Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ БЕНЧМАРКИНГА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ БЕНЧМАРКИНГА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ БЕНЧМАРКИНГА / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / МЕНЕДЖМЕНТ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аталянц А.Э.

В статье рассматриваются основные проблемы, препятствующие использованию метода бенчмаркинга на российских предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PRACTICAL IMPLEMENTATION OF THE BENCHMARKING FOR RUSSIAN COMPANIES

The article discusses the main problems that hinder the use of the method of benchmarking for Russian companies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ БЕНЧМАРКИНГА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

УДК 339.13

Аталянц А.Э. магистрант

кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита научный руководитель: Румачик Н.А., к. э.н.

доцент

кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГАОУВО «Северо-Кавказский Федеральный Университет»

Россия, г. Ставрополь ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ БЕНЧМАРКИНГА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, препятствующие использованию метода бенчмаркинга на российских предприятиях.

Ключевые слова: бенчмаркинг, проблемы реализации бенчмаркинга, бухгалтерский учет, менеджмент, конкуренция.

Atalyants A.E. graduate student Departments of Accounting, Analysis and Audit FGAOU VO "North-Caucasian Federal University" Supervisor: Rumachik N.A. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit of the FGAOU

VO "North-Caucasian Federal University"

Stavropol, Russia PROBLEMS OF PRACTICAL IMPLEMENTATION OF THE BENCHMARKING FOR RUSSIAN COMPANIES Abstract. The article discusses the main problems that hinder the use of the method of benchmarking for Russian companies.

Key words: benchmarking, problems of implementation of benchmarking, accounting, management, competition.

В современном мире конкуренция приобретает глобальный характер, и основной целью большинства организаций становится достижение мировых стандартов. Рынок с тенденцией непрерывной конкуренции предполагает необходимость анализа и мониторинга деятельности фирм-конкурентов и организаций, занимающих лидирующие позиции на рынке.

Чтобы оптимизировать деятельность своей организации и сформировать конкурентные преимущества, необходимо изучить опыт других организаций, отобрать в процессе исследований приемы работы из практики фирм-конкурентов, то есть сравнить свою организацию с организациями-лидерами и научиться методам повышения уровня конкурентного потенциала на основе полученного опыта. Суть этого подхода в мировой практике бизнеса находит отражение в бенчмаркинге. В настоящее время бенчмаркинг является достаточно важным инструментом анализа рыночной ситуации и оценки конкурентных преимуществ

организации, на основе которых могут принимться стратегические решения.

Бенчмаркинг способен приносить существенную пользу организациям любого размера, начиная с малых предприятий и заканчивая транснациональными корпорациями. Бенчмаркинг помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес-процессы, позволяет понять, как работают передовые компании, и добиться таких же или более высоких результатов.

Необходимость и желание применения лучших мировых стандартов и зарубежного опыта в принятии эффективных решений постепенно доходит и до российского рынка. Быстроменяющиеся экономические условия бизнеса вызывают необходимость использования новых инструментов, подходов и методов менеджмента в деятельности организаций.

Актуальность данной темы состоит в том, что множество российских организаций еще отстают в области использования бенчмаркинга как одного из современных методов менеджмента.

К основным факторам, препятствующим применению данного метода, относятся:

- низкий уровень социальной ответственности бизнеса, что влечет за собой нежелание компаний сотрудничать с конкурентами из-за недоверия в порядочность и честность партнера;

- недостаток информации и теоретических основ в изучении российскими учеными бенчмаркинга.

В России концепция бенчмаркинга не нашла большого числа последователей. Некоторые аспекты и положения бенчмаркинга стали изучаться с 1996 года в работах Аренковой И.А., Багневой Г.Л., Казанцевой А.К. В последнее время по данной проблеме стали публиковаться переводы трудов зарубежных ученых и практиков, появились оригинальные разработки российских ученых и исследователей. Но при этом публикаций, посвященных философии бенчмаркинга достаточно мало. Использование данного метода в российских организациях также имеет незначительные масштабы.

- невозможность поиска подходящих данных для сравнения из-за сложности подбора предприятия-аналога;

- незнание технологий изучения;

- нехватка финансовых ресурсов, персонала и времени;

- неосведомленность предпринимателей о тех возможностях, которые может дать применение этого инструмента маркетинга в организации, а также о методах и методике его проведения.

