

19 Примечание: Указ Николая II гласил об «испытании в войсках в течение двух лет проекта», а «заключения командующими войсками в округах на проект «Устава конвойной службы» должны быть доставлены Главному штабу к 1 января 1909 года.

20 Внутренняя и конвойная стража России 18111917. Документы и материалы / под общ. ред. В. Ф. Некрасова. М.: Изд-во «Экзамен», 2002. С. 33.

21 Собрание Узаконен. 1895. № 195. Ст. 1635. ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.