Самой главной проблемой, тормозящей процесс внедрения и использования бенчмаркинга на российских предприятиях, является засекреченность отечественных организаций.

Необходимо понимать, что бенчмаркинг является методом изучения опыта конкурента, который не является «тайной за семью печатями».

Польза для организации, которая учится на лучших образцах,

очевидна. Но при этом необходимо понимать, что организация, которая раскрывает информацию о себе, может также иметь для себя определенные плюсы от такого сотрудничества. Мотивы могут быть самыми разными - от социально-культурных (престижность выступить в качестве лидера, что может повысить инвестиционную привлекательность данной организации) до экономических и политических.

В качестве положительного примера использования бенчмаркинга на российском рынке можно привести маркетинговые проекты таких ведущих компаний, как ПАО «Нефтяная компания Лукойл», ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ООО «САНГ», ООО «АвтоЗИЛ», ЮКОС.

Рассмотрим более подробно использование бенчмаркинга на примере компании «САНГ». Компания «САНГ», один из крупнейших российских дистрибуторов бытовой химии компании «Хенкель - Россия» в мире, была в основном ориентирована на работу с крупными оптовиками. На уровне повседневных продаж использовались достаточно пассивные методы. В процессе усиления конкуренции на рынке организация постепенно стала терять свои рыночные позиции, и руководство решило переключиться на более активные способы продвижения, в частности внедрить систему активных продаж. В рамках проекта был изучался опыт построения системы активных продаж ведущими международными и российскими компаниями на рынке потребительских товаров. Исследование охватило более 10 организаций лидеров в своей отрасли, в том числе транснациональных производителей потребительских товаров, ведущих российских производителей (Концерн «Калина», Невская косметика, Свобода и т.д.), а также их дистрибуторов. [2] В процессе применения концепции бенчмаркинга были детально изучены системы активных продаж, существующие на рынке, в том числе были рассмотрены модели построения каналов дистрибуции, модели построения торгового аппарата, принципы ценообразования, системы стимулирования продаж, технологии продаж.

Результаты такого бенчмаркингового исследования помогли организации полностью спроектировать систему активных продаж, которая раньше в ней не существовала.

Но все же бенчмаркинг остается для российских предприятий различных отраслей западным новшеством и имеет достаточно мало примеров использования в российской практике бизнеса.

Таким образом, невозможно пока считать, что работа по организации и осмыслению практики бенчмаркинга носит целостный и системный характер, что, безусловно, тормозит развитие бенчмаркинга в нашей стране. Между тем, его применение может способствовать получению информации о самых передовых достижениях в области бизнеса, внедрению и применению передового российского и зарубежного опыта из различных областей в практику собственной организации. А это - один из путей повышения конкурентоспособности бизнеса в России.

Использованные источники:

1. Афанасьева Н. В. Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства: учеб. пособие / Афанасьева Н. В., Багиев Г. Л., Лейдиг Г. СПБ.: Изд-во СПБУЭФ - 2007.

2. Григ Н. Бенчмаркинг - реальный опыт / Григ Н., Уэлч С., Р. // Манн Стандарты и качество. - 2005. - № 9.

3. Данилов И. П. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия / Данилов И. П. - М.: Стандарты и качество, 2005.

4. Зиберт Г. Бенчмаркинг. Руководство для практиков / Зиберт Г., Кемпф Ш. - М.: КИА центр, 2006.

УДК 339.17

Аталянц И.Э. магистрант

кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита научный руководитель: Шелухина Е.А., к. э.н.

доцент

кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГАОУВО «Северо-Кавказский Федеральный Университет»

Россия, г. Ставрополь ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ Аннотация. В статье раскрываются особенности документального оформления расчетов с поставщиками подрядчиками, рассмотрены основные формы расчетов

Ключевые слова: учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, договор поставки, безналичная форма расчетов.

Atalyants I.E. graduate student Departaments of Accounting, Analysis and Audit FGAOU VO «North-Caucasian Federal University» Supervisor: Shelukhina E.A. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit FGAOU VO

«North-Caucasian Federal University»

Stavropol, Russia DOCUMENTARY REGISTRATION OF OPERATIONS UNDER THE ACCOUNT OF CALCULATIONS WITH SUPPLIERS AND

CONTRACTORS Abstract. In the article the features of documentary registration of settlements with suppliers and contractors, as well as the basic forms of payment

Keywords: the account of calculations with suppliers and contractors, supply contract, non-cash form ofpayment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.